Главная стр 1
скачать
Программа

индивидуально - групповых занятий по химии

для учащихся 9 класса

 

«Вещества вокруг нас»

 

 

 



 

 

 



Учитель: Корягина С.В.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Введение

 

       Система ИГР (индивидуально-групповой работы) на старшей ступени школы включает комплекс базовых, профильных курсов.



       Содержание данного курса позволяет учащимся реализовать свой интерес к предмету химия, познакомиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы, создать базу для ориентации в мире современных профессий.

       Формой отчетности по изучению ИГР может быть защита учащимися проектных работ. Поэтому в программе приводится перечень проектных работ, списки литературы, дисков и сайтов и Интернете по данной тематике.

  

Пояснительная записка



 

 

        Программа ИГР «Вещества вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 9 классов.



Содержание программы знакомит обучаемых со свойствами веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, спички, продукты питания и др., учит решать химические задачи, включенные в ГИА по химии за основной курс средней школы.

       Вещества, рассматриваемые в данном курсе, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет  возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

       Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, а также развивает их творческие способности.

       Практические работы способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

       Изучив данный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

 

 


 

 

Тематический план



 



Наименование тем и занятий.

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Вода и растворы.

Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Вода и растворы.

Электролитическая диссоциация водных растворов.

Решение задач на избыток и недостаток.



3

1
1
1



Лекция. Сообщения учащихся.

Практическая работа №1



2.

Соли.

Интересные свойства солей. 

Решение задач на выведение молекулярных формул сложных веществ.


2

1

1



Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа № 2 .

3.

Полимеры.

Полимеры. Синтетические моющие средства. Мыла. Косметика.

Решение задач выход продукта от теоретически возможного.


2

1
1


Лекция. Сообщение учащихся. Опыты.

Практическая работа №3.



4

Природные индикаторы.


1

Лекция.

5.

Питательные вещества.

Питательные вещества. Жиры. Белки. Углеводы.

Пищевые добавки.


2

1
1


Лекция. Практическая работ № 4.


6.

Вещества в аптечке.

Лекарства. Яды.

Решение задач комбинированного типа.


2

1

1



Лекция. Сообщения учащихся.

7.

Вещества в производстве.

Стекло. Керамика, строительные материалы.

Бумага. Древесина. Взрывчатые вещества.

Решение задач повышенного уровня сложности.



2

1
1



Лекция. Сообщения учащихся. Просмотр коллекций.

8.

 Проектная деятельность.

Выбор темы проекта. Исследовательская работа над проектом. Обобщение результатов проекта. Защита проекта.



3

Опыты. Исследования.

Защита проектов.








ИТОГО:



17




 

Вопросы 1 темы:

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме.

Пресная вода, ее очистка. Диссоциация в воде веществ. Экологические проблемы чистой воды. Способы выражения концентрации.

Практическая работа №1 «Правила работы в химической лаборатории». Реакции ионного обмена. Обратимость и необратимость реакций. Решение задач на избыток и недостаток. 


 Вопросы 2 темы:

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Интересные свойства солей. 

Решение задач на выведение молекулярных формул сложных веществ.

Практическая работа №2 «Приготовление раствора соли определенной концентрации».

 

Вопросы 3 темы:

Полимеры. Природные и химические полимеры. Состав СМС. Как делают мыло? Почему мыло плохо моет в жесткой воде? Правила пользования косметикой. Тушь и помада. Средства ухода за зубами.

Решение задач выход продукта от теоретически возможного.

Практическая работа №3 «Определение пластмасс и волокон»


Вопросы темы 4:

рН среды. Кислотность и щелочность. Свойства химических индикаторов. Определение рН среды природными индикаторами.

 

Вопросы 5 темы:

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Питательные вещества. Пищевые добавки.

Практическая работа №4 «Свойства белков, углеводов и жиров»

 

Вопросы 6 темы:

Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства децинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

Решение задач комбинированного типа.

 

Вопросы 7 темы:

Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. История стекла. Кирпичи.

Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование. Стекло. Керамика, строительные материалы. Взрывчатые вещества. Спички. Пирофоры. История изобретения спички. Красный и белый фосфор.

Окислительно-восстановительные процессы при горении спички. Производство спичек.

Решение задач повышенного уровня сложности.

 

Вопросы темы 8: 

Выбор темы проекта. Исследовательская работа над проектом. Обобщение результатов проекта. Защита проекта.  
 

Примерные темы для подготовки сообщений

 

1. Соляные бунты» в России.



 

2. Скоро ли можно съесть пуд соли?

 

3. Физиологический раствор в медицине.



 

4. Имеет ли вода память?

 

5. Влажность воздуха и самочувствие человека.



 

6. Вода в космосе.

 

7. Чудесный гриб А. Флеминга.



 

8. Поль Эрлих – основоположник химиотерапии.

 

9. Витамины. Работы Н.Н.Лунина, И.И.Бессонова.



 

10. Гончарный круг в истории человечества.

 

11. Мы строим дачу.



 

12. Вещества-мутагены и вещества-канцерогены.

 

13. История мыла.



 

14. Роль питательных веществ в обмене веществ. Калорийность.

 

15. Химическая завивка и обесцвечивание волос.



 
Примерные темы проектов


  1. Уникальные свойства воды.

  2. Вода – универсальный растворитель.

  3. Плюсы и минусы поваренной соли.

  4. Какое мыло лучше «мылит»?

  5. Воздействие нитратов и нитритов на организм человека.

  6. Правильное питание.

  7. Составляем домашнюю аптечку сами.

  8. Алкоголь и его влияние на организм человека.

9. Другие темы, предложенные самими учащимися.

 


Литература и другие информационные источники

для учащихся и учителя

 

1.     Химическая энциклопедия. М., 1988, 2001гг.



2.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3.     Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. М.: Педагогика, 1975.

4.     Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев.: 1998.

5.     Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 2003.

6.     Журналы « Химия и жизнь».

СД

1.Электронная энциклопедия. «Кругосвет», 2003.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».


Сайты и Интернете:

www.goldpages.ru

www.chinainfo.ru

www.delphiclub.ru

www.price-list.kiev.ru

Литература для учителя:

1. Факультативные и индивидуальные занятия по химии. Методическое пособие для учителя. Й-Ола, Марий Эл, 2007г.

Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В.      

Волгоград: Учитель, 2005.    

2. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г. 

М: Владос. 2006.

3. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.        



Волгоград: Учитель, 2004.    
скачать


Смотрите также:
Программа индивидуально групповых занятий по химии для учащихся 9 класса «Вещества вокруг нас»
71.76kb.
Кабинет биологической обратной связи «здоровье»
41.64kb.
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» 8 класс Количество часов по плану: 34 час
58.08kb.
Рабочая программа Индивидуально групповых занятий по математике в 6 а и 6 б классах в 2012 2013 учебном году Разработчик
84kb.
Программа курса индивидуально-групповых занятий для учащихся 8-х классов «Экология человека» (34 часа)
122.69kb.
Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас»
239.36kb.
Программа элективного курса «Основы химических методов исследования вещества»
129.26kb.
Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-групповых занятий разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Математика»
121.56kb.
Рабочая программа по химии для 8 класса учителя химии Самариной Т. М. на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по химии
412.72kb.
Организация и основные направления индивидуально групповых занятий с детьми
90.61kb.
Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса
91.15kb.
Рабочая программа по химии для учащихся 11 класса
190.36kb.