Главная стр 1
скачать
Программа курса «Профессиональная этика журналиста»



Профессиональная этика журналиста
Цели и задачи курса
Предмет курса
Данный курс является важной составной частью профессиональной подготовки студентов факультета журналистики. Наряду с курсами «Основы журналистского творчества» и «Литературная работа журналиста» он составляет основу теоретико-практической подготовки будущих журналистов.
Предмет курса – деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть – профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста.
Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане.
Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов. Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает «детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е годы XX века. Среди этих проблем – и сумятица в определении и осуществлении профессиональных задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание профессионально-этических критериев работы – важное, но не единственное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций.
Отчетность по курсу – зачет, включающий как собеседование, так и анализ студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций.
Цели и задачи курса
Цель данного, во-первых, дать студентам ясное представление о месте, которое занимают моральные принципы и ценности в деятельности такого общественно значимого института, как журналистика, в работе каждого отдельного журналиста.
Студенты должны усвоить, что соблюдение социально-исторически обусловленных моральных установок – ключ к успеху в любой деятельности, в любом социальном общении, оно обеспечивает наиболее оптимальный для общества результат любой конкретной деятельности. Вместе с тем, соблюдение требований морали имеет и свое самостоятельное значение, поскольку повышает имидж журналистской деятельности, обеспечивает социальную устойчивость профессионального поведения журналиста.
Во-вторых, в ходе изучения данного курса студенты должны освоить как основные принципы, ценности, правила и нормы, лежащие в основе профессиональной этики журналиста, так и те правила профессионального поведения, которые обеспечивают необходимый моральный результат данной деятельности. Нельзя просто декларировать желание не лгать, сообщать достоверную информацию о событиях. Журналист должен подкреплять это желание умением выполнять определенные профессиональные операции, как простейшие, так и достаточно сложные.
Особого внимания заслуживают те моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста – аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций. В этих случаях резко возрастает общественное значение труда журналиста, его воздействие на людей и, следовательно, его нравственное содержание.
Цель курса достигается в ходе как усвоения студентами теоретико-прикладных знаний, так и выполняемого ими практического анализа реальных нравственных ситуаций, профессиональных конфликтов, имеющих место в современной российской журналистике. В связи с этим студенты должны освоить методику анализа конкретных журналистских текстов, их подготовки с точки зрения соблюдения профессиональной этики, знакомиться и комментировать публикации в профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по вопросам журналистских выступлений и пр.
Программа
Тема 1. Мораль и общество
Мораль как социальный институт, система моральных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. Социальная деятельность и социальное общение как предмет морали. Главные задачи морали в обществе: обеспечение существования данной социальной системы, регулирование взаимодействия групп и индивидов в обществе, обеспечение должных с точки зрения данного общества норм поведения и деятельности в обществе, поддержание в обществе устойчивой системы оценок и санкций разных видов деятельности, то есть социальный контроль.
Мораль в социально-историческом плане. Цивилизационные, религиозные, этнические, групповые и социально-культурные аспекты функционирования морали в обществе. Смысл и динамика изменений в морали. Патриархальная и современная мораль. «Революции» морали, их значение в развитии общества.
Тема 2. Проблемы профессиональной этики
Общественная, групповая и индивидуальная мораль. Взаимосвязь и противоречия в существовании и функционировании этих явлений морали в обществе.
Групповая мораль и этика. Причины ее возникновения и существования. Цели и содержание групповой морали. Социально-историческое содержание групповой морали: кодекс чести дворянина, мещанская мораль, врачебная этика и пр. Моральный аспект определенных видов деятельности. Общее и специфическое в групповой морали как регуляторе деятельности и общения в группе. Мораль и этика в функционировании общественно значимых групп, специфических групп.
Социально-профессиональные группы как предмет моральных отношений. Причины, побуждающие общество и группы к специальному, усиленному регулированию этих групп. Причины внешние и внутренние.
Тема 3. Журналистика и мораль
Социальные и профессиональные особенности журналистики как деятельности и как специфической формы всеобщего социально-информационного общения.
Особая социальная значимость журналистики как деятельности и как общественного института. Журналистика как источник и средство повышенной опасности для социума. Профессиональная этика как важный регулятор в процессе функционирования журналистики, обеспечивающий соответствие практики журналистики ее социальным и профессиональным обязанностям.
Исходные составляющие профессиональной этики: общественные требования к данному социальному институту, требования, вытекающие из внутренних функционально-сущностных свойств журналистики, правила, установившиеся в ходе журналистской практики.
Тема 4. Профессиональная журналистская этика и предмет ее регулирования
Предмет регулирования, его важнейшие элементы. Отношение к социальной действительности, социальное понимание роли и задач журналистики.
Социальная действительность как предмет познания, человек: его конкретная деятельность, мотивы деятельности, субъектно-объектные отношения как важнейшая часть социальной действительности.
Журналистский текст как предмет профессиональной этики, требования к журналисту как его создателю. Особый момент в профессионально-этических отношениях: регулирование отношений журналистов с аудиторией и контроль внутрипрофессиональных отношений.
Тема 5. Условия осуществления профессионально-этических норм в журналистике
Независимость и социальная ответственность журналистики как социального института – главное условие нравственного самоопределения журналистики.
Правовая фиксация отношений государства и журналистики, собственников СМИ и журналистов, всех субъектов информационной деятельности – необходимое условие свободной и ответственной работы журналистов.
Экономический, социальный и политический плюрализм общества как условие выражения журналистикой в целом объективной и соответствующей всем интересам, представленным в обществе, информационной картины.
Тема 6. Социальная ответственность как моральная категория
Особая социальная ответственность журналистики в целом и каждого журналиста как результат социальной значимости данного института. Понятие социальной (гражданской) ответственности в журналистике. Его смысл, содержание и место в работе журналиста. Различные трактовки понятия «социальная ответственность». Отношение к государству, обществу, нации, группе, личности. Социальная ответственность как ключевое понятие идеологии журналистики и основанного на ней профессионального поведения журналистов. Патерналистская, классовая, либеральная и другие трактовки понятия.
Тема 7. Современная ситуация и проблемы профессиональной этики
Современная морально-этическая ситуация в журналистике как следствие и результат общественных процессов, происходящих в России.
Кризис и распад прежней ценностно-нормативной системы, регулировавшей журналистику на идеологической основе. Побочные результаты этого процесса: «варваризация» отношений в журналистике, трудности гражданского самоопределения, неопределенность принципов новой ценностно-нормативной системы и ее осуществления.
Становление массовой «бульварной» прессы и развитие свойственного ей профессионального кодекса (на грани закона), обеспечивающего осуществление свойственных данной прессе эффектов. Распространение данной системы ценностей и норм в журналистике в целом. Информационный успех как единственный критерий профессионального поведения. Папарацци и пр.
Несостоятельность качественной журналистики как бизнеса. Экономические, социальные и профессиональные последствия этого. Политическое влияние журналистики и журналиста как специфическая разновидность бизнес-журналистики России. Морально-этические последствия этого.
Тема 8. Основные нормы и правила профессионально-этического поведения журналиста
Этические правила и нормы как основа информационного поведения журналиста. Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста.
Требования к журналисту, работающему на предварительном этапе журналистской деятельности – этапе исследования действительности:
соблюдение познавательных правил исследования, обеспечивающих объективность воспроизведения и понимания происходящего;
плюрализм исследования, то есть ознакомление со всеми точками зрения относительно происходящего;
непредвзятость самого журналиста в процессе исследования действительности.
Особые нормы и правила, касающиеся профессий репортера, журналиста-интервьюера, журналиста-исследователя.
Требования, предъявляемые к журналисту в процессе создания текста:
учет при создании текста всех значимых событий, мнений, оценок, полученных при изучении действительности. Присутствие основных из этих моментов в тексте;
обязательное включение в текст разных точек зрения на событие или проблему;
нейтральность собственно журналистского текста при описании фактов, при приведении в материале мнений и оценок действующих лиц;
стилистическая нейтральность оценочных суждений журналиста относительно событий и людей;
доказательность мнения и оценок самого журналиста.
Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом. Журналист и социальные институты общества. Журналист и читатель. Журналист и герои его произведений.
Литература
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Правовое поле журналиста. – М., 1997.

Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. – М., 1995.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

СРЕDА. Русско-европейское журналистское обозрение. – 1995–1996.

Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.

Богданов В., Засурский Я. Журналистика и власть: зеркало или служанка. – М., 1997.

Фагерстам Э. Свобода печати в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. – Тарту, 1992.

Муратов С. Нравственные принципы журналистики (Опыт этического кодекса). – М., 1994.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – Гл. 6.

Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М.: Центр «Право и СМИ», 1997.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2001. – С. 202–212.

Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.



Составитель – канд. ист. наук, доц. Г.С. Вычуб

Издательство: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова

Год издания: 2004
скачать


Смотрите также:
Программа курса «Профессиональная этика журналиста»
90.91kb.
Темы контрольных работ к зачету по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»
13.6kb.
Вопр Профессиональная этика журналиста в россии: трактат М. В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии»
113.12kb.
Педагогическая этика
100.44kb.
Профессиональная педагогическая этика современного учителя
50.26kb.
Хорошилова Л. Г. Журналист и этика
170.51kb.
§ Профессиональная этика Мораль
46.39kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Профессиональная этика»
63.03kb.
Программа курса и методические материалы по специальности 02. 11. 00 Юриспруденция Д. ю н., проф. Мгапи белкин А. Р
222.96kb.
Лекция Профессиональная этика
325.44kb.
Тема IV. Этика деловых отношений Цель
699.23kb.
Лекция Профессиональная этика и профессиональная мораль
128.96kb.