Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол № 2 от 31.10.2011г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 78 о/д от 31.10.2011г.

__________Т.Е.Васильева



Заведующий ДОУ

Программа по

построению здоровьесберегающей модели

образовательного процесса ДОУ



«Детский сад – территория здоровья»




на 2011-2016 годы.



c:\documents and settings\admin\рабочий стол\доу 19\partner.png

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 19 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур"

г. Кандалакши
Пояснительная запискаi.jpeg

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка

это важнейший труд воспитателя»



В.А.Сухомлинский
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения.

Анализ физического развития выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Соответственно возросло число детей с замедленными темпами созревания.

Данные исследования легли в основу определения приоритетных направлений государственной политики в образовании. Концепция модернизации российского образования, Национальная образовательная инициатива президента РФ Д.А. Медведева «Наша новая школа», Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают образовательные учреждения на совершенствование системы здоровьесбережения.

Поэтому важной задачей ДОУ в условиях модернизации системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Особенно актуально это направление для детского сада присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.



Программа по построению здоровьесберегающей модели образовательного процесса ДОУ «Детский сад – территория здоровья» является первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности в ДОУ. Она представляет собой систему мер по развитию оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
Цель: Оптимизация системы здоровьесбережения, направленной на укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие воспитанников.

Задачи:

  • Активизировать инновационную деятельность по укреплению физического и психического здоровья воспитанников;

  • Совершенствовать санитарно-эпидемиологические и гигиенические условия в дошкольном учреждении;

  • Обновить материально-техническую базу по физкультурно-оздоровительному направлению;

  • Оптимизировать просветительскую деятельность с семьями воспитанников;

  • Расширить диссеминацию инновационного педагогического опыта по физкультурно-оздоровительному направлению.

Основные принципы:

  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

  • принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

  • принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

  • принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.


Основные направления деятельности ДОУ по построению здоровьесберегающей модели образовательного процесса ДОУ «Детский сад – территория здоровья»:


  • Организация санитарно-эпидемиологических и гигиенических условий жизнедеятельности; правильного питания детей;

  • Организация лечебно-профилактических мероприятий;

  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья дошкольников;

  • Взаимодействие с семьями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей.


Сроки реализации программы: 2011-2016 г.
Структура программы:

  • Информационно-аналитический раздел (динамика здоровья и физического развития);

  • Проектно-технологический раздел (система и содержание оздоровительной деятельности);

  • Ресурсное обеспечение (материально-техническое, программно-методическое, кадровое);

  • Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью (мониторинг здоровья).


Ожидаемые результаты:

  • Создание современной здоровьесберегающей модели образовательного процесса;

  • Обновление материально-технической базы для организации оздоровительной работы;

  • Развитие инновационных процессов по физкультурно-оздоровительному направлению;

  • Создание системы взаимодействия педагог-ребенок-родитель по оздоровительному направлению;

  • Активное обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.




Информационно-аналитический раздел.i.jpeg

Динамика здоровья и физического развития воспитанников.
В 2008-2011 годах приоритетное направление деятельности ДОУ присмотра и оздоровления осуществлялось в соответствии с требованиями оздоровительной программы ДОУ «Здоровый малыш», которая была разработана, принята решением педсовета №1 от 30.09.2008 г и утверждена приказом №?

Целью данной программы являлось сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, посредством создания условий для совместной деятельности медицинских, педагогических работников и семьи.

Основными направлениями в рамках реализации поставленных оздоровительной программой задач были определены:


  • Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей;

  • Рациональная организация деятельности детей;

  • Система эффективного закаливания;

  • Лечебно-профилактическая работа;

  • Использование апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье;

  • Комплекс психогигиенических мероприятий;

  • Реабилитация и коррекционная работа;

  • Консультативно-информационная работа.

Оздоровительная программа «Здоровый малыш» была разработана в соответствии с требованиями комплексной программы дошкольного образования "Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» /Под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович/, по которой осуществляется образовательный процесс в ДОУ и парциальной программы дошкольного образования с осуществлением физического развития воспитанников "Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста "Зеленый огонек здоровья" /Автор - М.Ю. Картушина/

Эффективность решения задач программы помогали осуществлять оздоровительные технологии: психогимнастика (М.И. Чистякова), сказкотерапия (Т.Д. Зенкевич - Евстигнеева), ритмическая пластика (А.И. Буренина), динамические паузы (И.Е. Аверина), релаксация (О.В. Хухлаева, Р.Е. Хухлаев), гимнастика пальчиковая (А.С. Анищенкова, Л.П. Савина), гимнастика для глаз - элементы здоровья сберегающей технологии В.Ф. Базарнова, гимнастика дыхательная (А.Н. Стрельникова, К.П. Бутейко), гимнастика бодрящая (Т.Е. Харченк, Е.Н. Вареник), гимнастика корригирующая (С. Громова), гимнастика ортопедическая (Е.С.Красикова), игровой самомассаж (Т. Нестерюк), точечный самомассаж (М.П. Березина), коммуникативные игры (Е.Рыбак).

Для эффективного решения поставленных задач по оздоровительному направлению в ДОУ была создана соответствующая предметно – развивающей среда. В группах оборудованы спортивные центры, уголки уединения, зоны отдыха, в зале – физкультурное оборудование, на территории – спортивные комплексы. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Оздоровительная деятельность в ДОУ организуется в тесном взаимодействии специалистов:


  • Старшей медсестры,

  • Воспитателей,

  • Воспитателя по физической культуре,

  • Музыкального руководителя.

Оздоровительные и профилактические мероприятия в детском саду согласовываются и проводятся по рекомендациям врачей детской поликлиники города. Помимо ежегодной диспансеризации, которую проводят специалисты детской поликлиники, воспитанники находятся под постоянным наблюдением врача – фтизиатра. В ДОУ систематически организуются лечебно - профилактические мероприятия, направленные на предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, противорецидивное лечение хронических заболеваний, дегельминтизация, химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей, оказание скорой помощи при неотложных состояниях, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний. Все мероприятия, назначенные врачом центральной районной детской поликлиники, проводились с согласия родителей.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ предусматривает: занятия физической культурой, утреннюю гимнастику, подвижные игры, физминутки, спортивные развлечения, корригирующую гимнастику, закаливание, прогулки, походы. Эффективным методом оздоровления является общеукрепляющий массаж, который проводится старшей медицинской сестрой со всеми детьми.

Особое внимание уделяется реабилитационной и коррекционной работе с часто болеющими детьми, которая организуется на подгрупповых и индивидуальных занятия В графике работы воспитателя по физической культуре отведено время для индивидуальных занятий с часто болеющими детьми; с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопия, а так же занятий по совершенствованию физической подготовки.

Еще одной формой оздоровительной работы является кружок «Крепыш» по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Целью кружка является формирование физических умений и укрепление здоровья воспитанников. В ходе занятий кружка используются приемы образовательных и оздоровительных технологий: дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, самомассаж, фонопедические упражнения, упражнения для коррекции осанки, пальчиковые игры, психогимнастические этюды.

Коллектив дошкольного учреждения уделяет должное внимание закаливающим процедурам: проводится закаливание детей всех групп здоровья, в том числе и четвертой группы. Это щадящие методы: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей; полоскание зева кипяченой водой, контрастные воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, умывание рук до локтей после дневного сна, обливание ног в летний период.

В 2007 году одной из форм оздоровительной деятельности стала инновационная технология - компьютерный тренажер БОС (биологически обратная связь по обучению навыкам правильного дыхания). Тренажер предназначен для общего укрепления организма, снятия психоэмоционального напряжения, коррекции нарушенных болезнью функций организма, нервной системы, сердца, сосудов.

Особое внимание педагоги уделяют созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Это важно при учете специфики дошкольного образовательного учреждения – постоянной сменяемости детского коллектива. В течение года новые дети вливаются в коллектив и проходят период адаптации, поэтому в образовательном процессе используются приемы психогимнастики, релаксации, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии. Комплекс психогигиенических мероприятий способствует быстрому привыканию детей к условиям детского сада и эффективности оздоровительных мероприятий.

С целью повышения качества работы по оздоровлению составлен план медико-педагогического контроля, который включает контроль динамического наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей; медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима и методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями; контроль за осуществлением системы закаливания; контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

В рамках консультативно-информационного направления деятельности ДОУ систематически организуется просветительская работа


  • с родителями по темам: профилактика сезонных заболеваний, профилактика травматизма, профилактика отравления грибами, ягодами, растениями, пищевыми продуктами, оказание первой медицинской помощи детям при различных укусах, порезах, отравлениях, травмах и другие. Организация консультативной помощи проводится через выпуск санпросвет бюллетеней, оформление тематических стендов, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам.

  • с сотрудниками ДОУ: санитарно-просветительская работа в рамках производственных собраний, сантехминимума; освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, консультаций


Реализация оздоровительной программы «Здоровый малыш» в течение 2008-2011 годов, комплексное использование различных форм, методов и приемов в рамках данной программы позволило добиться положительных результатов:


  • Создание основы здоровьесберегающей среды в ДОУ;

  • Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;

  • Повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ;

  • Расширение консультационно-информационной помощи семьям воспитанников.

Положительные результаты деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению подтверждает мониторинг здоровья (анализ заболеваемости, анализ движения детей по группам здоровья, сравнительная диагностика физического развития дошкольников); а так же анализ обновления предметно-развивающей среды по физкультурно-оздоровительному направлению, активность участия родителей в совместных мероприятиях, анализ активности участия педагогов в муниципальных методических мероприятиях.



Анализ заболеваемости детей за 2008-2011 г.г.



Перечень заболеваний

2008

2009

2010

2011

Количество случаев заболеваний

96

92

91

112

Количество на 1 ребенка

2,4

2,3

2,2

2,8

Несчастные случаи, отравления, травмы

-

1

-

-

Количество ЧДБ детей

4

1

5

8

Индекс здоровья

9,7%

10,6%

10,7%

16,4%


Движение детей по группам здоровья



Распределение детей по группам здоровья

2008

2009

2010

2011

1 группа

-

-

-

-

2 группа

34

35

32

33

3 группа

5

4

8

7

4 группа

1

-

-

-


Сравнительная гистограмма физической подготовленности детей разновозрастной группы (старшая-подготовительная) за 2008-2011 годы
Обновление предметно-развивающей среды по физкультурно-оздоровительному направлению


Учебные годы

оснащение

2008

2009

2010

2011

Медицинское

оборудование

-

Кушетка


Медицинские шкафы,

медицинский столик



Ростомер

Спортивное оборудование

Оборудование для спортивных игр (теннис, футбол, городки, кегли)

Мячи, обручи, гантели, мешочки с песком


Мячи, скакалки, массажные мячи, санки


-

Оснащение пищеблока

Холодильник

Мясорубка


Водонагреватель

Кастрюли из нержавеющей стали, смесители локтевые

Оборудование для соблюдения санитарно-эпидемиологических мероприятий

Технологический инвентарь

Технологический инвентарь

Технологический инвентарь

Технологический инвентарь

Оборудование

территории

-

Оборудование для спортивных игр на улице

-

-



Организация взаимодействия с семьями воспитанников по физкультурно-оздоровительному направлению


Учебные годы

Консультативно-информационная деятельность

Совместные мероприятия

2008-2009

- Сообщения на групповых родительских собраниях: «Профилактика плоскостопия», «Как подготовить к школе здорового ребенка», «Роль подвижных игр в жизни ребенка»

- Мастер-классы: «Пальчиковые игры», «Оздоровительная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»
- Информация в родительских уголках: «Как можно оздоровить ребенка дома», «Как уберечь ребенка от простуды», «Лечение чесноком»

- «Олимпиада» -спортивное развлечение, посвященное «Дню защитников Отечества»

- Спортивный праздник, посвященный «Дню космонавтики»

- Спортивные соревнования

«День защиты детей»


- Выставка рисунков: «Если хочешь быть здоров»


2009-2010

- Сообщения на групповых родительских собраниях: «Охрана здоровья детей в летний период»

- Информация в родительских уголках: «Оздоровление ребенка летом», «Берегите зрение детей», «Как уберечь ребенка от травм», «Уроки Айболита», «К здоровью – без лекарств»

- Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровья»

- Выставка рисунков: «Формула здоровья – движение, радость, успех»

- Спортивное развлечение, посвященное «Дню защитников Отечества»


2010-2011

- Общее родительское собрание: «Организация питания детей в ДОУ»

- Информация в родительских уголках: «Ребенок и компьютер», «Ребенок на дороге», «Игры для гиперактивных детей», «Витамины и полезные продукты», «Сохрани свое здоровье сам»



- Конкурс плакатов: «Правила здорового образа жизни»

- Спортивное развлечение, посвященное «Дню защитников Отечества» - «Папа, мама, я – спортивная семья»



- Зимний праздник «Зимние забавы»

2011-2012

- Сообщение на общем родительском собрании: «Оздоровительные мероприятия в режиме ДОУ

- Бюллетень здоровья на сайте ДОУ

- Информация в родительских уголках «Расти здоровым малыш»; «Здоровье детей в ваших руках»


- Спортивное развлечение: «Будем спортом заниматься»,

- Спортивный праздник: «Путешествие в Джунгли»





Представление положительного опыта работы на муниципальных

методических мероприятиях


Учебные годы

Название мероприятия

Название выступления

2008-2009

- Смотр-конкурс предметно-развивающей среды по безопасности жизнедеятельности

- МОИПКРОиК Семинар: «Физическое воспитание в ДОУ»



«Уголки безопасности»

«Организация валеологической ритмики в дошкольном учреждении»



2009-2010

- Совещание руководителей ДОУ: «Двигательная активность детей, как одно из условий сохранения здоровья»

-

Неделя по физвоспитанию в ДОУ




«Двигательная активность детей, как одно из условий сохранения здоровья»

«Современные подходы к оздоровительной работе в ДОУ»



2010-2011

Неделя по физвоспитанию в ДОУ

«Нетрадиционное спортивное оборудование на занятиях физической культурой

2011-2012

- Семинар – практикум «Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста»
- Муниципальный конкурс «Лучшая программа дополнительного образования по физическому развитию воспитанников в ДОУ»

- Организация воспитательно-образовательной работы в «Центре здоровья» с детьми раннего возраста»
Программа оздоровительного кружка «Крепыш»

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по построению здоровьесберегающей модели образовательного процесса доу «Детский сад территория здоровья»
440.05kb.
«Детский сад №205 ОАО
158.84kb.
Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в доу
3074.83kb.
Программа по созданию здоровьесберегающей среды в маоу заревской сош с уиоп «Школа территория здоровья»
272.71kb.
Физкультурно-оздоровительная работа, включающая в себя
43.87kb.
«Детский сад общеразвивающего вида №32»
55.66kb.
Детский сад №4 комбинированного вида г. Кола положение
78.54kb.
Памятка родителям и всем участникам образовательного процесса мбдоу чистяковский детский сад
33.62kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад №16 «Колосок» с. Тяглое Озеро Пестравского района Самарской области
1103.14kb.
Доклад Оздоровительная работа в мдоу «Поломошинский детский сад»
117.95kb.
«Детский сад №99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Библиотека мадоу «Детский сад №99» выпуск №1
887.33kb.
Наименование и местонахождение доу
427.67kb.