Главная стр 1
скачать
Рабочая программа по ОРКСЭ.

Пояснительная записка
Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».



Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственно

го, духовного единства российской жизни.

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, между другими учебными предметами.

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Урок №1. Россия – наша Родина

Урок №2. Культура и религия

Урок №3. Бог и человек в православии

Урок №4. Православная молитва

Урок №5. Библия и Евангелие

Урок №6. Проповедь Христа

Урок №7. Христос и Его Крест

Урок №8. Пасха

Урок №9. Православное учение о человеке

Урок №10. Совесть и раскаяние

Урок №11. Заповеди

Урок №12. Милосердие и сострадание

Урок №13. Золотое правило этики

Урок №14. Храм

Урок №15. Икона

Урок №16. Творческие работы учащихся

Урок №17. Подведение итогов

Урок №18. Как христианство пришло на Русь

Урок №19. Подвиг

Урок №20. Заповеди блаженства

Урок №21. Зачем творить добро?

Урок №22. Чудо в жизни христианина

Урок №23. Православие о Божием суде

Урок №24. Таинство Причастия

Урок №25. Монастырь

Урок №26. Отношение христианина к природе

Урок №27. Христианская семья

Урок №28. Защита Отечества

Урок №29. Христианин в труде

Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок №31-34. Итоговый урок




  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
(месяц, четверть)

Часы

1 четверть




7




2 четверть

9













10




3 четверть







4 четверть

8




Итого: 34 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;



- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час всего 34 часа.


урока

Содержание

Кол-во часов по теме

дата

Примечание

1-я четверть

1.

Россия – наша Родина.

1







2.

Культура и религия.

1







3.

Человек и Бог в православии.

1







4.

Православная молитва.

1







5.

Библия и Евангелия.

1







6.

Проповедь Христа.

1







7.

Христос и Его Крест.

1







2-я четверть

8.

Пасха.

1







9.

Православное учение о человеке.

1







10.

Совесть и раскаяние.

1







11.

Заповеди.

1







12.

Милосердие и сострадание.

1







13.

Золотое правило этики.

1







14.

Храм.

1







15.

Икона.

1







16.

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

1







3-я четверть

17

Православие в России.

1







18

Подвиг

1







19

Заповеди блаженств

1







20

Зачем творить добро?

1







21

Чудо в жизни христианина.

1







22

Христианские представления о Божием суде

1







23

Православна Литургия.

1







24

Монастырь.

1







25

Христианское отношение к природе

1







4-я четверть

26

Христианская семья

1







27

Защита Отечества

1







28

Христианин в труде

1







29

Любовь и уважение к Отечеству

1







30-32

Подготовка творческих проектов.

3







33-34

Презентация творческих проектов.

2








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

 Тематическое планирование в 4 классе МКОУ-СОШ с. Сластуха по ОРКСЭ на 2013-2014 уч. г.



урока


Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

план


Дата

факт


Корректировка

 

1   


  

2

 



3

 

4  



 

5

 



6

 

7



 

8

 



9

 

10



 

11

 



12

  

13



 

14

 



15

 

16



 

17

 



18

 

19



 

20

 



21

 

22



 

23

 



24

 

25                       



26

 

27



 

28

 



29    

 

30         



 

31-34




 

Россия – наша Родина


Культура и религия.

 

Человек и Бог в православии.


Православная молитва.

 

Библия и Евангелие.



 

 Проповедь Христа.

 

Христос и его Крест.



 

Пасха.


 

Православное учение о человеке.

 

Совесть и раскаяние.



 

Заповеди. 

 

Милосердие и сострадание.



 

Золотое правило этики.

 

Храм.


 

Икона.


 

Как христианство пришло на Русь

 

Подвиг.


 

Заповеди блаженств.

 

Зачем творить добро?



 

Чудо в жизни христианина.

 

Православие о Божием суде.



 

Таинство Причастия.

 

Монастырь.



 

Отношение христианина к природе.

 

Христианская семья.



 

Защита Отечества.

 

Христианин в труде.



 

Любовь и уважение к Отечеству.

 

Проверочная работа



 

Анализ ошибок


Резервные часы

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

 

Изучают основы духовной традиции православия.



 

Дают определения основных понятий православной культуры.

 

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.



 

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

 

 

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.



 

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

 

Знакомятся с развитием православной культуры в



истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

 

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.



 

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

 

 

 



Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

 

 



Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам .

 

 











Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»


Вариант – 1

  1. Как называются части православного храма?

  2. Объясни слова: православие, милосердие, культурный человек.

  3. Перечисли символы христианской культуры.

  4. Вставь пропущенные слова: «Апостолы – это ближайшие _______ - Иисуса Х_________; апостолы М______, М_______, Л______, И_______написали четыре Е_________».

  5. Объясни, почему связаны слова: «раскаяние – прощение».

  6. Кого христиане называют святыми людьми?

  7. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, жадность, печаль.

  8. Объясни смысл праздника Рождества Христова.

  9. Продолжи предложение: «Иисус Христос – Сын …».

  10. Назови храмы твоего города, названные в честь православных праздников.

Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»


Вариант – 2


  1. Назови три самые главные христианские добродетели. 

  2. Объясни слова: культура, христианство, храм.

  3. Перечисли главные православные праздники.

  4. Вставь пропущенные слова: «Святые братья – К_______ и М________ создали _________ азбуку. Б________ состоит и В______ Завета и Н________ Завета. В храме книги Священного П_______ читают на церковнославянском я________».

  5. Объясни, почему связаны слова: «непослушание – грех –наказание».

  6. Назови имена известных тебе христианских святых.

  7. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: ненависть, неверие, нетерпеливость.

  8. Объясни смысл праздника Воскресения Христова.

  9. Продолжи предложение: «Богородица – Дева______».

  10. Назови храмы твоего города, названные в честь святых.

Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»


Вариант – 1
Задание. Исследуй житие любого православного святого по следующему плану:

- Семья. Какие положительные качества личности проявлялись в его детстве?

- Служение Богу.

- Прославление (Как и почему его стали почитать люди?).

- Иконописное изображение святого.

- Храмы, освящённые в честь святого (Где находится? Когда построен?).

Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
Вариант – 2

Задание. Исследуй  любой православный праздник по следующему плану:

- История праздника.

- Связь православного праздника с Библейской историей или каким-либо историческим событием.

- Церковные традиции праздника (например, освящение воды на Крещение Господне и т.д.)

- Икона православного праздника.

- Храмы, освящённые в честь православного праздника (Где находится? Когда построен?).

Контрольная работа  по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».


Вариант – 1


  1. Назови имена известных тебе апостолов.

  2. Объясни слова: христианский мученик, спасение, смирение.

  3. Для чего Христос призвал своих учеников?

  4. Перечисли имена святых- воинов.

  5. Установи правильно соответствие:

Константин и Елена                - великомученик

Георгий Победоносец        - святитель

Иоанн Златоуст                - равноапостольные


  1. О ком идёт речь? Удивлённый смелостью юных христианок, император стал настойчиво требовать, чтобы они отвергли его приказ. «У нас есть Бог – Небесный Отец, - ответили они, Его детьми мы хотим остаться. А твоих богов не принимаем и угроз твоих не боимся. Мы готовы умереть ради Господа Иисуса Христа». Мать похоронила своих дочерей и на третий день умерла.

  2. Как называется азбука, названная в честь первого апостола славян?

Контрольная работа  по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Вариант – 2


  1. Назови имена известных тебе святых мучеников.

  2. Объясни слова: воины Христовы, добродетели, духовная красота.

  3. Для чего святые братья Кирилл и Мефодий создали азбуку?

  4. Перечисли имена святых - целителей.

  5. Установи правильно соответствие:

Кирилл и Мефодий                - великомученик

Антоний Великий             - преподобный

Димитрий Солунский        - равноапостольные


  1. О ком идёт речь? «Святые братья, родились в Риме в 3 веке. Они были врачами и по их молитвам к Богу получали исцеление страдавшие от болезней люди. «Мы только возлагаем руки на больных, - говорили святые, - а исцеляет могущественная сила Господа Иисуса Христа».

  2. Как называется главное правило христианской веры, составленное на 1 и 2 Вселенских Соборах, которое и поныне читают в православных храмах?

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса


Вариант-1

1. Знание о том, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу:

а)вера   б)православная культура    в)религия    г)традиция

2. Религия, которая играла ведущую  и решающую роль в истории русской культуры и государства:

а)православие   б)христианство   в)ислам   г)буддизм

3. Проповедники религиозного учения:

а)миссионеры    б)ораторы     в)ученые     г)проповедники

4. Святой великомученик и целитель:

а) Василий Великий   б)Пантелеимон    в)Павлин Милостивый  

г)Иоанн Дамаскин

5. Император, при котором закончились гонения и христианство стало официальной религией Римского государства:

а)Константин  б)Диоклетиан   в)Юстиниан   г)Михаил

6. Святые, посвятившие свою жизнь защите христианского вероучения как епископы Церкви:

а)Василий Великий   б)Григорий Богослов  в)Иоанн Златоуст    

7. Святой-основоположник монашества. Родился в Египет в 3 веке: а)Феодор Стратилат    б)Антоний Великий   в)Григорий Богослов  г)Пантелеимон

8. Почему святителя Павлина называли Милостивым?

9. Ради чего страдали и умирали христианские мученики?

10. Перечисли символы христианской православной культуры.

       

 Итоговая контрольная работа за курс 4 класса


Вариант-2
1. Созданная людьми среда жизни, в которой они сохраняли самое главное: неизменное понимание добра и зла, ценностей жизни:

а)работа   б)образование    в)культура     г)наука

2. Человек, знающий и с уважением относящийся к христианской православной культуре своего Отечества и проявляющий терпимость и уважение по отношению к культуре других народов мира:  а)образованный      б)богатый    в)одарённый    г)культурный

3. Вера в Бога и почитание его человеком:  

а)познание    б)религия   в)идолопоклонство   г)фантастика

4. Святой воин, которого изображают на иконах на коне с копьем в руках, пронзающим змея:

а)Феодор Стратилат    б)Пантелеимон    в)Георгий Победоносец   г)Димитрий Солунский

5. Святые братья-врачи, безвозмездно исцеляли людей, прославлены в лике мучеников: а)Косма и Дамиан   б)Борис и Глеб  

в)Кирилл и Мефодий   г)Петр и Павел

6. Святой, живший в 3 веке, которому прислуживали в пустыне хищники: а)Павел Фивейский   б)Георгий Победоносец   в)Иоанн Златоуст    г)Иоанн Дамаскин

7. В житии этой святой сказано, что из великой грешницы, с Божией помощью, она стала величайшей святой и показала людям пример покаяния: а)Мария Египетская  б)великомученица Екатерина   в)царица Елена   г)великомученица Варвара

8. С какими врагами сражались Воины Христовы?



9. Почему святых братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными?

10. Перечисли основные христианские православные добродетели.
скачать


Смотрите также:
Программа по орксэ. Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
177.41kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры»
183.54kb.
Программа по основам православной культуры за курс 7 класса
223.01kb.
Программа по Основам православной культуры за курс
123.2kb.
Учебный курс «Основы Православной культуры»
624.22kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности во 2 классе основы православной культуры
175.77kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 1 классе основы православной культуры
167.23kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 3 классе основы православной культуры
190.52kb.
Родомановой Ольги Григорьевны учителя начальных классов по предмету «Основы православной культуры и светской этики». 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
235.61kb.
Работы кружка «Основы православной культуры» по художественному воспитанию детей дошкольного возраста. С января 2011 года в мбдоу д/с №6 начал работу кружок «Основы православной культуры»
42.03kb.
Рабочая программа курса орксэ, модуль «Основы православной культуры»
209.08kb.