скачать
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 12»
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Подросток и закон»
Варгаши- 2010 год
Принципы разработки проекта программы
Реализуя учебно-воспитательный процесс усилия педагогов направлены не только на то, чтобы у обучающихся были накоплены знания в определенной сфере деятельности, но и сформированы мировоззрение, нравственно-правовая культура поведения. В связи со сложившимися социально-политическими и экономическими условиями в стране, подростки оказались наиболее социально не защищенной категорией населения. Следовательно, возникает необходимость в социально-правовой поддержке и формирование мотивов правомерного поведения обучающихся. Данная функция должна быть возложена в равной степени на образовательное учреждение, социальные институты и общественные организации.
- Сотрудничество и партнерство
Формирование нравственно-правовой культуры требует новых линий взаимоотношений образовательного учреждения с социальными институтами. Новизну этих отношений можно определить положениями «сотрудничество» и «партнерство», что означает общение и взаимодействие на «равных», где никто не обладает преимуществом указывать и контролировать.
-
Психологическая поддержка
Заключается с одной стороны в передаче психолого-педагогических знаний педагогам, испытывающим сложности в общении с детьми. С другой стороны - оказание помощи обучающимся в развитии способности понимать свои чувства и мысли, как основу для выбора правомерного поведения, формирования адекватной самооценки и определения значимых ценностей в формировании ключевых социально-правовых компетенций, необходимых для правовой социализации обучающихся.
- Открытость системы
Переход к принципиально новым формам отношений педагогов, социальных институтов невозможен в рамках закрытого образовательного учреждения. Став открытой системой, образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным;
- гуманизирует отношения между детьми, педагогами, представителями общественных организаций и социума;
- создает такие условия, чтобы у всех участников ВП возникла готовность открыть самого себя в какой-либо деятельности;
-вовлекает социальные институты и общественные организации в образовательный процесс.
Паспорт программного проекта
1. Название программы: «Подросток и закон»
(по формированию правовой культуры обучающихся)
2. Нормативно-правовое обеспечение
-
Конституция Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Всеобщая декларация прав человека
-
Декларация прав ребенка
-
Конвенция о правах ребенка
-
Федеральный закон РФ «Об образовании»
-
Федеральный закон «О начальном профессиональном образовании»
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
-
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
Гражданский кодекс
-
Уголовный кодекс РФ
-
Жилищный кодекс РФ
-
Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР 1961 г.
-
Устав ОУ
3. Заказчик программы
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 12»
4. Разработчики программы
Туйчиева Г.К. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Власова В.Г. - преподаватель
Трофимова И.В. - преподаватель
Чарушникова Т.В. - социальный педагог
Дроздова Н.И. - мастер производственного обучения
Чернышова С.В. - мастер производственного обучения
5. Объекты воспитания
Педагогическое пространство
6. Цель и задачи воспитательной программы
Цель: Создание условий для правового просвещения и повышения уровня нравственно-правовой культуры обучающихся
Задачи:
- создание профессионально ориентированной образовательной среды через развитие ценностных ориентаций обучающихся в области их правового просвещения;
- повышение уровня нравственно-правовой культуры обучающихся;
- организация досуга и социально-значимой деятельности обучающихся в области разрешения значимых проблем нравственно-правовой направленности;
- формирование положительной мотивации у обучающихся к учебной деятельности в сфере практико-прикладных методов обучения праву;
- формирование правовой культуры посредством участия обучающихся в законотворческой деятельности в условиях проектного обучения;
- воспитание законопослушных, юридически грамотных граждан,
обладающих высокой правовой культурой, занимающих активную гражданскую позицию;
- формирование эмоционально-целостного отношения к закону, нормам и ценностям гражданского общества, законопослушному поведению, гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны.
7. Сроки исполнения программы
2010-2013 гг.
8. Ожидаемые результаты
Реализация данной программы позволит обеспечить повышение уровня нравственно-правовой культуры как фактора самореализации обучающихся; уровня социальной защищенности обучающихся в области разрешения значимых проблем нравственно-правовой направленности совместно с инженерно-педагогическим коллективом, семьей и способствует формированию навыков правомерного поведения в социуме.
9. Используемые ресурсы программы
Кадровые:
- инженерно-педагогический коллектив;
- органы самоуправления;
- социальные институты;
- общественные организации.
Финансовые:
- бюджетные средства образовательного учреждения;
- внебюджетные средства образовательного учреждения;
- спонсорская помощь;
- привлеченные средства.
Материальные:
- спортивный зал;
- библиотека;
- общежитие;
- физкультурно-оздоровительный комплекс;
- столовая;
- методический кабинет;
- кабинет психолога;
- музей ОУ;
- учебно-производственные мастерские;
- учреждение культуры (музеи, библиотеки, дома творчества, филармония, театры).
Методические:
- сценарии и планы занятий;
- методические разработки бесед занятий, классных часов, социальных проектов;
- методический кабинет;
- библиотечный фонд.
10. Источники финансирования
- бюджетные, внебюджетные средства ОУ;
- спонсорская помощь.
Актуальность и социальная значимость темы
Проблема формирования правовой культуры среди обучающихся актуальна в следующих аспектах:
социальном - приобщение к гражданско-правовому сообществу, научение взаимодействию с другими при уважении их прав, свобод, обязанностей и законных интересов, освоение всего многообразия форм общественной жизни, новых, более сложных видов деятельности социальных ролей (семейных, гражданских) с точки зрения их правовой оценки;
психологическом - заключающимся в организации творческой, личностно и общественно-значимой деятельности обучающихся в училище как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанника;
общечеловеческом - в плане гуманизации всей системы общественных отношений, психологического климата училища и группы.
В современной педагогике выявлены основные черты и мотивы правомерного поведения обучающихся: общественная полезность, сознательность и ответственность личности в своих действиях. Главное - чтобы были выполнены требования, заложенные в правовых нормах. Правомерное поведение - поведение, соответствующее праву, совершаемое в соответствии с правовыми предписаниями. Антипод правомерного поведения - противоправное, которое выражается в несоблюдении правовых предписаний, нарушений, установленных правом запретов, в неисполнении возложенных на субъекта обязанностей.
В современной педагогике выявлены причины проблемности детей: стихийно формирующаяся подростковая субкультура; конфликты в семье; природная неустойчивость психики; мощное психологическое давление СМИ.
Актуальность данной программы обусловлена и контингентом обучающихся. Значительная часть обучающихся училища - это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2010-11 году их численность составила 103 человек, что составляет 37,9 % от общего числа обучающихся. Многие из них склонны к самовольным уходам, к совершению противоправных действий. У многих из них не сформированы основные жизненные ценности. Количество обучающихся, состоящих на учете в ПДН в 2009 году - 20 несовершеннолетних обучающихся, в 2010 году - 21, на индивидуально- профилактическом учете стояло в 2009 году - 46 несовершеннолетних обучающихся, 6 – совершеннолетних, в 2010 г. - 58 несовершеннолетних обучающихся. На внутриучилищном контроле в 2009 году состояло 61 несовершеннолетних обучающийся, 17 - совершеннолетних, в 2010 году - 60 несовершеннолетних обучающихся. Данные показатели свидетельствуют о том, что необходимо повышать уровень правосознания и правовой культуры.
Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь обучающийся сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которых зависит его внутреннее состояние. Успехи в обучении и труде важны для ощущения собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов с социумом, может породить чувство одиночества, ненужности и желание любым способом компенсировать свою неудовлетворенность.
Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков- чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, подросток стремится компенсировать неудачи общением со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, в том числе и совершая преступления. Следовательно необходимы организация досуга и социально-значимой деятельности обучающихся в области разрешения значимых проблем нравственно-правовой направленности и формирование коммуникативного потенциала личности обучающихся.
Проблема
Социально-политические и экономические изменения в стране в большей степени отразились на несовершеннолетних. Еще более уязвимы оказались дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они являются наиболее социально и экономически незащищенной категорией населения. Поиск доходов часто приводит подростков в сети организованной преступности. Часто у подростков отсутствуют идеалы, примеры для подражания. Несформированность собственных принципов приводит к перениманию их у более «сильной» личности. А также отличается прямая связь между сценами насилия на телеэкране и ростом правонарушений подростков.
На общем фоне роста правонарушений среди подростков наблюдается слабая подготовленность педагогов и социума по формированию правовой культуры и организации правового просвещения обучающихся.
Подпроблемы
- недостаточное информационно-методическое сопровождение
воспитательного процесса по вопросам формирования правовой культуры;
- негативное влияние телевидения, демонстрирующего насилие и
агрессивное поведение;
- неосознание ответственности подростков за свою жизненную позицию, поступки;
- преобладание удовлетворения материальных запросов подростков над духовными.
Критерии достижения цели
-
сформированность информационного банка данных по вопросу формирования правовой компетентности и коммуникативного потенциала личности;
-
уменьшение количества обучающихся, стоящих на внутриучилищном контроле в ПДН;
-
привлечение общественных организаций, социальных институтов в процессе воспитания законопослушного гражданина;
-
уменьшение количества самовольных уходов обучающихся;
-
рост количества обучающихся участвующих в работе клуба Молодого избирателя, органов местного самоуправления, в законотворческой и проектной деятельности.
Декомпозиция главной цели процесса на подцели и задачи
Формирование нравственно-правовой культуры обучающихся, воспитание активных и законопослушных граждан


Построить систему взаимодействия ОУ с социальными институтами в области воспитания законопослушных граждан
Создать необходимые условия для личностного развития укрепления здоровья, развития творческих возможностей подростков
Воспитать ответственность у подростков за свою жизненную позицию, поступки

Осознание главных ценностей
( жизнь, семья, природа, человек)
Формирование личностных отношений на принципах гуманности
Алгоритм достижения целей
Подцель
|
Задачи
|
Формы
|
1. Построить систему взаимодействия образовательного учреждения с социальными институтами в области воспитания законопослушных граждан
|
1. Создание системы в работе, объединение всех заинтересованных структур общества.
2. Организация совместной деятельности социальных институтов по вопросам формирования правовой культуры.
3. Сотрудничество образовательного учреждения и общественных организаций в учебно-воспитательном процессе.
|
Круглый стол
Семинар-практикум
Университет правовых знаний
|
2. Создать необходимые условия для личностного развития, укрепление здоровья, развитие творческих возможностей подростка
|
1. Обеспечить информационно- методическую базу образовательного учреждения по вопросам формирования правовой культуры.
2. Включение каждого подростка в творческо-развивающую коллективную деятельность с целью реализации его в различных сферах деятельности.
|
Конкурсы, сценарии разработок
Клуб «ПОИСК»
|
3. Воспитать ответственность у подростков за свою жизненную позицию, поступки
|
1. Осознание главных ценностей (жизнь, семья, природа, человек)
2. Формировать личностные отношения на принципах гуманности
|
Классные часы. Встречи с работниками кинотеатров, библиотек, поездки в музеи, туристические походы
Лектории, цикл бесед, клуб общения, тренинги, социальное проектирование
|
Определение траектории достижения цели и выделение этапов процесса
1 этап - организационно-подготовительный сентябрь 2010г. - январь 2011г.
- анализ работы за предыдущий год, изучение социально-правовой активности обучающихся;
- проведение диагностики сформированности правовой компетенции;
- определение задач, форм и методов работы в данном направлении;
- обеспечение кадровым потенциалом;
- координация деятельности с социальными институтами и общественными организациями.
2 этап - период адаптационный – сентябрь 2010г. - январь 2011г.
- изучение личных дел обучающихся;
- проведение психологической диагностики;
- проведение психологических тренингов;
- планирование проведение индивидуальной работы с обучающимися 1 курса.
3 этап - реализационный - октябрь 2010г. - июнь-2013 г.
- реализация мероприятий;
- корректировка программы в процессе реализации по мере
необходимости.
4 этап - итогово-аналитический этап - март - август 2013 г.
- анализы работы за 2010, 2011, 2012, 2013 год;
- подведение итогов работы;
- внедрение инновационных технологий обучения средствами социального проектирования в области разрешения значимых проблем нравственно-правовой направленности.
Разработка содержание конкретных мероприятий
Форма
|
Сроки
|
Содержание
|
Круглый стол «Истоки»
|
Январь 2011г.
|
Совместная деятельность администрации и социально-психологической службы училища по созданию системы по формированию правовой культуры среди обучающихся.
|
Заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями РОВД, прокуратурой, библиотекой, службой социальной поддержки
|
Сентябрь
2010 г.
2011г. 2012 г. 2013 г.
|
Установление взаимодействия с социальными институтами, реализации системного подхода в деятельности.
|
Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива»
|
Январь 2011 г.
|
Осуществление преемственных связей с комитетами областной Думы, депутатами областной Думы, органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, общественной молодежной палатой при Курганской областной Думе и общественным советом «Молодежное правительство Курганской области» по правовому регулированию правовых отношений в области разрешения проблемы трудоустройства конкурентоспособного профессионала в условиях проектного обучения
|
Работа с преподавателями и мастерами производственного обучения
|
Семинар-практикум
|
Сентябрь 2010 г.
|
Методы психологического изучения обучающихся
|
Психологический тренинг
|
1 курс
Сентябрь 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.
|
Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе; пути выхода из конфликтной ситуации
|
Правовой всеобуч
|
Тематика
|
Курс
сроки
|
Ответственные
|
Классный час «Правила внутреннего распорядка обучающихся»
|
1-2
Сентябрь
2010 г.
|
Классные руководители
|
Классные часы «Конвенция ООН о правах ребенка» и другие международные правовые документы по защите прав ребенка
|
1-3
2010-2013 г.г.
ноябрь
|
Классные руководители
|
Викторина «Знаешь ли ты закон?»
|
1-3
2010-2013 г.г.
декабрь
|
Преподаватель права
|
Анкета « Правовые знания подростков»
|
1-3
2010-2013 г.г.
март
|
Социальные педагоги, классные руководители
|
Беседа «Алкоголизм- путь преступлению»
|
1-3
2010-2013 г.г.
апрель
|
Медработник, психолог, классные руководители
|
Областная студенческая научно-практическая конференция «Нравственно-правовая культура как фактор профессиональной успешности и самореализации личности»
|
26 января 2011 г.
|
Преподаватель права, обучающиеся 3 курса
|
Урок России «Символы России»
|
1-3
12 мая 2011 г.
|
Преподаватель права
|
Беседы по нравственно-правовому воспитанию
|
«Символика России, символика Курганской области, Варгашинского района»
|
1-3
2010г.
сентябрь
|
Классные руководители
|
«Права и обязанности обучающегося»
|
1-3
2010 г., 2011 г.,
2012 г.,
2013 г. сентябрь
|
Классные руководители
|
Вредные привычки
|
2011 г.
|
Классные руководители
|
«Закон обо мне и мне о законе»
|
1-3
2013 г.
март
|
Преподаватель права
|
«Законодательство о семье и браке»
|
1-3
2010 г.,
2012 г.
|
Преподаватель права
|
«Моральная и юридическая ответственность»
|
1-3 2011г.,
2013 г.
|
Преподаватель права
|
Работа с подростками девиантного поведения
|
Содержание работы
|
Курс, сроки
|
Ответственные
|
Диагностика подростков девиантного поведения. Составления банка данных
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
сентябрь- октябрь
|
Классные руководители, социальные педагоги, психологи, мастера производственного обучения
|
Индивидуальные встречи, беседы и обучающимися девиантного поведения
|
1-3
2010 г.,
2011г.,
2012 г.,
2013 г.
В течение года
|
Психологи, социальные педагоги, классные руководители, мастера производственного обучения
|
Индивидуальные беседы с обучающимися
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г
В течение года
|
Классные руководители, социальные педагоги, психологи, мастера производственного обучения
|
Диагностика интересов, проблем обучающихся
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
сентябрь
|
Классные руководители, социальные педагоги, психологи, мастера производственного обучения
|
Психологические тренинги
|
1-3
По вторникам
|
Психологи
|
Организация досуга обучающихся
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
В течение года
|
Зам директора по УВР, классные руководители, социальные педагоги, психологи, мастера производственного обучения
|
Организация оздоровления обучающихся
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
В течение года
|
Зам директора по УВР, классные руководители
|
Анкетирование «Что я знаю о своих правах и обязанностях»
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
октябрь
|
Зам директора по УВР, классные руководители
|
Телефон доверия
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
В течение года
|
Областной телефон доверия
|
«Как избежать конфликтов»
|
1-3
март
|
Психологи
|
«Как снять психологическую усталость»
|
1-3
2010 г.,
2011 г.,
2012 г.,
2013 г.
Декабрь, май
|
Психологи
|
Организация досуговой и социально-значимой деятельности обучающихся
|
Вовлечение в систему дополнительного образования
|
1-3
2010 г.,
2011г.,
2012 г.,
2013 г.
сентябрь
|
Педагоги дополнительного образования
|
Посещение Курганского театра драмы
|
1-3
В течение года
|
Зам. по УВР,
Мастера производственного обучения, классные руководители
|
Организация социально-значимой деятельности обучающихся в условиях проектного обучения: клуб «Поиск»
|
1-3
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Январь, июнь
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Организация работы клуба молодого избирателя
|
1-3
2010 г.
2011 г.
В течение года
|
Зам. по УВР, руководитель 1-3
2011 г. июнь, июль, август, сентябрь ОБЖ
|
Всероссийский конкурс молодежи и научных организаций «Моя законотворческая инициатива»
|
3
2010 г.
2011 г. январь
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Областной конкурс социальных проектов «Программа развития клуба по месту жительства»
|
1-3
2011 г. июнь, июль, август, сентябрь
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Областной конкурс исследовательских работ обучающихся и студентов «Изучаем родное Зауралье»
|
2-3 май 2010 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Организация работы обучающегося на областной студенческой научно-практической конференции на тему: «Нравственно-правовая культура как фактор профессиональной успешности и самореализации личности» Тема выступления обучающегося: «Формирование правовой культуры посредством участия обучающихся в законотворческой деятельности в условиях проектного обучения»
|
3
Февраль 2011 г.
|
Преподаватель права, обучающийся
|
Организация постоянно действующей выставки литературы «Обучающемуся о законе»
|
1-3 сентябрь, январь, июнь 2011 г. 2012 г.
2013 г.
|
Зам. по УВР, заведующий библиотекой
|
Организационно-деятельностные игры (решение правовых ситуационных задач, компьютерные игры правовой тематики)
|
1-3 январь, июнь 2012 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права, заведующий компьютерным классом
|
Встречи со специалистами правоохранительной сферы
|
1-3 октябрь 2012 г.
2013 г.
|
Зам. по УВР
|
Неделя «Перекресток семи дорог»
«ЗОЖ или наркотики - твой выбор?»
|
1-3 ноября 2012 г.
|
Зам. по УВР, руководитель ОБЖ
|
Диспуты на тему: «Защита прав человека», «Избирательное право»
|
1-3 апрель 2011 г. 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Игра «Имею право!» на определение степени понимания обучающимися правовых терминов, уровня знания своих прав и свобод
|
1-3
май, июнь 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Конкурс рисунков и плакатов «Мои права»
|
1-3
март
2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права, классные руководители
|
Классный час:
«Защита Отечества и права человека»,
«Мои права и обязанности», «Устав группы»,
«Кодекс чести обучающихся»
|
1-3
Декабрь
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, классные руководители, мастера п/о
|
Круглый стол: «Я в мире не один»
|
1
Июнь
2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель права
|
Этико-психологический тренинг «Нравственные основы коммуникации»
|
1-2
Октябрь, февраль 2011 г. 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, педагог-психолог
|
Урок нравственности «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»
|
1-2
Ноябрь 2011 г.
2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, классные руководители
|
Философский стол «Проблема добра и зла в русской литературе»
|
1-3 февраль 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, преподаватель русского языка и литературы, классные руководители
|
Конкурс «Песня о Родине»
|
1-3 февраль 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, классные руководители, мастера п/о
|
Блиц-опрос «Твои права и ответственность»
|
1
Апрель 2012 г. 2013 г.
|
Зам. по УВР, классные руководители
|
Операция «О чем говорит дисциплинарная тетрадь?»
|
1
Октябрь, май
2012 г.
|
Зам. по УВР, мастера п/о
|
Предполагаемый результат
Ступени коллективного и личностного роста
1 год
Критерии эффективности
|
Показатели
|
Методики изучения
|
Сформированность познавательных, интеллектуальных и гражданских компетенций личности
|
1. Познавательная активность обучающихся:
- участие в работе клуба молодого избирателя (избирательный процесс и избирательное право) (% охвата обучающихся с 1-3 курс)
- охват дополнительным образованием (% охвата обучающихся кружковой работой, занятиями на факультативах)
- количество активных молодых избирателей
- сформированность внутренней убежденности в необходимости соблюдения норма права
|
Статистический анализ текущей и промежуточной аттестации
Методики изучения развития познавательных процессов личности
Педагогические наблюдения
|
Сформированность нравственно-правовой культуры личности обучающихся и мотивов правомерного поведения
|
1. Нравственно-правовая направленность личности:
- повышение уровня развития личности, направленное на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы
2. Сформированность отношений обучающихся к правовому государству, семье, самому себе как к законопослушному гражданину:
- сформированность осознанной гражданской позиции и чувства ответственности за свои действия как участника конкретных правонарушений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, студента)
- знание конституционных прав, свобод, обязанностей и законных интересов человека и гражданина РФ (%)
|
Диагностика личностного роста
Метод педагогического наблюдения
Анкетирование
|
Сформированность правовой компетентности и коммуникативного потенциала личности обучающегося
|
Коммуникабельность:
- знание об основных нормах и институтах права, необходимых для правомерной реализации гражданской позиции
- сформированность правосознания и правовой культуры
|
Педагогическое наблюдение
|
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в ОУ
|
Участие обучающихся в органах самоуправления, в работе клуба молодого избирателя
|
Анкетирование
% охвата обучающихся
|
2 год
Критерии эффективности
|
Показатели
|
Методики изучения
|
Сформированность познавательных, интеллектуальных и гражданских компетенций личности
|
1. Участие в законотворческой деятельности (%) обучающихся, в работе органов ученического самоуправления (% обучающихся участвующих в работе клуба молодого избирателя)
|
Педагогическое наблюдение
Анализ работы кружков, факультативов
|
Сформированность нравственно-правовой культуры личности обучающихся и мотивов правомерного поведения
|
1. Сформированность отношений обучающихся к механизмам правового регулирования и современной системы права:
- проявление гражданской позиции по отношению к защите прав и законных интересов личности, поддержанию правопорядка в обществе
|
Метод педагогического наблюдения
Анкетирование
|
Сформированность правовой компетенции и коммуникативного потенциала личности обучающегося
|
Коммуникабельность:
- повышение уровня развития коммуникативных навыков
- сформированность позитивного правового поведения
|
Диагностика «Коммуникативной толерантности»
Педагогическое наблюдение
|
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в ОУ
|
Рост количества педагогов, обучающихся, родителей, участвующих в формировании ключевых социально-правовых компетенций, необходимых для правовой социализации обучающихся
|
Анкетирование
% охвата мониторинг
|
3 год
Критерии эффективности
|
Показатели
|
Методики изучения
|
Сформированность познавательных, интеллектуальных и гражданских компетенций личности
|
1. Потребность и способность к дальнейшему освоению основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе
|
Статистический анализ текущей и промежуточной аттестации
Педагогическое наблюдение
|
Сформированность нравственно-правовой культуры личности и мотивов правомерного поведения
|
1. Сформированность отношений обучающихся к участию граждан в управлении государством, избирательной системе в России, к защите прав человека:
- позитивное отношение к выбору соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом
|
Метод педагогического наблюдения
|
Сформированность правовой компетентности и коммуникативного потенциала личности обучающегося
|
Коммуникабельность:
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации
- определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав
- сформированность социально-правовой активности
- решение практических задач в социально-правовой сфере
- сформированность коммуникативной культуры
|
Педагогическое наблюдение
Метод ранжирования
Диагностика «Коммуникативной толерантности»
|
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в ОУ
|
Участие обучающихся в проектной деятельности, в органах самоуправления, в работе клуба молодого избирателя, в конкурсах социальных проектов и творческих работ, в областных студенческих научно-практических конференциях
|
Анкетирование
% охвата обучающихся
Мониторинг
|
Мониторинг динамики процессуально-результативных показателей воспитанности законопослушного гражданина
Результативные показатели (достигают ли обучающиеся желаемых результатов в овладении основами правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения как участники конкретных правоотношений)
|
1. Включение в работу клуба молодого избирателя, органов самоуправления училища
2. Достижение максимальных показателей в развитии социально-правовой активности, ответственности за свои действия как диагностика конкретных правоотношений (избирателя, работника, обучающегося)
|
Процессуальные показатели (используют ли обучающиеся социальные технологии при организации собственной социально-значимой деятельности в области разрешения проблем нравственно-правовой направленности)
|
1. Участие во Всероссийском конкурсе молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»
2. Участие в конкурсе социальных проектов «Программа развития клуба по месту жительства»
|
Нормативно-этические показатели (усвоили ли принципы правового статуса личности, основы правовой культуры на практике)
|
1. Участие в общероссийском конкурсе социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства»
2. Участие в подготовке и проведении урока «Развитие современного парламентаризма в России»
3. Участие в работе клуба молодого избирателя, конкурсах «Знатоки избирательного права»
|
Показатели наличного базиса (достигли ли сегодня достаточно высокого уровня нравственно-правовой культуры личности в деятельности
|
1. Составление социальных проектов нравственно-правовой направленности
|
Прогностические показатели (имеются ли перспективы роста, какова зона ближайшего личностного развития и развития навыков правомерного поведения в социуме)
|
1. Участие в областном конкурсе исследовательских работ обучающихся и студентов «Изучаем родное Зауралье»
|
Показатели обучаемости (стремятся ли к образованию, повышению своего уровня правовой культуры)
|
1. Участие в конкурсах социальных проектов
2. Участие в викторине «Избирательный процесс и избирательное право»
|
Показатели социальной правовой активности и правовой социализации обучающихся
|
1. Участие в областной студенческой научно-практической конференции по теме «Нравственно-правовая культура как фактор профессиональной успешности и самореализации личности»
2. Участие во Всероссийском конкурсе молодежи ОУ и научных организаций «Моя законотворческая инициатива»
|
Показатели инновационного характера (индивидуальность, творчество в применении различных технологий в деятельности»
|
1. Социальное проектирование социально-значимой деятельности обучающихся. Участие в конкурсах социальных проектов
2. Участие в Международной научно-практической конференции: «История, экономика, право» по теме: «Правовое регулирование трудовых отношений в области разрешения проблемы трудоустройства конкурентоспособного профессионала»
|
Основным результатом реализации целевой воспитательной программы «Подросток и закон» по формированию правовой культуры обучающихся должно быть повышение нравственно-правовой культуры, социально-правовой активности личности, овладение основами технологии социального проектирования в области решения значимых проблем нравственно-правовой направленности, правовой грамотности правовой культуры.
Контроль, анализ и коррекция действия по воспитанию законопослушного гражданина:
-
контрольно-аналитическая и оценочная функции: самоконтроль, самоанализ и самооценка качества воспитательной деятельности; контроль, анализ и оценка жизнедеятельности обучающегося;
-
Координация и коррекция - согласование воспитательных условий педагогов, общественных организаций и органов местного самоуправления, их коррекция;
-
Совершенствование воспитательных умений: совершенствование содержания, форм и методов воспитательной деятельности на основе творческого поиска.
Рекомендуемая литература
-
Беседы о нравственности. Сборник статей. - М., 1996
-
Иоффе, А.Н., Колькова, Е.С. Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. - М.: Новый учебник, 2002. - 4004 с. - (серия «Организация правового образования»)
-
Кайгородцева, М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. - Волгоград: Учитель, 2009. - 377 с.
-
Никитина, Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности // Классный руководитель. - 2004. - с. 13
-
Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации».
-
Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации. - М., 2001.
-
Шмаков, С.А. Досуг школьника. - Липецк: Мининформпечать РФ, 2009.
скачать