Главная стр 1
скачать
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальной психологии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

д.э.н.,проф. С.Г. Дембицкий

________________________

«20» февраля 2012 г.

Е.С. Крылова

Программа по организации и проведению

педагогической практики

для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 Психология

Москва – 2012



УДК 88.5

ББК 159.9

К 78
Крылова Е.С. Программа по организации и проведению педагогической практики. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. – 12 с.
Рецензент: Шнейдер Л.Б. докт. психол. н., профессор.

Крылова Евгения Сергеевна

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл п.л. 0,45. Изд. № 00.00-200. Тираж 500 экз.

Отпечатано в Московском психолого-социальном университете.


Ó «Московский психолого-социальный университет

Введение
Педагогическая практика в процессе подготовки будущих специалистов-психологов и преподавателей психологии является неотъемлемой частью учебного процесса в НОУ ВПО МПСУ. Практика, которая проводится в различных образовательных учреждениях, позволяет закрепить и качественно улучшить знания, полученные студентами в период обучения в институте.

Ознакомить студентов с приемами и методами педагогической деятельности, с различными видами (педагогического и психологического) анализа уроков и исследований индивидуальных, личностных и социальных характеристик учащихся в учебно-воспитательном процессе, формировать личность будущего педагога – психолога, возможно только в проведении этого вида практики.

Педагогическая практика для студентов факультета психологии проводится на последних курсах обучения в ВУЗе и является завершающим этапом комплексного и поэтапного обучения теоретически и практическим методам психологии и педагогической деятельности.

В процессе обучения в университете, студенты овладевают всесторонними: общекультурными, гуманитарными, естественнонаучными и профессиональными знаниями. Знакомятся с методами построения психологического портрета человека, методами педагогики и преподавания психологии. Все эти знания, умения и навыки в процессе педагогической практики позволят им закрепить усвоенный материал и подготовиться к самостоятельной психолого-педагогической работе.
Тема: Преподавание психологии в учебных заведениях

Цель педагогической практики

Целью педагогической практики является:



  1. развитие профессиональной компетентности значимых качеств личности будущего педагога-психолога и его активной педагогической позиции;

  2. знакомство студентов со структурой и содержанием педагогической деятельности учителя психологии в ходе самостоятельного проведения уроков психологии в образовательных учреждениях;

  3. научиться организации учебно-воспитательного процесса и учебно-познавательной деятельности учащихся;

  4. совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов

Задачи педагогической практики

Задачами педагогической практики являются:



  1. научить студентов применять теоретические знания по специальности;

  2. воспитание устойчивого интереса к профессии преподавателя-учителя;

  3. развитие потребности самообразования и совершенствования профессиональных знаний и умений;

  4. формирование педагогического мышления, развитие умения осуществлять учебно-воспитательный процесс, формирование профессиональных навыков и умений, необходимых для успешного осуществления этого процесса;

  5. формирование творческого и исследовательского подхода в педагогической деятельности, анализ и обобщение полученного опыта;

  6. формирование целостной научной картины педагогической деятельности, изучать состояние учебно-исследовательской, учебно-воспитательной и самостоятельной работы учащихся, делать выводы, определяющие пути совершенствования педагогического процесса;

  7. развивать умение общаться и поддерживать контакт с аудиторией, овладевать различными стилями педагогического общения, владеть методами исследования индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в ходе самостоятельной педагогической деятельности и социальных характеристик классных коллективов в процессе обучения

Содержание педагогической практики

заочная форма обучения

1. установочная конференция – 2 часа

2. заключительная конференция – 2 часа

3. консультация – 0.5 х 1 студента – в неделю (6 недель)

4. отчет и экзамен – 0.33 х количество студентов

Главным в педагогической практике студентов является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает в себя следующее:

1. разработку программ системы занятий (урока, практического занятия, семинаров), сочетая содержательные и дидактические задачи, стоящие перед учителем;

2. организацию учебно-познавательной деятельности учащихся – содержательное умение отбирать методы, приемы, формы, иллюстрированные материалы, информационные технологии и т.п. в соответствии с требованиями Госстандарта, программными и учебно-тематическим планом;

3. формирование и развитие педагогической культуры;

4. проведение уроков психологии в школе;

5. умение всесторонне анализировать урок, занятие учителя, преподавателя и учащегося, проводить психологический анализ и намечать пути совершенствования (рекомендации).
Содержание педагогической практики реализуется:

- в деятельности учителя по предмету;

- в работе с детским коллективом;

- в работе с родителями и коллегами.


Подготовка к практике: осуществляется в ходе изучения теоретического курса «Педагогической психологии», «Психологии общения», «Психологии личности» и «Методики преподавания психологии», практических занятий по содержанию этих курсов, а также в ходе учебно-ознакомительной и производственной практик в системе образования.

Задания:

  1. 7 уроков

  2. конспект

  3. посещение занятий сокурсников (1-2 урока)

  4. анализ своих уроков и уроков коллеги


Основными базами педагогической практики являются общеобразовательные школы, гимназии, колледжи, лицеи и педагогические училища.
Организация и проведение практики

Научное руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры психологии.

Практическое руководство – учителями школ, методистами психологических служб и преподавателями психологии образовательных учреждений.

Научный руководитель и преподаватели проводит установочную конференцию, где обсуждаются цели, задачи, содержание, формы отчетности по практике, устанавливают связь со школой, присутствуют на занятиях, проводимых студентами, организует различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (консультации, групповые дискуссии, круглые столы); анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики и проводят экзамен, составляет отчет о психолого-педагогической практике и представляет на кафедру.

Сотрудники школ (учителя психологии, классные руководители)

- включают студентов в педагогическую деятельность в соответствии с поставленными задачами и индивидуальным планом учебно-воспитательной работы;

- совместно с руководителем практики института помогают каждому в разработке индивидуального плана педагогической практики и оказывают помощь в разработке плана уроков, в соответствии с учетом школьного учебного плана;

- участвует в анализе и оценке работы каждого студента;

- вносят предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовке будущих преподавателей психологии.

По окончании педагогической практики в институте проводится заключительная конференция с анализом проведенных занятий (уроков) и подведением итогов.



Отчет студента по практике

В отчете по педагогической практике студент должен представить:

- дневник практики, в котором фиксируются материалы конференций и открытых уроков в школе, результаты наблюдений и анализ учебно-воспитательной работы с учащимися школы;

- рабочая тетрадь с планами и конспектами самостоятельно разработанных и проведенных уроков, а также с анализом педагогической и психологической составляющей этих занятий.


Объект практики – учащиеся школы

Форма отчетности – экзамен

Материалы практики:

  1. образец дневника педагогической практики

  2. памятка о деятельности учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью

  3. характеристики подходов к типологии познавательной активности учащихся

  4. образец разработки плана современного урока и его анализа

  5. таблица дидактических приемов

  6. таблица механизмов организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

  7. материалы о технологии урока

  8. схемы анализа урока (педагогического и психологического)


Список рекомендованной литературы:

1. Учебные пособия по преподаванию предмета/психологии для учащихся 4-11 классов средних школ. Под ред. И.В.Дубровиной. Москва, 2003г.

2. Методические рекомендации к проведению уроков психологии с учебно-тематическим планированием. Под ред. И.В.Дубровиной.

3. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: . Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.

4. Ахитина Л.Г. Психологические основы урока (в помощь учителю). М, Просвещение.1977.

5. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления. М.2005г.

6. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: МГУ, 1995

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996.

8. Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов. М.: Издат-Школа, 1998.

9. Кульневич СВ., Лакоценина Т.Т.Современный урок. Р.-Дон. Учитель. 1и 2 часть, 2005г.

10. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.:Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: МПСИ, Флинта, 1998

12. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования/ Психологическое обозрение . 1997. №3.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996.

14. Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина. М.: ИП АН, 1991.

15. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 1996

16. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

17. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.

18. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: МПСИ;Флинта, 1998

19. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Р.-Дон, Учитель, 2003г.

20. Фридман Л.М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991

21. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.:Логос, 1994

22. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока. Р. Дон.Учитель.2003г.

23. Шамова Т.И. Основы современного урока. М.Просвещение.2005.

24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М.: Владос, 1995

25. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения /Под общ. ред. М.Р. Гинзбурга. М. Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.

26. Учебные пособия и программы «Психология в школе» авторы: Забродин, Попова, Рогов, Немов.


  1. Развивающая психология – основа гуманизации образования. Материалы 1 Всероссийской научно-методической конференции. Т.1,2.М. 1998


Факультет психологии

ОТЧЁТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
по теме: «Овладение методами педагогической деятельности.

Преподавание психологии в учебных заведениях»

Выполнил(а): студент V курса

группы № 07/ПЗ-63

Иванова И.Н.

Руководитель:

Крылова Е.С., ст.преп.

Гремячинск 2012 г.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский психолого-социальный университет»

Факультет психологии

ДНЕВНИК СТУДЕНТА

ПО _____________________________________ ПРАКТИКЕ


Фамилия




Имя




Отчество




Курс




Группа




Специальность










20___г.



ДАТА

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ

ПО ПРОГРАММЕ








ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ

О ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА
































































Подпись руководителя от предприятия ___________________________


«___»___________________20___г.
Печать

ОТМЕТКИ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ



Прибыл(а) на практику

Выбыл(а) с практики

«__»______________________20_____г.

«__»______________________20_____г.







Руководитель практикой

от предприятия (организации)



____________________________________________________

Печать

Печать







Прибыл(а) на практику

Выбыл(а) с практики

«__»______________________20_____г.

«__»______________________20_____г.







Руководитель практикой

от предприятия (организации)



____________________________________________________

Печать

Печать







Прибыл(а) на практику

Выбыл(а) с практики

«__»______________________20_____г.

«__»______________________20_____г.







Руководитель практикой

от предприятия (организации)



____________________________________________________

Печать

Печать


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Филиал НОУ ВПО «МПСУ» в г.Гремячинске Пермского края

618270 г.Гремячинск Пермского края , ул. Грибоедова, 3, Тел.:8(34250)2-25-54 . E-mail: mpsi-gr@mail.ru


ДНЕВНИК _____________________________________ПРАКТИКИ
Кафедра____________________

Утверждаю:

Зав.кафедрой___________________

Студент________________________________________________________ Группа № 07/ПЗ-63


Место стажировки (практики)___________________________________________________________________

(организация, учреждение)


Направление (наименование) практической работы студента (учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная практика, преддипломная) по теме:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сроки проведения: 05.03.2012 г. по 15.04.2012 г.; (6 недель)

Ф.И.О. преподавателя – руководителя практики: Крылова Евгения Сергеевна



Ф.И.О. руководителя учреждения:



№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения











































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Подпись руководителя организации __________________________________________________________



«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет психологии

ЗАДАНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

Выдана студенту

курса

5

группы

07/ПЗ-63

Психологического факультета

специальность: «Психология»

специализация: «Социальная психология»








(фамилия, имя, отчество студента)

На прохождение педагогической практики

в течение 6 недель

в должности _________________________________________________________________________

Общие вопросы.


  1. Характеристика психологической службы организации: (Цели, задачи, организация работы)

  2. Основные виды работ, выполняемые психологом в данной организации:















Индивидуальное задание:

































Начало практики

05 марта 2012 г.

Окончание практики

15 апреля 2012 г.




Задание выдал










(фамилия, имя, отчество)




(подпись)




Задание принял










(фамилия, имя, отчество)




(подпись)

скачать


Смотрите также:
Программа по организации и проведению педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности
205.05kb.
Методические рекомендации по ее проведению 7 Подведение итогов практики и подготовка отчета 8
141.11kb.
Методические рекомендации по организации и проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности
356.91kb.
Методические указания по итоговой аттестации студентов по специальности 061100 «Менеджмент организации»
821.02kb.
Программа преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации» 080507
294.81kb.
Учебно-методический комплекс по организации и проведению «учебно-спортивной»
103.19kb.
Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной практики студентов специальности 06. 05. 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
65.69kb.
Программа прохождения ознакомительной, производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 Юриспруденция
563.47kb.
Методические рекомендации по прохождению учебной практики для получения профессиональных навыков по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
452.19kb.
Программа производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
169.93kb.
Занятие №1 Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» для студентов специальности
665.7kb.
Занятие №1 Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» для студентов специальности
665.58kb.