Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

2 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Основной образовательной программы, требований Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освое­ния младшими школьниками основ начального курса математики и на основе авторской про­граммы В.Н. Рудницкой.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.



Важнейшей задачей обучения является умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами и схемами.

В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методи­ческие принципы:



  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценно­сти и необходимости изучения в начальной школе;

возможность широкого применения изучаемого материала на практике;


- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержани­ем следующей ступени обучения в средней школе;



  • обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс но­вых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;

  • развитие интереса к занятиям математикой.

  • Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измере­ние; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содер­жание обучения. Понятийный аппарат включает также четыре понятия, вводимые без опреде­лений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

  • Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с (общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

  • Во втором классе начинается обучение письменным приемам сложения и вычитания. Ов­ладев этими приемами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трех- и многозначные числа.

  • Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. Программой предполагается расширение представлений младших школьников об измерении величин. Так, введено понятие о точном и приближенном значениях величины.

  • В курсе математики созданы условия для организации работы, направленной на подготов­ку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий: переменная, выражение с переменной, уравнение. Во втором классе дети осваивают правило нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Обучение решению арифметических за­дач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением от­дельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

  • соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказывания, с логическими связками «и», «или», «если ..., то», «неверно, что ...»; со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющих основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.

  • Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его дейст­вию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания. В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений уча­щихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, мно­гоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уде­ляется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических - построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению фактических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Авторская программа рассчитана на 136 часов в году, 4 часа в неделю.



Учебно-методический комплект для учащихся:
Математика В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - 5 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века) 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч.
Математика: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 1, 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - 3 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. –(Начальная школа XXI века).
Для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека» М.: «Вентана-Граф» 2009 г.




  1. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.: «Вентана-Граф», 2009. - (Начальная школа XXI века).

  2. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.: «Вентана-Граф», 20010. (Оценка знаний).

  3. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 2 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др.. - М.: «Вентана-Граф», 2010.


Учебно-тематический план


п/п


Содержание программного материала


Количество часов


1

Элементы арифметики

65

2

Выражения

16

3

Величины

23

4

Геометрические понятия

21

5

Повторение

5













Итого

136



Практические работы по математике


урока

Тема

10

Числовой луч

15

Многоугольник

38

Построение окружности с помощью циркуля

91

Нахождение числа по нескольким его долям

106

Угол. Прямой угол

119

Площадь прямоугольника


Содержание программы (136 часов)

Элементы арифметики (65 часов)

Сложение и вычитание в пределах 100.

Чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел).

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел.

Таблица умножения однозначных чисел.

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Доля числа. Нахожде­ние одной или нескольких долей данного числа. Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке. Отношения «меньше в ...» и «больше в.. Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Выражения (16 часов)

Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахож-! дение значений числовых выражений. Составление числовых выражений


Величины (23 часа)

Единица длины метр и ее обозначение. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд). Периметр многоугольника и его вычисление.

Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). Практические способы нахож-площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр,

вадратный метр и их обозначения (дм , см , м ).





Геометрические понятия (21 час)

Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.

Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.

Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы.

Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.

Угол. Прямой и непрямой углы.

Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоуголь­но среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

Повторение (5 часов).

Требования к учащимся 2 класса

К концу обучения во втором классе ученик научится: называть:

натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

единицы длины, площади;

одну или несколько долей данного числа и число по его доле;

компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, раззность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);

геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);



сравнивать:

числа в пределах 100;

числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);

длины отрезков;



различать:

отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; российские монеты, купюры разных достоинств; прямые и непрямые углы; периметр и площадь прямоугольника; окружность и круг;



читать:

числа в пределах 100, записанные цифрами; записи вида 5 • 2 = 10; 12 : 4=3



воспроизводить:

результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

однозначных и двузначных чисел; числовых выражений;



моделировать:

десятичный состав двузначного числа;

алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;



распознавать:

геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);



упорядочивать:

числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;



характеризовать:

числовое выражение (название, как составлено); многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);



анализировать:

текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа ре­шения;

классифицировать:

углы (прямые, непрямые);

числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

конструировать:

тексты несложных арифметических задач;

алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

свою деятельность (находить и исправлять ошибки);



оценивать:

готовое решение учебной задачи (верно, неверно);



решать учебные и практические задачи: записывать цифрами двузначные числа;

решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;

вычислять значения простых и составных числовых выражений;

вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

строить окружность с помощью циркуля;

выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться: формулировать:

свойства умножения и деления;

определения прямоугольника и квадрата;

свойства прямоугольника (квадрата);



называть:

вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами; элементы многоугольника (вершины, стороны, углы); центр и радиус окружности; координаты точек, отмеченных на числовом луче;



читать:

обозначения луча, угла, многоугольника;



различать:

луч и отрезок;



характеризовать:

расположение чисел на числовом луче;

взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата); изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки; составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100




Результаты освоения предмета

Содержание программы ориентировано на достижение второклассниками трёх групп ре­зультатов образования: личностных, метапредметных и предметных.



Личностные результаты освоения программы по математике

У второклассника продолжат формироваться:

самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

готовность и способность к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению;

способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятель­ности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

способность к самоорганизованности;

способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в ю лективном обсуждении математических проблем).



Метапредметные результаты освоения программы по математике

У второклассника продолжат формироваться;

владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффек­тивного способа достижения результата;

лнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);

создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических] средств;

понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно]действовать в условиях неуспеха;

адекватное оценивание результатов своей деятельности;

активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

готовность слушать собеседника, вести диалог;

умение работать в информационной среде.


Предметные результаты освоения программы по математике

У второклассника продолжат формироваться:

владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и) пространственных отношений;

владение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание программы способствует формированию, становлению и развитию у второклассников следующих универсальных учебных умений:

сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (вы­полнять классификацию);

сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар пред­метов);

пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

сравнивать числа;

упорядочивать данное множество чисел;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметиче­ских действий;

прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных вычислений;

сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выпол­нения содержащихся в нем арифметических действий;

планировать ход решения задачи;

анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий я ее решения;

прогнозировать результат решения;

выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий;

ориентироваться на плоскости; различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

конструировать указанную фигуру из частей;

классифицировать треугольники;

распознавать некоторые пространственные фигуры на чертежах и на моделях;

определять истинность несложных утверждений;

приводить примеры, Подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

с помощью учителя конструировать алгоритм решения логической задачи;

актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;

собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты;

с помощью учителя и самостоятельно сравнивать и обобщать информацию, представ­шую в таблицах, на графиках и диаграммах;

переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по тематике предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения математике во втором классе.

Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сло­жил», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассни­ки с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это математические (арифметические) диктанты, оформленные результаты мини-исслэдований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы анализа и рефлексии.



Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля, состоящего из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действий с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют прове­рить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления». В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых контрольных работ. Последним придается наибольшее значение.

Оценивать диагностические работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по математике. 70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен».

За учебную четверть и за год результаты освоения рабочей программы по математике в 3 классе оцениваются по четырехбалльной шкале (от «2» до «5»).


Мониторинг результатов освоения программы

Учебная четв четверть

Диагностика

Контроль-

ные работы

Контроль-

ный

устный счет

Прове­ро рочные чны работы

Практи-

ческие рабо работы ы

1 четверть

Стартовая диаг диагностика

диаг


Входная к. р. рабо

1

-

2

2 четверть

Промежуточная диа диагностика

2

1

1

1

3 четверть




3

1

1

1

4 четверть

Итоговая диагнос- ости ка

3

1

1

2

Примерные контрольные и проверочные работы

урок урокаа

Вид работы

Тема

3.

Стартовая диагностика




5.

Входная контрольная работа

9.

Контрольная работа №1

«Запись и сравнение двузначных чисел. Луч»

17.

Контрольный устный счет №1

«Табличные случаи сложения и вычитания в пре в пределах 20»

31.



Контрольная работа №2

«Сложение и вычитание двузначных чисел . Многоугольники. Прямоугольники»

36

Контрольная работа №3 по темам

«Сложение и вычитание двузначных чисел. сел», «Числовой луч», «Многоугольники»

47

Контрольный устный счет №2

«Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4,5»

48

Проверочная работа

«Простые задачи на умножение и деление»

51

Проверочная работа

«Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, 6»

58

Промежуточная диагностика



64


77.

Контрольный устный счет №3

«Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8,9»

77.



Проверочная работа

«Задачи на кратное сравнение, увеличе­ние и уменьшение в несколько раз»

93



Контрольная работа № 6

«Задачи на кратное сравнение, на увеличе­ние и уменьшение в несколько раз»

103.



Контрольная работа №7

«Решение задач на увеличение и уменьше­ние в несколько раз»

111



Контрольная работа №8

«Числовые выражения и выражения с пе­ременной»

120.



Проверочная работа

«Прямоугольник. Квадрат. Периметр и пло­щадь прямоугольника»

121



Контрольный устный счет №4

«Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9»

123.

Итоговая контрольная работа №9 по темам четверти



Итоговая контрольная работа №9 по темам четверти




125.



Годовая контрольная работа №10



127.



Итоговая диагностика











Материально-техническое обеспечение программы


) 4)

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; магнитная доска; персональный компьютер;

2. Объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20,


3. Наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)

4. Линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки;



  1. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления

6Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

7Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;

8Демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные);

9 Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики;

10Объекты (предметы), предназначенные для счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 1

Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами;

11Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

12.Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел. Выражение с переменной. Алгоритм действий.



Интернет-ресурсы

http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее.


http://www.funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". На нем Вы найдете развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации.

http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.



  • Веселая математика Кубарика и Томатика
    - http://www.krs.fio.ru/learn/6/index.htm;

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (фгос) Класс 5«А», 5
347.27kb.
Программа по математике, 3 класс
420.74kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 11 класс Примерная программа среднего (полного) образования по математике для базового уровня
550.86kb.
Образовательная программа по математике 10 класс
497.1kb.
Рабочая программа по математике 9 класс Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса
458.15kb.
Рабочая программа по математике (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург Учебно тематическое планирование по математике
290.84kb.
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана применительно к примерной программе «Математика 5-6 класс»
708.8kb.
Программа по математике 4 класс
179.31kb.
Программа по математике 10 класс
348.14kb.
Программа по математике 2 класс
259.28kb.
Рабочая программа по математике 4 класс
395.81kb.
Рабочая программа по математике 5-9 класс Программу
888.26kb.