Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
VI. ПРОГРАММА ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ – 2 КЛАСС

Программа «Русский язык»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы по русскому языку( Р.Н.Бунеев.Е.В.Бунеева, О.В. Пронина)

Согласно программе «Школа 2100» на предмет Русский язык отводится 170 часов(5 часов в неделю)

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.



Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».В соответствии с этой целью ставятся задачи :

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Моя любимая Азбука», прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь ; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща , безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости . Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования : в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой , графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что то означает, то есть имеет значение ; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями слово употребления. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия , как предложение ,текст . Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.



Содержание работы над разделами

«Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью ,культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст» ..

Во 2 м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1 е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтение. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово».

Содержание работы

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово» .Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.



В 1 м и 2 м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики , которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш, ж, ч, щ ; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы. Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ ;

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые согласные на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой черточкой при переносе.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав . Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, –необходимо обращение к составу слова уже в 1 м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения. Уже в период обучения грамоте дается необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.



Во 2 м классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определенными суффиксами имен существительных: ок, ик, тель, ушк, юшк, ёнок,онок, ят, ищ, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от,за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1 м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2 м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котенок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения ( бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова – лексический . Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря).Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1 м классе в курсе обучения грамоте и во 2 м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? Что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях и об их функциях в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.



Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно- научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.8) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.



Содержание программы

2 й класс – 170 ч

Слово.

1. Звуки речи, их обозначение буквами. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, знание и умение произносить парные звонкие и глухие согласные; глухие шипящие ж, ш, ч, щ; согласные твердые и мягкие. Слог. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги и на части для переноса. Правила переноса слов. Ударение. Роль ударения в устной речи. Правильная постановка ударения в словах (типа звони ' т, звоня ' т, позвоня ' т ), роль ударения в словах типа замо ' к – за ' мок. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Умение слышать звучащее слово, производить звуковой и звукобуквенный анализ слова, составлять схему. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и,ю, я , с помощью буквы ь . Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и,ю, я;

4) ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

5) ь и ъ разделительные;

6) проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);

7) проверяемые согласные на конце слова;

8) пробел между предлогом и соседним словом.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора( шил; дуб – дубы; роса ' – ро ' сы; ручной; Олег; пень; объявление ).

2. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.



3. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

Предложение.

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.



Текст.

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности –умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения(в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Результаты 2 го года обучения

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Ученики должны знать:

– признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;

– пары согласных по глухости звонкости и твердости мягкости;

– обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и,ю, я, ь;

– названия, порядок букв русского алфавита;

– правила переноса слов;

– названия частей слова (кроме окончания);

– признаки предложения и текста;

– изученные орфограммы.

Ученики должны уметь:

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или

на заданную тему и записывать его с помощью учителя. 



ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)

(2 класс) Линии развития

средствами предмета

«Русский язык»










· правильно списывать слова, предложения, тексты;

проверять написанное;

составлять предложения на заданную тему;

· составлять небольшой текст (4–5 предложений) на

заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя


·выполнять звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть несоответствия произношения и написания в слове;

· находить корень в группе однокоренных слов;

· подбирать однокоренные слова;

· находить суффиксы и приставки в доступных словах;

· ставить вопросы к словам

в предложении ( кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? )


· делить слова на части для переноса;

· видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

· писать большую букву в словах (изученные случаи);

· писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;

· писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;

· писать проверяемые согласные буквы на конце слова;

употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова

;не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

· писать ъ и ь разделительные;

· графически объяснять выбор написаний;

· находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Календарно- тематическое планирование рассчитано на 170 часов (5 часов в неделю)




1




2

Наиме-нование

раздела

3

Тема урока

4

Кол-во

ча-

сов

7

Требования к

уровню подготовки обучающегося

(цели)

8

Вид контроля измерители

11

Дата провед.

план


факт


1




Вводный урок. Знакомство с новым учебником

1

Зн-во с условными обозначениями










2-3

4

5-6



7
8

9
10


11

12
13

14-15

16

17



18

19
20

21

22
23



24

25
26

27

28
29



30
31
32
33
34
35

36


37
38
39

40
41-42


43

44-45


46

47
48


49
50

51
52


53
54

55

56



57

58

59


60

61
62

63

64-65


66

67
68

69

70

71



72
73

74
75

76

77

78



79

80

81



82

83

84



85

86
87

88

89

90



91

92

93



94

95

96



97

98

99


100

101


102

103


104

105


106

107


108

109


110

111


112

113


114

115


116

117


118

119


120

121


122

123


124

125


126

127


128

129

130

131


132

133


134135136137138

139140


141142
143144145146147

148149150

151

152


153

154155156157

158159

160161


162163164165166167168169170



1.Слово

2. Пред-ложение

3. Текст

4.Слова, которые отвечают на вопросы

кто? что?

5. Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

6.Слова, которые отвечают на вопросы

что делает?
7. Связь слов в предложении

8.Слова, к кото-рым нельзя задать вопрос


9. Части слова. Корень
10.Суффикс

11. Приставка

12. Алфа-вит.

13. Правописание буквосочетаний

жи—ши, ча—ща, чу—щу
14. Правописание букв ъ и ь

15. Безударные гласные в корнях слов

16. Правописание звонких и глухих согласных

на конце слова


17.Пов-торение





Что мы знаем о слове?

Как устроен наш язык?

Опасные места в словах р. яз.

Обобщение

Признаки предложения

Составление предложений по схемам

Оформление предложений на

письме


Развитие умения правильно списывать и оформлять

предложения на письме

Конструирование предлож.

Знаки препинания в конце пр.


Что мы знаем о предложении?

Проверка знаний и умений. Проверочная работа

Пишу правильно
Признаки текста

Роль заглавия в тексте

Связь заглавия и главной мысли текста

Озаглавливание текстов

Конструирование текстов

Обобщение


Проверка знаний и умений. «Пишу правильно« (работа над ошибками)
Какие слова отвечают на вопрос кто? что?

Слова, которые называют одушевленные и неодушев-

ленные предметы

Объединение слов в тематические группы

Конструирование сочетаний слов и предложений

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

Обобщение
Наблюдение над словами-признаками

Как связаны между собой слова-названия и слова-при-

знаки

Развитие умения находить в предложениях слова, кото-



рые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?..

Развитие умения подбирать слова-признаки

Закрепление и повторение изученного

Проверочная работа

Пишу правильно
Наблюдение над словами, обозначающими действие

Развитие умения находить в предложениях пары слов,

отвечающих на вопросы кто? что делает?

Нахождение грам.основы

предложения

Как связаны слова в предлож

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову Устанавливать действующее лицо или предмет

Конструирование предложений из слов

Проверочная работа

Пишу правильно


Слова, которые выражают различные чувства, и их роль

Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов

Проверочная работа

Пишу правильно»
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Развитие умения находить корень в группе однокор.сл.

Распознавание однокор.слов

Роль суффикса в слове.


Определение суффикса

Развитие умения находить в словах суффиксы

Разбор слова по составу. Проверочное списывание
Роль приставки в слове. Определение приставки

Развитие умения находить в словах приставки и обра-

зовывать слова с помощью приставок

Проверочная работа

Пишу правильно
Закрепление знания порядка букв русского алфавита Развитие умения писать большую букву в фамилиях Запись этих слов в алф.пор. Написание слов типа орел и Орел

Имена собственные


Сочинение по картинке

Проверочный диктант

Пишу правильно
Написание жи-ши

Что такое орфограмма. Орфографическое правило Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Упражнения в написании буквосочетаний ча—ща. Развитие орфографических умений.

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих

Проверочный диктант

Пишу правильно
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с

буквой ь в середине

Правописание буквы ь

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, щн

Звук [й и его обозначение

Разделительный ь.

Правописание слов с разделительным ъ


Проверочный диктант

«Пишу правильно»


Развитие умений делить слово на слоги, определять коли-

чество слогов

Наблюдение над написанием и произношением слов с

безударными гласными

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных

Обучение применению правила

Упражнения в написании слов с безударной гласной
Проверочная работа

Свободный диктант

Проверочный диктант

Пишу правильно (работа над ошибками)

Обобщающий урок по разделу в форме игры Счастливый случай
Оглушение звонких согласных на конце слова

Знакомство с новой орфограммой

Развитие умения писать слова с проверяемыми соглас

ными на конце слова


Свободный диктант

Обучающее изложение

Пишу правильно

Проверочный диктант

Пишу правильно

Текст


Предложение

Слово. Состав слова. Однокоренные слова

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторение и классификация изученных орфограмм

Итоговая контрольная работа

Пишу правильно

Контрольное списывание

Свободный диктант

Пишу правильно

Об. изложение

Пишу правильно (работа над ошибками)

Контрольный диктант

Пишу правильно. (работа над ошибками)

Резервные уроки




2

1

2



1
1

1
1
2

1

2
1



1

1

1


1

1

1


1

1

1


1

1

1


1

1
1
1


1
1
1

1


1
1
1

1
2


1

1
2
2


1
1
1
1
1
1
2

2

1



1
1
1
2
1
1

2
2


1
1

1

4


1

1


2
4
4

2
2
1

1

1
1


1

1

2


2
2
2
1

1
1


1

1
1


2
2
1

1

3



1

1
1


1

2
2
3

1

1

1



1
1

2
2
4


1

1



1

1

1


1

1

1



1

8


1

1

1



1

1

1



1
1

1
5
170 час.



Зн-во с составом сл
Учить ставить вопросы
Учить составлять предложения
Познакомить с новыми сл.словами

Чтение предложе-ний с различной интонацией

Учить составлять предложения

Проверить ЗУН


Познакомить с новыми сл.словами

Учить объединять слова по группам
Познакомить с новыми сл.словами

Развитие умения

ставить к ним вопросы

Проверить ЗУН

Развитие умения ставить к ним вопросы
Проверить ЗУН

Учить ставит вопросы

Учить сравнивать
Проверить ЗУН

Учить сравнивать

Учить ставит вопросы

Учить объединять слова по группам


Чтение предложе-ний с различной интонацией
Проверить ЗУН

Учить составлять предложения


Проверить ЗУН

Чтение предложе-ний с различной интонацией
Учить составлять предложения

Проверить ЗУН

Учить составлять предложения

Познакомить с новыми сл.словами


Учить объединять слова по группам
Учить сравнивать
Проверить ЗУН

Учить ставит вопросы


Учить сравнивать

Чтение предложе-ний с различной интонацией

Познакомить с новыми сл.словами
Проверить ЗУН

Учить объединять слова по группам


Учить сравнивать

Познакомить с новыми сл.словами


Проверить ЗУН
Проверить ЗУН

Учить ставит вопросы

Чтение предложе-ний с различной интонацией

Проверить ЗУН


Проверить ЗУН

Совершенствовать умения написания орфограмм

Проверить ЗУН

Проверить ЗУН

Проверить ЗУН



Пр.спис.


Слов.дик.

Пр.раб.


Пр.раб.

фронт.раб.


к.раб.

проверка с помощью

сигн.карточ.
проверка с помощью

магнит.доск.


взаимопро-верка


самопро-верка


к.раб.

коллектив.

проверка

выборочная проверка

фронт.опрос
проверка с помощью

сигн.карточ.


проверка с помощью

магнит.доск.

к.раб.

взаимопро-верка


самопро-верка
к.раб.
коллектив.

проверка

выборочная проверка

фронт.опрос

к.раб.
проверка с помощью

сигн.карточ.


к.раб.


взаимопро-верка

самопро-верка


к.раб.


коллектив.

проверка


выборочная проверка

фронт.опрос


к.раб.

проверка с помощью

сигн.карточ.


проверка с помощью

магнит.доск.

взаимопро-верка

самопро-верка


к.раб.


коллектив.

проверка


выборочная проверка
фронт.опрос

к.раб.


к.раб.

к.раб.

взаимопро-верка

самопро-верка

к.раб.

к.раб.



коллектив.

проверка

выборочная проверка

фронт.опрос

к.раб.

к.раб.


к.раб.
к.раб.









Программа «Литературное чтение»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования на основании приказа МО РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования».

Данная программа предусматривает развитие активного самостоятельного, творческого мышления младших школьников, а также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа отдельных предметов 2 класс программа «Русский язык»
1090.67kb.
Программа «Русский язык»
5289.58kb.
Программы отдельных предметов русский язык
2584.06kb.
Программы отдельных предметов русский язык
2583.96kb.
Программы отдельных учебных предметов, курсов 1 русский язык
1897.59kb.
Программы отдельных учебных предметов, курсов 1 русский язык
1897.59kb.
Программы отдельных учебных предметов русский язык
4650.61kb.
Рабочая программа «Русский язык» базовый уровень, 5 класс примерной программы «Русский язык»
565.51kb.
Князевой Людмилы Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 7 класс Базовый уровень 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
604.81kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
470.36kb.
Рабочая программа на 2009 2010 учебный год Ф. И. О. преподавателя Таумов Ирбулат Джуламанович Учебный предмет русский язык Классы 6 «А», 6
174.61kb.
Приказ №47/5-0 от 01. 06. 2012г. Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос срок реализации 5 лет
16040.53kb.