Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»
Проект

«Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом»

Программа

индивидуально - психологической работы

с подростками,

находящихся в конфликте с законом

Индивидуальную работу с подростками, находящимися в конфликте с законом, мы разделили на несколько условных блоков, объединяя их по темам. Мы предлагаем вам некоторые упражнения используемые в нашей работе. Эти упражнения мы применяли для работы с условно – осужденными несовершеннолетними и подростками - правонарушителями, проживающими в социальных учреждениях.



СЕМЕЙНЫЙ БЛОК
Цель. Осознание и принятие своего жизненного опыта необходимы для последующего построения своей собственной жизни.

Из опыта работы

Осознание ребенком своей сегодняшней ситуации невозможно без отражения чувств по отноше­нию к покинувшим его родителям. Отсюда вытекают проблемы утраты, потери, обиды, злости, поиска утраченной любви, чрезмерно подчеркнутой заботы о родителях, вины. Важно выразить все свои переживания, разоб­раться и принять свои крайне противоречивые, амбивалентные чувства по отношению к родителям. Работа с ними может идти в сторону изменения оценки, примирения, прощения, понимания, что изменить прошлое не в на­ших силах и нет смысла занимать обвиняющую позицию по отношению к родителям. Когда ситуация принята и человек перестает обвинять своих родителей, ненавидеть свое прошлое, то он принимает на себя ответствен­ность за свою жизнь, появляются силы и возможность двигаться по жизни дальше.

Перед тем как проводить упражнения, психолог беседует с участника­ми о прошлом. Дети представляют себя маленькими, вспоминают дом, где они жили, окружающих людей: детей и взрослых. Вы просите де­тей поделиться самыми ранними приятными воспоминаниями. Возможно, вы узнаете, кто из них жил в семье, а кто в детском доме. Кто-то ничего не знает о своих родителях, а к кому-то родители приходили. Кто-то, может быть, только слышал о них, например, знает, что отец в тюрьме. Возможно, кто-нибудь знает, что его родители умерли. Может быть, кто-то расскажет о других родственниках: бабушке, дедушке, братьях, сестрах, дяде, тете. А кто-нибудь поделится воспоминаниями о своей воспитательнице или детях из группы.
«СЧАСТЛИВОЕ СОБЫТИЕ»

Подростку предлагается вспомнить какое-нибудь радостное событие, когда окружали близкие ему люди. Возможно, это родители, другие родственники, может быть друзья или знакомые, воспитатели или что-то, что произошло на группе. Важно, чтобы каждый нашел что-то, что действительно ценит и может вспомнить с удовольствием.

Некоторые истории очень трогательны, например, одна девочка рассказала, что, когда ей исполнилось четыре года, она напомнила маме вечером: «У меня сегодня день рождения». Мама ответила: «Да, поздравляю тебя, вот тебе два апельсина». У девочки никогда до этого не было двух фруктов одновременно. Она до сих пор вспоминает об этом как об одном из самых радостных событий своей жизни.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Воспользуйтесь медитативной техникой.

«Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лестнице – лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказываетесь в комнате. Как выглядит эта комната – большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в ней находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, потому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам вокруг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и все, что угодно, все, что придет вам на ум».

Иногда дети делятся своей мечтой жить в семье. Если кого-то из группы забирают домой на выходные дни и в каникулы, то у остальных детей часто возрастает агрессия на него. Если кто-то завидует, можно говорить о том, что мы все не совершенны и иногда завидуем кому-то. Ни у кого не бывает идеальных мамы и папы, всегда что-то не устраивает, но прошлого не изменить, нет смысла обвинять родителей. Мы можем опереться на то, что у нас было, и строить жизнь дальше. Каждому хотелось бы жить в своей семье, в благополучной семье, и у нас есть возможность создать свою семью, какую бы нам хотелось.


РИСУНОК «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО»

Рисунок генеалогического древа - один из способов актуализации своего семейного опыта. Откуда я родом? Каковы мои корни? Где можно брать поддержку? «Мама умерла, папа в тюрьме», но возмож­но, есть родственники: братья, сестры, а может быть другом человек много значащий для меня, он считает меня самым замечательным. Есть ли кто-то близкий? Был ли кто-то, для кого ты много значил, может быть, это была нянечка? Если никого не было, можно просто нарисо­вать корни, все равно они есть у тебя, ты просто не зна­ешь о них или не помнишь, потому что был слишком маленький. Ты ствол, а от тебя уже пойдут ветки и ког­да-нибудь, в будущем, твои потомки нарисуют тебя в качестве корней.

При выполнении этого упражнения был случай, когда одна девочка сказала, что чело­век, если он реально не пережил несчастье, никогда не поймет другого человека, у которого это случи­лось. Если умерла мама, то другой не поймет, если у него -это не случилось, он не будет чувствовать пере­живания другого. Стало понят­но, почему воспитанники держатся друг за друга, им кажется, что их могут понять только люди, пережившие подобное.

"Смерть- неотъемлемая часть жизни, придающая жизни смысл" (В. Сатир).


УПРАЖНЕНИЕ «СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ»

У многих детей есть фотографии, которые были сде­ланы, когда они были младше. К сожалению, у них нет фотографий, где они были бы грудными детьми. На самых ранних фотографиях, которые есть у детей, им обычно уже около 4 лет. В большинстве случаев, это портретные изображения, но могут быть и снимки ка­ких-то праздников или других событий. Перед заня­тием желательно собрать все имеющиеся фотографии Часть из них хранится у самих детей, часть - в альбомах группы у воспитателя или в общешкольных альбомах, если они сфотографированы во время школьных мероприятии. Фотографии могут быть также и в личном деле воспитанников.

Подросток рассматривает свои фотографии и рассказывает о том, что он помнит. Возможно, он вспомнит, как он фотографировался, кто наряжал и стоял рядом, что он чувствовал в тот момент. Возможно, вспомнит, как проходил праздник, с кем на фотографии он дружил. Может быть, он отметит, как изменилась его внешность, а может, вспомнит, с кем в этот период своей жизни он жил, кто был рядом с ним. Возможно, это подтолкнет к более ранним воспоминаниям, которыми он поделится.

Детям очень нравится разглядывать свои фатографии и они всегда сожалеют, что их так мало. Они любят фотографироваться, и если ведущий делает фотографии на занятиях, они обычно радуются, что не всегда бывает при видеозаписи. Некоторым детям видеозапись нравится, и они с удовольствием изображают сценки и позируют перед камерой, а другие стесняются, прячутся за спины товарищей. Некоторые совсем отказывались от съемок.


УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЕНЬКАЯ КНИЖЕЧКА»

Для этого занятия ведущий приносит маленький блокнотик или маленькие листики бумаги, степлер, тесёмочки и т. п., чтобы можно было сделать буклет. Ве­дущий" говорит: «В этих книжечках мы будем делать на занятиях заметки, что-то записывать». Обычно дети неохотно пишут на занятиях. Они волнуются, что сде­лают много ошибок, что напишут неровно, что они очень медленно пишут. Ведущий обязательно должен сказать, что неважно, как они напишут, важно, что они знают, о чем они пишут, что они это делают для себя. Детям предлагается написать свои заметки на темы: «Если бы я была моей мамой» для девочек и «Если бы я был моим папой» для мальчиков. В зависимости от желания детей они могут поделиться своими размыш­лениями.

На последующих занятиях можно использовать дру­гие темы, например «Получаю письмо от папы (от мамы.) Что в нем написано?»

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ»

Инструкция. «Закрой глаза и войди в свое внутреннее пространство.

Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице... ты подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты проходишь в комнату, оглядись вниматель­но, что ты видишь, кто в ней находится?» Затем подросток рассказывает о том, что он видел.
КОЛЛАЖ «МОЯ СЕМЬЯ СЕЙЧАС» И «МОЯ СЕМЬЯ В БУДУЩЕМ»

Подростку предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну из этих тем, по желанию. Как обычно, для работы с коллажем детям предоставляются листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно детям очень нравится создавать колла­жи, но предложенные темы иногда вызывают трудно­сти. Ребенок может чувствовать себя очень одиноким, чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать ребенка, обратить его внимание на других близких людей.


УПРАЖНЕНИЕ «ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ»

Как ребенок представляет себе идеальную семью, что в ней делают мама и папа? Представление о «хоро­ших» детях, ожидания от них, о «правильном» воспи­тании? На эти темы можно провести беседы с детьми, нарисовать и обсудить рисунки.

Воспитанники имеют идеализированное представление о благополучной семье, и главное для многих из них - что родители любят своих детей. Лю­бовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хочет, много лимонада, конфет, тортов, жвачки... плейеры, велосипеды, часы и ни в чем не отказывают. А ребенок во всем слушается своих родителей, делает все по хо­зяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ БЛОК
Цель: обращение к прошлому и моделям буду­щего, к целям и стремлениям участников, интеграция опыта.
УПРАЖНЕНИЕ «ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ»

Инструкция. «Каждый представляет время по-своему. Часовой циферблат или песочные часы. Песок в нижней части часов - прошедшее, песок в верхней части - будущее, а тот, который падает в данный момент - настоящее. Нарисуй свое представление о времени, обозначив прошлое, настоящее и будущее».


УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕЛА ЖИЗНИ»

На листах бумаги можно нарисовать различные вари­анты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, ви­тиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Обсуждение: П очему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке?
УПРАЖНЕНИЕ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

Чтобы определить, на что вы тратите время, распре­делите свои занятия по следующим группам:

- занятия, которые вы не любите, но обязаны делать;

- дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся;

- праздное времяпровождение;

- ежедневные ритуалы;

- встречи;

- другое.

Распределите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий.

Обычный день на прошлой неделе

Идеальный день
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ»

Инструкция. «Нарисуйте отрезок. Разделите его на три части, которые соответствовали бы прошлому, настоящему и буду­щему. Поставьте значок, где вы сейчас. Какая часть жиз­ни уже пройдена, какая - впереди. Поделитесь своими мыслями о прошлом (запишите их условно под отрезка­ми соответствующих частей линии). Где ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы? Что происхо­дит в настоящем, что вас занимает, увлекает сейчас? Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты?»


УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»

Подростку предлагается провести линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром посередине на верх­нюю и нижнюю половины. Когда линия будет захо­дить за пунктир на верхнюю половину, это будет свя­зано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, то это будет отражать неудачи, горе, негативный опыт. Учас­тнику предлагается нарисовать линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как они представляют себе его, до самой смерти, а также отметить точку сегодняшнего дня.

При обсуждении обращается внимание, на что ориен­тируется ребенок, линия находится больше в верхней или нижней части листа, насколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта - это труд­ности и радости, но это и богатый опыт, который мож­но учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко».

УПРАЖНЕНИЕ «СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОЕЙ ОСТАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ»

Участнику предлагается представить, что сегодня - первый день их оставшейся жизни, и поде­литься, как он хочет его провести, чего важно до­биться, что сделать, увидеть, почувствовать в остав­шейся жизни.


УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО СЕБЕ В 2015 ГОД»

Инструкция. «Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем только в 2015 году. Напишите себе о том, какой ты сейчас, что интересует, что ты думаешь о себе в будущем, как ты будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг тебя... Что вы хотите пожелать себе в бу­дущем».


УПРАЖНЕНИЕ «ТВОЯ ЖИЗНЬ»

Инструкция.

«Нарисуй что-то, что символизировало бы тебя малень­кого и тебя взрослого (в 30-40 лет). И подумай, что тебе сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый, что помогло бы тебе сейчас».
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

Инструкция.

«Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановил­ся, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше.

Представьте себя на месте этого путника... О чем вы думаете, что вы чувствуете?

Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей бу­дущей жизни. Используйте свои воспоминания, пере­живания, фантазии и мечты.

Куда вы хотите придти? Что вы возьмете с собой в до­рогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам пред­стоит научиться?»

Обсуждение: Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает ра­дость? Что этому способствует? Важно обратить вни­мание на связность прошлого и настоящего, настоя­щего и будущего. Чем отличается прошлый путь от на­стоящего и будущего? Что общего между ними? Како­ва цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель до­стигнута? Что вам необходимо для того, чтобы дос­тичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?
УПРАЖНЕНИЕ «КИНО»

Инструкция. «Представьте, что о вас, когда вам стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом вам удалось его по­смотреть. Расскажите, как вы - главный герой филь­ма - выглядите, чем занимаетесь и т. п. Нарисуйте кад­ры из фильма».

Обсуждение. Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось? Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать?
УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ»

Инструкция.

Для настройки на это упражнение можно использо­вать медитативные техники.

«Закройте глаза. Представьте, что вы откроете глаза и - вам уже 30 лет. Откройте глаза. Походите по комнате, почувствуйте какие вы. Поговорите друг с дру­гом, как на вечере воспоминаний, о том, какими вы были в 13 лет, какими вы стали в 30...»


УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕЛИ И ДЕЛА»

Инструкция.

«Важно отличать дела от целей. Дела - то, что можно сделать. Например, цель - хорошо отдохнуть вечером, а дела, ведущие к ней, могут быть различными: при­гласить гостей, позвонить и договориться о встрече, договориться с кем-то пойти на дискотеку, прибрать в комнате чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п. А теперь за 2 минуты придумайте максимум способов, как отдохнуть вечером. Проявите как можно больше изобретательности, потренируйте свою фантазию. Пи­шите не останавливаясь, без пауз. А теперь давайте поделимся своими планами на вечер». И предлагает детям назвать те дела, поступки, которые помогут осуществить этот способ отдыха. Затем подростка просим определить, сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО»

Обсудить и заполнить графы: «Что делать (цель)». «Когда (сроки)», «Что нужно (средства, действия)». Например, запланировать летний отдых - что помо­жет сделать его хорошим? Возможно, не забыть с со­бой в лагерь магнитофон, заранее переписать кассе­ты, взять адреса для переписки и т. п. Или: как запла­нировать хорошую работу в будущем? Помогут обра­зование, контакты с биржей труда, знакомыми, реаль­ный опыт работы.



УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Участнику предлагается написать окончания к пред­ложениям:

- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

- Я пойму, что счастлив, когда...

- Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...
УПРАЖНЕНИЕ «ДОТЯНИСЬ ДО ЗВЕЗД»

Упражнение дает детям возможность набраться опти­мизма, укрепить свою уверенность в том, что они спо­собны достигать цели.

Инструкция. «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ноч­ное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на ка­кую-нибудь особенно яркую звезду, которая связы­вается у вас с мечтой, желанием или целью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотя­нуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед со­бой...

Теперь выберите у себя над головой другую звездоч­ку, которая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой».

Можно дать возможность детям сорвать несколько звезд. Обсуждение может касаться значений некото­рых звезд для детей.
УПРАЖНЕНИЕ «20 ЖЕЛАНИЙ»

Участнику предлагается 20 раз закончить предложе­ние «Я хочу...». Записываются все желания, все, что приходит в голову, не заботясь об их реальности или приемлемости.


УПРАЖНЕНИЕ «4 СФЕРЫ»

Инструкция.

«Что бы вы делали, если бы могли все? О чем вы меч­таете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают энергию в различные сферы своей жизни. Можно выделить четыре основных сферы, хорошо, если энер­гия распределяется равномерно между ними. Подумайте и напишите, как будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для физического аспекта, для красоты своего лица, фигуры, для своего здоровья (тело)? Что будете делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)? Для семьи, дру­зей, школы (контакты)? Для своего будущего, для твор­чества (фантазии)? Для города, страны, человечества, например для достижения мира?»

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ»

Инструкция. «В некоторых племенах есть тотемные животные. Такое животное может быть и у каждого из нас. Поста­райтесь представить себе своего покровителя, свой то­тем, и вылепить из пластилина. Когда он будет сделан, можно обратиться к нему и попросить его о чем-то».


УПРАЖНЕНИЕ «РЕСУРСЫ»

Подростку предлагается подумать над следующими воп­росами: что тебе может помочь достичь твоих целей?

Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья.

Инструкция. «Напиши свои четыре сильных качества (стороны), изобрази их в виде каких-то символов. Это твои ре­сурсы, которые тебе помогут в жизни».


УПРАЖНЕНИЕ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Важно, чтобы дети научились выстраивать позитив­ную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных пери­одов и сложностей жизни. Каждый ребенок может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастли­вые события и достижения. Подросток рассказывает о том, что ему уда­лось в жизни. То, чего он хотел и достичь. Например: «Я научился играть в волейбол», «Кататься на вело­сипеде», «Я подружилась с мальчиком, с которым хотела»...


УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЧНЫЙ ГЕРБ»

Подростку выдается лист бумаги в форме классическо­го герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвя­щена прошлому: «Мои главные достижения», пра­вая часть -будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, детям предлагается придумать, что и какие символы мо­гут выразить их ответы на эти вопросы, и оформить свой герб.

Обсуждение: Что изображено на твоем гербе? Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть поле­зен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои воз­можности? Что есть похожего в гербах? Какие от­личия?
ПРИТЧА.

Три мудреца поспорили о том. что важнее для челове­ка - его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возраже­ний, потому что мы уже не один раз спорили и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений». «А с этим невозможно согласиться, -сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине сво­их привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и нео­жиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее су­ществуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье - гру­стны, ожидание будущего счастья - тревожно! А ког­да я вступаю в спор, я должен учитывать то соотноше­ние сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго еще спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре

Можно предложить детям предста­вить себе как разворачивался спор мудрецов дальше, точка зрения какого муд­реца ближе для них. Можно нарисовать мудрецов и подписать свои слова каж­дому из них - о прошлом, настоящем и будущем.
ПРИТЧА.

Ехал путник и увидел, как мужчина около дома сажа­ет маленькие веточки. «Зачем ты сажаешь их?» - спро­сил путник. «Дерево вырастет и прикроет от зноя дом». Путник возразил: «Ведь ты уже умрешь, когда оно вы­растет». Он ответил: «Для нас деревья сажали наши деды, а я сажаю для детей».

Обсуждение: Как вы думаете, кто прав? Что сделали для вас другие люди? Делаете ли вы (планируете сделать) в своей жизни что-то для других?
ПРИТЧА.

Строителей спрашивают: «Что вы делаете?» Один отвечает: «Я кладу кирпичи», другой: «Я строю стену», а третий ответил: «Я строю собор Святого Павла».



ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК
Цель - способствовать осознанию себя (своей личнос­ти) и пониманию других людей.

УПРАЖНЕНИЕ «20 Я» _

Инструкция. «Двадцать раз ответьте на вопросы "кто я. какой я".

Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предположение с ме­стоимения "Я "...
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»

Инструкция.

«На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке - то, что ты хо­чешь изменить».
УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ СЕБЯ»

Предоставляется бумага разною формата и раз­ных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д.

Инструкция

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично. цветом, коллажем и по-другому как нам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности».


УПРАЖНЕНИЕ «ПРО ВОРОНУ И ПАВЛИНА»

В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась черная ворона По ухоженному газону ше­ствовал павлин, Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк. Он выступает так важно, что можно по­думать это сам султан, а при этом у него невероятно красивые ноги. А его перья, что за жуткий го­лубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто он лиса». Воро­ни прекратила делать замечания и выжидательно за­молчала. Павлин, некоторое время ничего не гово­рил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на непра­вильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что пе­рья на плечах топорщатся и на шее появляется вто­рой подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знак», что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так вы­соко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты ви­дишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумы­валась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне» [П. Этессами].

При обсуждении обращается внимание на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого есть позитивные качества, дети учатся ви­деть в себе и друг в друге не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».

Задать вопросы: «Как вела себя Ворона? Побудьте Ворона­ми. А как вел себя Павлин? Побудьте Павлинами».


ПРИТЧА «ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ВЕЖЛИВОСТИ»

Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу после долгих лет супружества. Во время завтрака жена по­думала; «Пятьдесят лет я всегда была внимательна к своему мужу и всегда давала ему хрустящую верхуш­ку булочки на завтрак. Сегодня я, наконец, хочу сама насладиться этим лакомством». Она намазала себе маслом верхнюю часть булочки, а другую часть отда­ла своему мужу. Против ее ожиданий, он очень обра­довался. поцеловал ей руку и сказал: «Дорогая, ты доставила мне огромное удовольствие. Пятьдесят лет я не ем нижнюю, самую нежную часть булочки, кото­рую я больше всего люблю. Я всегда отдавал ее тебе, потому что ты ее так любишь».


ПРИТЧА «ПРИЧИНА ДЛЯ БЛАГОДАРНОСТИ»

«Мне нужны деньги, не можешь ли ты одолжить сто туманов?» - спросил один человек своею друга. «У меня есть деньги, но я их тебе не дам, Будь благодарен мне за это!» Человек сказал с возмущением: «То. что у тебя есть деньги, а ты не хочешь мне их дать, я, на худой конец, еще могу понять. Но то, что я тебе за это должен быть благодарен, это не только непонятно, это просто наглость. «Дорогой друг ты попросил у меня денег, Я мог бы сказать: "Приди завтра". На завтра я бы сказал: "Очень жаль, но сегодня я тебе их еще не могу дать, приди-ка послезавтра". Если бы ты опять пришел ко мне, я бы сказал: "Приди в конце недели". И так я бы тебя водил на нос до скончания века или по крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь другой не дал бы тебе денег. Но такого ты бы не нашел, потому что только бы и делал, что ходил ко мне да рассчитывал на мои день­ги. Вместо всего этого я тебе честно говорю, что не дам денег. Теперь ты можешь попытать счастья где-нибудь в другом месте. Так что будь мне благодарен!»




КОЛЛАЖ «КТО Я?»

Подростку предлагается мысленно задать себе воп­рос «кто я?». И из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос.

Вариант: Задать мысленно какой-то вопрос, волнующий тебя, и выпол­нить коллаж, с тем чтобы получить ответ от своей «внутренней мудрости» Коллаж можно использовать со всеми детьми, по он лучше проходит со старшими подростками. Дети младшего возраста больше любят рисовать, а старшие уже сковывает желание соответствовать критериям «хорошего их готовность рисовать зависит от наличия художественных спокойностей из иллюстраций, картинок подросток может выбрать те готовые , которые удовлетворяют его эстетическим запросам. Старшие подростки того, могут использовать материал богаче и разнообразнее по со­чню, и объединять его оригинальным замыслом, в отличие от младших интеллектуально детей.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА»

Участник должен сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумы­вании, что бы им хотелось изменить,

позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то но­вое, нам всегда приходится платить. Также участник может задуматься о существенных для него жизненных целях.

Инструкция. «Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устрой­тесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы чувствуете? Что вы еще чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите в его. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят банки, коробки. Это старая лавка, причем новая. Теперь представьте себе, что я - продавец лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете принести что-нибудь, но не вещи, а черты способности - все что пожелаете.

Правило: за каждое качество, ваше желание им надо отдать что-либо, другое качественное отказаться. Может пожелаешь воспользоваться волшебной лавкой. Я задам вопрос: Он должен решить, что это будет.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК


Цель - расширение знания воспитанников о чув­ствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакции, повышение эмоциональной зрелости вос­питанников в целом.
УПРАЖНЕНИЕ «ФАНТОМ»

Позволяет осознать связи эмоций с телесным пережи­ванием, расширяет осознанность в отношении соб­ственного переживания и выражения эмоций.

Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на что-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на сво­ем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испуга­лись чего-то. Что вас может напутать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштри­хуйте черным карандашом это место на своем рисун­ке». Аналогично предложите подростку обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым - радость.

Где в теле ты чувствуешь свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство тебе было легче всего пред­ставить и ощутить в теле? А какое - труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощуще­ния?


УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ»

Из плотной бумаги вырезаются заготовки для овала лица с прорезью для глаз. Ребята разрисовывают маски так, чтобы получилось загаданное чувство самое любимое чувство, самое неприятное чувство и т, п.). Когда маски готовы, можно предложить подростку походить в них попробовать озвучить маски, взаимодействовать с другими «масками». Вариант этого упражнения можно провести с исполь­зованием театрального грима.


УПРАЖНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИ СВОЮ ЗЛОСТЬ (СТРАХ И Т. П.)»

Упражнение позволяет осознать особенностей переживания и проявления чувства.

Материалы. бумага и любые изобразительные средства; пластилин.

Инструкция. «Изобразите свою злость в виде живого существа или какого-либо образа».

Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и таким образом, высвобождает энергию.
УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВА ГНЕВА»

Упражнение позволяет обсудить индивидуальные способы выражения гнева.

Материалы. большой лист ватмана для записи слон, которые будут называть дети.

Инструкция. «Подумайте о тех словах, которые люди могут говорить или думать, когда злятся. Называйте мне ли сло­ва, а я буду записывать их».

Обсуждение. Что может тебя разозлить? Что происходит в этом случае? Что ты делаешь, когда злишься? Что ты дела­ешь или можешь делать, чтобы избежать неприятно­стей в минуты гнева? Что ты чувствуешь, когда слы­шишь в свой адрес ранящие слова? А что - когда слы­шишь слова, отражающие чувства другого человека?
УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЕ ЦАРСТВО»

Большие листы ватмана, мелки, карандаши или фломастеры разных цветов. Диск с записью шума волн.

Мы будем рисовать сейчас подводное царство.

Представьте себе, что перед вами океан. И в океане живут разные рыбы, раки, акулы, морские звезды. Но так как это волшебное подводное царство, то там еще могут жить чудовища. Мы будем их рисовать. Какие - вы можете придумать сами».

После окончания рисования попросить дать название своему рисунку и описать его, а может быть даже придумать общий сюжет.

Выхолит ли твое чудовище из воды? Как к нему относятся те, кто его видит? Что в нем страшного? Что оно делает? Как оно пугает окружаю­щих?


УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕСЕНКА НАСТРОЕНИЙ»




Цель. Упражнение проводится в начале курса, для того чтобы клиент провел параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния.

Материалы. Лист белой бумаги формата А4 с изображением лестницы, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция . Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем — самый веселый, а нижний — самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.

Из опыта работы: цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами.



УПРАЖНЕНИЕ «ДВЕ БАБОЧКИ»




Цель. Тренировка эмоционального состояния человека, переключения и устойчивости этого состояния.

Материалы. Лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.

Из опыта работы :во время выполнения подростком этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние клиента. (Веселая бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)


Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕБО И ОБЛАКО»




Цель. Проводится для того, чтобы клиент мог отрефлексировать свои переживания, скрытые эмоции и перевести их во внешний уровень.

Материалы. Лист белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисть.

Инструкция Перед вами лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно необязательно должно быть голубого цвета. Ваше небо будет такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Подумайте, какого цвета ваше настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете смешивать.
А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет необычным. Подумайте, что можно было бы изменить в вашем настроении, и нарисуйте облако немного ниже неба.
Время выполнения не ограничено.

Из опыта работы Оценку эмоционального состояния человека по цвету неба и облака можно проводить по типу цветового теста Люшера (небо — первичный выбор, облако — вторичный выбор).



УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСЕЛЫЙ ПРИНЦ — ГРУСТНЫЙ ПРИНЦ»



Цель. Тренировка смены эмоционального фона настроения.

Материалы. Лист белой бумаги формата А4 с изображением принца, вертикально разделенный пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция . Перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — веселая, а правая — грустная. Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.

Из опыта работы После окончания работы можно обсудить с подростком выбор цветовой гаммы, чередование цветов и связь их с эмоциональным состоянием испытуемого.



УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»




Цель. Оценка и тренировка эмоционального состояния, а также выяснение уровня самооценки человека.

Материалы. Лист белой бумаги с изображением цветка с семью лепестками (один лепесток оторван), цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция . Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком.
Время выполнения упражнения не ограничено.

Из опыта работы . По тому, где подросток отметил себя, можно узнать его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.


УПРАЖНЕНИЕ «МИШКИНА СЕМЬЯ»



Рис. 8
Цель. Понять характер взаимоотношений в семье, а также взгляды членов семьи на свои проблемы. Данное упражнение хорошо использовать в семейном консультировании, когда присутствуют проблемы с родителями и с детьми, но в индивидуальном порядке.

Материалы. Лист белой бумаги формата А4 с изображением Мишкиной семьи, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция . Перед вами картинка с историей из жизни семьи медвежонка. Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете, куда? Какое настроение у Мишки? А у его папы? О чем они думают? Раскрасьте их теми цветами, какими захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его папы!

Из опыта работы . Так как у Мишки и его папы не прорисованы мордочки, обратите внимание на то, нарисует ли подросток выражение мордочки медведей.


После выполнения работы необходимо обговорить с несовершеннолетним все мелочи, выбор цвета, прорисовку выражения мордочек.


КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК
Цель- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, прихо­дить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою пози­цию.
УПРАЖНЕНИЕ «НАДПИСИ НА ФУТБОЛКАХ (ЗНАЧКИ)»

Перед выполнением упражнения веду­щий рассказывает о движении хиппи, о том, что хип­пи имели свои традиции, привычки, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было де­лать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто от­ражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас модно носить значки с надписями и рисунка­ми. Обладатель значка что-то сообщает окружающим его людям. Значки с какими надписями вы видели? Что могло бы быть написано на твоей футболке, кепке или на твоем значке? О чем говорит эта надпись - о твоих особенностях, стиле общения, принадлежности к ка­кой-либо группе людей, шокирует ли она окружаю­щих?



БЛОК СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Цель - способствовать успешному взаимодействию несовершеннолетних в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.
УПРАЖНЕНИЕ РИСУНОК «Я И МОЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ» Цель - изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жиз­ни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимо­действовать - ваш социальный мир. Нарисовали? Те­перь в центре нарисуйте себя».

Обсуждение. Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что -наименее? Есть ли разделяющая граница между то­бой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Возможная модификация упражнения. Отметьте на своем рисунке зна­ком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодейство­вать) и знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

Из опыта работы Это упражнение лучше проводить после бе­седы о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Разговор ведется о разных уровнях, разной дистанции выстраиваемых отношений с людьми. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя,.те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значимо. Следующий уровень - это те люди, которые не оказывают особого влияния на мою судьбу, обычно мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, кондуктор в транс­порте, врач, учащиеся школы... Самый дальний уровень - это те люди, о суще­ствовании которых мы редко задумываемся, например одинокий старый рыбак с берегов Австралии... Можно представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в центре - «Я», а вокруг - со­циальные сферы.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ СВОЙ ПАСПОРТ»

Перед проведением упражнения проводится беседа о документах, о паспорте. В беседе поднима­ются следующие вопросы. Зачем существуют паспор­та? Что в нем записано? Почему паспорт надо береж­но хранить? Такое обсуждение особенно важно про­водить с воспитанниками, так как зачастую, получив паспорт, они его тут же теряют. Упражнение заключается в том, что подросток рисует свой «паспорт» и заполняет его. Для этого он сам выби­рает формат бумаги. Дети могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить в виде альбома с бантиком или свернуть бумагу в виде свитка и т. д. Сведения, которые вносятся в паспорт, могут быть различны. Это, как обычно, ФИО, год и место рожде­ния, «фотография», а остальные сведения заполняют­ся по собственному желанию каждого. Это может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем дети показывают друг другу свои паспорта, де­лятся впечатлениями.


УПРАЖНЕНИЕ-ИГРА «ЛОТЕРЕЯ»

Эта игра позволяет детям задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоятельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для этой игры необходимо заготовить карточки, иг­ральные кубики и игровое поле. Конкретное исполне­ние игры зависит от вашей фантазии. На каждой кар­точке стоит порядковый номер и словесно описан, со­ответствующий ему, объект серии. На игровом поле под номерами изображены объекты серии. Всего су­ществует несколько серий -жилье, учеба, друзья, супруг(а), работа, семья, увлечения. Например, в серию «жилье» могут входить следующие объекты: чердак.- комната в коммуналке, вигвам, 5-комнатная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка», шалаш, 3-комнатная квартира в сталинском доме и т. п. Разыг­рывается: у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при же­лании они могут поменяться друг с другом карточка­ми. Затем они рассказывают, как собираются обуст­роить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше?

При обсуждении акцентируется внимание на том; что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что мы мо­жем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «кон­фетку».

РОЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Цель - познакомить детей с различны­ми ролями, подвести детей к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу.

Из опыта работы. Роль - проводник в социум, который позволяет более есте­ственно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представ­ления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли у участников взаимодействия не совпада­ют, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овла­дение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбира­ем, зависит от наших целей в жизни.

Предлагаются следующие темы для дальнейших бесед с детьми.

- Роли - актерская, социальная, групповая. Так как воспитанники часто используют не только социальные, но и межличностные и театральные роли, важно подчеркнуть их различие и уделять внимание социальным ролям.

- Парность ролей. Предсказуемость поведения ролевого партнера.

- Роли желательные, приемлемые и отвергаемые, неприемлемые.

- Спектр одной и той же роли. Например, спектр роли учителя - учитель географии, истории, литературы; начальной школы, старшей школы; городс­кой, сельский и т. д.

Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, о чем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных ка­честв. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации на­глядный материал, например бумагу различных форм и размеров - эллипс, узкая полоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это простран­ство? Как я это делаю? Насколько я учитываю ту форму, в которой сейчас дей­ствую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чув­ствую себя в этой роли?


УПРАЖНЕНИЕ «РОЛИ».

Инструкция. «Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой. Наподобие того, как у нас остается то же тело, когда мы пере­одеваем одежду. Нарисуйте или просто перечисли­те множество ролей, в которых вы когда-либо в жизни бывали. Желательно нарисовать, так как роль связана с образом... Нарисовали? Обсуждение. Кому сколько ролей удалось представить (нарисовать)? Какие из этих ролей - социальные роли. Ка­кие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто при­нимаются вами, а какие роли совсем не хочется иг­рать?

При обсуждении можно поставить вопросы: «А где ты - настоящий?» Это запутывает, но и дает возможность задуматься и разобраться. Акцентируется внимание на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
НАВЫК «ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСА»

Для того чтобы создать мотивацию к проблеме, надо обратить содержание темы к личному опыту. Для этого сначала можно спросить: «Бывали ли у вас в жизни ситуации, в которых вы хотели что-то узнать от других людей, но это не получилось, были ли у вас в жизни случаи, когда трудно было задать воп­рос, выяснить какую-то информацию?»

Если участник затрудняется в нахождении таких случаев, стоит помочь наводящими вопросами: «Бывало ли так, что у вас возникали какие-то затруд­нения в школе, в транспорте, в магазине, в общении со сверстниками, со взрос­лыми, на уроке из-за того, что вы стеснялись или не знали, как вам прояснить что-то, получить ту или иную информацию?».

Если дети все равно затрудняются, можно предложить им конкретные си­туации из их жизни, в которых, мы знаем из опыта, они часто испытывают затруднения такого рода.

«Бывало ли так, что вам трудно спросить в магазине, кто последний в оче­реди; затруднялись на уроке поднять руку, чтобы задать вопрос, когда что-то непонятно, и оставались с непроясненным вопросом; бывало ли так, что вы не сделали домашнее задание только из-за того, что вы не смогли уточнить, что задано».

Можно рассказать о своей трудной ситуации, из своего опыта.

Воспитанники на наших занятиях обращались к следующим ситуациям: отпрашивался с урока и не разрешили уйти; проехал нужную остановку, потому что не спросил, где надо выйти; были деньги на джинсы и не смогла купить их; дежурил второй день подряд и не догадался спросить, почему должен это делать и т. д. Можно обсудить с детьми, почему бывает трудно задать вопрос, что ме­шает это сделать. Возможно, это страх, что тебя не поймут, возможно, не чув­ствуешь себя на равных с человеком, у которого хотел бы спросить. Какие могут быть последствия, если не задал вопроса? Возможно, чего-то лишаешься.

Далее выбирается жизненная ситуация, в которой использование навыка «задавание вопроса» сможет быть полезным в будущем. Затем ведущий дает информацию о шагах, моделирует поведение и группа переходит к отработке навыка.

Задавание вопроса, шаги:

1. Решите, о чем вы хотели бы больше знать.

2. Решите, кого вы спросите.

3. Подумайте о разных способах, чтобы задать ваш вопрос, и выберите один способ.

4. Правильно выберите место и время, чтобы задать ваш вопрос.

5. Задайте ваш вопрос.

Из опыта работы

Для 1-го шага - спросите о чем-нибудь, что вы не понимаете, что вы не слышали, или о том, что вас смущает.

Для 2-го - подумайте, кто имеет самую лучшую информацию по теме, обсудите это, спрашивая у нескольких людей.

Для 3-го - подумайте о формулировке, поднимите руку, спросите спокойно.

На 1-м шаге важно помочь ребенку осознать свою потребность и понять, о чем ему нужно спросить, чтобы прояснить ситуацию. Например, ребенку надо выяснить, входит ли он в основной состав артистов, которые едут на выступ­ление завтра вечером. При этом ребенок не хочет туда ехать. Первым шагом является осознать, что он не хочет туда ехать, и решить, что ему нужно спро­сить, чтобы прояснить ситуацию, а именно: входит ли он в основной состав артистов и можно ли ему не ехать выступать. На 2-м шаге он решает, кто мо­жет дать ему точную информацию. Вероятно, это руководитель ансамбля. На 3-м шаге он формулирует вопрос. На 4-м шаге он выбирает место и время, чтобы задать свой вопрос. Вопрос должен быть услышан, и поэтому лучше, если он прозвучит не «на ходу», а когда руководитель сможет ему уделить вни­мание. Последним шагом вопрос задается.
НАВЫК «НАЧАЛО БЕСЕДЫ»

Работу с этим навыком можно начать со слов: «Думаю, что ты должен использовать этот навык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Нача­ло беседы хорошим способом может помочь вам». Вот некоторые ситуации, кото­рые назывались воспитанниками: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у воспитателя на весь выходной день; познако­миться с новыми людьми; договориться с учителем и пропустить урок.

Шаги навыка «Начало беседы»:

1. Поздоровайтесь с другим человеком.

2. Поболтайте о чем-нибудь.

3. Решите, слушает ли вас другой человек.

4. Перейдите к главной теме.

Из опыта работы

Для 1-го шага - скажите «здравствуйте», вы­берите правильное место и время.

Для 3-го шага - проверьте, слушает ли другой человек: посмотрите на него, кивает ли он головой, говорит ли он «м-м, да-да».

Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

Главный участник (актер) начинает беседу с учителем. Главный актер обсуждает свое решение с воспитателем. Главный актер предлагает планы на выходной день другу.

Для воспитанников наиболее трудным является выполнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая поговорить о чем-то для того, чтобы установить контакт, и не обращают вни­мания на то, слушают ли их.
НАВЫК «ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ»

Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.

Шаги:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.



2. Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен и почему.

3. Отметь реакцию партнера.

Из опыта работы

Для 2-го шага - скажите: «Что вы имеете в виду?» При этом можно повторить фразу; по поводу которой требуются разъяснения.

Для 3-го шага - предполагается, что вы получили разъяснения. Скажите: «Я согласен с тем, что вы говорили то-то, и не согласен с тем, что вы говорили то-то». При этом чувствовать себя надо свободно.

Рассматривая с детьми первый шаг, как оставаться спокойным, можно провести маленькое упражнение. «Давайте надуемся, как автомобильные шины... надуваемся... надуваемся... до конца, чтоб появилось желание сдуться». Так чувствует себя человек, когда его критикуют: чувствует, как наду­вается, или чувствует, как проваливается сквозь землю, часто готовится сам атаковать. Можно привести образное сравнение. Канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику зададите про­стой вопрос: «Что вы имеете в виду?»

Второй шаг дается нам нелегко. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. И важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеаль­ным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и я принимаю это, и тогда мне удается принять критику. Я с чем-то из сказанного соглашаюсь, а с чем-то - нет».

Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главного актера ругает учитель за грязь в тетради.

2. Главного актера друг называет жадным.




НАВЫК «КАК СКАЗАТЬ"НЕТ"»

Для воспитанников овладение этим навыком имеет большое зна­чение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если другой чело­век настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.

Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» - сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими.

Шаги:


1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.

2. Попросить разъяснения, если что-то неясно.

3. Оставаться спокойным и сказать «нет».

4. Объяснить, почему вы говорите «нет».

5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.

Из опыта работы

Для 2-го шага -если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду?»

Для 5-го шага - если вы отказали, человек может попытаться манипули­ровать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа.

Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушан, сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чув­ства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, и у меня сейчас нет времени на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Однако эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся. В слу­чае подростков эти люди не только заботятся, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют требования к детям, которые надо выполнять.

Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Друг просит главного актера подежурить за него.

2. Воспитатель просит главного актера сходить с ним в магазин.

Далее мы приводим основное содержание навыков (шаги, комментарии для ведущего, предлагаемое содержание для моделирования ситуаций), кото­рые были отмечены выше как наиболее значимые для воспитанников.
НАВЫК «ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»

Шаги

Примечания для ведущего

1 . Решите, в чем заключается про­блема

Определите, кто и что способствует этому; каково их действие на вас

2. Решите, хотите ли вы помощи

Подумайте, можете ли вы решить проблему один

3. Подумайте об определенных лю­дях, которые могут помочь вам. и выберите одного

Оцените всех возможных помощ­ников и выберите лучшего.

4. Расскажите человеку о проблеме и попросите его помочь вам



Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи.

2. Главный актер просит воспитателя помочь в личной проблеме.

3. Главный актер просит у друга его игру на вечер.
НАВЫК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Шаги

Примечания для ведущего

1.Решите, имеете ли вы и другой человек различия во мнениях

Имеете ли вы время для обсуждения

2. Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме

Изложите вашу собственную позицию и ваше принятие позиции другого

3. Спросите другого человека, что он думает о проблеме




4. Послушайте внимательно его от нет




5. Послушайте о том, почему другой человек может выбрать этот путь




6. Предложите компромисс

Конечно, предлагаемый компромисс должен учитывать мнение и чувства обоих сторон

Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер договаривается с воспитателем, какой фильм смотреть по телевизору.

2. Главный актер договаривается с человеком о вознаграждении за работу.
НАВЫК «ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ»

Шаги

Примечания для ведущего

1 . Обратите внимание на то. что про­исходит с вами в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недоволь­ны и что хотели бы изменить

Подсказками являются напряженные мускулы, боли в желудке и т. п.

2. Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недоволь­ным

Вы подавлены преимуществом, вас не замечают, с вами плохо обраща­ются, вас дразнят?

3. Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один

Попросите помощь, скажите о своем мнении, выслушайте ответное мнение. Выберите правильное время и место

4. Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом




Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер обращается к учителю после несправедливого нака­зания.

2. Главный актер говорит воспитателям о желании большей уединен­ности.

3. Главный актер говорит со сверстником после неизбрания в команду.


НАВЫК «ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ»

Шаги

Примечания для ведущего

1 . Подумайте о том. и чем вас обви­няет другой человек

Является ли это обвинение правильным или несправедливым? Было ли это сказано неконструктивным способом или конструктивным?

2. Подумайте о том. почему человек мог обвинить вас

Нарушили ли вы его права или испор­тили имущество. Распространяются ли слухи кем-то другим?

3. Подумайте о способам как можно ответить на обвинение

Откажитесь от этого, объясните ваше повеление, исправьте понимание про­блемы другим человеком. Защищайте себя, извинитесь, предложите возмес­тить то, что случилось

4. Выберите наилучший способ и сделайте это




Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер обвинен в том, что разбил стекло.

2. Друг обвиняет главного актера во лжи.

НАВЫК «ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ»

Шаги

Примечания для ведущего

1. Решите, что сделал пли сказал другой человек, за что вы хотите его поблаго­дарить

Это может быть комплимент, помощь или подарок

2. Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека




3. Поблагодарите другого человека по-дружески

Выразите благодарность словами, по­дарком или сделайте ответный подарок

4. Скажите другому человеку, почему вы благодарите его




Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер благодарит учителя за помощь.

2. Главный актер благодарит воспитателя за варенье.

3. Главный актер благодарит друга за совет.


НАВЫК «ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ»

Шаги


1. Решите, имеете ли вы и другой че­ловек различия во мнениях.

Имеете ли вы время для обсуждения.

2. Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме.

Изложите вашу собственную позицию и ваше принятие позиции другого.


УПРАЖНЕНИЕ «СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ»

Это упражнение заключается в том, что у частнику даются реальные задания, которые надо выполнить. Например, позвонить 09, узнать какой-то .№ телефона. Узнать часы работы паспортного стола и т. д. Выполнению задания предшествует обсуждение - как что делать пошагово. За­тем участник (доброволец) выполняет данное задание. При этом с ним присутствует пара наблюдателей, они обраща­ют внимание на то, что получается и что нет.

Обсуждение:

Что было трудно, почему трудно (например, «я боюсь, что мне грубо ответят»).

Из опыта работы. Это упражнение может проходить при со­действии социального педагога и воспитателя. Совместно с ними составляет­ся список конкретных заданий, которые предстоит выполнить воспитаннику в его жизни. Например, сфотографироваться на паспорт, отвезти документы и т. д. Эти задания можно использовать в упражнении.

В качестве подведения итога всего блока социальной активности может быть создана «Памятка на выходе». В памятке ребенок сам для себя, с помо­щью подготовленных опорных пунктов-вопросов составляет свой «путеводи­тель по социуму». Какие ситуации для тебя представляют наибольшие трудно­сти? Что тебе поможет справиться с неловкой ситуацией? К кому ты сможешь обратиться за помощью? В чем ты сам можешь помочь другим? - подобные вопросы могут быть использованы в памятке.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.

2. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2004.

3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Программы эмоциональ­ного развития детей для школьного и младшего школьного возраста. М., 2000.

4. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.

5. Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. СПб.: Речь, 2005.

6. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением и совершившим правонарушения «Молодежь плюс». М., 2000.

7. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. Екатерин­бург, 2004.

8. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влия­нию. СПб.: Речь, 2004.

9. Солдатова Г. У. Тренинг толерантности для подростков. М., 2001.



10. Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2002.

11. Фопелъ К. Психологические игры и упражнения. М., 2001.
скачать


Смотрите также:
Программа индивидуально психологической работы с подростками, находящихся в конфликте с законом
442.54kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
144.4kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию здоровых убеждений у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
125.63kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом, по формированию навыков стрессоустойчивого поведения
235.87kb.
Причины конфликтов родителей с подростками подростки в конфликте: Кризис переходного возраста
10.23kb.
Программа индивидуально групповых занятий по химии для учащихся 9 класса «Вещества вокруг нас»
71.76kb.
Программа психологической подготовки к сдаче единого государственного экзамена
208.35kb.
Положение о социально-психологической службе мкоу "сош №24"
65.95kb.
Программа коррекционно развивающей работы с подростками с симптомами агрессивности и тревожности
661.9kb.