Главная стр 1стр 2 ... стр 13стр 14
скачать



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей спортивной направленности

"Детско-юношеская спортивная школа

Усть - Лабинский район"

МОДИФИЦИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Составитель: тренер-преподаватель

по греко-римской борьбе

Рекубрацкий Александр Михайлович


г. Усть - Лабинск
2007 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е



  1. Пояснительная записка………………………………………. 3 стр.




  1. Характеристика организации учебно-тренировочного


процесса. ………………………………………………………….. 4 стр.



  1. Разделы программы. ……………………………………… …… 8 стр.



  1. Методические рекомендации ……………………….………. 25 стр.


5. Учебно-тематическое планирование………………………... 26 стр.


  1. Годовой план учебно-тренировочных занятий ……………. 66 стр.




  1. Рекомендуемый учебный план по теоретической подготовке…

………………………………………………………………………... 67 стр.




  1. Переводные нормативы по ОФП и СФП. …………………. 68 стр.

  2. Литература………………………………………………………. 71стр.



I. Пояснительная записка
Программа МБУДОД СН ДЮСШ руководствуется в своей деятельности Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, примерными программами по виду спорта допущенными Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, Письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей № 06-1479 от 29.09.2006 г., Уставом МБУДОД СН ДЮСШ.
Цели учебно-тренировочного процесса, виды реализации программы.

Учебно-тренировочный процесс МБУДОДСН СДЮСШ ориентирован на: - развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно- оздоровительных и спортивных потребностей детей.,

- обеспечения условий для организации активного, содержательного досуга, совершенствования личности, формирования здорового образа жизни, профессионального самоопределения в выборе профессии, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов, содействовать взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами.

Задачи на этапах многолетней подготовки.

Спортивно-оздоровительный этап и начальная подготовка.


  1. Организация содержательного досуга средствами спорта.

  2. Систематические занятия спортом, направленные на развитее личности.

  3. Утверждение здорового образа жизни.

  4. Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

  5. Привитие навыков гигиены и самоконтроля.

Учебно-тренировочный этап.

1.Повышение уровня физического развития, общей физической и специальной подготовленности.

2.Выполнение нормативов Единой всероссийской спортивной классификации по греко-римской борьбе, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся.

3. Профилактика вредных привычек и правонарушений.



Этап спортивного совершенствования.

Специализированная подготовка перспективных спортсменов, в целях достижения стабильных результатов, позволяющих войти в состав юношеской сборной команды России.



Этап высшего спортивного мастерства.

1.Освоение оптимальных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

2.Подтверждение в первенствах России норматива КМС, вхождение в состав юниорской (молодежной) сборной команды России.
2. Характеристика организации учебно-тренировочного процесса

МБУДОД СН ДЮСШ организует работу с постоянным составом занимающихся в течение года, включая каникулярное время.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия,

- работа по индивидуальным планам подготовки (на этапах СС и ВСМ),

- восстановительные мероприятия,

- прохождение ежегодной диспансеризации,

- участие в соревнованиях и матчевых встречах, согласно календаря спортивно-массовых мероприятий,

- участие в спортивно-оздоровительных сборах,

- инструкторская и судейская практика.

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может превышать на этапах: спортивно – оздоровительной подготовки – 2 час, начальной подготовки – 2час, учебно-тренировочном этапе - 3 час, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – 5 час.

Указанные разделы программы взаимосвязаны и предполагают воспитание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно-полезным видам деятельности.

Начиная с третьего года обучения в учебно-тренировочных группах в условиях школы задачи многолетней подготовки связаны с подготовкой спортсменов высокой квалификации, с гармоничным развитием физических и духовных качеств. В связи с этим учебно-тренировочный процесс юных борцов приобретает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятия. Значительно возрастают тренировочные нагрузки, психическая напряженность занятий. В связи с этим повышаются роль и значение восстановительных мероприятий (сбалансированного питания, создание соответствующих психологических условий подготовки, использования водно-тепловых процедур, массажа т.п.).

Программа выключает нормативную и методическую часть и охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса на этапе многолетней комплексной подготовки спортсменов и рассчитана на учащихся и молодежь в возрасте 10 -18 лет (для групп НП, УТГ), 19 лет и старше для групп ВСМ.

Приём начинающих в секцию производится в августе - сентябре каждого года.

Работа с обучающимися проводится в течение календарного года. Учебный год начинается 1 сентября. Однако это не исключает возможности приёма и комплектования учебных групп на протяжении календарного года. Контингент обучающихся утверждается приказом директора школы ежегодно до 1 октября.

При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов, а их количественный состав на спортивно-оздоровительном этапе – 30 чел., этапе начальной подготовки – 30 чел., учебно-тренировочном этапе – 16 чел. (для занимающихся свыше двух лет) и 20 чел. (для занимающихся до двух лет), этапе спортивного совершенствования первого года обучения – не может превышать 14 чел., свыше года – 12 чел., на этапе высшего спортивного мастерства весь период – 8 чел., с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения проводится решением тренерского совета на основании выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, а также заключению врача. Обучающиеся, не выполнившие требования учебной программы имеют возможность продолжить обучение повторно на том же этапе.

Учащиеся, прошедшие обучение на этапе общей физической подготовки не менее 3-х лет и переведённые на этап УТГ, могут продолжать занятия одновременно в нескольких группах по разным видам спорта.


НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ МБУДОД ДЮСШ

НА 20 -20 УЧЕБНЫЙ ГОД



Год

обучения


Год

рождения


Возраст

для зачислен



К-во

уч-ся


Максимальное кол-во часов в неделю

К-во

уч.ч.


в год

Требования по спорт. подготовке на конец уч. года

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ




Весь

период





10-17

15

6 (3х 2 час.)


276


Выполнение нормативов ОФП

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



1


10-11

15

6 (3х2 час.)


276


Выполнение нормативов по ОФП,

Стабильность состава 80%


2


11-12

15

9 (4х2 час.;1х1час.)


414

3


12-13

15

9 (4х2 час.;1х1час.)


414


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ



1


13-14

10-20

12 (4х2час.)



552


Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП

2


14-15

20

14 (4х3 час.;1х2 час.)


644

2 юн. и 50% 1юн.

3


15-16

16

14 (4х3 час.;1х2 час.)


644

1 юн. и 50% III

4



16-17

16

16 (5х3 час.;1х1 час.)


736

III, II

5


17-18

14

16 (5х3 час.;1х1 час.)


736

II, I.


ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ




1

-

-

12

18 (6х3 час.)


828

КМС

2

-

-

12

21 (6х3 час.;3х1 час.)


966

Положительная динамика прироста спорт. результатов.

3

-

-

12

21 (6х3 час.;3х1 час.)


966


ГРУППЫ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА



1-2

-

-

8

24 (6х4 час.)


1104


МС, войти в состав сбор ком (резерв)

3-5

-

-

8

24 (6х4 час.)


1104


МС, МСМК войти в состав сборной команды (взросл)

Обязательность работы по индивидуальным планам устанавливается на этапах

спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Расписание учебно-тренировочных занятий составляется администрацией МБУДОД ДЮСШ по представлению тренера-преподавателя. Учебный материал программы представлен следующими разделами:

- теоретический в который включена и морально-психологическая подготовка;

- волевая подготовка;

- нравственная подготовка;

- общая физическая подготовка;

- специальная физическая подготовка;

- технико-тактическая подготовка;

- инструкторско-судейская практика;

- соревновательная подготовка;

- контрольно-переводные испытания;

- восстановительные мероприятия;

- медицинский контроль.

В каникулярное время рекомендуется проводить выездные учебно-тренировочные сборы, походы и соревнования.

Тренерам-преподавателям рекомендуется планировать и осуществлять работу по программе с учетом ближайших и дальнейших перспектив.

Для эффективного усвоения содержания учебного материала необходимо организовывать практическую деятельность занимающихся на местности в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных сборов, соревнований.

Программа охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса.

При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, видео материалами, схемами, таблицами.

Исходя из цели, практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные.

В процессе учебно-тренировочных занятий не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но большое внимание уделяют повышению общей и специальной работоспособности.
3. Разделы программы.

( Теория и методика освоения греко- римской борьбы).

3. 1 Основы знаний, но физической культуре и спорту.

3.1.1 Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура как одно из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранение здоровья, повышения дееспособности организма. Физическая культура и спорт как действенное средство воспитания подрастающего поколения. Разрядные нормы и требования для присвоения разрядов по борьбе. Важнейшие документы о развитии физической культуры и спорта.



3.1.2 Спортивная борьба в России.

История греко- римской борьбы: её зарождение, развитие борьбы в России, Краснодарском крае, Усть - Лабинском районе. Успехи борцов на международной арене. Выступления борцов на Олимпийских играх, первенствах мира и Европы. Вступление федерации борьбы России в Международную федерацию борьбы. Эволюция техники, тактики и правил соревнований. Борьба - старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое отображение её в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытной борьбы у различных народов России. Анализ выступления Кубанских борцов на крупнейших соревнованиях минувшего года.



3.1.3 Влияния занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена.

Анатомо-физиологические особенности детского организма. Возрастная периодизация роста и развития детского организма. Определение понятия "физическое развитие".

Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений на организм занимающегося.

Строение человека, скелет, кости, связки. Мышечная система и её функции. Мышцы, органы движения, работа мышц при различных движениях туловища, головы и шеи, верхних и нижних конечностей. Основные сведения о кровообращении и функции крови. Сердце и кровеносные сосуды. Дыхание. Газообмен. Лёгкие. Значение сердечно-сосудистых и дыхательных систем для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения: обмен веществ в организме, выдыхательная система. Нервная система: центральная, периферическая, соматическая и вегетативная. Органы чувств. Роль нервной системы в управлении движениями человека.

Совершенствование функций мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения, биохимических процессов, нервной системы под воздействием физических упражнений для развития основных физических качеств силы, скорости, выносливости и ловкости.

Значение систематичности тренировочных упражнений для укрепления здоровья, развитие двигательных качеств и способностей для достижения высоких спортивных результатов.

Тренировка, как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Основные физиологические положения тренировки борцов и показателей тренированности различных возрастных групп.

Характеристика особенностей возникновения утомления при занятиях и участии в соревнованиях по греко-римской борьбе. Краткие сведения о восстановлении физиологических функций организма после различных по объёму и интенсивности тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях.



3.1.4 Гигиена, закаливание, питание и режим борца.

Общее понятие о гигиене. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Поддержание в чистоте кожи, волос, ногтей. Гигиеническое значение водных процедур. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики.

Основные правила закаливания. Основные средства закаливания. Методика применения закаливающих процедур.

Режим питания. Основы рационального питания. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических нагрузках. Питание борца в период снижения веса. Контроль за состоянием здоровья в период снижения веса. Методика снижения веса в процессе тренировки за счёт ограничения питания и парной бани. Особенности поддержания весового режима перед соревнованиями. Питание в период соревнований.

Общий режим спортсмена. Режим труда, отдыха, питания до и после тренировки, во время соревнований. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов в питании спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные суточные пищевые нормы для занимающихся борьбой. Гигиена сна. Вред курения и спиртных напитков. Фармакология. Антидопинговая профилактика, её содержание и вред. Вентиляция, температура воздуха, освещённость и влажность в борцовском зале. Уборка зала.

3.1.5 Техника безопасности на занятиях по греко-римской борьбе.

▪ Занятия проводятся согласно расписанию.

▪ Все допущенные к занятиям должно иметь специальную форму.

▪ Вход занимающихся в зал разрешается только в присутствии тренера.

▪ Занятия по борьбе должны проходить только под руководством тренера или инструктора.

▪ При разучивании приёмов на ковре может находиться не более шести пар.

▪ При разучивании приемов броски проводить в направлении от центра ковра к краю.

▪ При всех бросках атакованный использует приемы самостраховки.

▪ За 10-15 мин до тренировочной или соревновательной схватки занимающиеся должны проделать интенсивную разминку.

▪ Во время тренировочной схватки по свистку тренера борцы немедленно прекращают борьбу. Схватка проводится между участниками одинаковой физико-технической подготовки и весовой категории.

▪ После окончания занятия учащиеся организованно под руководством тренера выходят из зала.

Профилактика травматизма на занятиях по греко-римской борьбе.

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в борьбе. Общее сведения о травмах и причинах травматизма в борьбе. Виды травм. Первая помощь при травмах. Остановка кровотечений, наложение мягких повязок. Помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок, мышц и сухожилий, вывихах, переломах. Действие высоких температур: ожог, тепловой удар, солнечный удар. Действие низких температур: обморожение, общее замерзание. Помощь пострадавшим. Оказание первой помощи при обмороке, шоке, попадании инородных тел в глаза и уши, гравитационном шоке, коллапсе. Переноска и перевозка пострадавших.

Последствие не рациональной тренировки борцов. Патологические состояния, встречающиеся в тренировке. Причины, признаки и первая помощь при утомлении, переутомлении, перенапряжении, перетренированности и др. Непрямой массаж сердца и приёмы искусственного дыхания.

Основные приемы самостраховки:

-при проведении броска поддерживать партнёра и тем самым смягчать удар при его падении;

-контролировать выполнение действий партнёра;

- выполнять броски от центра к краю ковра;

- после проведения броска в кратчайший срок вернуться в исходное положение;

- не проводить приемы близко к краю ковра и за его пределами;

- прекратить прием, если партнер находится в опасном положении, грозящем ему травмой, вывести его из этого положения;

- прекратить немедленно все действия по первому требованию тренера или судьи.



Борец должен:

- овладеть приемами самостраховки и довести их до автоматизма;

- при падении не упираться прямыми руками о ковёр;

- не проводить приемы, требующие большой силы или высокой координации в состоянии сильной усталости;

- не сидеть на ковре и не бороться лежа, если рядом выполняются технические действия в стойки другими борцами.

3.1.6 Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля. Организация и формы работы по врачебному контролю. Объективные данные: вес, динамометрия, пирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, общее состояние. Дневник самоконтроля. Понятие о спортивной форме.

Утомление. Предупреждение спортивных травм. Особенности спортивного травматизма. Причина травм и их профилактика применительно к занятиям греко- римской борьбой.

3.1.7 Основы спортивного массажа.

Основные приёмы массажа. Массаж перед тренировками и соревнованиями, во время соревнований. Противопоказания к массажу.



3.1.8 Основы техники и тактики спортивной борьбы.

Понятия о технике спортивной борьбы. Основные положения борца:

Стойка – правая, левая, высокая, средняя, низкая, фронтальная, высокая прямая, полупрямая, согнутая, прогнутая.

Передвижения борца - обычными шагами, подшагиванием.

Дистанции - вне захвата, дальняя, средняя, ближняя, вплотную.

Повороты - на 90°,180° с подшагиванием в различных стойках.

Упоры, нырки, уклоны.

Захваты: одноименные, разноименные, атакующие, блокирующие.

Падения - на бок, на спину, на живот, после кувырка, держа за руку партнера.

Страховка и самостраховка партнера при выведениях из равновесия с последующим падением.

Положения борца:

- по отношению к ковру (стоя на стопах, стоя на одной стопе, на стопе и колене, на коленях, на четвереньках, в упоре на руках и стопах, на животе, на боку);

- по отношению к противнику (лицом к лицу, лицом к затылку, спиной к груди, боком к груди; в борьбе лежа - сверху, снизу).

Сближение с партнёром – подшагивание к партнеру, подтягивание партнера, отдаление от партнёра – отшагивание, отталкивание от партнера, отталкивание партнёра.

Усилия борца:

- направленные на нарушение равновесия противника вперед;

- направленные на нарушение равновесия назад.

Проведение поединков с односторонним сопротивлением.

Закрепление техники выполнения бросков, удержаний, посредством многократного их проведения:

- в стандартных ситуациях;

-в условиях перемещения противника;

-при нарастающем сопротивлении противника.

Освоение комбинаций и контрприемов стоя, лежа. Формирование умения вести противоборство с противником в условиях взаимного сопротивления.

Техническая подготовка.

Выполняется после необходимого комплекса, который гарантирует полную функциональную готовность организма спортсмена для выполнения всех технических элементов борьбы.

Начало выполнения каждого технического элемента должно начинаться в медленном темпе с постепенным увеличением скорости выполнения технического элемента.

Способы тактической подготовки при выполнении основных технических действий. Классификация и терминология борьбы. Техническая подготовка борца и факторы, её определяющие. Биомеханические закономерности рациональной техники.



Тактическая подготовка.

Тактические знания и подготовка усваиваются одновременно с техническими элементами.

Палитра тактических приёмов зависит от технической оснащённости, подготовленности спортсмена и от подготовленности и особенности борьбы соперника.

Вариация применения тактических ходов в процессе соревнований зависит от грамотного мышления спортсмена, успешного применения технических приёмов против соперника.

Самооборона.

Освобождение от захватов руки, рук; туловища спереди, сзади; шеи спереди, сзади.

Основы тактики. Тактика проведения захватов, бросков, удержаний. Использование сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных действий для проведения захватов, бросков.

Основные средства тактики (техника, физические и морально-волевые качества). Сочетания основных средств тактики для достижения победы в схватках.

Тактические действия: изучения противника (разведка), маневрирование (перемена стойки, захватов, использование площади ковра), вызов определенных движений или усилий со стороны противника и скрытие собственных намерений и действий (маскировка), нападение, защита и контрнападение.

Тактика ведения поединка:

-сбор информации о противниках (вес, рост, физическое развитие);

-постановка цели поединков (победить, не дать победить противнику);

-проведение поединка по формуле 1,5 минуты в стойке, 0,5 минуты в партере;

-перед поединком с конкретным противником задумать проведение конкретных бросков, технических и тактических действий и в поединке добиться их успешного выполнения.

Тактика участия в соревнованиях. Планирование соревновательного дня (режима отдыха, режим питания, питьевой режим). Анализ проведенного соревновательного поединка. Анализ соревновательного дня.

3.1.9 Основы методики обучения и тренировки борца.

Обучение и тренировка как единый педагогический процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических, моральных, волевых качеств учащихся. Питание в процессе обучения и тренировки. Особенности начального обучения спортивной техники юных борцов. Дидактические принципы обучения (сознательности, активности, наглядности, прочности, систематичности) и особенности их реализации в учебно-тренировочном процессе. Этапы обучения, их задачи и содержание. Методика обучения основным группам приемов. Ошибки, возникающие в процессе технической подготовки, их причины и способы устранения.

Общая характеристика методов обучения. Методы разучивания и совершенствования техники спортивной борьбы (рассказ, показ, объяснение, целостный и расчлененный методы) и условия их применения.

Общая характеристика спортивной тренировки. Средство тренировки борца (физические упражнения, мыслительные упражнения, средства восстановления работоспособности). Технические средства и тренажеры в подготовке борцов. Использование наглядных средств (кинофильмы, видеозаписи) в обучении и совершенствовании спортивной техники. Периодизация спортивной тренировки. Понятие о спортивной форме.



3.1.10 Планирование и контроль тренировки борца.

В данном разделе раскрываются принципы планирования тренировки борцов по греко-римской борьбе с учетом построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей, а также организации учебно-тренировочного процесса на разных этапах подготовки.

В зависимости от того, на какой срок составляются планы, различают годовое, перспектив-

ное и текущее (календарно-тематическое) планирование.



Перспективное планирование предусматривает определенные цели, основные задачи и содержание системы подготовки борцов на длительный период времени (календарный год).

К основным документам перспективного планирования относятся годовые учебные планы, учебная программа по подготовке спортсменов.

К документам текущего планирования относятся учебно-тематические планы, индивидуальные планы (для групп СС, ВСМ), календарь спортивно-массовых мероприятий.

При составлении учебного плана учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную, тактическую подготовку. Постепенно уменьшается объем нагрузок, направленных на ОФП.

Обязательный контроль для выявления уровня физической подготовленности занимающихся проводят два раза в год. Для определения динамики показателей физической подготовленности занимающихся рекомендуется проводить ещё и "четвертные" тестирования, по одному или двум видам.


3.1.11 Физическая подготовка борца.

Понятие о всестороннем и гармоничном развитии борца. Общая характеристика основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость)

Понятие об общей и специальной физической подготовке. Содержание общей физической подготовки борца. Особенности выбора средств и методов для развития силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости борца. Специальная физическая подготовка борца, её задачи и содержание. Характеристика средств и методов специальной физической подготовки, применяемых на различных этапах тренировочного процесса. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки. Методы сопряженного воздействия в тренировке борца. Круговая тренировка и методика её применения в борьбе. Методические особенности воспитания силовых, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей, специальной выносливости и гибкости в борьбе.

3.1.12 Правила соревнований, их организация и проведение.

Возрастные группы участников соревнований по борьбе. Весовые категории. Костюм участника. Начало и конец схватки. Продолжительность схватки. Оценка приёмов и действий в схватке. Запрещённые приёмы. Результаты схваток.

Соревнования по борьбе, их цели и задачи. Виды соревнований: личные, лично-командные, командные. Система проведения соревнований: круговая система и система с выбыванием участников. Определение мест в личном, лично-командном, командном соревновании. Состав судейской коллегии и обязанности её членов. Взаимоотношения участников соревнований, представителей команд с судейской коллегией. Роль судьи в воспитании спортивной этики участников соревнований. Основные документы необходимые для проведения соревнований, их значение и оформление. Анализ отдельных пунктов правил и сложных положений, встречающихся в схватке. Оценка борьбы на краю ковра и уклонения от борьбы. Особенности организации и проведения соревнований. Разработка положения о соревнованиях. Комплектование судейской коллегии. Подготовка и оборудование мест соревнований, и их оформление. Агитационно-пропагандистские мероприятия. Открытие и закрытие соревнований.
3.1.13 Оборудование и инвентарь.
Оборудование залов для занятий борьбой. Ковёр для борьбы, его размеры и эксплуатация. Уход за ковром и покрышкой. Спортивная одежда и обувь борца, уход за ними. Спортивные снаряды, применяемые на занятиях борьбой (перекладина, брусья, шведская стенка, канат, кольца, борцовские манекены и др.). Методика применения спортивных снарядов борца. Применение тренажеров в тренировке борца. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям (натяжение покрышки, обкладка матами, коврами).

3.1.14 Установка перед соревнованием, анализ проведённых соревнований.
Дата и место соревнований. Взвешивание. Положение о предстоящих соревнованиях, их значение и особенности. Сведения о составе участников. Характеристика технических и тактических особенностей противника. Предположительное время схваток каждого участника. Практическое задание борцу, план ведения схватки с определённым противником. Разминка перед схваткой. Разбор прошедших схваток, недостатков и положительных сторон отдельных участников.
3.2. Морально-психологическая подготовка.

Моральный облик борца. Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между людьми в сфере спорта

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Педагогу, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки являются:

-привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование установки на тренировочную деятельность;

- формирование волевых качеств спортсмена;

- совершенствование эмоциональных свойств личности;

- развитие коммуникативных свойств личности;

- развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся: беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации.

Оценка эффективности психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих юного спортсмена.

Психологическая подготовка занимающихся учитывает следующие положения:

1.) Для начинающих борцов необходимо стремиться создавать ситуации успеха в учебно-тренировочной деятельности. Необходимо привить занимающимся сознание того, что познание борьбы как вида спорта гораздо шире, чем просто тренировочный процесс. Необходимо ориентировать обучаемых на познание истории борьбы, на умение оценивать свою технику бросков и технику товарищей по группе. Ситуация успеха возникает при интересном задании, тогда оно доступно и хорошо выполнено. Такой подход будет стимулировать укрепление уверенности в себе, уважение к мнению товарищей.

2.) При работе с коллективом необходима организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение занимающихся подростков. Для занимающихся характерно стремление отделиться от оценок взрослых и выработать свою шкалу ценностей, поэтому важным является нравственное воспитание занимающихся.

3.) Применение психолого-педагогических подходов для предупреждения конфликтов в коллективе. Конфликты, как правило, возникают между желаниями, стремлениями личности и ее реальными достижениями. Конфликты, возникающие между занимающимися, иногда между тренером и группой почти всегда обусловлены отсутствием ситуаций успеха в значимых для подростка видах деятельности (тренировочная, учебная) или в общении. Поэтому тренеру необходимо стремиться выделять успехи каждого ученика и одинаковое время в тренировке посвящать индивидуальной работе с каждым учеником.



3.3. Волевая подготовка.

Преодоление трудностей и воспитание волевых качеств с помощью самомобилизации, самоограничения, самоубеждения, самопобуждения, самопринужнения к безусловному выполнению режима дня, заданий тренера, тренировочной программы, установок на соревнования и постоянного самоконтроля.

Волевая подготовка включает упражнения для развития волевых качеств, средствами борьбы.

Решительности: проведение поединков с моделированием реальных ситуаций, которые могут встретиться в предстоящих соревнованиях; поединки с заданием и ограничением времени на его выполнение.

Настойчивости: освоение сложных, не удающихся для выполнения с первой попытки бросков, технических действий; поединки с односторонним сопротивлением; строгое соблюдение режима дня и тренировки (домашняя работа и учёт её выполнения); своевременное выполнение обещаний, точность явки на тренировку.

Выдержки: проведение поединка с непривычным, неудобным противником.

Смелости: поединки с более сильным противником (выполнение при этом посильных задач - не позволить выиграть противнику чистой победой, продержаться до оценки за атакующее действие, определенное время, выполнить атакующее действие на минимальную оценку).

3.4. Нравственная подготовка.

Упражнения для развития нравственных качеств средствами борьбы.

Дисциплинированности: выполнение строевых команд, выполнение требований тренера и традиций коллектива.

Трудолюбия: поддержание в порядке спортивной формы.

Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника тренера (частичный показ выполнения борцовских приёмов в стойке и партере), самостоятельная работа по освоению техники и тактики.

Взаимопомощи: поддержка, страховка партнера, помощь партнеру при выполнении различных упражнений и задач тренировки.

Упражнения для развития нравственных качеств, средствами других видов деятельности.

Дисциплинированности: соблюдать правила поведения в общественных местах, в школе, дома; не пропускать школьные и тренировочные занятия.

Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале (уборка, мелкий ремонт инвентаря) обязательно сопровождаемое положительными эмоциями, положительной оценкой результатов работы.

Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше, качественнее, чем другие.

Доброжелательности: стремление подружиться с партнером по выполнению упражнения.

Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, тренеру, родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).

3.5. Общая физическая подготовка.

Достижение высоких результатов немыслимо без всестороннего физического развития спортсмена, которое осуществляется в круглогодичной тренировке, направленное на последовательное приспособление организма к интенсивным нагрузкам и совершенствовании морально-волевых качеств спортсмена.

Для всестороннего физического развития борцов используются общеразвивающие упражнения: ходьба, бег, прыжки в длину и высоту, переползания, упражнения без предметов и с предметами.

Ходьба обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная, на лыжах разными способами.

Бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции, по пересеченной местности, с преодолением различных препятствий, по песку, по воде, вперед, назад, боком, с подниманием ноги, касаясь пятками ягодиц, с поворотами, с ускорениями.

Прыжки в длину и высоту, с места и с разбега, на одной и на двух ногах, вперед, назад, боком, с вращениями, простые и опорные через козла, коня, на батуте, в воду с тумбы, с трамплина.

Переползания на скамейке вперед, назад, на животе вперед, назад, в стороны, боком, на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.

Упражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, вращение вперед и внутрь рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, резиновым амортизатором, гирями, штангой и другими отягощениями.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах: на гимнастической стенке, канате, перекладине, кольцах, брусьях, шесте, гимнастической скамейке.

Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, кувырок назад с выходом в стойку на руках, кувырок-полет в длину, в высоту, через препятствие, кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди; кувырок через левое плечо; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на голове и руках, из стойки на руках; перевороты вперед, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине; сальто вперед с разбега.

Метания теннисного мяча, набивного мяча вперед из- за головы, из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Передвижения на велосипеде по пересеченной местности, по незнакомым лесным тропам и т.д.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, регби, гандбол.

Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков, переползаний, с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

Все физические упражнения включаются в занятия с учётом подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных качеств спортсменов.

Для достижения наивысшего физического развития объём и количество упражнений постепенно увеличивается. Под влиянием упражнений укрепляется и развитие мускулатуру, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, центрально-нервной и других систем организма.

Все физические качества находится в тесной взаимосвязи. Ловкость требует большой быстроты движения, а быстрота – значительной силы. Без выносливости нельзя достичь хорошего развития ни одного из этих качеств.

Итак, только при условии развития всех физических качеств борец создаёт прочные условия для роста своих спортивных достижений.

Развитие гибкости.

Гибкость развивается с помощью упражнений на растягивание, маховые движения, гимнастические упражнения для плеча, локтя, кисти и т.д.

Упражнения выполняются очень осторожно, т.к чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. В результате регулярных упражнений развивающих гибкость мышцы становятся более эластичными и, не уменьшая своей силы, дают возможность увеличивать амплитуду движений.

Каждое упражнение нужно выполнять 12-16 раз. Сначала упражнения выполняются медленно, плавно и без напряжения, затем необходимо амплитуду движений увеличивать, а в конце – ускорять движения, не уменьшая амплитуды. При этом необходимо следить, чтобы появилось ощущения растягивающейся мышцы, но доводить её до боли нельзя.

Гибкость развивается медленно, постепенно. Сохранение этого качества на должном уровне требует регулярной тренировки.

Развитие ловкости.

Для развития ловкости применяются разнообразные упражнения: кувырок прыжком через стоящего на четвереньках; перекат через стоящего на четвереньках; перекат через спину стоящего, держась за его руки; колесо; колесо с поворотом; перемет; перемет с кувырка; перемет назад. Все упражнения для развития ловкости можно выполнять по несколько раз подряд, насколько позволяет размер ковра.

Ловкость достигается занятиями борьбой, баскетболом, гимнастикой, акробатикой. Специальная ловкость лучше всего вырабатывается в результате тренировок на ковре с разными партнёрами, обладающими атакующей и защитной техникой. Развитие специальной ловкости зависит от общей подготовленности и воспитания морально-волевых качеств спортсмена.

Развитие силы.

Развивая силу мышц у борцов, необходимо учитывать специфику борьбы, требующей ловкости, быстроты и выносливости. Излишнее увлечение физическими упражнениями, развивающими силу, можно лишить движения борца эластичности.

Для развития силы рекомендуются упражнения на преодоление тяжести противника; упражнения со штангой, с резиной; упражнения на гимнастических снарядах (кольцах, брусьях, перекладине).

Упражнения, развивающие силу, необходимо чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений, а также укреплению связочного аппарата.



Развитие быстроты движения.

При развитии этого качества борец должен учитывать следующее:

- излишний вес тела замедляет движения;

- сила способствует быстрым движениям; расслабленная и эластичная мышца сокращается с большей быстротой и силой;

- плохая гибкость замедляет движения с широкой амплитудой;

- делать упражнения для развития быстроты лучше понемногу, но часто (ежедневно).

Скорость движения зависит от гибкости суставов, силы и эластичности мышц, подвижности нервных центров спортсмена. Для повышения быстроты рекомендуется использовать следующие упражнения: короткие старты, броски, бег с ускорением, игры в баскетбол, футбол. Между упражнениями необходим короткий отдых, чтобы повторять упражнения на максимальной скорости. Развивая быстроту движения, одновременно следует воспитывать мгновенную реакцию на зрительное восприятие, применяя упражнения, в которых сигналы подаются не звуком, а движением. Борец привыкает не только воспринимать сигнал, но и решать поставленные задачи в десятые доли секунды, действуя сознательно и быстро. Качество быстроты легче воспитывается в молодом возрасте, а затем сохраняется только регулярной тренировкой.

Развитие выносливости.

Выносливость развивается с помощью упражнений со скакалкой, спортивной ходьбы, кроссового бега, многочисленных коротких стартов и пробежек, игры в баскетбол, футбол; тренировки и участия в соревнованиях. Развитие общей и специальной выносливости достигается длительными и специальными упражнениями.

Общая выносливость- способность спортсмена к длительной работе. Специальная выносливость – способность в течение определенного времени выполнять конкретную работу с наибольшей интенсивностью.

3.6. Специальная физическая подготовка.

Физическая подготовка с использованием средств борьбы включает упражнения для развития физических качеств.

Силы: выполнение бросков, удержаний. Приседание, повороты туловища, наклоны с партнером на плечах подъем партнера захватом туловища сзади, стоя на параллельных скамейках.

Быстроты: проведение поединков с быстрыми партнерами, с партнерами легкими по весу.

Выносливости: проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность (выполнять броски, удержания).

Гибкости: проведение поединков с партнерами, обладающими повышенной подвижностью в суставах, выполнение бросков с максимальной амплитудой.

Ловкости: выполнение вновь изученных бросков, удержаний.

Физическая подготовка с использованием средств других видов двигательной деятельности включает упражнения для развития.

Силы: гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибания туловища лежа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног.

Быстроты: легкая атлетика - бег 10 м,20 м, 30м, прыжки в длину с места,

подтягивание на перекладине за 20с, сгибание рук в упоре лежа за 20с.



Гибкости: общеразвивающие упражнения для формирования осанки,

упражнения на гимнастической стенке для формирования осанки.



Выносливости: легкая атлетика - кросс 800 м.

Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения; из упора присев в упор лежа и снова в упор присев; стойка на лопатках; вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90, 180, 360; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотами; перешагивания через набивной мяч; кувырки вперед с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке; метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперед, на точность; перебрасывания мяча в парах; строевые упражнения - выполнение команд «направо», «налево», «кругом», построение из колонны под одному в колонну по два; размыкание вправо, влево от середины на интервал руки в стороны.

Ловкости: легкая атлетика - челночный бег 3x10 м; гимнастика - кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем), боковой переворот; спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; подвижные игры - эстафеты, игры в касания, в захваты.

Способность к ориентированию - проявляется в возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.

▪ Прыжки на точность, метания в цель.

▪ Прыжки с поворотом на 90°, 180°, 360°.

▪ Игровые упражнения.

▪ Гимнастические упражнения на снарядах.

Способность к дифференцированию параметров движений - точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений. Задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов.

▪ Ходьба и бег по разметкам и (или) за заданное время.

▪ Способность к реагированию на сигнал - быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем туловищем или частью тела (ногой, рукой).

▪ Развитие реакции выбора (защитное действие на заранее обусловленную атаку, затем реагирование, выбор одного из двух защитных действий).



Способность к перестроению двигательных действий - быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

▪ Борьба (элементарные формы, в партере, и стойке).

▪ Упражнения на быстроту мышления.

▪ Подвижные и спортивные игры.

▪ Упражнения, воспитывающие волевые качества.

Способность к согласованию движений - соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

▪ Сочетание нескольких технических действий (переворот захватом двух рук - преследование удержанием сбоку).



Способности к равновесию - сохранение равновесия в тех или иных статических положениях тела:

▪ Общеразвивающие упражнения в парах.

▪ Удерживая равновесие в положении «ласточка».

▪ Стоя на месте или в движении, удерживая на ладони гимнастическую палку

▪ Ходьба и бег по узкой части гимнастической скамейки (тоже с перешагиванием мячей, выполнением поворотов).

▪ Ходьба по одной линии с различным положением рук (на пояс, к плечам, за голову в стороны).

▪ Тоже на носках.

▪ Тоже с различными движениями рук (круги руками в различных плоскостях, одновременно и последовательно).

▪ Ходьба выпадами, в полуприседе, приседе, с закрытыми глазами.

Способность к вестибулярной устойчивости - точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов).

▪ Наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте в беге, в прыжках.

▪ Повороты в ходьбе, беге, прыжках (на заданное количество градусов, серийные).

▪ Акробатические упражнения.



Способность к произвольному расслаблению мышц - согласование расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

▪ «Мгновенное» расслабление мышц, участвующих в движении (броски набивного мяча).

▪ Сочетание упражнений на расслабление с дыханием: напряжение мышц - вдох и задержка дыхания, расслабление – выдох.

Способность к ориентированию во времени.

▪ Выполнение 5 хлопков руками (или приседаний) за 10 секунд; 5 хлопков за 5 секунд.

▪ Пробегание отрезка 30 метров (1- в медленном темпе, 2- в среднем, 3 - в быстром). Сравнить мышечные ощущения при разной скорости преодоления дистанции.

▪ Наклон вперед в медленном темпе на 4 счета (4 секунды), выпрямление также на 4 счета. Наклон вперед на 2 счета (2 секунды) и выпрямление на 2 счета. Наклон вперед па 1 счет (1 секунда) и выпрямление на 1 счет. Сравнить мышечные ощущения. Определить оптимальный темп выполнения двигательного действия.

▪ Пробегание отрезка 30 или 60 метров три раза с одной и той же скоростью. Сравнить мышечные ощущения, скорость бега сравнить с показаниями секундомера.

Способность к ритму - точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.

▪ Воссоздание двигательных ощущений и восприятий ритма совершаемого действия.




    1. Инструкторско-судейская практика.

Овладение методикой обучения в процессе рассказа и объяснения особенностей выполнения различных физических упражнений; показа различных физических упражнений; проведение подготовительной, основной и заключительной части урока по заданию преподавателя; приобретение навыков обучения приемам, защитам, контрприемам, комбинациям; приобретение судейских навыков в качестве бокового

судьи, арбитра, судьи – секундометриста, судьи- информатора (во время проведения показательных выступлений); судьи при участниках, технического секретаря, главного судьи при проведении тренировочных и контрольных схваток, квалификационных соревнований, агитационно-пропагандистских (показательных) соревнований;

приобретение навыков организации соревнований и сдачи нормативов по специальной физической подготовке.



3.9. Соревновательная подготовка.

Соревнования по греко-римской борьбе - это проверка организационной воспитательной и учебной работы в спортивной команде, а также прекрасная школа воспитания мужества, настойчивости и преданности коллективу. Без соревнования овладение борьбой становится неинтересным, занимающиеся не видят результатов своей работы и у них постепенно пропадает желание совершенствоваться в данном виде спорта. К каждому соревнованию нужна специальная подготовка, соответствующая степени натренированности участника и масштабу соревнования.

При составлении программы подготовки к соревнованию следует учитывать отличия этих тренировок от обычных учебных занятий:

1) нового учебного материала даётся меньше;

2) учебный материал проходит не равномерно, а в зависимости от периодов подготовки к соревнованию (большая часть – в подготовительном и немного – в начале основного периода);

3) усиливается тренировка в выполнении приёмов индивидуального комплекса;

4) подбираются и разучиваются специальные защиты и ответные приёмы против действий конкретных "противников";

5) развитие физических качеств становится специализированным, то есть качества развиваются применительно к технике;

6) физиологическая нагрузка по периодам подготовки к соревнованию имеет свою особенность. Начиная с подготовительного периода, нагрузка постепенно возрастает; этот рост длится до трёх четвертей основного периода, затем нагрузка немного снижается и держится на одном уровне до периода отдыха перед соревнованием, когда она резко падает;

7) при тренировке четыре раза в неделю необходимо установить так называемый недельный цикл:

-1 и 5-й день - изучение и совершенствование техники и развитие других физических качеств;

-3 и 6-й день - тренировка в выполнении приёмов и вольные схватки.



3.10. Контрольно-переводные испытания.

Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов. На таких занятиях принимаются зачеты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки и квалификационные соревнования на присвоение очередного разряда. Контрольные занятия обычно завершают изучение определенного раздела учебной программы, а также применяются для коррекции состава команды или проверки качества работы тренера.



3.11. Восстановительные мероприятия.

Успешному освоению тренировочных программ, нагрузки, подготовки к соревнованиям способствуют восстановительные средства. Восстановительные средства делятся на 4 группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства восстановления являются основными.

Они предусматривают прежде всего рациональное построение тренировочного процесса в дневные, месячные, недельные этапы /циклы/. Особенно у спортсменов высокой квалификации. Следует уделять специальное внимание правильному сочетанию нагрузок и отдыха в дневных и недельных циклах. Отдых необходим прежде всего между различными видами дневной тренировки. Как правило, тренировки следует проводить в свободное от работы или учёбы время, не раньше чем через 1-1,5 часа после приёма пищи. Особое внимание следует уделить после тренировок выполнению специальных упражнений на восстановление и расслабление.

Важное значение имеет организация выходного дня. В течение 6 тренировочных дней недели с большим объёмом тренировочных нагрузок / 15-18 тренировок/, в организме спортсмена накапливается определённое суммарное физическое и нервное утомление. Поэтому вторая половина субботы и воскресенья должно быть направлены только на отдых. Отдых должен быть активным.

К психологическим средствам восстановления относятся специальные сеансы психо- регулирующей суточной тренировки. Особая роль здесь отводится тренеру.

К гигиеническим средствам восстановления относят прежде всего соблюдение рационального режима дня, отдыха и сна. Нужно создать в местах тренировок и отдыха санитарно-гигиенические условия обстановки, создающие у спортсменов положительное состояние.

К средствам медико-биологического восстановления относится сбалансированное рациональное питание. В рационе спортсмена должно содержаться в достаточном количестве белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соли, вода. Дополнительное введение витаминов применяется в осеннее - зимний период. В период интенсивных тренировок, как правило - по назначению специалиста (врача).

Большую группу восстановления составляют физиотерапевтические процедуры: массаж, различные виды душа, ванна, сауны, гальванизация, электростимуляция.

Физиотерапевтические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

В целях ускорения процессов восстановления организма допускается применение отдельных фармакологических средств. Такие средства рекомендуются лишь при переутомление, перетренированности и только по назначению врача. Не допускается применение (для достижения высоких результатов) фармакологических средств – допинга. При примении допинга, к спортсменам применяются жесткие меры - дисквалификация на определённое время с соответствующими наказаниями.

3.12. Медицинский контроль.

Осуществляется два раза в год во врачебно-физкультурном диспансере для выявления морфофункциональных сдвигов в организме занимающихся. Ориентировочные сроки контроля сентябрь месяц (1-ое контрольное обследование) и апрель- май (2-ое контрольное обследование).



4. Методические рекомендации.

Многолетняя подготовка – единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

- строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков;

- неуклонно возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

- непрерывное совершенствование спортивной техники;

- неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

- осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.


Эффективность обучения двигательным действиям значительно повышается, если тренер умеет сочетать традиционные методы физического упражнения с методами разъяснения и наглядности.

Обучение любому движению начинается с создания представления о нем. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, а продолжается на всем протяжении процесса обучения, постепенно расширяя и дополняя представление о двигательном действии.

В начале обучения следует очень осторожно применять соревновательный момент, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к выполнению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупреждать.

В технической подготовке используют два методических подхода: целостное (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчленением, овладением его фазами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам и их сочетание в одно движение). Все эти особенности надо учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
План-конспект №1 занятия по греко-римской борьбе
140.71kb.
Программа по греко-римской борьбе
2255.33kb.
Тематический план по греко-римской борьбе. Первый год занятий
94.43kb.
Программы по греко-римской борьбе содержание первого года занятий
37.11kb.
Технико-тактическая подготовка в греко-римской борьбе юных спортсменов в зависимости от морфофункциональных свойств организма 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
310.8kb.
Устройство римской республики
46.16kb.
Периодизация римской литературы
29.12kb.
«Расцвет Римской империи» необходимо задание обобщающего и систематизирующего характера
37.06kb.
Образовательная программа «греко-римская борьба»
590kb.
И. Г. Вотяков старший тренер-преподаватель по борьбе дзюдо кгоу дод ксдюсшор г. Барнаула, мастер спорта по борьбе дзюдо, «Отличник физической культуры и спорта». С. П. Буторин
1183.67kb.
S. P. Q. R. —аббревиатура от латинской фразы «Senatus Populus Que Romanus» «Сенат и граждане Рима»
161.18kb.
Многослойная реальность сознания
2681.59kb.