Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида «Березка»


Ерёмина Г.А.

Хатха – йога для дошколят

Программа кружка для работы с детьми

дошкольного возраста.


ЗАТО г.Снежногорск

Составитель: Г.А. Ерёмина, инструктор по физической культуре

МДОУ № 9 «Березка» ЗАТО г.Снежногорск.
Рецензенты: В.М. Кузнецова, доцент кафедры дошкольного и начального

образования МОИПКРО.

Е.И. Клименко, методист ИМЦ УО ЗАТО г.Снежногорск.
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

Адресована инструкторам физкультуры, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и всем заинтересованным лицам, готовым работать в этом направлении.



Введение.

Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Проведя в нашем детском саду медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года). Мы искали пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

Курс хатха-йоги рассчитан на восемь месяцев и включает шесть сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятие проводится три раза в неделю от 15 до 45 минут.
Цель программы.
Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.
Задачи программы:
Задачи:


  1. Совершенствование психических процессов.

  2. Познание своего характера, укрепление воли.

  3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

  4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

  5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

  6. Формирование осанки.

  7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

  8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.
Требования к условиям проведения занятий.
1. Место

Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.



2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.



3. Время

Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.



Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятий с детьми.

Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.



Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.

В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.



Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
Требование к выполнению статических упражнений.
Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое».

Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.




Этапы выполнения.


I этап. Отдых перед вхождением в позу.

Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.



II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.

Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.



III этап. Вхождение в позу.

Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.



IV этап. Фиксация позы.

Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.



VI этап. Отдых после выхода из позы.

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.


Перспективное планирование работы кружка

по хатха-йоге на учебный год.


Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя
Октябрь

Диагностика (тестирование).

Подготовка связок и суставов.



Диагностика (тестирование). Комплекс статических упражнений.

Само массаж (разминка). Комплекс статических упражнений.

Комплекс статических упражнений, сказка «Курочка ряба».

Ноябрь

Статические упражнения, разминка.

Статические упражнения «Мостика», «Орла», «поза Бриллианта».

Статические упражнения «Лотоса», «Кузнечика», «Бегуна».

«Божественная поза», импровизация. Путешествие в осенние сопки.

Декабрь

Поза «Кривого дерева», поза «Тигра». Само массаж.

Статические упражнения, само массаж, поза «Кривого дерева», «Орла

Разминка №1, статические упражнения.

Сказки народов тайги и тундры.

Январь

Упражнения для укрепления мышц лица.

Расслабление в позе «Кучера», статические упражнения.

Статические упражнения, поза «Змеи».

Морское путешествие.

Февраль

Навыки сосредоточения, статические упражнения.

Упражнения для глаз, статические упражнения, поза «Скручивание».

Показательные выступления для родителей.

Сказка «Рукавичка».

Март

Правила хорошего тона, статические упражнения.

Показательные выступления для родителей. «Морское путешествие».

Статические упражнения, поза «Аиста».

Сказка «Гуси лебеди».

Апрель

Профилактика простудных заболеваний, точечный массаж.

Статические упражнения, поза «Расслабления на боку».

«Тронная поза», статические упражнения.

«Пробуждение березки».

Май

Диагностика. Проверка ловкости.

Диагностика. Проверка гибкости.

Диагностика Проверка координации и равновесия.

Показательные выступления для воспитателей.



Диагностика.

Диагностика проводиться для контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.




Наименование

Описание тестов


Требования к выполнению

Гибкость

Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами.


Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие

Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны.


Оцениваем удержание в секундах.

Статическая. Выносливость

(тест Крауса Вебера)



Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз.

1.Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.




Сила мышц рук

Измеряется с помощью ручного динамометра.


Оценивается в килограммах.

Паспорт здоровья.

Ф.И.О __________________________________________________________

Группа _________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________





показатели

начало года

конец года

1.

2.

3.


4.
5.


6.

7.

8.



9.

10.


Рост.

Вес.


Частота сердечных сокращений, ударов в минуту:

- в покое,

- после нагрузки.

Частота дыхательных циклов в

минуту.

Максимальная задержка после вдоха.



Сон:- продолжительность,

- качество (хороший, беспокойный).

Питание.

Аппетит (хороший, плохой).

Сколько раз болел (а):

- простудными заболеваниями,

- другими заболеваниями.

Оценка самочувствия:

- состояние (хорошее, отличное,

удовлетворительное, плохое),

- настроение (хорошее, отличное, удовлетворительное,плохое)








Контрольные тесты для оценки уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.

Цель: выявление уровня физических качеств и физической подготовленности детей при отборе в кружок хатха-йоги.

Методы диагностики: тестирование.

Фамилия, имя ребёнка

Год

рождения



Показатели физ. развития

Контрольные упражнения

рост


вес

быстрота

гибкость

равновесие

сила

выносливость












бег20м/с.

Стоя на кубе, носки на краю куба, наклониться вперед к линейке с делениями.

Стоя на одной ноге другая согнута, руки на поясе (сек).

Лёжа на спине, садиться и ложиться.

приседания (кол-во за 30сек).



ПРОВЕРЯЕМ ЛОВКОСТЬ

И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ.


  1. Встаньте по двое спиной к спине. Возьмите друг друга под руки, согнув их в локтях. Одновременно сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не разъединяя рук.

  2. Встаньте по двое друг против друга, ноги на ширине плеч. Правые руки вытяните вверх, прижав ладонь к ладони. Левые руки на бёдрах. Постарайтесь правой рукой отвести руку «противника» в сторону так, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку.

Результат состязания определяется после трёх «схваток». При чём второй раз вы меряетесь силами левой руки, а третий – снова правой.

  1. Протяните на полу скакалку. Повернувшись спиной, друг к другу и расставив ноги на ширину плеч, встаньте так, чтобы концы скакалки находились у вас между ступнями.

Вытяните руки вверх. Пусть кто-то громко сосчитает до трёх. На слово «три» быстро наклонитесь и постарайтесь выдернуть скакалку из-под ног. Кому удастся это сделать, тот и выиграл.

  1. Согните левую ногу и возьмите за щиколотку левой рукой. Правую руку, согнутую в локте, прижмите к туловищу. Прыгая на одной ноге, постарайтесь, толкая друг друга плечом, заставить противника потерять равновесие и опустить на пол левую ногу.

  2. Возьмите гимнастическую палку так, чтобы одна рука была на расстоянии 0,5 м от другой. Перешагните через неё, не выпуская из рук, одной ногой, затем другой, вперёд, потом назад.

Раздвиньте руки немного шире и, не выпуская палки, перепрыгните через неё вперёд и назад.

  1. Лёжа на спине (руки за головой держатся за опору), поднимите прямые ноги и коснитесь пальцами пола за головой.

  2. Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, захватите ступнями лёгкий предмет (кубик, теннисный мяч) и перенесите его за голову и верните обратно.

  3. Встаньте прямо, максимально наклонитесь вперёд, не сгибая ноги в коленях.

Если вы смогли достать ладонями пола и удержать это положение в течение 2 – 3с, то гибкость в тазобедренных суставах у вас отличная; если достали пола кончиками пальцев – хорошая; если дотянулись только до колен, то плохая.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Зато г. Снежногорск
574.16kb.
Программа кружка. Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре зато г. Снежногорск
131.21kb.
Методические рекомендации предназначены для студентов и воспитателей по организации работы в области физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста
389.12kb.
Г. Снежногорск Опыт работы «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста»» Воспитатель: Старик Л. И
268.02kb.
Программа кружка с детьми дошкольного возраста «Сказкотерапия»
540.05kb.
Комплексный план работы мкоу «Детский дом №1
191.6kb.
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательно-исследовательской деятельности
75.27kb.
Программа по ритмической гимнастике
257.63kb.
Программа занятий кружка «Спортивный туризм»
70.83kb.
Использование компьютерных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
68.19kb.
Особенности работы педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста
411.22kb.
Программа кружка «Занимательное рукоделие»
106.6kb.