Главная стр 1
скачать
Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».

Раздел 1.Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.



Используемые ресурсы:

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.

Модуль «Основы православной культуры». комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю Всего  34 часа за год.

Учебный курс   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:


  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Раздел 2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных ре зультатов освоения содержания.



Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичнос ти, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  4. развитие этических чувств как регуляторов морального по ведения;

  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. развитие начальных форм регуляции своих эмо циональных состояний;

  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и зада чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ ления;

  2. формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  3. адекватное использование речевых средств и средств ин формационно-коммуникационных технологий для решения раз личных коммуникативных и познавательных задач;

  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен тировать свою точку зрения и оценку событий;

  8. определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос ти;

  9. адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Раздел 3.Учебно-тематический план


№ п/п

Учебный раздел

Количество часов

1

Введение в курс «Основы религиозных культур и светской этики»

2

2

Устроение отношений в православном миренормы христианской этики

28

3

Подготовка и защита ученического проекта

4




Итого

34


Раздел 4. Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Основные термины и понятия

Дата проведения

план

факт

1 раздел Введение в курс «Основы религиозных культур и светской этики»

1

Россия – наша Родина

Отечество, Родина, культурные традиции.

5.09




2

Культура и Религия.

Культура, религия.

12.09




2 раздел Устроение отношений в православном мире– нормы христианской этики

3

Человек и Бог в православии

: Совесть, Доброта, Любовь

19.09




4

Православная молитва.

Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.

26.09




5.

Библия и Евангелие.

 Христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.

3.10




6

Проповедь Христа.

Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет

10.10




7

Христос и Его Крест.

Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста

17.10




8

Пасха

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает),  ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает),  ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.



24.10




9

Православное учение о человеке.

Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.

31.10




10

Совесть и раскаяние.

Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.

14.11




11

Заповеди.

Заповедь, 10 заповедей.

21.11




12

Милосердие и сострадание.

Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.

28.11




13

Золотое правило этики

Этика. Неосуждение

5.12




14

Храм

Храм. Икона. Благословление. Система запретов.

12.12




15

Икона.

Особенности иконы. Свет  иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.

19.12




16

Творческие работы учащихся.

Выбор темы творческой работы, Подготовка ученического праздничного проекта


26.12




17

Подведение итогов

Конкурс сочинений.







18

Как Христианство на Русь пришло

Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.







19

Подвиг

Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник







20

Заповеди блаженств

 Блаженство, духовность, нищие духом, вера, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны  алчущие и жаждущие, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем.







21

Зачем творить добро?

Самоотверженность, святой. Радость для своего сердца.







22

Чудо в жизни христианина

Святая Троица, добродетель, вера, надежда, любовь







23

Православие о Божием суде

Легенда о Христофоре, вера в бессмертие







24

Таинство причастия

Причастие, Тайная Вечеря, Тело и кровь Христа,  Христианские Таинства, Церковь, Литургия.







25

Монастырь

Монах (монахиня). Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты,  Постриг монаха, Монашество.







26

Отношение христиан к природе

Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.







27

Христианская семья

Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,







28

Защита Отечества

Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный, защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.







29

Христианин в труде

Первый грех. Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.







30

Любовь и уважение к Отечеству

Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.







Раздел 3. Подготовка и защита ученического проекта







31

Подготовка ученического проекта










32







33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся










34

Экскурсия в городской храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм, колокольня, алтарь, притвор, солея.








Раздел 5. Учебно- методическое и материально-те.хническое обеспечение курса:

Для реализации программного содержания используются:



  • учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В.,

  • электронное приложение к учебнику А.В. Кураева,

  • Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012,

  • Книга для родителей,

  • Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,  

Приложение. Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений: (урок № 16)

  1. «Милосердные дела и героические поступки христиан».

  2. «Величественные храмы».

  3. «Прекрасные иконы».

  4. «Молитвы христиан» о себе и других.

  5. «Что такое этика»?

  6. «Как я понимаю золотое правило этики?»

  7. «Возможен ли подвиг в мирное время»?

  8. «Как я понимаю православие».

  9. «Православные святыни».

  10. «Православные праздники».

  11. «Экскурсия в православный храм».

 «Значение православной культуры в жизни человека и общества»

  1. Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)

  1. Как христианство пришло на Русь?

  2. Христианское отношение к природе.

  3. Святые в отношении к животным.

  4. Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей

  5. Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

  6. Христианская семья и её ценности.

  7. Православный календарь, праздники.

  8. Православный храм и другие святыни.

  9. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
138.52kb.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»
139.48kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
88.59kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Образовательная программа по курсу «основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) модуль «Основы светской этики»
410.64kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
204.19kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
221.58kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
46.08kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.