Главная стр 1стр 2стр 3
скачать





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География Современный мир»

10 – 11 класс

2013 - 2014 учебный год

Образовательная область: обществознание
Составитель: Олеск Л.С.,учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Казанцево
2013
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Примерной программы общеобразовательных учреждений География 6 – 11 классы Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  • Программы по географии для 10 – 11 класса «География мира», автор В.И. Сиротин (Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2002. – 256 с.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 69 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Рабочая программа рассчитана на 69 часов, по одному часу в неделю при 35 учебных неделях (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе), срок реализации 2 года

Рабочая программа адресована учащимся 10 – 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения географических дисциплин.



Содержание учебно – методического комплекта:

  1. Программы по географии для 10 – 11 класса «География мира», автор В.И. Сиротин (Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2002. – 256 с.

  2. Гладкий Ю.Н. . Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.

  1. ) Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  2. ) Толмачева Е.В.. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Учитель - АСТ», 2002 г.

  3. ) Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.: «Роскартография», 2001г.

6). Гладкий Ю.Н. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2008.

  1. ) Мультимедиа издание по географии для учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений Учебное электронное издание «. Экономическая и социальная география мира», авторы учебного материала: В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов и др.

Программа предназначена для изучения географии в 10 – 11 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения географической дисциплины, начатой в 6 классе учебником «Начальный курс географии» Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем и форм проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

В Рабочую программу на основе решения школьного методического объединения внесены следующие изменения:



  1. В календарно тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в календарно тематическом планировании на изучение этой темы отводится 1 час.

  2. Резервное время, в количестве 9 часов распределено следующим образом: 3 часа на тему «Введение. Современные методы географических исследований», 1 часа на тему «Человек и ресурсы Земли», 2 часа на тему «Население мира», 3 часа на тему «Мировое хозяйство», на изучение темы « Политическая карта. Регионы и страны» отведено 29 часов, количество часов на изучение темы «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращено до 3, на изучение темы «Россия в современном мире» до 2 часов.

  3. Практические работы пронумерованы и конкретизированы.

  4. Тема «Политическая карта мира» очень органично сочетается с темой «Регионы и страны» и поэтому перенесена на второй год обучения.

Количество часов

Всего 69 часов; в неделю 1 час. (35 часов в 10 классе – 12 практических работ, из них 5*, 34 часа в 11 классе – 7)



Учебно - тематический план

Название раздела

Название темы

Количест.

Из них







часов

теоретические

практические

контроль

10 класс
















Экономика мира. Социальная география мира.




35













Введение. Современные методы географических исследований.

6

1

5







Человек и ресурсы Земли

7

5

1

1




Население мира

9

5

3

1




География мировой экономики

13

10

2

1



















Итого:




35

21

11 + реферат

3

11 класс










12




Региональная география


34













Политическая карта

3




1







Северная Америка

4

6

1

1




Латинская Америка

2

3










Страны Европы

7

9




1




Страны Зарубежной Азии

8

2

1

1




Страны Африки

3

1










Австралия и Океания

2

2




1




Россия в современном мире

2




2






Географические аспекты современных глобальных проблем человечества



3

3

2




Итого:




34

26

7+ реферат

4


Содержание курса

Раздел 1.. Введение. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (6часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.



  • Практические работы:

№1. Анализ карт различной тематики.

№ 2. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

№ 3. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

№ 4. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

№ 5. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел 2. Человек и ресурсы Земли (7 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.


  • Практические работы:

№6. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Население мира (9 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.


  • Практические работы:

№7.Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

№ 8.Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

№ 9.Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
НТР, характерные черты и составные части. Воздействие НТР на мировую структуру хозяйства. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


  • Практические работы:

№10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

№11. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.


Раздел. Политическая карта. Регионы и страны мира (30 часов). 11 класс.
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.



  • Практические работы:

№.1. составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

№2. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

№3.Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (2 часа)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.



  • Практические работы:

№4. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

№5. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (3часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.



  • Практические работы:

№ 6.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

№7.Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать



  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь 1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  1. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  2. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  3. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  4. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по предмету «География Современный мир» 10 11 класс 2013 2014 учебный год
607.54kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 11 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
258.03kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 10 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
324.75kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 9 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
308.81kb.
Программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс. 2013-2014 учебный год
796.09kb.
Рабочая программа география Класс 11абв учебный год 2013-2014
314.29kb.
Легостаевой Марии Григорьевны Первая квалификационная категория по по учебному курсу «География» 10А класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год рабочая программа
1471.93kb.
Рабочая программа по предмету «География. Современный мир»
516.64kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс на 2013-2014 учебный год
989.36kb.
Программа по предмету «Химия» 10 11 класс 2013 2014 учебный год. Составитель
580.37kb.
Образовательная программа по ступеням обучения Учебный план на 2013-2014учебный год Сведения об умк, реализуемых в 2013-2014 учебном году
977.04kb.
Рабочая программа по предмету биология 6 класса на 2013-2014 учебный год
110.83kb.