Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ

5-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ

ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Волгоград -2011

УЧЕБНИК

  • ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 174 с.: ил.

  • ОБЖ. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 189 с.: ил.

  • ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 143 с.: ил.

  • ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.

  • ОБЖ. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 318 с.: ил.


1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 68 часов в год (2 часа в неделю). Основными целями изучения курса являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
2. Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.


3. Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.
Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

  • описание источников опасности и их видов;

  • основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

  • естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

  • стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

  • техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

  • безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

  • опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

  • 1МП и способы ее оказания пострадавшим;

  • опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

  • проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

  • последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

  • формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

  • оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

  • овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

  • ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

  • изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

  • основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

  • обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

  • предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

  • обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

  • постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

  • начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—7 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 34 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.

Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.

Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.



Выпускник должен:

Знать (помнить):

  • основы формирования ЗОЖ;

  • основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет;

  • особенности прохождения в/службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;

  • задачи РСЧС и ГО.

Уметь:

  • владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;

  • пользоваться СИЗ и СКЗ;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • выполнять неполную разбору и сборку АК;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;

  • владеть навыками безопасного обращения с оружием;

  • ориентироваться на местности;

  • обращаться с приборами РХР и доз. контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

  • выполнять физические упражнения (подъем силой, подтягивание, бег, прыжок через козла, метание гранаты в цель).

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • ведения ЗОЖ;

  • оказания ПМП;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Учебно-тематический план 5 класс




Наименование раздела и темы

Кол-во часов







Что такое опасные и чрезвычайные ситуации ?

1







Главные правила ОБЖ

1







Как научиться выявлять и предвидеть опасности

1







Опасности в городе и в поселке

1







Службы защиты населения. Сигналы опасности

1







Опасные ситуации в жилище

1







Пожары в жилище

1







Оповещения и эвакуация при пожаре. Средства борьбы с огнем

1







Опасные газы с ними не шутят

1







Затопление жилища

1







Разрушение здания

1







Как защитить себя от опасных веществ в быту

1







Опасные ситуации на дорогах и тротуарах

1







В метро или электричке может произойти любая неприятность

1







Другие опасности на улицах города

1







Мы едем в далекие края – кто мои соседи, где мои друзья?

1







Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте

1







Опасности на льду

1







Аварийные ситуации на воздушном транспорте

1







Как уберечь себя от преступлений

1







Как защитить свой дом

1







Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах

2







Нарушение экологического равновесия

1







Вода – основа жизни!

1







Загрязнения почв

1







Продукты под контролем

1







От чего еще горожанину может стать не по себе. Шум

1







Небезопасный компьютер (телевизор)

1







Что следует знать об оказании первой медицинской помощи

2







Подведение итогов. Резервные уроки.

3







ИТОГО:

34





Учебно-тематический план 6 класс




Наименование раздела и темы

Кол-во часов







Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

1







Как подготовится к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию

1







Факторы, мешающие справится с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению

1







Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации

1







Если ты заблудился в лесу, отстал от группы

1







Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия

1







Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности

1







Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне

1







Ориентирование по местным признакам

1







Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне

1







Устройство временных укрытий. Убежища зимой

1







Разведение костра с помощью спичек. Место для костра. Типы костра

1







Способы добывания огня в древности. Разведение костра без спичек

1







Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

1







Добывание воды

1







Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные растения и животные

1







Правила поведения при встрече с дикими животными

1







Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам

1







Опасности в горах

1







Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему

1







Аптечка. Природные лекарственные средства

1







Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги

1







Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин

1







Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления

2







Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации

1







Тепловые и солнечные удары. Обморожения

1







Поражения молнией

1







Заболевания глаз. Удаление инородных предметов из глаз, уха, носа

1







Переноска пострадавшего без носилок. Вязание узлов

1







Подготовка к итоговой контрольной работе

1







Итоговая контрольная работа

1







Подведение итогов. Резервный урок

2







ИТОГО:

34






Учебно-тематический план 7 класс




Наименование раздела и темы

Кол-во часов







Опасные ситуации и Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2







Понятие наводнения. Поражающие факторы наводнения

1







Классификация наводнений по причинам возникновения. Классификация наводнений по масштабу

1







Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений

1







Ураганы, бури, смерчи. Основные понятия и классификация

1







Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей

1







Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей. Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей

1







Понятие землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их классификация

1







Основные характеристики землетрясений. Последствия землетрясений

1







Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Правила безопасного поведения во время землетрясения

1







Понятия цунами. Причины возникновения цунами

1







Основные характеристики цунами. Последствия воздействия цунами

1







Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия. Действия населения при угрозе цунами

1







Обобщающий урок по теме: «Гидрологические, морские гидрологические, метеорологические и геофизические опасные явления»

1







Обвалы. Оползни. Сели. Основные понятия, параметры и причины возникновения

1







Поражающие факторы обвалов, оползней и селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них

1







Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей

1







Понятия лесных и торфяных пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров

1







Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Предупреждение лесных и торфяных пожаров и борьба с ними

1







Тушение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них

1







Общие рекомендации учащимися по поведению при опасных явлениях природы

1







Контрольная работа по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека»

1







Основы безопасности поведения в толпе. Паника

1







Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия

1







Обобщающий урок по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека»

1







Виды ран, первая помощь при ранениях

1







Правила наложения повязок

1







Первая помощь при переломах

1







Факторы разрушающие здоровье

1







Особенности здорового образа жизни в период полового созревания

1







Обобщающий урок по разделу: «Основы медицинских знаний»

1







Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ

1







Подведение итогов. Резервный урок

1







ИТОГО:

34





Учебно-тематический план 8 класс




Наименование раздела и темы

Кол-во часов







Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация

1







Краткая характеристика аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1







Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

1







Пожары

1







Взрывы

1







Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1







Возможные последствия пожаров и взрывов

1







Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

1







Опасные химические вещества и объекты

1







Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

1







Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

1







Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

1







Первая помощь пострадавшим от АХОВ

1







Обобщающий урок по теме: «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ»

1







Радиоактивность и радиационно-опасные объекты

1







Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты

1







Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения

1







Правила поведения и действия населения при радиоактивном загрязнении местности

1







Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения

1







Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий

1







Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий

1







Обобщающий урок по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека»

1







Контрольная работа по разделу: «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека»

1







Экология и экологическая безопасность

1







Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.

1







Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России

1







Обобщающий урок по теме: «Нарушение экологического равновесия»

1







Правила для велосипедистов. Правила для роллеров

1







Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений

1







Обобщающий урок по разделу: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

1







Итоговая контрольная работа

1







Подведение итогов. Резервные уроки.

3







ИТОГО:

34




Учебно-тематический план 9 класс




Наименование раздела и темы

Кол-во часов







Экологическая безопасность России

1







Окружающая среда и экологическая безопасность

1







Химические загрязнения и отравления

1







Ксенобиотики в твоей квартире

1







Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека

1







Безопасное питание. Твой рацион

1







Биоритмы – организаторы нашей жизни

1







Как избежать переутомления

1







В движении – жизнь

1







Защититесь от стрессов

1







Как выплыть в море информации и завоевать друзей

1







Синдром приобретенного иммунодефицита и меры его профилактики

1







Экологическая безопасность и природные условия

1







Сколько лет жить человеку

1







Безопасное пользование компьютером

1







Организация рабочего места у компьютера

1







Правила безопасного поведения на уроках физики и химии

1







Правила безопасного поведения на уроках ОБЖ и физической культуры

1







Правила безопасности на уроках технологии и в быту

1







История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного военного времени

1







Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

1







Гуманитарные акции МЧС России

1







Обобщающий урок по теме «Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

1







Ориентирование на местности

1







Движение по азимуту

1







Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1







Правила поведения при угрозе террористического акта

1







Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1







Оказания первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка

1







Оказание первой доврачебной помощи. Терминальные состояния

1







Итоговая контрольная работа

1







Подведение итогов. Резервные уроки.

3







ИТОГО:

34





Учебно- методический комплекс

Учебники

  1. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).

  2. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2009. – 189,[3] с.: ил. НОВЫЙ(основной учебник).

  3. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2007. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)

  4. ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 190, [2] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)

  5. ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий




Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа обж, 11 класс (девушки) среднее полное общее образование базовый уровень на 2012 2013 учебный год рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Обж 1-11 классы. Москва «Просвещение»
96.32kb.
Программа по обж 5-9 класс рабочая программа составлена на основе программа
266.27kb.
Рабочая программа по мхк 3 ступень, базовый уровень, 10 класс Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура 5-11 классы»
171.48kb.
Рабочая программа по технологии 5-6 класс учителя технологии Макуловой Полины Римовны
180.99kb.
Рабочая программа по обж (общеобразовательная программа) 8 класс (1час) Программа под общей редакцией А. Т. Смирнова «Программы для общеобразовательных учреждений по обж 5-11 классы»
94.79kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 класс (базовый уровень) Разработана Мульгановой И. Н
398.71kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс
268.39kb.
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) на 2013-2014 учебный год Учитель химии: Вдовина Н. И
481.92kb.
Рабочая программа по учебному курсу обж и овс 8, 10, 11 классов Базовый уровень Рассмотрено на заседании
233.34kb.
Рабочая программа по «Литературному чтению» 3 класс
74.33kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс Л2 адаптированная
565.4kb.
Рабочая программа по географии 9 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу сош с. Кириллово
66.01kb.