Главная стр 1
скачать

Согласовано

Директор ЦДиК

________________/Ермаченко Н.Н.

«____» ______________ 2008 г.



Утверждаю

Директор МОУ СОШ №6

____________/ Томилина Н.Ю.

«____» ______________ 2008 г.






Программа на снижение тревожности у младших школьников.

Чегдомын 2008


Пояснительная записка.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроится» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.

Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы «На пути к совершенству» на ее основе была построена оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ.

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Занятия строятся в интересной и доступной для детей форме. В основном используются следующие методы:



  • Имитационные и ролевые игры

  • Психогимнастика

  • Рисуночные методы

  • Элементы групповой дискуссии

  • Техники и приемы саморегуляции

  • метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

Отработка навыков проходит в три этапа:



  • получение информации о содержании того или иного навыка

  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка)

  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.

Общие рекомендации по проведению занятий:



  • перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретится с родителями детей. Контакты с учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.

  • Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

  • Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут

  • Оптимальная периодичность встреч участников программы -1-2 раза в неделю.

  • Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

  • Ведущий должен специально работать над создание доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

  • Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждений) объединяет игровой персонаж - (игрушка). Дети «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из жизни детей, или придумывать их заранее. В ходе занятий рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.

Каждая тема прорабатывается на 4 занятиях с использованием разных приемов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенности каждой группы.


Для проведения занятий психологу понадобятся:

  • Мягкая игрушка дракончик.

  • Палас или ковер на полу

  • Магнитофон

  • Аудиокассеты с музыкой для релаксации.


Программа «»Я учусь владеть собой»




Тема

Цели

Занятия

1

Такие разные настроения

Создание дружелюбной обстановке. Развивать умение управлять своим настроением. Учить различать эмоциональные ощущения. Знакомить с разными способами выражения эмоций.

3 час

2

Как справится с плохим настроением.

Научить выражать эмоции в мимике. Развивать умение управлять своим настроением. Искать выход из трудных ситуаций. Научить поиску выхода из трудных ситуаций.

3 часа

3

Как стать уверенным в себе.

Дать представление о связи между мыслями и поведением

Закрепить навыки работы с «позитивными мыслями».



3 часа

4

Как делать выбор

Научить способам саморегуляции. Осознание понятия добра. Понятие выбора. Научиться прогнозировать ситуацию. Научить ответственности за свой выбор. Научить анализировать свои поступки и поступки других людей.

4 часа

5

Как добиться успеха.

Дать представление о понятии успех. Дать знания об условиях достижения успеха. Научить применять полученные знания.

3 часа

6

Трудное слово «Нет».

Учить детей говорить «нет». Помочь осознать ответственность за свой выбор.

2 часа

7

Чем мы отличаемся друг от друга.

Дать представление об индивидуальности, неповторимости каждого человека. Развивать коммуникативные навыки. Выработать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать положительную самооценку.


2 часа

8

Учимся говорить себе «Стоп».

Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях.. научиться останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение. Развитие коммуникативных навыков.

2 часа.

9

Как победить свой страх.

Предупреждение и коррекция страхов.

1час

10

Подведение итогов.

Обобщить и закрепить полученные знания и навыки. Вручение сертификатов «Я умею владеть собой»

1 час.

скачать


Смотрите также:
Программа на снижение тревожности у младших школьников. Чегдомын 2008
66.08kb.
Р. И. Визгер Развитие творческих способностей младших школьников Дятлово 2008 Рецензент заместитель директора по учебно-воспитательной работе уо «Гезгаловская государственная гимназия»
608.69kb.
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы)
145.77kb.
Рабочая программа дополнительного образования
324.97kb.
Тесты для школьников. Диагностика младших школьников. Содержание: Изучение личности младших школьников
250.74kb.
Образовательная программа «Я исследователь»
138.89kb.
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников Амамбаева Мадина Владимировна Педагог-психолог моу сош №50
39.06kb.
Программа кружка для младших школьников «экология» Учитель географии высшей квалификационной категории
110.72kb.
Коррекционно – развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников
159.23kb.
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников
54.46kb.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
53.63kb.
Программа духовно нравственного развития и социализации младших школьников
225.38kb.