Главная стр 1 ... стр 2стр 3стр 4стр 5стр 6стр 7
скачать

тема 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)


57/1

§63-64

Источники света





58/2

§65

Отражение света. Законы отражения




59/3

§66.

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света




60/4

§67.

Преломление света.




61/5

§68.

Линзы. Изображения, даваемые линзами




62/6

§69.

Изображения, даваемые линзами




63/7




Решение задач




64/8




Лабораторная работа №11 "Получение изображения при помощи линзы"




65/9

§70.

Глаз и зрение. Очки




66/10




Контрольная работа № 4 "Световые явления"




67/11




Решение задач




68-70




Резервное время


Учебно- методическое обеспечение.

Учебник для учащихся: «Физика. 8 класс», А.В. Перышкин, издательство «Дрофа», «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов. Издательство «Просвещение»



Рабочая программа

по учебному предмету

«физика»

в 10-11 классах
Рабочая программа разработана на основе программы, допущенной МОиН РФ. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунов

Москва, «Просвещение», 2007 г.Программа разработана учителем Провоторова А.М. ВКК

10 «А» количество часов в неделю – 5, всего в год – 175

10 «Б» » количество часов в неделю – 2,всего в год – 70

11 «А» количество часов в неделю – 5, всего в год – 170



Пояснительная записка.
Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования для базового и профильного уровня. (Базовый и профильный уровни) Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова(программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева)

Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра).

Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5-часовом преподавании, т. е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. В скобках указывается число часов при 2- и 5-часовом вариантах обучения. Таким образом, созданы условия для вариативного обучения физике.

Поурочно-тематическое планирование по учебникам представлено в виде таблиц после программы. Предлагаемое планирование рассчитано на общеобразовательные школы, в которых на изучение курса физики отводится 2 ч (базовый уровень стандарта) или 5 ч (профильный уровень стандарта) в неделю , и составлено с учетом практического опыта преподавания предмета в полной средней школе.

При переходе от 5-часового варианта к 2-часовому варианту преподавания следует опираться на следующие идеи:

— выделение ядра фундаментальных знаний за счет генерализации в виде физических теорий и применения принципа цикличности ,

— сохранение большей части лабораторных работ;

— сокращение уроков решения задач;

— совмещение этапов обобщения, контроля и корректировки учебных достижений учащихся; приобретение процессом контроля интегративной функции.

Таким образом, при использовании УМК возможна вариативная организация процесса обучения физике в старшем звене школы — на базовом и профильном уровнях.


Содержание программы.
138 ч/345 ч за два года обучения (2 ч/5 ч в неделю)

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч/З ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.



2. Механика (22 ч/56 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.



Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.



Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.



Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Фронтальные лабораторные работы

1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч/48 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ва-алъса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

Фронтальные лабораторные работы

3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Опытная проверка закона Бойля Мариотта.

5. Измерение модуля упругости резины.



4. Электродинамика (32 ч/71 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

6. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

8. Определение заряда электрона.

9. Наблюдение действия магнитного поля на ток. 10. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Колебания и волны (11 ч/31 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа

11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.



6. Оптика (14 ч/27 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн. Фронтальные лабораторные работы

12. Измерение показателя преломления стекла.

13. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

14. Измерение длины световой волны.

15. Наблюдение интерференции и дифракции света.

16. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности

(3 ч/3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.



8. Квантовая физика (14 ч/З0 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Про-тонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы. Фронтальная лабораторная работа

17. Изучение треков заряженных частиц.



9. Строение и эволюция Вселенной (9 ч/14 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.



10. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч/З ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура



Фронтальная лабораторная работа

18. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.


Обобщающее повторение — 6ч/25 ч

Лабораторный практикум — 0 ч/28 ч

Резервное время 2/6

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен знать и понимать

. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;



уметь

. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;" фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры- практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио-и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

« воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.



• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Календарно- тематическое планирование

изучения учебного материала в10 классе

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (175ЧАСОВ, 5ЧАСА В НЕДЕЛЮ).


дата

№ урока; № урока по теме

Тема урока

Домашнее задание




Введение. Основные особенности физического метода исследования.

( 3 часа)




1(1)

Физика и познание мира

Введение до заголовка “Физические величины и их измерение”




2(2)

Физические величины

Введение; § 29




3(3)

Физическая теория. Физическая карта мира







Механика (56 часов)




Кинематика (20 часов)





4(1)

Введение. Что такое механика

§ 1, 2,23




5(2)

Основные понятия кинематики

§ 3-8




6(3)

Входная контрольная работа







7(4)

Скорость. Равномерное прямолинейное движение

§ 9,10; рассмотреть примеры решения задач и упражнение 1




8(5)

Решение задач







9(6)

Относительность механического движения. Принцип относительности в механике

§ 11,12,30; рассмотреть примеры решения задач




10(7)

Решение задач на относительность механического движения

Упражнение 2




11(8)

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения

§ 13-16; рассмотреть примеры решения задач





12(9)

Решение задач по теме “Характеристики РПД и РУПД”


§ 9-16(повторение); рассмотреть упражнение 3




13(10)

Решение задач по теме “Характеристики РПД и РУПД







14(11)

Свободное падение тел – частный случай РУПД

§ 17,рассмотреть примеры решения задач




15(12)

Решение задач на свободное падение тел

Упражнение 4




16(13)

Движение тел брошенных под углом к горизонту и брошенных горизонтально.

§ 18;




17(14)

Решение задач







18(15)

Равномерное движение точки по окружности

§ 19-21; рассмотреть пример решения задачи и упражнение 5




19(16)

Элементы кинематики твердого тела







20(17)

Обобщающе-повторительное занятие по теме “Кинематика” (1 часть)

Краткие итоги главы 1 и главы 2




21(18)

Обобщающе-повторительное занятие по теме “Кинематика” (2 часть)







22(19)

Решение задач







23(20)

Контрольная работа № 1 по теме “Кинематика”.







Динамика и силы в природе (20 часов)




24(1)

Масса и сила. Первый закон Ньютона.

§ 22,24,25; рассмотреть примеры решения задач




25(2)

Второй закон Ньютона.

§26-27




26(3)

Третий закон Ньютона

§28




27(4)

Решение задач на законы Ньютона(1 часть)

Упражнение 6, вопросы 7-9; краткие итоги главы 3




28(5)

Решение задач на законы Ньютона(2 часть)







29(6)

Силы в механике. Гравитационные силы

§ 31-34; упражнение 7




30(7)

Использование законов динамики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований







31(8)

Решение задач по теме “Гравитационные силы»







32(9)

Сила тяжести и вес

§ 35.




33(10)

Решение задач по теме “ Вес тела”

Повторить § 35




34(11)

Силы упругости – силы электромагнитной природы

§ 36,37; рассмотреть пример решения задачи и упражнение 7,вопрос 2




35(12)

Решение задач по теме “Движение тел под действие сил упругости и тяжести”

Повторить § 35-37




36(13)

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1)

Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике




37(14)

Силы трения

§ 38-40; рассмотреть пример решения задачи и упражнение 7, вопросы 3,4




38(15)

Решение комплексных задач по динамике

Краткие итоги главы 4




39(16)

Решение комплексных задач по динамике







40(17)

Повторительно – обобщающее занятие по теме “Динамика и силы в природе”







41(18)

Решение задач







42-43(19-20)

Контрольная работа № 2 по теме: «Законы Ньютона. Силы природы»







Законы сохранения в механике. Статика (16 часов)




44(1)

Закон сохранения импульса (ЗСИ)

введении к главе 5; § 41,42; рассмотреть примеры решения задач




45(2)

Реактивное движение

§ 43,44




46 (3)

Решение задач на ЗСИ

Упражнение 8; краткие итоги главы 5




47(4)

Решение задач на ЗСИ







48(5)

Работа силы (механическая работа)

§ 45-46; упражнение 9, вопросы 1-3




49(6)

Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

§47, 48; рассмотреть примеры решения задач 1,2




50(7)

Закон сохранения энергии в механике

§ 52,53; рассмотреть примеры решения задач 3,4




51(8)

Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии

Упражнение 9, вопросы 4-9.




52(9)

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии (лабораторная работа 2)

Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике




53(10)

Обобщение и систематизация знаний по законам сохранения в механике

Краткие итоги главы 6




54 (11)

Решение задач







55(12)

Решение задач







56(13)

Элементы статики

§ 54-56; рассмотреть примеры решения задач и упражнение 10, вопросы 1-8» краткие итоги главы 7




57(14)

Решение экспериментальных задач на равновесии твердых тел







58(15)

Решение задач







59 (16 )

Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике»









Молекулярная физика. Термодинамика (48 ч)





Основы МКТ (16ч)




60(1)

МКТ – фундаментальная физическая теория

§57




61(2)

Основные положения молекулярно – кинетической теории и их опытное обоснование

§ 58,60 -62.




62(3)

Характеристики молекул и их систем

§ 59; рассмотреть примеры решения задач 1,2 и упражнение 11, вопросы 1-7




63(4)

Решение задач на характеристики молекул и их систем







64(5)

Идеальный газ. Основное управление МКТ идеального газа

§ 63 -65; рассмотреть пример решения задачи 3




65(6)

Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа

Упражнение 11, вопросы 8-12; краткие итоги главы 8




66(7)

Температура

§ 66-68; рассмотреть примеры решения задач 1,3 на с.186,187 и упражнение 12, вопросы 1-6




67(8)

Опыты Штерна по определению скоростей молекул газа

§ 69; рассмотреть пример решения задачи 2




68(9)

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клайперона). Решение задач.


§ 70




69(10)

Газовые законы

§ 71; рассмотреть примеры решения задач 1-3




70(11)

Решение задач газовые законы

Упражнение 13




71(12)

Опытная проверка закона Гей - Люссака (лабораторная работа 3)

Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике




72(13)

Опытная проверка закона Бойля – Мариотта (лабораторная работа 4)







73(14)

Повторительно – обобщающее занятие по теме “Основы МКТ идеального газа”

Краткие итоги главы 10.




74(15)

Решение задач







75(16)

Контрольная работа №4 по теме “ Основы МКТ идеального газа”







Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.(10часов)




76-77(1-2)

Контрольная работа за первое полугодие







78(3)

Реальный газ. Воздух. Пар

§ 72-74; рассмотреть примеры решения задач и упражнение 14, вопросы 1-7; краткие итоги главы 11.




79(4)

Решение задач на влажность воздуха.







80 (5)

Твёрдое состояние вещества

§ 75, 76




81(6)

Механические свойства твердых тел.

Запись в тетради.




82(7)

Решение задач на механические свойства твёрдых тел.







83(8)

Решение задач на механические свойства твёрдых тел.







84(9)

Экспериментальное определение модуля упругости резины (лабораторная работа 5)







85(10)

Обобщающее повторение по теме «Жидкие и твёрдые тела»

Краткие итоги главы 12




Термодинамика (22ч.)

скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8 класса
607.62kb.
Программа по учебному предмету «физика» в 7
1464.63kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9 класса
624.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа учителя математики и физики Котикова И. И. по учебному курсу «Физика» 10 класс Базовый уровень
132.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика 7 8» разработана для 7 -8 классов мбоу сош с. Нижнее Большое Воловского муниципального района Липецкой области в целях
484.41kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.