Главная стр 1
скачать
МОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П.Данилова» МР «Горный улус» РС (Я)

Программа по профилактике курения, алкоголя, токсикомании и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.


«Чэбдик»


Актуальность программы

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование навыков здорового образа жизни, которые имеют огромные значения в социально-гражданском и духовном развитии личности. Только на основе здорового образа жизни можно обеспечить развитие духовно-нравственных качеств у учащихся. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Профилактика аддективного поведения учащихся на начальном этапе предполагает открытость школы и организации социально-педагогической системы, где преобладают тенденции к расширению и укреплению его взаимодействия со всеми социальными институтами: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, правоохранительных органов, органов профилактики правонарушений и учреждений социальной защиты.

Навыки здорового образа жизни формируются в процессе обучения, социализации и воспитании учащихся. Социальное пространство для развития личности ребенка не ограничивается школой. Большую роль играет семья и другие социальные институты общества такие как: средства массовой информации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения и окружающий социум. Приоритетным направлением по профилактике аддективного поведения учащихся является просветительская деятельность и психолого-педагогическая помощь родителям. Также создание условий для повышения уровня жизненной компетентности учащихся. Мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек должны формировать у учащихся критическое отношение к асоциальному поведению, также потребность в здоровом образе жизни. Организация системы, формирования навыков здорового образа жизни у учащихся предполагает повышение правовой, психолого-педагогической культуры и медико-социальной грамотности родителей и педагогов. Профилактика и выявления аддективного поведения у учащихся, на начальном этапе проводится в тесном контакте с семьей и социальными институтами. Только при партнерском, заинтересованном и ответственном взаимодействии возможны преодоление всех проблем и объединения усилий семьи и образования в интересах личностного развития.

Цель программы:

Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работу школы.



Задачи программы:

- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;

- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

- Достижение высокого уровня здоровья и здорового образа жизни.



- Переход от здоровьесберегающих технологий к культуре здоровьеформирования.

- Формирование убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

- Создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской безнадзорности;

- координация деятельности и взаимодействия служб и учреждений заинтересованных в решении проблем аддективного поведения детей и подростков;

- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха учащихся, находящихся в социально опасном положении;

- Профилактика вредных привычек через самопознание, самовоспитание, повышения уровня жизненной компетентности учащихся и выработку навыков здорового образа жизни;

- формирование критического мышления к вредным привычкам и асоциальному поведению;

Основные направления реализации программы:

I. Психолого-педагогическая и профилактическая работа с обучающимися.

Организация грамотной психологической диагностики с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя , курению и токсикомании. Проведение комплекс мероприятий направленных на профилактику вредных привычек и формировании навыков здорового образа жизни. Изучение окружающего микросоциума учащихся «группы риска».



II. Пропаганда здорового образа жизни.

Приобщение учащихся к физкультурно-массовой и спортивной работе. Формирование потребностей здорового образа жизни через организацию досуга учащихся и введения в воспитательный процесс исконных промыслов якутов таких как «куйуур», «зимняя охота», «мунха», «куобах курэгэ», «лыжный десант», «спортивная рыбалка». Воспитание критического отношения к вредным привычкам через организацию и проведения акций, операций и спортивных мероприятий.



III. Психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

Организация консультаций и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Диагностика и предупреждения насилия в семье, жестокого обращения с детьми в семье как основного фактора отклоняющегося поведения учащихся. Оказание коррекционной работы для родителей, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя.



IV. Организация воспитательной работы по вопросу профилактики курения, употребления алкоголя, токсикомании и пропаганде здорового образа жизни.

Проведение семинаров, совещаний, совместных мероприятий с заинтересованными ведомствами по профилактике с целью повышения правовой грамотности и психолого-педагогической культуры педагогов школы. Обеспечение методическими разработками, дидактическим и раздаточным материалом классных руководителей для качественного сопровождения воспитательной работы.



V. Взаимодействие с организациями, службами, учреждениями, заинтересованными в решении проблем алкоголизации и токсикомании в детской и подростковой среде.

Выработка единой схемы работы всех заинтересованных ведомств по профилактике. Проведение согласованных мероприятий по выявлению и профилактике аддективного поведения учащихся.



Формы и содержание работы.

Содержание работы:

-диагностика и анкетирование учащихся с целью выявления склонностей и отношения к курению, употреблению спиртных напитков и токсикомании;

- оказание психолого-педагогической помощи родителям и учащимся;

- повышение правовой грамотности, психолого-педагогической культуры участников учебно-воспитательного процесса;

- взаимодействие по единой схеме всех заинтересованных по профилактике ведомств;

Формы работы:

- акции


- индивидуальные беседы

- собеседование

- консультирование

- тематические классные часы

- выставки рисунков, плакатов, постеров и лозунгов.

И общественные мероприятия

- круглые столы, совещания, педсоветы, семинары.

- оформление стендов.

- телепередачи, дебаты.

- трудовые десанты

- спортивные мероприятия.

Механизм реализации программы

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс профилактики курения, алкоголизации и токсикомании в детской и подростковой среде, консолидации и координации их деятельности. Программа реализуется на 3 уровнях: классный, школьный и общественный.

К реализации Программы привлекаются учителя школы, родители, общественные учреждения, ведомства заинтересованные в профилактике курения, алкоголизации и токсикомании в детской и подростковой среде.

Основные условия реализации Программы.

- обеспечение новых подходов к организации профилактики курения, алкоголизации в детской и подростковой среде.

- создание условий в взаимодействии всех заинтересованных в профилактике ведомств, общественных организаций, семьи и школы.

- вовлечение учащихся в активную жизнь и формировании навыков здорового образа жизни.

- проведение внеклассных мероприятий по пропаганде ЗОЖ на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне.

- формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов, представителей общественных организаций.

- повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса.

- использование элементов прогнозирование и экспертной оценки результативности профилактической работы в школе.

- создание традиций по формировании у учащихся навыков здорового образа жизни.

- создание системы просветительской, коррекционной и профилактической работы с родителями.

- Активное включения в работу с семьей педагога-психолога, библиотекарей, социальных педагогов, администрации школы, учителей-предметников по профилактике.

- Создание партнерских отношений с семьей учащихся попавших трудную жизненную ситуацию, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Проблемы:

Ухудшение социального положения семей улуса.

Необеспеченность учащихся полноценным питанием.

Невысокий уровень образованности, культуры в микросоциуме села.



Ожидаемые результаты:

- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

- У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья.

- Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

- Вовлечение родителей, общественных организаций в профилактическую работу школы.

- Установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, общественных организаций, учреждений и служб по профилактике курения, алкоголизации и токсикомании в детской среде.

- Повышение правой грамотности, психолого-педагогической культуры родителей.

- Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

- Создание единой схемы по взаимодействию всех ведомств по проведению комплексных мероприятий по профилактике отклоняющегося поведения учащихся.

- Формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению у учащихся.

- Формирование у учащихся потребностей здорового образа жизни.

Взаимодействия школы с организациями и службами по реализации Программы.

Служба психолого-педагогической Медицинские учреждения ПДН КДН и ЗП

помощи семье

Службы по оказанию социальной

помощи семье ШКОЛА Правоохранительные органы


Учреждения дополнительного образования. Органы опеки общественные организации.

Попечительство




  1. Психолого-педагогическая и профилактическая работа с обучающимися

Задачи:

- осуществление социальной, психолого-педагогической помощи учащимся школы;

- профилактика вредных привычек через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни;

- формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению;

- осуществлению мероприятий в отношении учащихся, склонных к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;




Содержание и формы деятельности

Класс

Сроки

Ответственный

1.

Психологическая диагностика учащихся с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучения их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков и курению. Формирование групп трудновоспитуемых учащихся для коррекционной работы.

6-8

Сентябрь октябрь

Психолог.

2

диагностическая работа по выявлению раннего отклоняющегося поведения.

5-6 кл.

Ноябрь

Психолог.

3.

Усилить контроль по запрещению курения школьников на территории школы.




Ноябрь

Администрация.

4.

Составить график совместно с ПДН и проводить рейды «Подросток» в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя. Наркотиков, курения и асоциального поведения учащихся.




В течении года

Зам. директора по ВР

5

Провести тематические классные часы по профилактике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни




В течении года

Психолог

6
7.

Индивидуальные проф. беседы с учащимися группы риска, с целью предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков

Психолого- педагогическое консультирование учащихся.



5-11 кл.

В течении года

В течении года



Кл. рук. Психолог.


Психолог


8.

Контролировать досуг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

5-11 кл.

В течении

К.Рук.




  1. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья; улучшение физической и умственной работоспособности учащихся; повышения сопротивляемости организма обучающихся;

  2. приобщение учащихся к физкультурно-массовой и спортивной работе;

  3. формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом.

  4. воспитание критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению;

  5. формирование потребностей здорового образа жизни;






Формы и содержание деятельности.

классы

Сроки

ответственные




1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.










1.

Проведение подвижных игр и занятий на больших переменах.


5-8 кл.

ежедневно

Учителя физкультуры

3

Проведение физкультминуток на уроках

5-11

ежедневно

Учителя-предметники




2. физкультурно – массовая и спортивная работа во внеурочное время










1.

Осенний кросс, посвященный началу учебного года.

5-11

сентябрь

Учителя физкультуры.

2.

Организация занятий спортивных секций и кружков




В течение года

Учителя физкултуры.

3.

Внутришкольная спартакиада учащихся

5-11 кл.

Согласно плану

Учителя физкультуры.

4.

Участие на улусных спортивных спартакиадах

5-11 кл.

Согласно плану

МО физкультуры.

5.

Участие на тур слетах и соревнованиях по тур. Технике.

9-11 кл.

Согласно плану

Мо физкультуры.

6.

День здоровья

5-11 кл.

1 раз в четверть.

МО физ.

7.

Школьный турнир по шахматам

5-11 кл.

Октябрь

ОДД

8.

Участие школьников в работе спортивных секций ДЮСШ

5-11 кл.

В течение года.

МО физ.



  1. Агитационно-пропагандисткая работа по формированию основ здорового образа жизни.

1

Оформление уголка физкультуры, стенда с призами, грамотами.



Ноябрь

Оформитель

2.

Проведение спортивных викторин

5-9 кл

В течение года

МО учителей физ.

3.

Цикл бесед о вреде табакокурения, алкоголя и наркотиков.

5-11 кл.

В течение года

Психолог соц. Педагоги.

4.

Проведение тематических классных часов по пропаганде ЗОЖ


5-11 кл.

В течение года.

Соц педагоги, психолог.

5.

Месячник «Мы за ЗОЖ»

5-11 кл.

В течение года.

Соц. педагоги, психолог.

6.

Проведение акций, операций направленных на пропаганду ЗОЖ.

5-11 кл.

В течение года

Зам.директора по ВР.

7.

Зимняя спортивная рыбалка.

5-11

Согласно плану

Зам. директора ВР.

8.

Лыжный десант

5-11 кл.

Согласно плану

Зам. дир. по ВР.

9.

Встречи с врачом-наркологом.

5-11

В течение года.

Соц. педагоги.

10.

Проведение тематических уроков по темам, касающимся профилактики табакокурения, употребления алкоголя и токсимании.

5-11 кл.

В течение года.

Зам. директора по УВР.

11

Проведение профилактических бесед с выявленными курильщиками и детьми замеченными в употреблении алкоголя и наркотиков.

5-11 кл.

В течение года

Кл.рук. мед. работник.




  1. Психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

Задачи:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.






Содержание и формы деятельности

Класс

Сроки

Ответственные

1.

Родительский лекторий:

- Предупреждение вовлечения

Детей в алкоголизацию и токсикомании;

- Основы формирование трезвого образа жизни;






По плану

Зам. директора по ВР.

2.

Родительский всеобуч Классные род. Собрания:

- права и обязанности семьи

- наркомания и токсикомания

- Боремся с вредными привычками.

- Здоровый образ жизни

- Семья и физическая культура.

- Основные принципы обучения здоровому образу жизни.

- оздоровление ребенка – основа будущего.






По плану

Зам. директора по ВР.

3

Оказание консультативной помощи на дому во время посещения «неблагополучных семей».




По плану

Зам. директора по ВР.

4.

Коррекционное занятия для родителей, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя: «Внутрисемейные отношения и их роль в формировании ЗОЖ ребенка»




По плану

Зам. директора по ВР.

5.

Индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных семей по предупреждению алкоголизации, безнадзорности, токсикомании и правонарушений.




По плану

Зам. директора по ВР.

6.

Разработка рекомендаций для родителей «Если в дом пришла беда».




По плану

Зам. директора по ВР.

7.

Что вы знаете об аддективном поведении учащихся. Анкетирование родителей.




По плану

Зам. директора по ВР.

8

Встречи с врачом наркологом




По плану

Зам. директора по ВР.



  1. Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросу профилактики курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде ЗОЖ среди обучающихся.

Задачи

- повышение правовой грамотности и психолого-педагогической культуры участников учебно-воспитательного процесса;



- совершенствование форм и методов работы с учащимися по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.




Содержание и формы деятельности

Класс

Сроки

Ответственный

1.

Организация и проведение семинаров , круглых столов, совещаний по вопросам профилактики алкоголизма, курении и токсикомании.

5-11

По плану

Зам. дир по ВР.

2

Проведение консультативных бесед, практических занятий с представителями правоохранительных органов, органов опеки по вопросам правовой защиты учащихся, ответственности несовершеннолетних.




В течение года

Зам. дир. по ВР

3

Семинары-тренинги по профилактике токсикомании, алкоголизма, курения.

9-11

По плану

Психолог

4.

Встреча с врачом наркологом «Признаки аддективного поведения»

5-11

По плану

Зам. дир. по ВР

5

Подготовка методических материалов для кл. рук. По ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

5-11

В течение года

Зам. дир. по ВР

6

Психолого- педагогическое консультирование кл.рук. (составление психолого-педагогической характеристики; методика изучение личности учащегося, псих.особенности работы с «трудным» ребенком, его родителями)

5-11

В течение года

Зам. дир. по ВР

7

Проведение консультативных встреч с врачами поликлиники.

5-11 кл.

В течение года

Зам. дир по ВР

8.

Разработка методических разработок для классных руководителей по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

.

В течение года

Зам. дир по ВР



  1. Сотрудничество с организациями и службами заинтересованными в решении проблем алкоголизации и токсикомании в детской среде.

Задачи:

- осуществление социальной, медицинской, правовой и психолого-педагогической помощи детям и подросткам;

- повышение правовой, медико –социальной грамотности и психолого-педагогической культуры родителей и педагогов;

- проведение комплекса мероприятий в отношении учащихся, замеченных в употреблении алкоголя и токсикомании;






Содержание деятельности

сроки

Ответственные

1

Консультационная работа:

- правоохранительные органы;

- медицинские учреждения;

- СРЦДН


- органы соц. Защиты населения;

- Центр занятости населения;



В течение года

Администрация

2.

Профилактическая работа:

- медицинские учреждения;

- социальные партнеры по образовательным программам ( ЯГИТИ, СВФУ, НПУ, ЯИК)

- ПДН;


- КДН;

-


В течение года

Администрация,

Кл. рук.


3

Психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое просвещение родителей и педагогов:

- медицинские службы,

- правоохранительные службы

- КДН


-ПДН



В течение года

Администрация

Кл. рук.


Психолог.


Участники программы: родители учащихся, классные руководители, администрация школы, педагог-психолог, соц.педагоги, учителя-предметники, общественные организации.
Срок реализации программы: 2009 – 2014 гг.


скачать


Смотрите также:
Программа по профилактике курения, алкоголя, токсикомании и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
212.17kb.
По профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и пропаганде зож. В декабре обсудили вопрос «Формирование у учащихся навыков зож через учебную и внеклассную деятельность»
36.76kb.
Общественного формирования наркопост по профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни
107.94kb.
Справка о работе моусош №16 города Королёва Московской области по предупреждению и употреблению наркотических средств среди несовершеннолетних
35.44kb.
Инструкция по тб; во 2 классе беседа «Здоровый образ жизни»
26.41kb.
Т. А. Котова положение об общественном формировании отряда по профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни «наркопост №1» муниципального общеобразовательного учреждения «Поспелихинская средняя общеоб
53.2kb.
С учащимися и их родителями по профилактике употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни
35.45kb.
Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных проявлений в детской, подростковой и молодежной среде «Наше общее дело»
187.14kb.
Программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни
89.94kb.
Комплексный план мероприятий «Семья Дети Здоровый образ жизни»
129.86kb.
Роль семьи и родителей в пропаганде здорового образа жизни
67.26kb.
Влияние курения и алкоголя на организм подростков
29.09kb.