Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии (вариант для мальчиков)

Класс 5-8

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии 2004г.. обязательного минимума содержания образовательной программы по технологии, федерального базисного учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии.

2011-2012 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по технологии 2004 г., обязательного минимума содержания образовательной программы по технологии, Федерального базисного учебного плана, авторской программой и учебниками под редакцией В.Д.Симоненко. С учетом возможностей материально-технической базы учебных мастерских; наличием слесарной н столярной мастерских отсутствием возможности да, проведения электротехнических работ , введением предмета «Информатика» . качестве отдельного предмета учебного плана из содержания учебного курса «Технология» исключен,,, разделы «информационные технологии», «электротехнические работы». Укачанные часы добавлены в темы «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» и «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».

Целью изучения курса технологии в 5-8 классах является


  • освоение технологических знаний, основ культуры труда, формирование представлений о технологической культуре путём включения учащихся в сообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделии;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов деятельности, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, а также безопасными приёмами труда;

  • развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,

  • целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты
    своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
    профессий и результатам их труда,

  • получение опыта применения политехнических и технологических
    знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю с 5 по 8 класс.



С учётом возможностей ОУ, для обеспечения непрерывности технологической подготовки, преемственности перехода обучающихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности из регионального компонента выделено дополнительно I час в неделю в 8 классах. Таким образом, рабочая программа по технологии для 5-8 класса рассчитана на 272 часов из расчета 2 ч в неделю с 5 по 8 класс.
Тематическое распределение часов по технологии.




Разделы, блоки

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс





Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

1

Технология создания изделии из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. Элементы машиноведении

28

28

28

28

2

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

28

28

28

28




Технология обработки металлов. Элементы машиноведения













3

Культура дома.

4

4

2

4

4

Творческий проект. Этапы выполнения творческою проекта.

8

8

10

8




Итого:

68 часов

68 часов

68 часов

68 часов


Предполагаемые методы обучения:

  • объяснительно- иллюстративный;

  • репродуктивный,

  • частично-поисковый;

  • проблемный.


Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных этапах и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, возрастными особенностями развития обучающихся. При отборе содержания предмета учтены также возможности материально-технической базы ОУ: наличие мастерских по обработке древесины, мастерских по обработке металлов, укомплектованностью их набором инструментов, приборами, станками и оборудованием, рекомендованных Минобрнаукп.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Создание изделий из конструкционных и поделочных

материалов.

РАЗДЕЛ I


Технология создания изделии из древесных и поделочных

материалов на основе конструкторской и технологической

документации. Элементы машиноведения (112 часов)
5 класс:

Технология создания изделий из древесных и поделочных

материалов на основе плоскостных деталей (28 часов)

Содержание

Правила поведения в учебной столярной мастерской. Оборудование мастерской по охране труда. Строение и породы древесины. Пороки древесины. Пиломатериалы. Получение фанеры.

Этапы создания изделий из древесины. Разметка заготовок из древесины. Технологическая карта. Устройство столярного верстака. Устройство лобзика. Строгание древесины. Инструменты для строгания. Пиление столярной ножовкой. Правила безопасной работы с ножовкой.

Сверление отверстий.

Соединение деталей гвоздями и шурупами. Соединение деталей изделия на клей. Правила безопасной работы с клеем. Зачистка изделий из древесины. Инструменты для опиливания. Правила безопасной работы с ними. Виды наждачных шкурок.

Защитная отделка изделия. Правила безопасной работы с инструментами. Декоративная отделка изделия. Правила безопасной работы с инструментами.



Основные теоретические сведения: древесина и ее применение; лиственные и хвойные породы древесины; характерные признаки и свойства древесины; природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль; виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера; области применения древесных материалов: отходы древесины и их рациональное использование: профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; понятие об изделии и детали; типы графических изображений: технический рисунок, эскиз. чертеж; чертеж плоскостной детали; графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок; основные сведения о линиях чертежа; правила чтения чертежей плоскостных деталей; технологическая карта и ее назначение; верстак, его устройство; ручные инструменты и приспособления для обработки древесины; основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальным и инструментальный контроль качества деталей; правила безопасности при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы: распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре; выявление природных пороков древесных материалов и заготовок; определение видов древесных материалов по внешним признакам; чтение чертежа плоскостной летали: определение материала для изготовления, формы, размеров детали, ее конструктивных элементов; определение последовательности изготовления детали по технологической карте', организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок, установка и закрепление заготовок в зажимах верстака, ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, молотком, клещами); изготовление плоскостных деталей по чертежам н технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали, разметка заготовки с учетом направления волокон и пороков материала; определение базового угла заготовки, разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника, пиление заготовок ножовкой, разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону, выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру, сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой, использование линейки, угольника. шаблонов для контроля качества изделия, соединение деталей изделия на клею и гвоздями; защитная и декоративная отделка изделия., лия, выявление дефектов и их устранение, соблюдение правил безопасности при работе ручным инструментом и использовании оборудования верстака; уборка рабочего места; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда: плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

6 класс:

Технология изготовления изделий е использованием деталей призматической и цилиндрической формы (28 часов)
Содержание:

Оборудование рабочего места в учебной столярной мастерской. Устройство токарного станка СТД 350. Управление токарным станком. Охрана труда при работе на токарном станке. Подготовка токарного станка к работе. Инструмент и приспособления при работе на СТД 350. Виды операций, выполняемых на токарном станке. Правила безопасной работы на с ганке. Приёмы работы на токарном станке.

Чертёж детали. Сборочный чертёж. Основы конструирования и моделирования изделия из дерева. Этапы конструирования. Соединение брусков. Виды соединений. Инструменты для выполнения данного вида работ и правила безопасной работы. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом. Инструменты для выполнения данного вида работ и правила безопасной работы. Составные части машин. Виды зубчатых передач.

Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов. Назначение и устройство ручного инструмента, правила его заточки.

Художественная обработка изделия из древесины. Виды резьбы и орнамента. Правила безопасной работы с инструментами. Защитная и декоративная отделка изделия из древесины. Виды красок и лаков. Правила безопасной работы с инструментами.

Основные теоретические сведения: виды пиломатериалов, технология их производства и области применения; влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация; профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; представление о способах изготовления деталей различных геометрических форм; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы: конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки; основные сведения о видах проекций деталей на чертеже; правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической формы; ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы; устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанок, шерхебель), стусла, стамески; инструменты для сборочных работ; основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий, сборка деталей изделия, контроль качества, столярная и декоративная отделка изделий; правила безопасности при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке; организация рабочего места токаря; ручные инструменты и приспособления для изготовления детален цилиндрической формы на токарном станке; назначение плоских и полукруглых резцов; устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений; основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое течение цилиндрических поверхностей, вытачивание уступов и канавок, контроль качества; правила безопасности при работе на токарном станке; современные технологические машины и электрифицированные инструменты.



Практические работы: определение видов пиломатериалов; выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины; чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов, определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте; организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов, закрепление заготовок в зажимах верстака: ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и приспособлениями, а также сверления отверстий с помощью сверлильного станка; изготовление изделий из деталей призматической формы по чертеж) и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса, определение припуска на обработку, строгание заготовки, пиление с использованием стусла; разметка и изготовление уступов, долбление древесины, соединение деталей вполдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей. предварительная сборка и подгонка деталей изделия; сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов; защитная и декоративная отделка изделия; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке; организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов. подготовка и закрепление заготовок, установка подручника, проверка станка на холостом ходу; соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины: изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое течение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок, чистовое течение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой; визуальный и инструментальный контроль качества выполнения деталей; выявление дефектов и их устранение.

Варианты объектов труда: игрушки и игры, ручки, изделия для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.


7 класс

Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (28 часов)
Содержание:

Физико-механические свойства древесины. Пороки древесины. Механизмы станков. Сушка древесины.

Устройства СТД, приёмы работы. Изготовление рукоятки для напильника. Документация на изделия с конической поверхностью.

Шиповые столярные соединения. Графическое изображение на чертеже. Инструменты для изготовления шипового столярного соединения. Элементы шипового соединения и конструктивные особенности.

Соединение деталей шкантами, негелями и шурупами. Сборка деревянных изделий. Склеивание деревянных деталей.

Точение фасонных деталей. Устройство токарного станка. Приёмы работы на токарном станке. Способы контроля и размеров и формы обрабатываемой детали.

Художественное точение изделий из древесины. Правила безопасной работы. Последовательность изготовление изделий точением. Правила безопасной работы.

Мозаика на изделиях из древесины. Инструменты для выполнения мозаики. Правила безопасной работы. Приёмы выполнения мозаики. Инструменты для выполнения мозаики. Мозаичный набор.

Защитная и декоративная отделка изделия из древесины. Виды красок и лаков. Правила безопасной работы с инструментами.

Основные теоретические сведения: строение древесины; характеристика основных пород древесины; технологические и декоративные свойства древесины; зависимость области примениения древесины от её свойств; правила сушки и хранения древесины; профессии, связанные с изготовлением изделий из древесины и древесных материалов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении; виды и способы соединения деталей в изделиях из древесины; угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности; графическое изображение соединений деталей на чертежах; общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей: современные технологические машины и электрифицированные инструменты.



Практические работы: выбор породы древесины, виды пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, а также с целью минимизации отходов; анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, их взаимного расположения, способов и видов соединения; изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин; соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбление гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками, сборка шиповых соединений на клею; сборка изделия; защитная и декоративная отделка изделия: визуальный и инструментальный контроль качества изготовление деталей; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности при работе ручными инструментами и на технологических машинах; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов груда: шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели, игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
8 класс:

Технология изготовления изделий из дерева с использованием

сложных соединений (28 часов)
Основные теоретические сведения: строение древесины; характеристика основных пород древесины: технологические и декоративные свойства древесины; зависимость области применения древесины от ее свойств; правила сушки и хранения древесины; профессии. связанные с изготовлением изделий из древесины и древесных материалов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении; виды и способы соединения деталей в изделиях из древесины: угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности; графическое изображение соединений деталей на чертежах; общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей; современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Практические работы: выбор породы древесины, виды пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, а также с целью минимизации отходов; анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, их взаимного расположения, способов и видов соединения; изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин; соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбление гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками, сборка шиповых соединений на клею; сборка изделия: защитная и декоративная отделка изделия; визуальный и инструментальный контроль качества изготовление деталей: выявление

дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности при работе ручными инструментами и на технологических машинах; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологии художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда: шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели, игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
РАЗДЕЛ II

Технология создании изделий из металла на основе

конструкторской и технологической документации.

Технология обработки металлов. Элементы машиноведения

(112часов)
5 класс:

Изготовление изделии из тонколистового металла

и проволоки (28 часов)
Содержание:

Понятие о механизме и машинах. Детали механизмов. Машина и её виды.

Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах.

Рабочее место для ручной обработки металла. Слесарный вере гак. Правила безопасности труда при ручной обработке металла.

Тонколистовой металл и проволока. Правила безопасности работы. Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон. Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы с инструментами. Сгибание тонколистового металла и проволоки.

Пробивание и сверление отверстий. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления и правила безопасной работы с ними.

Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. Правила безопасной работы.

Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки.

Отделка изделий из металла. Правила безопасной работы.

Защитная отделка изделий из металла. Способы защитной отделки изделий из металла и правила безопасной работы. Декоративная отделка изделий из металла. Способы декоративной отделки изделий из металла и правила безопасной работы.

Основные теоретические сведения: металлы, их основные свойства и область применения; черные и цветные металлы; виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга; проволока и способы ее получения; профессии, связанные с добычей и производством металлов; понятие об изделии и детали; типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта; чертеж (эскиз) детали из тонколистового металла и проволоки; графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и др.; основные сведения о линиях чертежа; правила чтения чертежей; слесарный верстак и его назначение; устройство слесарных тисков; ручные инструменты п приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение; основные технологические операции по обработке тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка; ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение; основные технологические операции по обработке проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка; правила безопасности при изготовлении изделий из тонколистового металла и проволоки. Определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов; определение последовательности изготовления детали по технологической карте; организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами); изготовление деталей из тонколистового металла но чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках: обработка абразивной шкуркой; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение: защитная и декоративная отделка изделия; соблюдение правил безопасного труда; уборка рабочего места; изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок: визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов: традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.



Варианты объектов труда: головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

6 класс:

Технология изготовления изделий из сортового проката. (28 часов)
Содержание:

Оборудование слесарной мастерской. Рабочее место. Правила поведения в слесарной мастерской.

Свойства чёрных и цветных металлов.

Сортовой прокат. Способы получения. Области применения. Графическое изображение деталей из сортового проката. Виды сортового проката. Чертежи деталей из сортового проката.

Разметка заготовки. Инструменты для разметки. Назначение и устройство штангенциркуля. Приёмы измерения штангенциркулем.

Изготовление изделий из сортового проката. Профессии, связанные с обработкой металла.

Резание металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы. Приёмы резания металла слесарной ножовкой.

Рубка металла. Инструменты для рубки металла. Правила безопасной работы. Приёмы рубки металла в тисках.

Опиливание металла. Инструменты для опиливания металла. Правила безопасной работы. Операции опиливания деталей из металла.

Защитное покрытие изделий из металла. Способы защитного покрытия изделий из металла и правила безопасной работы.



Декоративное покрытие изделий из металла. Виды декоративных покрытий изделии из металла п правила безопасной работы.

Основные теоретические сведения: металлы и сплавы, их основные технологические свойства; основные способы обработки металлов: резание. пластическая деформация, литье; влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; профессии, связанные с обработкой металлов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; сталь как основной конструкционный сплав; инструментальные и конструкционные стали; виды сортового проката; представление о геометрической форме детали и способах ее получения; графическое изображение объемных деталей; конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски; основные сведения о видах проекций деталей на чертежах; правила чтения чертежей деталей и изделий: сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы; современные технологические машины; назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль. кернер, слесарная ножовка, зубило; назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка. натяжка, обжимка; виды заклепок; основные технологические операции по изготовлению деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка; соединение деталей изделия на заклепках.

Практические работы: определение видов сортового проката; подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов; чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов, определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте; организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке, закрепление заготовок в тисках, ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном стайке; изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки, определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовки с использованием штангенциркуля; резание заготовки слесарной ножовкой, сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений, отделка абразивной шкуркой; визуальный и инструментальный контроль качества выполнения деталей; выявление дефектов и их устранение; защитная и декоративная отделка изделия: соблюдение правил безопасного труда; соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление п зенковка отверстий, формирование замыкающей головки; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологи!! художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда: садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.



7 класс:

Технологии изготовления изделий из металла с использованием точеных деталей (28 часов)
Содержание:

Оборудование слесарной мастерской. Рабочее место. Правила поведения в слесарной мастерской.

Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали.

Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках.

Сечения и разрезы.

Назначение и устройство токарно-винторезного станка.

Технология токарных работ по металлу. Организация рабочего места токаря. Виды и назначение токарных резцов.

Устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка. Виды фрез. Правила безопасности при работе.

Нарезание наружной и внутренней резьбы. Ручные приспособления и инструменты для нарезания резьбы. Изображение резьбы на чертежах. Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Правила безопасной работы.

Художественная обработка металла. Тиснение по фольге.

Виды проволоки и её применение. Правила безопасной работы. Особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни. Техника пропильного металла. Последовательность выполнения paooi и правила безопасной работы. Чеканка. Инструменты для выполнения данного вида работ. Технология чеканки.

Декоративное покрытие изделий из металла. Виды декоративных покрытий изделий из металла и правила безопасной работы.



Основные теоретические сведения: металлы и сплавы, их механические свойства; виды термообработки; основные способы изменения свойств металлов и сплавов; особенности изготовления изделий из пластмасс: профессии, связанные с изготовлением изделий из металлов и пластмасс; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; точность и качество обработки поверхности деталей; основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке; графическое изображение деталей цилиндрической формы; представление о способах получения деталей цилиндрической формы: конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски; основные сведения о видах проекций деталей на чертеже: правила чтения чертежей; виды соединений и их классификация; резьбовое соединение и его конструктивные особенности; типовые детали резьбовых соединений; графическое изображение резьбовых соединений на чертежах: общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей; токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы: современные технологические машины; инструменты и приспособления для работы на токарном стайке: виды и назначение токарных резцов; основные элементы токарного резца; основные операции токарной обработки и особенное их выполнения: черновое и чистовое течение цилиндрических поверхностей, вытачивание конструктивных элементов; контроль качества; правила безопасного труда; ручные инструменты и приспособления для нарекания резьбы на стержнях и в отверстиях, их устройство и назначение; метрическая резьба; основные технологические операции нарекания резьбы на стержнях и в отверстиях.

Практические работы: чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте; организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов, подготовка и закрепление заготовки, установка резца в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу; ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке; изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания, определение глубины резания и количества проходов, черновое течение, разметка и вытачивание конструктивных элементов, чистовое течение, подрезание торцов детали; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; защитная и декоративная отделка изделия; соблюдение правил безопасного труда; изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия, протачивание стержня и сверление отверстия, нарезание резьбы плашкой и метчиком; контроль качества резьбы; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда: оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий. изделия бытового назначения.

8 класс:

Создание изделий из металла. Элементы машиноведения.

(28 часов)
Содержание:

Виды и свойства сталей. ТВС. Его устройство. Принципы работы. Торцевание. Протачивание уступов. Изготовление шпилек. Протачивание деталей под резьбу. Виды токарных резцов. Приемы установки резцов. Режимы резания. Нарезание наружной резьбы. Фрезерный станок. Виды фрез. Работа на ТВС. Сверление.



Термическая обработка металла. Рубка металла. Опиливание. Отрезание деталей па фрезерном станке. Разъёмные и неразъёмные соединения, изготовление винтов.

Основные теоретические сведения: металлы и сплавы, их механические свойства; виды термообработки; основные способы изменения свойств металлов и сплавов; особенности изготовления изделий из пластмасс; профессии, связанные с изготовлением изделий из металлов и пластмасс; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; точность и качество обработки поверхности деталей: основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке: графическое изображение деталей цилиндрической формы; представление о способах получения деталей цилиндрической формы; конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски; основные сведения о видах проекций деталей на чертеже; правила чтения чертежей; виды соединений и их классификация; резьбовое соединение и его конструктивные особенности; типовые детали резьбовых соединений; графическое изображение резьбовых соединений на чертежах; общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей; токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы; современные технологические машины: инструменты и приспособления для работы на токарном станке; виды и назначение токарных резцов; основные элементы токарного резца; основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое течение цилиндрических поверхностей, вытачивание конструктивных элементов; контроль качества; правила безопасного труда; ручные инструменты и приспособления для нарекания резьбы на стержнях и в отверстиях, их устройство и назначение; метрическая резьба; основные технологические операции нарекания резьбы на стержнях и в отверстиях.

Практические работы: чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте; организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов, подготовка и закрепление заготовки, установка резца в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу; ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке; изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания, определение глубины резания и количества проходов, черновое течение, разметка и вытачивание конструктивных элементов, чистовое течение, подрезание торцов детали; визуальный и инструментальный контроль качества изготовления деталей; выявление дефектов и их устранение; защитная и декоративная отделка изделия; соблюдение правил безопасного труда; изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия, протачивание стержня и сверление отверстия, нарезание резьбы плашкой и метчиком; контроль качества резьбы; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда: инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.

РАЗДЕЛ III

Культура дома.( 14 часов)

5 класс(4 часа)



Содержание:

Интерьер дома. Требования к интерьеру. Рациональной размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения.

Современная бытовая техника для выполнения домашних работ. Её устройство, назначение, правила безопасной работы.

Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории архитектуры и интерьера; интерьер жилых помещений и их комфортность; современные стили в интерьере; рациональное размещение мебели и оборудования в помещении; разделение помещений на функциональные зоны; свет в интерьере; создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи, санитарно-гигиенических требований; подбор средств оформления интерьера жилого помещения; декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления; использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков.

Практические работы: выполнение эскиза интерьера жилою помещения; выполнение эскизов элементов интерьера; оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.

Варианты объектов труда: эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.

6 класс (4 часа):

Содержание:

Эстетика и экология жилища. Интерьер дома. Требования к интерьеру. Закрепление настенных предметов. Правила безопасной работы.

Простейший ремонт сантехнического оборудования. Инструменты для ремонта и правила безопасной работы.
7 класс(2 часа):


Содержание:
Эстетика и экология жилища.

Основные теоретические сведения: характеристика основных элементов систем энергоснабжения, водопровода и канализации в доме. правила их эксплуатации; оценка микроклимата в доме; современные приборы для поддержания влажности температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Правила пользования бытовой техникой.

8 класc (4 часа):
Содержание:

Эстетика и экология жилища. Ремонтно-строительные работы. Основные технологии оклейки помещений обоями. Инструменты. последовательность выполнения работ. Правила безопасности Ремонт оконных и дверных блоков. Утепление дверей и окон. Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Правила безопасности труда при установке дверных замков.



РАЗДЕЛ IV

Творческие и проектные работы( 26 часов).

Данный раздел является сквозным и предполагает выполнение обучающимися творческих и проектных работ после изучения разделов I и 2. Таким образом, творческая и проектная деятельность обучающихся органично введена в учебный процесс, организуется с учётом посильности объекта труда, его общественной и личной ценности

5 класс (8 часов)

Практические работы Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта. Определение этапов. Возможные пути решения. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление изделия. Презентация изделия.

6 класс (8 часов)

Основные теоретические сведения: выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделии и материалах; экономическая оценка стоимости выполнения проекта; виды проектной документации.

Практические работы: обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов; коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися; выбор видов изделий: разработка конструкции и определение деталей; подготовка чертежа или технического рисунка; составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материале®. Презентация проекта.

7 класс (10 часов)

8 класс (8 часов)

Основные теоретические сведения: выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделии и материалах; экономическая оценка стоимости выполнения проекта; виды проектной документации.

Практические работы: обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов; коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися; выбор видов изделий; разработка конструкции и определение деталей; подготовка чертежа или технического рисунка; составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

5 класс:

Учащиеся должны знать:



  • что такое технический рисунок, эскиз, чертёж;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности
    человека на окружающую среду и собственное здоровье;

  • какие свойства металлов необходимо учитывать при их обработке;

  • общее устройство столярного верстака; уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); умение пользоваться ими при выполнении соответствующих операции:

  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

  • виды пиломатериалов;

  • технику безопасности при работе с используемым инструментом;

  • принципы рационального размещения мебели в комнатах;

  • назначение современной бытовой техники и правила безопасной работы с её использованием.

уметь:


  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

  • обрезать штамповую поросль;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения:

  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • находить необходимую техническую информацию;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов фасками и лаками):

  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

Должны владеть компетенциями:



  • ценностно-смысловой;

  • деятельностиой;

  • социально-трудовой;

  • познавательно-смысловой;

  • межкультурной;

  • учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:



    • вести экологически здоровый образ жизни:

    • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой, соблюдать гигиену;

    • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

6 класс:


Учащиеся должны знать:

- что такое технический рисунок, эскиз, чертёж;

- основные параметры качества детали: форма, шероховатость и
размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение:
уметь осуществлять их контроль;

- пути предупреждения негативных последствий трудовой


деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

- виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;


основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

виды пиломатериалов;

- технику безопасности при работе с используемым инструментом,
станками и механизмами;

общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;

- устройство сливного бачка.

уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;



осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовок по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

графически изображать основные виды механизмов передач;

находить необходимую техническую информацию;

осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

выполнять шиповые соединения;

шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками):

-применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

- ценностно-смысловой;

деятельностной;

социально-трудовой;

- познавательно-смысловой;

- учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену;


- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных
и поделочных материалов.

7 класс:


Учащиеся должны знать:

что такое технический рисунок, эскиз, чертёж;

основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение: уметь осуществлять их контроль;

пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;

виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;

общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

виды пиломатериалов;

источники получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

технику безопасности при работе с используемым инструментом, станками и механизмами;

общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

-виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения:

- устройство сливного бачка.


уметь:

- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило


безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения:

понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;

находить необходимую техническую информацию;

- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические


требования, предъявляемые к детали;

выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву: - выполнять шиповые соединения;

шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

владеть простейшими способами гехнологии художественной oi [елки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

-применить поли технические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:

- ценностно-смысловой;

деятельностной;

социально-трудовой;

- познавательно-смысловой;

- учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену;

проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

8 класс:

Учащиеся должны знать:

что такое технический рисунок, эскиз, чертёж:

основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение: уметь осуществлять их контроль;

пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;

виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;

общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

виды пиломатериалов;

источники получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

технику безопасности при работе с используемым инструментом. станками и механизмами;

общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

-виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения: уметь:

- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило


безопасности тру

и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

графически изображать основные виды механизмов передач;

находить необходимую техническую информацию;

- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические


требования, предъявляемые к детали;

- выполнять основные учебно-производственные операции и


изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

- выполнять шиповые соединения;

шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

-применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности. Должны владеть компетенциями:

- ценностно-смысловой;

деятельностной;

социально-трудовой;

познавательно-смысловой;

- учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену:

проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

Список учебно-методической литературы

Сборник нормативных документов. Технология. Федеральный компонент государственного стандарта (утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004, № 1089). Примерные программы по технологии. Дрофа. 2008

Учебники «Технология» (с 5го по 8 класс). / В.Д.Симонеико. А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симонеико. - М: I 1росветенпе. 2007.

Рихвк. Э., Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда. - М.: Просвещение, 1984.

Ю.А.Боровнов и др. Технический справочник учителя труда. М.: Просвещение, 1971.

Технология. 5-9 классы. Вариант для мальчиков. Развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симонеико. Составители: О.В. Павлова, Г.П. Попова, В.М. Бычков и др. Волгоград. Издательство «Учитель» 2009 год.






скачать


Смотрите также:
Программа по технологии (вариант для мальчиков) Класс 5-8
381.51kb.
Рабочая программа по технологии в 7 классе составлена на основе примерной учебной программы «Технология (вариант для мальчиков) для 5 9 классов»
90.04kb.
Программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках технологии
421.03kb.
Программа по технологии 5-8 класс Вариант для неделимых классов
90.72kb.
Рабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии Макуловой Полины Римовны
167.49kb.
Рабочая программа по технологии 2-а класс
285.25kb.
Рабочая программа по технологии 5-6 класс учителя технологии Макуловой Полины Римовны
180.99kb.
Программа по технологии 6 класс (мальчики и девочки)
170.33kb.
Рабочая программа по технологии 7 класс учителя технологии Макуловой Полины Римовны
215.97kb.
Рабочая программа по технологии 5 класс
309.74kb.
Рабочая программа по технологии 11 класс
378.64kb.
Контрольная работа по истории. 5 класс 1 вариант Часть А. Выберите правильный вариант ответ
26.8kb.