Главная стр 1
скачать
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:



  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

Целью коррекционной работы в первую очередь является профилактика наиболее типичных школьных трудностей, возникающих у первоклассников. Поэтому задачей учителя в ходе обучения является учитывание выявленного в результате диагностики различного уровня готовности детей к школе. Устранять пробелы в готовности ребенка к школьному обучению необходимо с первых уроков.

Способы и формы организации деятельности детей с низким уровнем готовности:

    1. Необходимо внести изменения в структуру урока и в соотношение фронтальной, групповой и самостоятельной работы. В процессе работы с такими детьми целесообразно увеличить долю групповой работы, при этом группы и задания для них подбирать в зависимости от типа испытываемых трудностей.

    2. В процессе обучения детей с низким уровнем готовности овладению грамотой и математикой необходимо время для устранения выявленных пробелов и для отработки задач каждого нового этапа обучения.

    3. Увеличение количества упражнений, предлагаемых этим учащимся для успешной автоматизации навыка.


1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Наиболее часто встречающиеся трудности в области математики, которые должен помочь преодолеть учитель:


      1. ошибки в выполнении арифметических действий;

      2. ошибки в сравнении чисел;

      3. неправильный выбор действия в ходе решения задачи;

      4. неумение анализировать условие задачи и каждое числовое данное.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.



В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т. п.

Задачей учителя является помощь в преодолении наиболее часто встречающихся трудностей в области языка:



    1. замены букв, обозначающих сходные в произношении и восприятии звуки , а ткаже замены букв по внешнему сходству;

    2. пропуски гласных и согласных букв , пропуск слогов;

    3. перестановки букв и слогов;

    4. вставки гласных букв;

    5. неправильная постановка ударения в слове;

    6. нарушения понимания прочитанного;

    7. нарушения границ слов.



2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).



Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.
3) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России»

Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».



В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.


Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы:

  1. Безграничная вера в ребенка. Каждый ребенок может научиться всему.

  2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем « от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно , на каждом уроке чувствовать успех.

  3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках.

  4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

  5. Отказ от принципа « перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».

  6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика, знать ту «точку», которой он находится в данный момент, а также перспективы его развития.

  7. В обучении необходимо опираться на « сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

  8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно быть направлено не только на предупреждение трудностей обучения, но и способствовать развитию учащихся.

  9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.


Детям с высоким уровнем готовности необходимо с первых дней предлагать задания повышенного уровня сложности , чтобы не появилась скука и тоска . Детям с низким уровнем готовности необходимо сразу протянуть руку помощи.
скачать


Смотрите также:
7. программа коррекционной работы
122.76kb.
2 Программа коррекционной работы
344.42kb.
II. cодержательный раздел программа коррекционной работы
99.34kb.
Программа коррекционной работы. Общие положения
105.77kb.
Программа коррекционной работы маоу
219.78kb.
Программа коррекционной работы направлена на: 1 преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
120.62kb.
Viii. Программа коррекционно-развивающей работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
81.07kb.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
78.07kb.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
169.11kb.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
83.49kb.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
214.96kb.
Закона «Об образовании»
272.15kb.