Главная стр 1
скачать
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»


Программа коррекционной работы

Сыктывкар 2013
Программа коррекционной работы МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.


Цель программы

Программа коррекционной работы МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Данная программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы реализуется через следующие формы получения образования: обучение в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.


Задачи программы

—выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2;

— создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— обеспечить возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


Содержание программы коррекционной работы МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


Направления работы

Программа коррекционной работы МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Характеристика содержания
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности)



Планируемые результаты

Виды и формы

деятельности,

мероприятия


Сроки

(периодичность

в течение года)


Ответственные


Медико-педагогическая диагностика

Определить состояние

физического и психического

здоровья детей.


Выявление состояния физического

и психического здоровья детей.



Изучение истории развития

ребенка, беседа с

родителями, изучение

медицинских карт,

наблюдение классного

руководителя,

анализ работ обучающихся


сентябрь


Классный

руководи


тель,

медработник

Педагог-

психолог


Учитель-логопед


Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для

выявления группы «риска»




Создание банка данных

обучающихся, нуждающихся в

специализированной помощи

Формирование характеристики

образовательной ситуации в ОУ


Наблюдение,

логопедическое и

психологическое

обследование;

анкетирование родителей,

беседы с педагогами




сентябрь


Классный

руководитель

Педагог-

психолог


Учитель-логопед


Углубленная диагностика

детей с ОВЗ, детей-инвалидов




Получение объективных сведений

об обучающемся на основании

диагностической информации

специалистов разного профиля,

создание диагностических

"портретов" детей




Диагностирование.

Заполнение

диагностических

документов специалистами

(Речевые карты, индивидуальные психодиагностические карты, протокола

обследования)




сентябрь


Педагог-

психолог


Учитель-логопед


Проанализировать причины

возникновения трудностей в

обучении.

Выявить резервные

возможности


Индивидуальная коррекционная

программа, соответствующая

выявленному уровню развития

обучающегося




Разработка коррекционной

программы




До 10.10


Педагог-

психолог


Учитель-логопед


Социально – педагогическая диагностика


Определить уровень

организованности ребенка,

особенности эмоционально-

волевой и личностной сферы;

уровень знаний по предметам


Получение объективной

информации об организованности

ребенка, умении учиться,

особенности личности, уровню

знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении

(гиперактивность, замкнутость,

обидчивость и т.д.)




Анкетирование, наблюдение

во время занятий, беседа с

родителями, посещение

семьи. Составление

характеристики.


Сентябрь

октябрь



Классный

руководитель

Педагог-

психолог


Учитель-

предметник






Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.


Задачи (направления)

деятельности




Планируемые

результаты




Виды и формы деятельности,

мероприятия




Сроки

(периодичность в

течение года)


Ответственные


Психолого-педагогическая работа


Обеспечить педагогическое

сопровождение детей с ОВЗ,

детей-инвалидов


Планы, программы


Разработка индивидуального

образовательного плана (приложение

№1).

Разработка воспитательной



программы работы с классом и

индивидуальной воспитательной

программы для детей с ОВЗ, детей-

инвалидов.

Разработка плана работы с

родителями по формированию

толерантных отношений между

участниками инклюзивного

образовательного процесса.

Осуществление педагогического

мониторинга достижений школьника.


сентябрь


Учитель-

предметник,

классный

руководитель.




Обеспечить психологическое

и логопедическое

сопровождение детей с ОВЗ,

детей-инвалидов




Позитивная

динамика


развиваемых

параметров




1.Формирование групп для

коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных

занятий.

4. Отслеживание динамики развития

ребенка


сентябрь

октябрь-май




Педагог-психолог

Учитель-логопед




Профилактическая работа


Создание условий для

сохранения и укрепления

здоровья обучающихся с

ОВЗ, детей-инвалидов




Позитивная

динамика


развиваемых

параметров




Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по

работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный

процесс. Организация оздоровительных

мероприятий по показаниям. Организация и проведение мероприятий, направленных на

сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков

здорового и безопасного образа жизни.


В

течение


года


Фельдшер школы


Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления)

деятельности




Планируемые

результаты




Виды и формы деятельности,

мероприятия




Сроки

(периодичность в

течение года)


Ответственные


Консультирование педагогических

работников по вопросам

инклюзивного образования


1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

ребенком, родителями,

классом, работниками

школы



Индивидуальные,

групповые,

тематические

консультации




По отдельному

плану-графику




Заместитель

директора,




Консультирование обучающихся по

выявленных проблемам, оказание

превентивной помощи


1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

ребенком



Индивидуальные,

групповые,

тематические

консультации




По отдельному

плану-графику




Заместитель

директора




Консультирование родителей по

вопросам инклюзивного

образования, выбора стратегии

воспитания, психолого-

физиологическим особенностям

детей



1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

родителями




Индивидуальные,

групповые,

тематические

консультации




По отдельному

плану-графику




Заместитель

директора





Информационно-просветительская работа

предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса

– обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,

— вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


Этапы реализации программы

Коррекционная работа в МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара реализуется поэтапно.



Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы в МАОУ «СОШ № 28» является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программнометодическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий

инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.



Блок диагностических методик психологического, логопедического обследования



Исследуемая функция

Ответственный

Диагностика психических процессов

Педагог-психолог


1

Визуальное, категориально-логическое мышление (тест Равена)

2

Диагностика самостоятельности мышления (Л.Я. Ясюкова)

3

Диагностика внимательности и скорости переработки информации (Тест «Тулуз-Пьерон»)

4

Зрительно-моторная координация восприятие, пространственные представления (тест Бендер)

Диагностика речевого развития:

5

общая, тонкая, артикуляционная моторика

Педагог-логопед

6

диагностика устной речи по Т.А. Фотековой:




звукопроизношение (свистящие, шипящие звуки, соноры)




словообразование




лексико-грамматический строй речи

7

диагностика письменной речь

Диагностика личностной сферы:

Педагог-психолог

8

Школьная мотивация (Гинзбург)

9

Самооценка (В.Г. Щур)

10

Школьная тревожность (Е.Р. Горелова)

11

Личностные отношения, социальные эмоции (проективный тест Домики)


Коррекционноразвивающие программы

    1. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008 г., Р.В.

Овчарова. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.

    1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М: ТЦ «Сфера», 2008.


Взаимодействие субъектов сопровождения


Участник сопровождения

Функции

Содержание работы

Заместитель директора

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Аналитическая

Контролирующая

Координирующая



  1. Координация работы педагогов через проведение консилиума.

  2. Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом.

  3. Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов.

  4. Контроль за:

Ведением документации;

Осуществлением диагностического обследования;

Соответствие намеченного плана работы результатам диагностики;

Осуществление учебно-воспитательного процесса в соответствии с намеченным планом;

Степень готовности детей к школе как результат функционирования службы психолого-педагогического сопровождения.


Классный руководитель

Исполнительская

Аналитическая

Организаторская

Диагностическая

Коррекционная

Прогностическая



  1. Диагностика познавательных способностей, развития детей в разных видах деятельности.

  2. Составление планов индивидуального развития ребенка.

  3. Разработка и уточнение образовательных маршрутов.

  4. Организация деятельности детей (познавательной, игровой, трудовой, конструктивной и т.д.).

  5. Создание благоприятного микроклимата в группе.

  6. Создание предметно – развивающей среды.

  7. Коррекционная работа.

  8. Анализ уровня образованности детей.

Педагог-психолог

Диагностическая

Прогностическая

Организаторская

Коррекционная

Контролирующая

Консультативная



  1. Психологическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.

  2. Составление прогноза развития ребенка, помощь учителю и узким специалистам в планировании работы с детьми.

  3. Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.

  4. Организация предметно – развивающей среды.

  5. Организация системы занятий с детьми по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы.

  6. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  7. Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.

Учитель-логопед

Диагностическая

Прогностическая

Организаторская

Коррекционная

Контролирующая

Консультативная



  1. Логопедическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.

  2. Составление прогноза речевого развития ребенка, помощь учителю и узким специалистам в планировании работы с детьми.

  3. Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.

  4. Организация предметно – развивающей среды.

  5. Организация системы занятий с детьми по речевой коррекции.

  6. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  7. Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.

Медицинский персонал

Диагностическая

Прогностическая

Контролирующая

Аналитическая

Консультативная


  1. Диагностика состояния здоровья.

  2. Составление прогноза физического развития ребенка (совместно с учителем физкультуры).

  3. Контроль физкультурно - оздоровительной работы.

  4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  5. Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья детей.

  6. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

  7. Отслеживание детей в период адаптации.

Семья

Комплиментарная

Равноправные члены системы психолого-педагогического сопровождения.

Активное взаимодействие.




Информационное обеспечение

В МАОУ «СОШ № 28» имеется доступ для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, имеющих наличие методических пособий и рекомендаций, мультимедийных материалов.
скачать


Смотрите также:
Программа коррекционной работы маоу
219.78kb.
2. 5 Программа коррекционной работы
93.82kb.
Программа коррекционной работы Введение
318.69kb.
Программа коррекционной работы мбоу г. Иркутска сош №31
107.47kb.
2 Программа коррекционной работы
344.42kb.
7. программа коррекционной работы
122.76kb.
Программа коррекционной работы 2012 г
208.43kb.
II. cодержательный раздел программа коррекционной работы
99.34kb.
Ооп ноо программа коррекционной работы
388.01kb.
Программа коррекционной работы
107.28kb.
Программа коррекционной работы. Общие положения
105.77kb.
Программа коррекционной работы
228.93kb.