Главная стр 1
скачать
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1918

Программа по профилактике правонарушений

в ГОУ СОШ № 1918 на период 2007-2012 гг.


«Подросток и закон»


Утверждена Советом ГОУ СОШ № 1918

от 30.08.2007 г. (Протокол №7)

Председатель Совета ГОУ СОШ № 1918

директор школы Т.Г. Гребенникова

Москва 2007 г.




Содержание:


  1. Введение

  2. Цель и задачи программы

  3. Содержание программы

  4. Работа с учащимися

  5. Работа с преподавателями

  6. Работа с родительской общественностью

  7. Работа с сотрудниками правоохранительных органов, занимающимися вопросами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.


Введение
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая цель воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение, самосознание и самовоспитание личности.

Сегодня идеалы гуманизма приобрели новый смысл, обогативший их традиционное содержание. Сегодня гуманизм полагает отказ от идеи насилия, подавления не только человека над человеком, но и человека над природой.

Современный гуманизм сохраняет уважение к достоинству личности к духовному опыту поколений, каким бы трагичным и противоречивым он ни был, к разнообразию культур и уникальности каждой из них.

Главной особенностью программы «Подросток и закон» является направленность педагогической деятельности на развитие мотивации саморазвития детей, укрепление осознанного понимания совершаемым поступкам, создание благоприятных и безопасных условий развития ребенка, укрепление позитивной самооценки учащихся, укрепление гражданской активности и компетентности молодежи путем ее вовлечения в деятельность общественных организаций и движений благотворительной деятельности.

Социализация подростка с проблемами социальной адаптации, входящего в «группу риска», на сегодня является одной из теоретически и практически значимых в педагогике и психологии. Причем социализации включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения, неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни общества и культуры народа. И некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания – необходимое условие исторического развития. Сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличным от того, в котором жили и живут их родители и воспитатели. Поэтому сегодня наша работа должна быть направлена на воспитание детей, на формирование умения принимать решения в условиях, которых не было и не могло быть в жизни родителей.

Таким образом, можно определить главные виды социализации – формальное обучение, приобщение к традиции или эмоциональную идентификацию с лидером. И хотя отношения воспитателя и воспитуемого всегда остаются иерархарическими, но в первом случае они символизируются как иерархия знания (надо слушаться того, кто больше знает), во втором – как иерархия традиционных социальных ролей (надо слушаться старших, учителей и начальников), в третьем – как иерархия личностей (надо слушаться того, кто отмечен печатью избранности и благодати).

Современные воспитатели говорят о педагогике сотрудничества, в основе которой лежит принцип социального равенства: каждый ребенок имеет право не только на заботу, но и на самоопределение. Динамично развивающееся общество требует самостоятельного, совершенствующегося человека, которого невозможно «собрать» из унифицированных деталей, обязывает на всех этапах формирования личности считаться с ее индивидуальностью.

Итак, основной задачей воспитания является создание не конформной, зависимой, а свободной, с хорошей самооценкой творческой личности, с выраженной индивидуальностью и социально одобряемой направленностью.

Формы оказания помощи подросткам «группы риска», входящих в систему работы образовательного учреждения могут быть очень значительны. Кратко их можно представить в таблице:




Непосредственная помощь учащимся

Индивидуальное и групповое консультирование, программы подростковых групп общения, личностного роста, самоопределения, профориентационная работа, организация производительного труда и трудоустройство учащихся, организация досуга, дополнительные и факультативные занятия, логопедическая, психологическая помощь, интегрированные обучающие программы.

Помощь родителям

Программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование, психологическая помощь, финансовая поддержка.

Помощь членам семьи

Групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Помощь в микрорайоне

Устройство подростков «группы риска» в школы, учреждения проф.образования, трудоустройство, защита прав несовершеннолетних и их семей, организация досуга, материальная помощь

В настоящее время развивается и совершенствуется психологическая служба, что обеспечивает возможность расширить и существенно обогатить арсенал социально-педагогической помощи подросткам «группы риска» и их семьям, осуществлять ее непосредственно в образовательном учреждении или направить подростка в медико-социальный центр для диагностики, консультирования, коррекционной и реабилитационной работы.



Цель и задачи программы:
Целью программы является комплексное решение проблемы правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних обучающихся образовательного учреждения, защиты их прав, социальной адаптации и реабилитации.
Программа ставит основополагающую задачу перед образовательным учреждением – формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, воспитание у детей и подростков готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни, социальной ответственности, национального самосознания, необходимых для заботы о благополучии всех стран, сохранения человеческой цивилизации.

Содержание программы:
Трудный подросток и «группа социального риска»
Термин «трудный подросток» - один из самых неопределенных в психологии подросткового возраста.

Более распространенное понимание этого термина – трудный подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят, прежде всего, детей с асоциальным поведением – не желающих учиться или работать, нарушающих социальные законы и нормы.

Таким образом, к подросткам «группы риска» относят подростков с нарушением процесса социализации, а так же несовершеннолетних со свойствами, состояниями личности и здоровья, которые могут привести к социальной дезадаптации.

Именно поэтому в нашей школе обсуждаются практические задачи психопрофилактики среды, в частности, создание такого психологического климата в семье и в школе, -который бы помогал социальной адаптации подростка. Этой цели уже сейчас служат кабинет социально-психологической помощи, семейные психологические консультации, многие проблемы предстоит решать и школьному психологу.

Одним из направлений профилактики отклоняющегося поведения и аномального развития личности подростка – создание оптимальных условий общения подростка, родителей и учителей. Для этого взрослые должны знать о некоторых психологических закономерностях формирования характерологических особенностей подростка, предрасполагающих его к развитию отклоняющегося поведения.

Подростковый комплекс или подростковый кризис выражаются в следующих поведенческих реакциях:



  • Реакция эмансипации – подросток старается освободиться от опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, строгая регламентация, наказание путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликты и провоцируют подростков на бродяжничество, прогулы, уход из школы.

  • Реакция группирования со сверстниками – повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на выработку групповых норм и ценностей. Общение со сверстниками является важным каналом социализации подростка, в совместных играх и других формах общения у ребенка вырабатываются и опробуются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и обрести желаемый статус. Влияние группы сверстников на подростка неоднозначно, не сводится только к позитивным эффектам. Известно, что дети, чаще из неблагополучных семей, легко становятся жертвой асоциальных по содержанию общения группировок. Чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что ребенок не только предпочтет общество сверстников, но и порвет всякую связь с семьей.

  • Реакция увлечения (хобби)- подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение, как преходящие влияния моды, так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Существует опасность, что жажда новых впечатлений и ощущений у части подростков может обернуться ранней алкоголизацией и приобщением к наркотикам. Поэтому родители и учителя должны ненавязчиво контролировать и направлять интересы ребенка.

Эгоцентрические увлечения- всякого рода занятия, показная сторона которых удовлетворяет потребность подростка быть в центре внимания окружающих. К увлечениям подобного рода склонны подростки с истерическими чертами характера, не получающие желаемого признания в других сферах общения.

Успешное решение педагогических и воспитательных задач требует от учителя знания и учета возрастной специфики психического развития ребенка

Нередко причиной школьных неуспехов является недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков у ребенка с полноценной нервной системой, но длительное время находящегося в условиях недостатка информации (социально неблагополучные семьи). Большие трудности испытывают в школе и подростки с нейродинамическими нарушениями, проявляющимися в синдроме гипервозбудимости, психомоторной заторможенности, нестабильности нервных процессов.

Структура учебной деятельности, как и любой другой вид деятельности, представлена тремя основными блоками: мотивационным, операционально-регулятивным и блоком контроля. Недостаточная сформированность каждого из них может приводить к неуспеху деятельности в целом.

Педагогам и родителям рекомендуется разъяснять истинные причины трудностей в учебе и нарушения поведения. Важность этого определяется тем, что очень часто стойкие формы школьной неуспешности развиваются как вторичные нарушения, вследствие неверной интерпретации учителями их индивидуально – психологических свойств.

Характер проблем и определяет направленность мер социально – педагогической помощи и поддержки:


  • разрешение конфликтной ситуации;

  • оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей;

  • восполнение выявленных пробелов в знаниях и способах их применения;

  • психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной самооценки;

  • преодоление отставания в психическом развитии;

  • прояснение искаженных представлений о себе, об окружающих, о собственных жизненных целях.

Принимая во внимание, что эффективность правового образования и воспитания напрямую зависит от участия заинтересованных сторон: родитель – учитель – подросток, программа «Подросток и закон» включает основные направления комплексного решения вопросов профилактики правонарушений, антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних, родительской общественности, педагогов школы, а также сотрудников правоохранительных органов.



Работа с учащимися:



  1. Проведение факультативных занятий по учебному курсу «Право».

  2. Организация юридических классов с углубленным изучением права.

  3. Проведение молодежных диспутов, вечеров встреч, круглых столов.

  4. Организация и проведение видео-лекториев для подростков «группы риска» по вопросам профилактики наркомании и правонарушений.

  5. Проведение тренингов на повышение самооценки подростков.

  6. Проведение антинаркотических профилактических занятий с подростками.

  7. Вовлечение несовершеннолетних в деятельность общественных организаций и движений благотворительных направлений.


Работа с преподавателями:



  1. Проведение обучающих семинаров «Система школьной профилактики правонарушений наркомании» и «Наркомания и ее последствия» для педагогов школы, классных руководителей старших классов совместно с преподавателями права, граждановедения, медицинских и социальных работников.

  2. Проведение круглых столов и анкетирования по вопросам реализации данной программы в урочной и внеклассной работе школы.

  3. Оказание консультативно-методической помощи по вопросам профилактической работы и сохранения контингента обучающихся.

  4. Проведение обучающего семинара «Тактика и психология безопасности жизнедеятельности».


Работа с представителями родительской общественности:



  1. Участие администрации школы, социального педагога, психологов и медицинских работников в родительских собраниях по разъяснению действующего законодательства, связанного с правовой тематикой.

  2. Организация и проведение школьных родительских лекториев по темам «Права и обязанности родителей и подростков» и «Наркомания и ее последствия».


Работа с сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних:


  1. Проведение правового и психологического мониторинга с работниками правоохранительных органов.

  2. Проведение обучающего семинара по программе курса «Право и ответственность» совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  3. Проведение обучающего семинара по курсу «Психология профессионального общения».

  4. Проведение обучающего семинара «Тактика и психология безопасности жизнедеятельности».


Исследование процесса профилактики правонарушений несовершеннолетними:
1. Проведение правового и психологического мониторинга с несовершеннолетними и с работниками правоохранительных органов.
2. Диагностическое исследование, в ходе которого проводится комплексное психолого-педагогическое обследование личности подростка с целью выявления причин дезадаптации.


Реализация всех направлений комплексной программы по первичной профилактике правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «Подросток и закон» проводится через учебные курсы и обучающие семинары, а также через специализированные курсы (программы) работы с подростками.
скачать


Смотрите также:
Программа по профилактике правонарушений в гоу сош №1918 на период 2007-2012 гг. «Подросток и закон»
122.34kb.
Анализ работы мкскоу, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по реализации программы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних «Подросток» за 2011-2012 учебный год
51.24kb.
Работа по профилактике правонарушений с учащимися девиантного поведения социального педагога мбоу «Малодубенская сош» Аксеновой Нины Ивановны
70.52kb.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений принят на педсовете №
289.2kb.
План проведения месячника «Профилактика правонарушений» моу сош №1 апрель месяц 2009г
81.61kb.
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления пав «Дороги, которые мы выбираем…»
415.64kb.
Программа по профилактике правонарушений в гоу нпо пу №13 на 2011-2014гг Основные разработчики Программы Андреева В. Ю., заместитель директора по увр
215.41kb.
Анализ работы мбоу пролетарской сош №6 по профилактике безнадзорности и правонарушений за I полугод
63.6kb.
По профилактике правонарушений в мбоу сош с. Большое попово на 2012 2013 уч. Год
99.41kb.
Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в мкоу ключиковская сош
106.21kb.
Профилактика правонарушений в Искитимском районе
39.99kb.
Информация о работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних мбоу сош №12 октябрь 2012 года
57.39kb.