Главная | стр 1стр 2
УТВЕРЖДАЮ «___» _____________ 20___ г. Директор МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» ____________ Холодова Г. А. Комплексно-целевая программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38 г. Орска» на 2010 – 2015 учебный год 2010 год Содержание Паспорт Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» ……………………………………….................. 3 Введение ……………………………………………………………………….….5 Раздел 1. Содержательно-методические основы комплексно-целевой программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» ………………………………………7 1.1. Актуальность Программы …………………………………………………. 7 1.2. Цели и задачи Программы …………………………………………………. 8 1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы ………... 10 1.4. Основные приоритеты Программы ……………………………………….10 Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе …… 13 2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления ……………. 13 2.2. Структура школьного ученического самоуправления …………………. 13 2.3. Структура классного ученического самоуправления ……………………17 2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления ... 18 2.5. Законы школьного ученического самоуправления …………………….. 19 2.6. Правила школьного ученического самоуправления …………………… 20 2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления …………………………………………………………… 22 Раздел 3. Организационно-управленческие основы комплексно-целевой программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» …………………………………….23 2.1. Этапы и сроки реализации Программы ………………………………….. 23 2.3. Ожидаемый результат Программы ………………………………………. 24 2.4. Мониторинг результатов реализации Программы ……………………… 24 Приложение 1. Система государственно-общественного управления МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» …………………………………………26 Приложение 2. Положение о Школьной Думе МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»………………………………………………………..30 Приложение 3. Положение о Школьном Правительстве МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» ………………………………………. .33 Приложение 4. Положение о Большом Ученическом совете МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» ………………………………………... 37 Приложение 5. Положение о старосте класса МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»………………………………………………………...43 Паспорт программы
Введение Идея создания государственно-общественного управления школы получила право на жизнь в конце 80-х годов XX века. В феврале 1988 года было опубликовано постановление ЦК КПСС о школе, в котором было указано на целесообразность создания в общеобразовательных учреждениях общественных советов, в состав которых входили представители учителей, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов и общественности. В 90-х годах усиливается потребность создания школьного самоуправления, особенно ученического, в связи с ликвидацией школьных общественных организаций (октябрятской, частично пионерской, комсомольской), которые играли огромную роль в организации воспитательной работы в школе. Только участвуя в работе общественных объединений, органов ученического самоуправления школьники включаются в разнообразную внеурочную работу. Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление. Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:
Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач, стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления. Раздел 1. Содержательно-методические основы комплексно-целевой программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» 1.1 Актуальность Программы Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности. Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:
Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм. При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления. 1.2 Цель и задачи Программы Опираясь на синергетический подход к образованию, который заключается в стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к собственным поискам и открытиям, школа разработала модель жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе. Реализация участниками микросоциума (школой, родителями, социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений ученика к миру и себе. Формирование жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе рассматривается участниками микросоциума как условие его успешной социализации во взрослую жизнь.
Модель жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе его развития ![]() Параметры модели жизнеспособной личности ученика:
Достижение главной цели основано на решении следующих задач:
Только развивая и углубляя школьное ученическое самоуправление, педагогический коллектив сможет решить задачу формирования жизнеспособной личности выпускника. 1.3 Нормативно-правовые основания для разработки Программы Школьная программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.4 Основные приоритеты Программы Школьное ученическое самоуправление в содержании своей деятельности консолидирует различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества. Этим обусловлена педагогическая поддержка со стороны взрослых, эффективность которой определяется следующими условиями:
Функционирование системы школьного самоуправления основано на следующих принципах:
10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными органами самоуправления; 11) Законность принимаемых решений; 12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления; 13) Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся. Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и детского ученического самоуправления. Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие принципы:
Учет данных принципов позволяет создать систему ученического самоуправления как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей. Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе 2.1 Принципы работы органов ученического самоуправления Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:
На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся. 2.2 Структура школьного ученического самоуправления Модель ученического самоуправления складывалась в школе постепенно: от Совета старшеклассников и трех объединений по интересам на параллелях 1-4, 5-8, 9-11 классов – к системе органов ученического самоуправления, как части государственно-общественного управления школы (см. Приложение 1). Структура школьного ученического самоуправления представляет собой государственную структуру органов управления (см. схему 1), во главе которой стоит Президент школы, выбирается из учащихся 9-11 классов на неограниченный срок. Выборы Президента школы происходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы. Схема 1 Структура школьного ученического самоуправления Президент школы Администрация школы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() БОЛЬШОЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ ![]() ![]() Школьное Правительство Школьная Дума
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Основными функциями Президента школы являются:
Высшим законодательным органом ученического самоуправления является Школьная Дума, которая состоит из двух палат: Палаты Депутатов и Палаты Старост. Школьная Дума формируется на выборной основе сроком на один год: в каждую палату учащимися 5-11 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе прямым открытым голосованием. Целью деятельности Школьной Думы является реализация права учащихся на участие в управлении образовательным учреждением. Задачами деятельности Школьной Думы являются:
Школьная Дума собирается не реже одного раза в четверть. Она самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя Школьной Думы, решает общие вопросы учебно-воспитательного процесса, утверждает локальные акты, связанные с ученическим самоуправлением. Деятельность Школьной Думы регламентируется Положением о Школьной Думе МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» (см. Приложение 2). Высшим исполнительным органом ученического самоуправления является Школьное Правительство, которое формируется на выборной основе сроком на один год. Целью работы Школьного Правительства является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции. Задачами деятельности Школьного Правительства являются:
В состав Правительства входят 6 министерств: Министерство науки и образования, Министерство культуры, Министерство здравоохранения, Министерство физкультуры и спорта, Министерство труда и социального развития, Министерство печати и информации, в каждое из которых учащимися 5-11 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе голосованием. На первом организационном заседании Школьного правительства голосованием избирается Председатель Школьного правительства, кандидатура которого далее утверждается Президентом школы, а также в каждом Министерстве выбирается Министр. За каждым Министерством закрепляется куратор из числа педагогов школы. Заседания Школьного Правительства проводятся не реже 1 раза в месяц. Деятельность Школьной Правительства регламентируется Положением о Школьном Правительстве МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» (см. Приложение 3). Высшим представительным органом ученического самоуправления учащихся школы является Большой Ученический Совет (далее БУС), который преследует воспитательную цель педагогов школы по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции. Руководство и координацию Большим Ученическим Советом осуществляет Президент школы, избираемый общешкольным голосованием. Целью деятельности Большого Ученического Совета является обеспечение межгруппового единства в коллективе школы и преемственности в работе органов самоуправления. Задачами деятельности Большого Ученического Совета являются:
Основной функцией Большого ученического Совета является координация деятельности всех органов и объединений учащихся школы, планирование внеклассной и внешкольной работы учащихся. Большой Ученический Совет формируется из Президента школы, Председателя Школьной Думы, Председателя Школьного Правительства, Министра науки и образования, Министра культуры, Министра здравоохранения, Министра физкультуры и спорта, Министра труда и социального развития, Министра печати и информации, Кураторов (из числа педагогов) всех министерств. Заседание школьного ученического совета проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по необходимости. Большой Ученический Совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о Большом ученическом Совете МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» (см. Приложение 4). Все участники ученического самоуправления составляют общешкольный актив, обучение которого проводится в первый понедельник каждого месяца, на заседаниях подводятся итоги работы за прошедший месяц и планируется работа на новый месяц. 2.3 Структура классного ученического самоуправления Первичным коллективом ученического самоуправления (см. схему 2) является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: старосты и его заместителей по науке и образованию, культуре, здравоохранению, физкультуре и спорту, труду и социальному развитию, печати и информации. Схема 2 Структура классного ученического самоуправления Староста класса Классный руководитель ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() КЛАССНЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ ![]() ![]() Члены Школьного Правительства Депутат Школьной Думы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Староста класса – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса. Староста класса входит в состав Палаты старост Школьной Думы. Деятельность старосты класса определяется Положением о старосте МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» (см. Приложение 5). Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и школьное ученическое самоуправление и преследует цель – вовлечение всех учащихся в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в школе в целом. С целью активизации деятельности коллективов классов в школе проводится конкурс на «Самый классный класс», Положение о котором было рассмотрено и утверждено Школьной Думой. Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На линейке, посвященной окончанию учебного года, классам-победителям среди 1-4, 5-8 и 9-11 классов вручается переходящий вымпел.
Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:
2.5 Законы школьного ученического самоуправления Закон ответственности:
Закон внимательности:
Закон точности:
Закон дисциплины:
2.6 Правила школьного ученического самоуправления Правило свободного микрофона:
Правило двух минут для выступления:
Правило семи минут для доклада:
Правило поднятой руки:
Правило реплик:
Правило свободы мнений:
Правило конструктивной критики:
Правило блокнота и ручки:
2.7 Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:
В ходе своей работы органы школьного ученического самоуправления ведут следующую документацию:
следующая >> Смотрите также: Программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
585.05kb.
Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе
685.9kb.
Реферат «Модель ученического самоуправления в
96.26kb.
Ошибка: Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления
81.94kb.
Совмещенная административно-игровая модель ученического самоуправления «Школьная Дума»
428.69kb.
Модель ученического самоуправления
381.8kb.
По предложенной преподавателем форме. Разработайте собственную модель плана с последующей защитой
80.46kb.
Модель организации ученического самоуправления моу раменская сош №8 цель
16.94kb.
Образовательная программа «Лидеры ученического самоуправления»
113.87kb.
Программа «От ученического самоуправления к демократическому правовому пространству в образовательном учреждении»
586.15kb.
Решение воспитательных задач
182.13kb.
Организация ученического самоуправления 47.14kb.
|