Главная стр 1
скачать
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс

(УМК «Перспективная начальная школа»)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Цели обучения

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:



  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информации- искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

2. Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.



  1. Место учебного предмета в учебном плане


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МОУ «Оршинская СОШ» (начальное общее образование) (пятидневная неделя) на 2013-2014 учебный год


Образовательные области

Образователь-

ные компоненты



Количество часов

4 кл.



Ф

Р

Ш

Филология



1.Русский язык

3




2

2.Литература

3







3.Иностранный язык

2







Математика

4.Математика

4






Обществознание



5.Природоведение и окружающий мир

2







Искусство




6.ИЗО

1







7.Музыка

1







Физкультура

8.Физкультура

3










9.Технология

2










Итого по школе

23






Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю) 34 рабочих недели.





  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Программа 4-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией - младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки герое», их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).



В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.



В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-дидактический материал;

-учебное пособие «Музей в твоем классе»

-лупы;

-рамочки


4 класс

-контроль проверки правильности и осознанности чтения-4

-проверочная работа «Чтение: работа с информацией»-2

-тематические проверочные работы-2

4 класс (102 ч)

п/п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.



Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Произведения устного народного творчества



2

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (13 часов)

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Различение жанров произведений.

Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Произведения устного народного творчества. Связь

произведений литературы с произведениями других

видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями.

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки.


3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (11 часов)

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Произведения о природе.

Понимание содержания литературного произведения:

тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.




4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (13 часов)


Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:

с живописными и музыкальными произведениями.

Понимание содержания литературного произведения:

тема, главная мысль, события, их последовательность.

Чтение вслух доступного текста целыми словами.

Осмысление цели чтения

Произведения выдающихся представителей русской

литературы. Участие в диалоге при обсуждении про-

слушанного (прочитанного) произведения



5

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. (9 часов)

Связь названия с темой текста, мысль текста

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Произведения о детях. Герои произведения.

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения


6

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (12 часов)


Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

  2. участие воображения и фантазии в создании произведений;

  3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Чтение вслух доступного текста целыми словами.

Осмысление цели чтения

Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Связь названия с темой текста, мысль текста. Восприятие и понимание переживаний персонажей.

Произведения о детях и для детей.

Различение жанров литературных произведений

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Построение небольшого монологического высказывания



7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)


Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Построение небольшого монологического высказывания. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения.

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения.

Построение небольшого монологического высказывания. Произведения выдающихся представителей русской

литературы. Восприятие и понимание их переживаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей

Произведения выдающихся представителей русской

литературы

Различать жанры произведений.


8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (11 часов).


Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

произведения. Высказывание оценочных суждений.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Герои произведения.

Произведения выдающихся представителей русской

литературы

Чтение вслух доступного текста целыми словами.

Осмысление цели чтения.

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану.

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы.




9

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (7 часов)


Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:



  1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

  2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;

  3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.


7. Тематическое планирование для 4-го класса

(3 ч. в неделю, 102 ч. в год)

(автор учебника Чуракова Н.А.)




Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

1-13

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия

Победоносца

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Морозко»

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол»

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка»

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»


Определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения; объяснять значение слова «тотем»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев;

анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка;

объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»; находить в сказке волшебные числа;

определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам






14-26

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»



Работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора;

подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; сравнивать богатырей и сказочных героев; работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения;

сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой; сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор

анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства;





27-37

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники»

Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

Николай Заболоцкий «Оттепель»

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

Владимир Набоков «Обида»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

Поход в «Музейный Дом».

Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел»

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»



Доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе;

определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; читать строки-описания непогоды;

выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности;

сравнивать поступки детей;

выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники;

объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника;







38-50

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. Леонид Андреев «Петька на даче»

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

Антон Чехов «Мальчики»

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»


Выразительно и осознанно читать текст; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения;

рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей

школы»сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки;

анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части





51-62

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

Сергей Козлов «Лисичка»

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»



Выразительно и осознанно читать текст

работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

определять тему и основное содержание литературного произведения

объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей;


63-71

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»


Анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части; давать характеристику героям произведения; выразительно читать текст; пересказывать по плану; объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте

давать характеристику цветка

объяснять, что такое «настоящее богатство»;

пересказывать текст по плану

определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения






72-84

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

М. Лермонтов «Парус»

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»



Работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; ; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

выделять рифму; определять тип рифмы;


85-95

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

Анна Ахматова «Памяти друга»

Н.Рыленков «К Родине»

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»



Выразительно читать стихотворные произведения

анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина; сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение



96-102


Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Путешествие в Казань. В мастерской художника

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»


Выразительно и осознанно читать текст

рассказывать о творчестве художника

пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы








8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя


  1. Чуракова Н.А., Литературное чтение 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Малаховская О.В. Литературное чтение 4класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.

3. Малаховская О.В.Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

4. Борисенкова О.В., . Чуракова Н.А., Малаховская О.В.Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся


  1. Чуракова Н.А., Литературное чтение 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Малаховская О.В. Литературное чтение 4 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.

3. Малаховская О.В.Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.



Учебное оборудование
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)






Наименования учебного оборудования

Единицы


Наличие

1.

Книгопечатная продукция

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов:



  • программы,

  • учебники, рабочие тетради и др.

Д

К




+

+

2.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровом формате).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровом формате).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с обязательным минимумом).




Д


Д

Д
Д


Д


+


+

+
+

+

3.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер.


Д
Д
Д

Д

Д

Д



Д

+
+


+

+

+



+

+

+



скачать


Смотрите также:
Программа по литературному чтению, 4 класс умк «Перспективная начальная школа»
382.86kb.
Программа по литературному чтению. 1 класс. Умк «Начальная школа 21 века»
887.92kb.
Рабочая программа По литературному чтению Класс 1 4 2010-2014 учебный год Новомосковск, 2010 г
455.04kb.
Программа по русскому языку 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
288.43kb.
Рабочая программа по литературному чтению умк: «Начальная школа 21 века»
1128.37kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса на 2011-2012 учебный год программа «Перспективная начальная школа»
214.35kb.
Основная образовательная программа начального общего образования по программе умк «Перспективная начальная школа»
1202.74kb.
Итоговый тест по литературному чтению. 3 класс умк «Начальная школа 21 век»
29.33kb.
Программа по технологии 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Раздел
284.76kb.
Программа по литературному чтению 2 класс. «Начальная школа 21 века»
315.09kb.
Программа по литературному чтению для умк «Школа России»
520.26kb.
К рабочей программе по литературному чтению умк «Начальная школа 21 века»
90.9kb.