Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОБЖ»

11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:



Выпускники должны

знать/понимать:

•    основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

•    потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

•    основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•    предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•    предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

•    основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

•    порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

•    историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;

•    состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

•    основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•    основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

•    нормы международного гуманитарного права;

•    требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;

•    основные виды воинской деятельности;

•    строи отделения и порядок управления ими;

•    назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

•    правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

•    правила подготовки автомата к стрельбе;

•    приемы и правила стрельбы из автомата;

•    основы современного общевойскового боя;
2
•    общие обязанности солдата в бою;

•    основные способы передвижения солдата в бою;

•    способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

•    основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

•    государственные и военные символы Российской Федерации;

•    боевые традиции Вооруженных Сил России;

•    классы сходных воинских должностей;

•    общие требования к безопасности военной службы;

•    порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

•    общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

•    правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;

•    средства массового поражения и их поражающие факторы;

•    защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;

•    порядок размещения и условия быта военнослужащих;



уметь:

•    применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

•    оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

•    выполнять строевые приемы на месте и в движении;

•    производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

•    вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

•    ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

•    пользоваться индивидуальными средствами защиты;

•    использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;

•    выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;


3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1.Федеральным законом от 29.12.2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов).

3. Письмом Минобрнауки России 0т 07.07.2005г. « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4.Приказами Министерства образования Российской федерации от 19.12.2012 №1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год».

5. . Локальным актом школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования МБОУ СОШ № 7».

6. Учебным планом МБОУ СОШ №7 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.

4

7. На основе федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования, программы «Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1-11 классы»  (под общей редакцией А.Т.Смирнова. — М.: Просвещение, 2008) к учебно-методическому комплекту «Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс» (Авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. — М.: ООО «Издательство Астрель» 2007.)



Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Авторы программы — А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев.

Структурно программа состоит их разделов и тринадцати тем.

 Раздел 1 «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в

области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.




5
Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 68 учебных часов


Информация об изменении в программе. Уменьшено количество часов (64) по всем разделам по причине совпадения часов с днями здоровья и праздничными днями.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Предлагаемая рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня под готовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.



Формы организации образовательного процесса

Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.


Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу¬ации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Основные технологии применяемые на уроке ОБЖ:

Здоровьесберегающая — формирования личности безопасного типа

6

Технология личностно-ориентированного образования


Игровая — нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Информационная — компьютерные и с использованием ТСО, сети INTERNET

Контроль уровня обученности

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, зачет.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, анализ ситуации, сообщение, доклад, реферат, проект, творческие работы.

Учебно-методический комплект «Тесты по основам безопасности жизнедеятельности»
С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташева, М.: Экзамен -2011

11 класс
Тест №1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тест № 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тест №3. Основы военной службы.

Формы организации образовательного процесса

Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, демонстрация, практические занятия. Соревнования. .Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).


Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

7

Основные технологии применяемые на уроке ОБЖ:

Здоровьесберегающая — формирования личности безопасного типа

Технология личностно-ориентированного образования


Игровая — нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Информационная — компьютерные и с использованием ТСО, сети INTERNET

Формы организации деятельности учащихся: урок

Контроль уровня обученности

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, зачет.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, анализ ситуации, сообщение, доклад, реферат, проект, творческие работы.



Информация об учебнике

Название: Учебник. ОБЖ. 10 класс

     Автор: Фролов М.П, Литвинов Е.Н, Смирнов А.Т и др.

     Издательство: Астрель

     Год издания: 2011

     Страниц: 350

    


     Краткое описание:
 Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса создан большим коллективом преподавателей и специалистов в области безопасности человека на основе обязательного минимума содержания образования и доработан с учетом нового федерального компонента образовательных стандартов.
Учебник содержит материалы для подготовки к практическим занятиям по курсу ОБЖ и повторения правил поведения в опасных и чрезвычайных

8
Ситуациях в основной общеобразовательной школе. Рассмотрены основы здорового образа жизни.


Значительная часть учебника посвящена Вооруженным силам РФ, истории их создания, составу и боевым традициям и организации военной службы.

Содержание учебной программы


  1. История Вооруженных сил

  2. Основы военной службы

1. Воинская обязанность.

1.1. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее

содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной

службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по

призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение

военных сборов в период пребывания в запасе.

1.2. Организация воинского учета и его предназначение.

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан

на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.

Организация медицинского освидетельствования граждан при

первоначальной постановке на воинский учет.

1.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к

военной службе.

9

Основные требования к индивидуально-психологическим и



профессиональным качествам молодежи призывного возраста для

комплектования различных воинских должностей (командные,

операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

1.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной

службе.


Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по

дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную

подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных

учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных

кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального

образования.

1.5. Организация медицинского освидетельствования и

медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского

обследования при первоначальной постановке граждан на воинский

10

учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории



годности к военной службе. Организация

профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной

постановке их на воинский учет.

1.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его

предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

2. Особенности военной службы.

2.1. Правовые основы военной службы, Конституция Российской

Федерации, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе

военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе".

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.

Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы Российской

Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус

военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы,

предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по

призыву. Военные аспекты международного права.

2.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ - закон воинской

жизни.

11

Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты,



регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и

караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав

Вооруженных Сил РФ, Строевой Устав Вооруженных Сил РФ, их

предназначения и основные положения.

2.3. Военная присяга - клятва воина на верность Родине -

России.

Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни.

История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги.

Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение

военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского

долга.


2.4. Прохождение военной службы по призыву.

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу,

организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы

и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

12

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный



порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация

проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации.

Военная форма одежды.

2.5. Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту.

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную

службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и

льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу

по контракту.

2.6. Права и ответственность военнослужащих.

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих.

Виды ответственности, установленной для военнослужащих

(дисциплинарная, административная, гражданско-правовая,

материальная, уголовная).

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные

взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную

службу по призыву.

13

Уголовная ответственность за преступления против военной службы



(неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений

между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

3. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и

достоинство воина Вооруженных Сил России.

3.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий

звание защитника Отечества.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и

достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества:

любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая

воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому

долгу и Военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту

свободы, независимости, конституционного строя в России, народа и

Отечества.

3.2. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий

оружием и военной техникой.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей

вверенного вооружения и военной техники, способов их использования

14

в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в



обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.

Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания,

совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к

грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного

боя.

3.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к



моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным

качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы

воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской

деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему.

Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного

возраста к военной службе. Требования к психическим и

морально-этическим качествам призывника, основные понятия о

психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа,

боевого расчета).

15

3.4. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий



Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования

воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ.

Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем

военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе

порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе

убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность

выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам

и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную

инициативу.

3.5. Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений

профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения

профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил

РФ.

16


3.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных

Сил РФ.


Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как

средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих

операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого

контингента.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1. Основы здорового образа жизни.

1.1. Правила личной гигиены и здоровье.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей,

зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении

организма.

1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного

взаимоотношения полов.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие

влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный и

материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитать в

себе молодому человеку для создания прочной семьи.

17

1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.



Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи, причины,

способствующие заражению БППП. Меры профилактики. Уголовная

ответственность за заражение венерической болезнью.

1.4. СПИД и его профилактика.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.

СПИД - это финальная стадия инфекционного заболевания,

вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.5. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок

заключения брака. Личные права и обязанности супругов.

Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой

медицинской помощи.

2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной

недостаточности и инсульте (практические занятия).

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения.

18

Инсульт, возможные причины и возникновение. Первая медицинская



помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.

Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей

повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного

аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая

медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при

повреждении позвоночника.

2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины

клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого

массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила

сердечно-легочной реанимации.

19

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

•  основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;



•  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Феде рации;

•  основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•  особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

•  подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

 Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

Оценка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях

20

Оценка "3" выставляется, если:



усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Оценка "2" выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Используемая литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе

военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе",



гражданской обороне",

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

М.: Военное издательство, 1994.

4. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство,

1983.

4.На службе Отечеству: Книга для чтения по



общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов

(старшин) Вооруженных Сил РФ. М.: Русь РКБ, 1998.

21

5. Военная психология и педагогика: Учебное пособие//Под общей



редакцией генерал-полковника В.Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых

солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу

9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для

Вооруженных Сил. Международный комитет Красного Креста, 1993.

10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по

общественно-государственной подготовке для руководителей учебные групп//Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф. Кулакова. М.:

1998.


11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное

планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности"



(автор А. Смирнов).
скачать


Смотрите также:
Программа «обж» 11 класс пояснительная записка цели изучения учебного предмета
201.87kb.
Рабочая программа по предмету «Математика» для основной школы предназначена для учащихся 5 -х классов
542.82kb.
Пояснительная записка. Цели (задачи) изучения учебного предмета
172.63kb.
Рабочая программа по обж 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
186.97kb.
Программа по географии 5-9 класс Структура документа Примерная программа состоит из7 разделов: Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета
1158.48kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Английский язык, 4 класс»
361.6kb.
Программа факультативов по математике «Решение логических задач» и«Наглядная геометрия»
131.22kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по риторике Место учебного предмета
556.1kb.
Пояснительная записка Статус документа
639.41kb.
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета "
298.73kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по коми языку Общая характеристика учебного предмета
398.14kb.
Рабочая программа учебного предмета Предмет обж класс 10 Уровень базовый Разработчик программы Мижитов А. В
240.93kb.