Главная | стр 1
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1918 Программа по профилактике правонарушений в ГОУ СОШ № 1918 на период 2007-2012 гг. «Подросток и закон» Утверждена Советом ГОУ СОШ № 1918 от 30.08.2007 г. (Протокол №7) Председатель Совета ГОУ СОШ № 1918 директор школы Т.Г. Гребенникова Москва 2007 г. Содержание:
Введение В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая цель воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение, самосознание и самовоспитание личности. Сегодня идеалы гуманизма приобрели новый смысл, обогативший их традиционное содержание. Сегодня гуманизм полагает отказ от идеи насилия, подавления не только человека над человеком, но и человека над природой. Современный гуманизм сохраняет уважение к достоинству личности к духовному опыту поколений, каким бы трагичным и противоречивым он ни был, к разнообразию культур и уникальности каждой из них. Главной особенностью программы «Подросток и закон» является направленность педагогической деятельности на развитие мотивации саморазвития детей, укрепление осознанного понимания совершаемым поступкам, создание благоприятных и безопасных условий развития ребенка, укрепление позитивной самооценки учащихся, укрепление гражданской активности и компетентности молодежи путем ее вовлечения в деятельность общественных организаций и движений благотворительной деятельности. Социализация подростка с проблемами социальной адаптации, входящего в «группу риска», на сегодня является одной из теоретически и практически значимых в педагогике и психологии. Причем социализации включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения, неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни общества и культуры народа. И некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания – необходимое условие исторического развития. Сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличным от того, в котором жили и живут их родители и воспитатели. Поэтому сегодня наша работа должна быть направлена на воспитание детей, на формирование умения принимать решения в условиях, которых не было и не могло быть в жизни родителей. Таким образом, можно определить главные виды социализации – формальное обучение, приобщение к традиции или эмоциональную идентификацию с лидером. И хотя отношения воспитателя и воспитуемого всегда остаются иерархарическими, но в первом случае они символизируются как иерархия знания (надо слушаться того, кто больше знает), во втором – как иерархия традиционных социальных ролей (надо слушаться старших, учителей и начальников), в третьем – как иерархия личностей (надо слушаться того, кто отмечен печатью избранности и благодати). Современные воспитатели говорят о педагогике сотрудничества, в основе которой лежит принцип социального равенства: каждый ребенок имеет право не только на заботу, но и на самоопределение. Динамично развивающееся общество требует самостоятельного, совершенствующегося человека, которого невозможно «собрать» из унифицированных деталей, обязывает на всех этапах формирования личности считаться с ее индивидуальностью. Итак, основной задачей воспитания является создание не конформной, зависимой, а свободной, с хорошей самооценкой творческой личности, с выраженной индивидуальностью и социально одобряемой направленностью. Формы оказания помощи подросткам «группы риска», входящих в систему работы образовательного учреждения могут быть очень значительны. Кратко их можно представить в таблице:
В настоящее время развивается и совершенствуется психологическая служба, что обеспечивает возможность расширить и существенно обогатить арсенал социально-педагогической помощи подросткам «группы риска» и их семьям, осуществлять ее непосредственно в образовательном учреждении или направить подростка в медико-социальный центр для диагностики, консультирования, коррекционной и реабилитационной работы. Цель и задачи программы: Целью программы является комплексное решение проблемы правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних обучающихся образовательного учреждения, защиты их прав, социальной адаптации и реабилитации. Программа ставит основополагающую задачу перед образовательным учреждением – формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, воспитание у детей и подростков готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни, социальной ответственности, национального самосознания, необходимых для заботы о благополучии всех стран, сохранения человеческой цивилизации. Содержание программы: Трудный подросток и «группа социального риска» Термин «трудный подросток» - один из самых неопределенных в психологии подросткового возраста. Более распространенное понимание этого термина – трудный подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят, прежде всего, детей с асоциальным поведением – не желающих учиться или работать, нарушающих социальные законы и нормы. Таким образом, к подросткам «группы риска» относят подростков с нарушением процесса социализации, а так же несовершеннолетних со свойствами, состояниями личности и здоровья, которые могут привести к социальной дезадаптации. Именно поэтому в нашей школе обсуждаются практические задачи психопрофилактики среды, в частности, создание такого психологического климата в семье и в школе, -который бы помогал социальной адаптации подростка. Этой цели уже сейчас служат кабинет социально-психологической помощи, семейные психологические консультации, многие проблемы предстоит решать и школьному психологу. Одним из направлений профилактики отклоняющегося поведения и аномального развития личности подростка – создание оптимальных условий общения подростка, родителей и учителей. Для этого взрослые должны знать о некоторых психологических закономерностях формирования характерологических особенностей подростка, предрасполагающих его к развитию отклоняющегося поведения. Подростковый комплекс или подростковый кризис выражаются в следующих поведенческих реакциях:
Эгоцентрические увлечения- всякого рода занятия, показная сторона которых удовлетворяет потребность подростка быть в центре внимания окружающих. К увлечениям подобного рода склонны подростки с истерическими чертами характера, не получающие желаемого признания в других сферах общения. Успешное решение педагогических и воспитательных задач требует от учителя знания и учета возрастной специфики психического развития ребенка Нередко причиной школьных неуспехов является недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков у ребенка с полноценной нервной системой, но длительное время находящегося в условиях недостатка информации (социально неблагополучные семьи). Большие трудности испытывают в школе и подростки с нейродинамическими нарушениями, проявляющимися в синдроме гипервозбудимости, психомоторной заторможенности, нестабильности нервных процессов.
Педагогам и родителям рекомендуется разъяснять истинные причины трудностей в учебе и нарушения поведения. Важность этого определяется тем, что очень часто стойкие формы школьной неуспешности развиваются как вторичные нарушения, вследствие неверной интерпретации учителями их индивидуально – психологических свойств. Характер проблем и определяет направленность мер социально – педагогической помощи и поддержки:
Принимая во внимание, что эффективность правового образования и воспитания напрямую зависит от участия заинтересованных сторон: родитель – учитель – подросток, программа «Подросток и закон» включает основные направления комплексного решения вопросов профилактики правонарушений, антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних, родительской общественности, педагогов школы, а также сотрудников правоохранительных органов. Работа с учащимися:
Работа с преподавателями:
Работа с представителями родительской общественности:
Работа с сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних:
Исследование процесса профилактики правонарушений несовершеннолетними: 1. Проведение правового и психологического мониторинга с несовершеннолетними и с работниками правоохранительных органов. 2. Диагностическое исследование, в ходе которого проводится комплексное психолого-педагогическое обследование личности подростка с целью выявления причин дезадаптации. Реализация всех направлений комплексной программы по первичной профилактике правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «Подросток и закон» проводится через учебные курсы и обучающие семинары, а также через специализированные курсы (программы) работы с подростками. Смотрите также: Программа по профилактике правонарушений в гоу сош №1918 на период 2007-2012 гг. «Подросток и закон»
122.34kb.
Анализ работы мкскоу, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по реализации программы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних «Подросток» за 2011-2012 учебный год
51.24kb.
Работа по профилактике правонарушений с учащимися девиантного поведения социального педагога мбоу «Малодубенская сош» Аксеновой Нины Ивановны
70.52kb.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений принят на педсовете №
289.2kb.
План проведения месячника «Профилактика правонарушений» моу сош №1 апрель месяц 2009г
81.61kb.
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления пав «Дороги, которые мы выбираем…»
415.64kb.
Программа по профилактике правонарушений в гоу нпо пу №13 на 2011-2014гг Основные разработчики Программы Андреева В. Ю., заместитель директора по увр
215.41kb.
Анализ работы мбоу пролетарской сош №6 по профилактике безнадзорности и правонарушений за I полугод
63.6kb.
По профилактике правонарушений в мбоу сош с. Большое попово на 2012 2013 уч. Год
99.41kb.
Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в мкоу ключиковская сош
106.21kb.
Профилактика правонарушений в Искитимском районе
39.99kb.
Информация о работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних мбоу сош №12 октябрь 2012 года 57.39kb.
|