Главная стр 1
скачать
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
1.Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2004;

  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2012;

2.Пояснительная записка

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Основные задачи: 1.Сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. 2. 2.Формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой

развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

3.развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
4. учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
5.формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
6. развивать поэтический слух,
7. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
8. обогащать чувственный опыт ребёнка,
9. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
10.расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров.
Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:


• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

3. Общая характеристика учебного курса.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.



Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Литературное чтение как систематический курс идет параллельно с коммуникативно - речевым курсом русского языка. Основой составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира. Сравнение произведений разного вида создает условия для боле глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия « культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством. Содержание представлено следующими разделами.1. Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. 2. Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательская деятельность. 3.Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно- нравственная деятельность. 4. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.



4.Описание места учебного курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 136 часов в год, 4 часа в неделю, 34 учебные недели.



5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Коммуникативно - познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно- нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Через которое автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.



6. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.



7. Содержание учебного предмета.

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:

1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».



Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).


Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.



2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видовискусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.



2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.



3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:


- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:


- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности:


1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

8. Учебно-тематический план



тема

Количество часов

1.

Вводный урок

1

2.

Любите книгу

9

3.

Краски осени

13

4.

Мир народной сказки

16

5.

Веселый хоровод

10

6.

Мы- друзья.

10

7.

Здравствуй матушка- зима

11

8.

Чудеса случаются

16

9.

Весна, весна! И все ей радо!

11

10

Мои самые близкие и дорогие

8

11

Люби все живое

16

12

Жизнь дана на добрые дела

15

9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



дата

Тема урока

Виды деятельности учащегося

корректировка




1.




Вводный урок (1 час)

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению







Любите книгу ( 8 часов)







Любите книгу( 8 часов)

2-9





1.Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрации. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга- учитель.

2.Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М.Горький о книгах.

3.Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

4.Н.Кончаловский. В монастырской келье.

5.Мы идем в библиотеку.

6. Мои любимые художники- иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин.

7.Самостоятельноя чтение. Ю.Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения

8.Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.



Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворения о книгах. Классифицировать книги по темам. Работать в паре. Рассказывать о своем отношении к книге. Определять названия выставки книг. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрации. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах- энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя .Соотносить содержание и иллюстрацию детской книги. Определять главную мысль стихотворения.














Краски осени ( 13 часов)




10-22.




1.Вводный урок Основные понятия раздела: сравнение, сборник

2.Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аскакова

3.Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

4. А.Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая. Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения- средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

5.И. Токмакова. Опустел скворечник… А. Плещеев. Осень наступила.. Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.

6. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

7. Народные приметы. Осенние загадки.

8.Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

9. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь.

10. Семейное чтение. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии.

11.Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова Осень.

12.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.



13. Контрольная работа 1

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны ,.Предлагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять названия книг. Классифицировать книги по разделам. Находить нужную книгу по заданным параметрам.

Участвовать в работе групп: договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий « сравнение», « сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация» Выдирать стихотворение для выразительного чтения.

Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженное в прозаическом и поэтическом текстах.

Наблюдать, как с помощью красок, автор передает свои чувства и настроение, выраженное в репродукциях картин известных художников.

Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений.














Мир народной сказки ( 17 часов)




23-39




1.Вводный урок: Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

2. Собиратели русских народных сказок

Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль.

3. Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций.

4 Русская народная сказка. «Лисичка-сестричка и волк».. Рассказывание сказки по

иллюстрациям. Деление сказки на части.


5. Корякская сказка. «Хитрая лиса».

Рассказывание сказки.. Сравнение сказок «Лисичка-сестричка

и волк» и «Хитрая лиса». Образ лисы

в этих сказках

6. Русская народная сказка. «Зимовье».Чтение по ролям.

7. ». Русская народная сказка. «У страха глаза велики Рассказывание сказки по

иллюстрациям. Составление плана. Сравнение сказок «У страха глаза велики» и

«Зимовье».

8. Белорусская сказка.«Пых» Сравнение сказок «У страха глаза велики» и

«Пых»


9.Тема «Мы идем в библиотеку» Русские народные сказки.

10. «Самостоятельное чтение». «Идэ». Хантыйская сказка. Главная мысль сказки.

11. «Семейное чтение». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка. Анализ сказки по вопросам учебника.

12. «Айога». Нанайская сказка. Выразительное чтение.

13. «Кукушка». Ненецкая сказка. Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»

14.Наш театр. «Лиса и журавль».

Инсценирование сказки

15.Маленькие и большие секреты страны Литературии .Обобщение по разделу.

16. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорный слов и прочитанных произведений

17.Контрольная работа 2


Читать самостоятельно учебный материал.

Читать текст осознанно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Находить в библиотеке книги по заданной теме.

Высказываться о своем отношении к народным сказкам Восстанавливать события сказки на основе рисунков.

Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки.

Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей. Выразительно читать сказочные диалоги.

Определять главную мысль на основе пословиц.

Проверять себя и оценивать свои достижения.

Сочинять текст на основе опорных слов.

Составлять план сказки.

Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам.

Объяснять, что в сказках является правдой, а что вымыслом.

Определять качества героев сказки.

Делить текст на части.

Выявлять особенности сказочного текста с учетом места проживания людей.

Работа в парах, группах.














Вводный хоровод ( 10 часов)







40-49




1. Вводный урок: Основные понятия раздела: заклички, небылицы, прикладное искусство, перевод.

2. Работа с репродукцией картины Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

3.Проект.Музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

4. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Произведения малых жанров

устного народного творчества.

5.Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений.


6. «Мы идем в библиотеку». Справочная литература для детей

7. Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Небывальщина».

8. «Семейное чтение». К. Чуковский.«Путаница». Сравнение произведений

Д. Хармса и К. Чуковского

9. «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

10.Проект «Веселый хоровод».

Подготовка и проведение праздника «Веселый хоровод».


Читать самостоятельно учебный материал.

Находить вопросы на которые надо ответить.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе.

Различать понятия: небылица, прикладное искусство, перевод.

Составлять устный рассказ по картине.

Читать осознанно правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе.

Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей.

Готовить сообщение по заданной тематике.

Находить в библиотеке книги по заданной теме.

Объяснять значение справочной и энкциклопедической литературы.

Сочинять свои стихи на основ художественного текста.

Проверять себя и оценивать свои достижения.















Мы - друзья. (10 часов)




50-59




1. Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение.

2. Стихотворение о дружбе М. Пляцковский. «Настоящий друг»;

В. Орлов. «Я и Мы».

3. Сочинение на основе рисунков.

4. Н. Носов. «На горке». Составление плана. Пересказ рассказа.

5. «Мы идем в библиотеку». Рассказы о детях

6. «Самостоятельное чтение». С. Михалков. «Как друзья познаются».Главная мысль. 7. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья» Обсуждение проблемы. Как найти друзей.

8.Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение рассказа.

9. «Наш театр». И. Крылов. «Стрекоза и

муравей». Инсценирование басни.

10. Маленькие и большие секреты страны. Обобщение по разделу

Литературии».





Читать самостоятельно учебный текст.

Уметь отвечать на вопросы.

Читать текст осознанно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Выразительно читать стихи.

Выбирать стихи для заучивания наизусть. Обсуждать понятия: доброжелательность, терпение, уважение.

Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать события на основе рисунков.

Составлять план пересказа.

Сопоставлять придуманный план с планом в учебнике.

Подробно пересказывть от имени героев.

Определять главную мысль произведения.

Инсценирование произведения.

Распределять роли для инсценировки.















Здравствуй матушка - зима. (11 часов)




60-70




1.Вводный урок Основное понятие раздела.

2.Проект.Готовимся к новогоднему празднику.

3.Лирические стихотворения о зиме. А.Пушкин.Вот север тучи нагоняя…Ф. Тютчев. Чародейкою зимой…Ч. Есенин. Береза. Пет зима аукает…. Средства художественной выразительности.

4.Зимние праздники. Саша Черный Рождественское. К. Фофанов Еще те звезды не погасли. Рассказ о празднике.

5. К.Бальмонт К зиме. Выразительное чтение.

6.С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения.

7. А.Барто. Дело было в январе… Сказочное в литературном произведении.

8. С. Дрожжин. Улицей гуляет…Выразительное чтение. 9«Загадки зимы». Соотнесение загадки и отгадки

Сочинение загадок

10.Проект Тема «Праздник начинается, конкурс предлагается»



11.Контрольная работа 3

Читать выразительно понравившейся текст.

Уметь отвечать на вопросы.

Читать текст осознанно, правильно, целыми словами.

Выразительно читать стихотворения.

Находить в тексте стихотворения средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения.

Читать наизусть стихотворения

Распределять роли для инсценировки.

Инсценировать произведение. Работать в группах.

Отгадывать загадки. Соотносить загадки с отгадками.

Находить нужную книгу в библиотеке по заданной теме.

Проверять себя и оценивать свои достижения.
















Чудеса случаются(16 часов)




71-86




1Вводный урок. Основные понятие раздела: литературная сказка

2. «Мои любимые писатели».

Александр Сергеевич Пушкин. Выставка книг

А. Пушкина.

3-4. А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение сказки А. Пушкина с на-

родной сказкой. Характеристика героев

5. Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины

сказки». Выствка книг.

6-7. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза,

короткий хвост». Характеристика героя

сказки.

8. Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.



9. Д. Мамин-Сибиряк, Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

10.Э. Рапс. Из книги « Приключения барона Мюнхаузена».

Особенности литературной сказки.

11. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

12. «Мои любимые писатели». Корней Иванович Чуковский.Сказки.

13. «Самостоятельное чтение». Из книги «Приключения Бибигона».Особенности литературной сказки..

14. «Семейное чтение». Л. Толстой. «Два брата»

15.Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

16. «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

17.Контрольная работа 4


Читать текст осознанно, правильно целыми словами.

Уметь отвечать на вопросы по тексту.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены.

Осмысливать понятие « литературная сказка».

Давать характеристику героям, называть и качества.

Определять основные события сказки.

Называть главную мысль сказки.

Подробно рассказывать сказки.

Распределять роли для инсценирования.

Инсценировать произведение.

Находить нужную книгу в библиотеке по теме.

Группировать книги по теме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.














Весна, весна! И все ей радо! ( 11 часов)




87-97




1Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение.

2. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...».

Олицетворение — один из главных приемов создания картины.

3. Весна в лирических произведениях.И. Никитин. «Весна» А. Плещеев.

«Весна»; И. Шмелев. «Ах, весна...»; Т.

Белозеров. «Подснежники. Произведения живописи А. Куинджи. Сравнение произведений.

4.Картины весны в произведениях1. А. Чехов. «Весной».

. А. Фет. «Уж верба вся пушистая...».А. Барто. «Апрель

Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

5. «Мы идем в библиотеку». Стихи о весне. Образ весны

в произведениях русских поэтов и писателей.

6. «Самостоятельное чтение». Стихи о весне. С. Маршак.И. Токмакова, Саша Черный.

7. Устное народное творчество.Работа с репродукцией картины И. Левитана «Ранняя весна».

8. «Семейное чтение». А. Майков. «Христос воскрес».

Работа с репродукцией картины К. Крыжицкого «Ранняя весна»

9. «Наш театр». С. Маршак. «Двенадцать

месяцев». Инсценирование.

10.Маленькие и большие секреты страны. Обобщение по разделу.



11.Контрольная работа 5


Читать самостоятельно учебный текст.

Уметь отвечать на вопросы.

Находить в иексте олицетворения, объяснять понятие « воображение»

Читать текс осознанно, правильно целыми словами.

Выразительно читать стихотворения.

Определять тему произведения.

Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Создавать собственные тексты по произведению живописи.

Представлять свою творческую работу в группе.

Задавать вопросы по прочитанному.

Оценивать вопросу учащихся.

Распределять роли по инсценированию.

Находить олицетворения в лирическом произведении.

Инсценировать произведение.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Проверять себя и оценивать самостоятельно свои достижения.














Мои самые близкие и дорогие. (8 часов)




98-105




1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

2. Стихи о маме и папе. Р.Рождественский. «На земле хороших людей немало...»; Ю. Энтин. «Песня о маме»; Б. Заходер. «С папой мы давно

решили...». Выразительное чтение.

3. А. Барто. «Перед сном». Разговор на тему «Мама — самый любимый человек

на земле». Выразительное чтение. Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый...».

Выразительное чтение. Сравнение

стихотворений. Дж. Родари. «Кто командует?». Главная мысль.

4. «Мы идем в библиотеку». Книги на тему «Моя любимая мама». Выставка книг.

5. «Самостоятельное чтение». Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой...», «Разгром»; Б. Заходер. «Никто». Выразительное чтение.

6. «Семейное чтение». Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

7. «Наш театр». Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

8.Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Обобщение по теме.


Определять систему вопросов на которые нужно ответить. Находить в тексте олицетворения.

Объяснять своими словами значение понятия « воображение»

Читать текст осознанно.

Выразительно читать стихотворение.

Определять тему произведения.

Сравнивать образы, представленные в лирическом произведении.

Читать текст по ролям..

Представлять свою творческую работу в группе.

Задавать вопросы по прочитанному произведению.

Оценивать вопросы учащихся.

Находить олицетворения в лирическом произведении.

Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностики.














Люблю все живое( 16 часов)




106-121




1. Вводный урок. Основные понятия: сочуствие, сопереживание.

2. Саша Черный. «Жеребенок». Настроение стихотворения. Образ жеребенка в лирическом стихотворении.

3. С. Михалков. «Мой щенок». Образ щенка в эпическом стихотворении.

Сравнение произведений С.Михалкова и Саши Черного.

4. Г. Снегирев. «Отважный пингвине-

нок». Поступки героев.

5. М. Пришвин. «Ребята и утята». Деление текста на смысловые части. Составление плана. Пересказ рассказа.

6. Е. Чарушин. «Страшный рассказ».Составление плана на основе опорных слов.. Пересказ текста.

7. Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Н.Рубцов. Про зайца. Заяц.

8.Проект Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. «С фотоаппаратом».

9.«Мы идем в библиотеку»

Книги о природе. В. Бианки.

10. «Мои любимые писатели». Виталий Валентинович Бианки.

«Хитрый лис и умная уточка»

Составление плана.

11. «Самостоятельное чтение». Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии рисунков.

12. «Семейное чтение». В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?»; Г. 13.Снегирев.

«Куда улетают птицы на зиму...» Постановка вопросов к тексту.

14. «Наш театр». В. Бианки. «Лесной колобок — Колючий Бок».

. Инсценирование сказки.

15 «Шутки-минутки». В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза»

16. Маленькие и большие секреты страны «Литературии». Обобщение по разделу.



17. Контрольная работа 6


Определять систему вопросов на которые предстоит ответить.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие.

Выразительно читать, отражая авторскую позицию.

Определять основные образы произведения.

Придумывать продолжение историй.

Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов.

Характеризовать героя произведения.

Читать диалог по ролям.

Инсценировать произведение.

Сравнивать художественные и научные тексты.

Участвовать в проектной деятельности: договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал в фотоальбом.

Составлять рассказ по серии картинок.

Задавать вопросы к тексту.

Находить нежную книгу в библиотеке.

Называть выставку книг, группировать книги по подтемам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.














Жизнь дана на добрые дела. (15 часов)




122-136




1. Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие 2. Какие дела самые важные. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его

делах».


3. Л. Яхнин. «Пятое время года» Силачи. Заголовок.

4.В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

5.Э. Шим. «Не смей». Разговор на тему «Кого можно назвать сильным человеком?».

6. А. Гайдар. «Совесть»; Е. Григорьева. «Во мне сидят два голоса...». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» В. Осеева. «Три товарища».

7. Работа со словом. Дискуссия на тему « Что значит поступать по совести».

8. И. Пивоварова. «Сочинение»..

9.Оставление рассказа на тему: «Как я

помогал маме»

10. «Мы идем в библиотеку». Книги Н. Носова..

11. «Самостоятельное чтение». Н. Носов.

«Затейники», Подбор заголовка. 12.Н.Носов. «Фантазеры» по ролям. 13. «Семейное чтение». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

14. «Наш театр». С. Михалков. «Не стоит благодарности». Инсценирование произведения

15. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.



16. Контрольная работа 7

Уметь определять тему произведения по заглавию.
Понимать основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь пересказывать небольшое произведение, сообщая последовательность изложения событий.
Уметь читать осознанно текст художественного произведения.
Уметь делить текст на смысловые части.
Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание.
Объяснять смысл пословиц.
Обсуждать поступки героев произведения.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Составлять рассказ по плану.

Инсценировать произведение.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно.

Определять тему выставки книг.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.




























10. Таблица контрол


№ п.п.

Количество часов по четвертям

Контрольные

работы


Уроки с

ЦОР

Наизусть

Экскурсии



Техника чтения






Итого




За год - 136 часов

7

4







5










1.

1 четверть - час.36

1

1

1




2










2.

2 четверть - час.28

1

1

2




1










3.

3 четверть - час.40

3

1

2




1










4.

4 четверть – час.32

2

1

1




1













Всего: час.


























11.ДМК

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская «Литературное чтение» Учебник для 2 класса в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.

  2. Т.Ю. Коти «Литературное чтение» Рабочая тетрадь для 2 класса- М., « Просвещение» 2012.

  3. Л.Ф. Климанова Рабочая тетрадь по развитию речи- М., «Просвещение» 2012.




  1. Программа « Перспектива», М.: Просвещение,2008.

2. Методическое пособие Уроки чтения: 2 кл.: метод. Пособие

к учеб. «Литературное чтение. 2 класс»

/ Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина; - М.: Просвещение, 2012.

3. Горская А.Б. и др. «Хрестоматия по литературе родного края» /А.Б. Горская,Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева, Л.Н. Чипышева -Челябинск: «Взгляд», 2002.



/ Е. В. Григорьева. – Челябинск: ЮУКИ, 1999-2001.

  1. Произведения уральских художников для детей.

Художественное творчество народов Урала.
.


12.Описание материально- технической обеспечения образовательного процесса.

1.Учебное оборудование: а) технические средства( проектор, компьютер, магнитофон, диапроектор.2.Экранно-звуковые пособия .Видеофильмы, аудиозаписи по литературному чтению.

3.Оборудование класса. ( шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, настенная доска, стол учительский и ученические парты.
скачать


Смотрите также:
Программа по литературному чтению для 2 класса Статус документа Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
346.19kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
342.91kb.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
805.91kb.
Литературное чтение рабочая программа
238.83kb.
Рабочая программа по литературному чтению (систематический курс) умк «Школа России»
425.29kb.
Рабочая программа по «Литературному чтению» 3 класс
74.33kb.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4б класса по умк
524.48kb.
Рабочая учебная программа по литературному чтению
499.53kb.
Тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014 учебный год
203.14kb.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Пояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литературное чтение»
241.24kb.
Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение»
1822.82kb.
Литературное чтение Пояснительная записка 4 класс Рабочая программа по литературному чтению
431.93kb.