Главная стр 1
скачать
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА



ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

073700 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНЖЕНЕР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа практики разработана в соответствии со следующими нормативными и правовыми документами:

-Федеральный Закон Российской Федерации от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с изм. и доп. от 16.11.97 г.);

-Федеральный Закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 10.07.2000 г., № 92-ФЗ);

-Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ (ТК РФ);

-Постановление правительства Российской Федерации от 18.01.92 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодёжи»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.95 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.01 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.03.03 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.03.03 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»;

-Устав Устава Государственного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена.

Практика студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в образовании» дневной формы обучения является обязательной частью общего процесса подготовки специалистов в производственных условиях структурных подразделений Университета, предприятий, организаций, учреждений г. Санкт-Петербурга, а также составной частью Основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Проведение производственной практики со студентами направлено на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами элементами профессиональной деятельности с учетом будущей специальности в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовленности выпускников.

Цели, виды, продолжительность и очередность практики определяются соответствующим Государственным образовательным стандартом по специальности «Информационные технологии в образовании».

Основные виды практики – производственная (практика по профилю) и преддипломная практики.

Прохождение практики может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

КУРС 5
Направление 073700 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Курс 5

Форма обучения очная

Семестр 10

Количество недель: 12

Пояснительная записка
Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения студентов в Университете и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Местами проведения преддипломной практики являются подразделения Университета, различные образовательные организации и учреждения, места будущей работы выпускников (по профилю), отвечающие темам выпускных квалификационных работ.

Объектами практики могут быть творческие, проектные, научно-исследовательские, образовательные организации, оснащенные современным оборудованием и отвечающие направлению специальности.

Студент выполняет индивидуальное задание, согласованное с руководителем дипломного проекта, а также с руководителем производственной практики.

Целью задания является развитие самостоятельности студента, расширение его технического кругозора как специалиста, и проверка умения применять на практике теоретические знания, полученные в университете, для решения конкретных задач по созданию информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), а также реализации их в практической деятельности образовательных учреждений.

Индивидуальное задание тесно связывается с темой выпускной квалификационной работы. Индивидуальным заданием может быть создание информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), подготовка типовых моделей создания образовательных ресурсов, анализ разрабатываемых моделей с точки зрения их адекватности, выработка предложений по корректировке существующих моделей, анализ необходимых экспериментальных данных с целью уточнения проектирования и создания программных или электронных проектов. Возможна постановка задачи по разработке алгоритма вычислений, предложений по применению методов оптимизации, экономического анализа практического использования электронных и программных ресурсов образовательного назначения.


Во время преддипломной практики студент должен изучить:

  • проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

  • назначение, состав, принцип функционирования или организации предмета проектирования;

  • отечественные или зарубежные аналоги проектируемого объекта.

Во время преддипломной практики студент должен освоить:



  • сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме работы;

  • технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

  • реализацию некоторых из возможных путей решения задачи, сформулированной в техническом задании;

  • анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;

  • разработку технического задания на выполнение дипломного проекта.



Цель практики:

Преддипломная практика студентов имеет целью закрепление полученных в Университете теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по специальности «Информационные технологии в образовании».


Задачами преддипломной практики являются:

  • приобретение студентами выпускного курса первоначального профессионального опыта;

  • проверка их готовности к самостоятельной трудовой и творческой деятельности, решению организационно-технологических задач в организациях;

  • конкретизация тем выпускных квалификационных работ, обоснование целесообразности их разработок, определение путей решения поставленных задач и сбор материалов для их выполнения.


Работа студента на преддипломной практике состоит в следующем:


  1. Сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы (эта работа осуществляется при прохождении преддипломной практики).

  2. Разработка технического задания по разработке информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), создаваемого в рамках дипломного проекта.

3. Планирование проектной деятельности по разработке информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) в соответствии со схемой жизненного цикла программного изделия в рамках дипломного проекта.

Схема жизненного цикла программного изделия:

1). Фаза «Концептуализация проекта программного изделия».

Определение целей и задач проекта.

2). Фаза «Планирование и составление требований».

Составление планов, требований заказчика к программному изделию.

3). Фаза «Проектирование программного изделия».

Высокоуровневое проектирование, низкоуровневое (детальное) проектирование.

4). Фаза «Кодирование и отладка».

Создание кодов программного изделия, модульное и интеграционное тестирование, тестирование работоспособности.

5). Фаза «Системное тестирование».

Подтверждение соответствия программного изделия требованиям заказчика, подтверждение работоспособности программного изделия, определение его качества.

6). Фаза «Заключительная»

Сдача программного изделия заказчику, ретроспективный отчет о проекте.

7). Фаза «Сопровождение».

Изменения программного изделия, связанные с изменениями среды окружения и условий использования.

3. Осуществление работы по реализации своего информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), соответствующего профилю структурного подразделения и теме выпускной квалификационной работы.

4. Описание информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) в соответствии с единой системой программной документации (ЕСПД).

5. Дать анализ результатов деятельности других групп студентов по реализации ими информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

6. Презентация рабочими группами студентов-практикантов созданного ими информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).


Содержание отчета студента о прохождении преддипломной практики:

1. Оглавление.

2. Введение:


  • краткое описание структуры и задач организации, учреждения, структурного подразделения, проблем и перспектив его развития;

  • основные структурные подразделения учреждения.

3. Результаты выполнения индивидуального задания:

  • Характеристика созданного информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

  • Техническое задание созданного информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

  • Письменный анализ и самооценка результатов деятельности.

  • Письменный анализ информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), созданного другими студентами-практикантами.

4. Список используемой литературы, Internet-ресурсов,CD-дисков.

Итоговая аттестация.

По результатам преддипломной практики и представленной документации проводится дифференцированный зачет. При выставлении зачета учитываются:



  • степень самостоятельности студентов при выполнении ими заданий производственной практики;

  • качество мероприятий, проводимых в процессе практики;

  • характеристика работы студента, данная руководителем подразделения, а также руководителем практики (групповым руководителем практики);

  • участие в заключительной конференции;

  • представление и характеристика разработанного студентами информационного ресурса учебного назначения (ИРУН);

  • представление отчета студентов о прохождении преддипломной практики.


Критерии оценки преддипломной практики:

Засчитывать преддипломную практику по специальности «Информационные технологии в образовании» в случае работы студентов в учреждении (например, фирме, создающей и работающей с информационными технологиями), в лаборатории электронно-коммуникативных образовательных ресурсов РГПУ им. А.И. Герцена, в отделах и на кафедре института образовательных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, при условии выполнения студентами работ по созданию информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) в соответствии с ЕСПД. Предъявление конкретных электронных разработок, выполненных студентами, а также их описание и техническое задание - обязательно.


Учитываются критерии:

  • степень сформированности умений по применению теоретических и методических знаний в практике создания информационных образовательных ресурсов;

  • степень самостоятельности студентов при выполнении заданий, включенных в содержание производственной практики;

  • степень освоения студентами-практикантами функциональных компонентов процесса создания информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики; проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, проявил высокий уровень профессиональной подготовки в организации своей деятельности при создании информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

«Хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, проявил инициативу в работе, однако допускал несущественные ошибки в проведении отдельных видов работы, предполагаемых программой практики.

«Удовлетворительно» ставится, если студент выполнил программу работы практики, однако допускал ошибки в планировании и создании программного продукта, не учитывал в достаточной степени особенности создания образовательных ресурсов, при анализе созданного информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) не видел своих ошибок и недостатков.


Для оценки результатов преддипломной практики используются следующие методы:

  • наблюдение за работой студентов во время производственной практики;

  • анализ качества подготовки и реализации программного или электронного образовательного ресурса;

  • беседы с руководителем структурного подразделения организации, образовательного учреждения и т.д.;

  • анализ отчетной документации студентов.


Функциональные обязанности руководителя практики.

В целях обеспечения полноценного руководства преддипломной практикой приказом по Университету назначается руководитель производственной практики курса и групповые руководители из числа преподавателей кафедры института образовательных технологий.



Обязанности руководителя практики

  • обеспечение организации, планирования, контроля хода результатов практики;

  • проведение установочной и заключительной конференции с участием представителей кафедры;

  • организация и проведение консультаций для студентов, в том числе и на дистанционной основе;

  • осуществление контроля над выполнением программы преддипломной практики;

  • анализ и оценивание результатов работы студентов.


Обязанности группового руководителя

  • организация, наблюдение, контроль и корректировка работы студентов в организациях, учреждениях и т.д. с привлечением руководителей или администрации структурных подразделений;

  • проведение установочного собрания в организациях, учреждениях и т.д.;

  • оказание помощи в планировании и подготовке информационного ресурса учебного назначения (ИРУН);

  • организация и проведение консультаций для студентов, в том числе и на дистанционной основе;

  • посещение рабочего места практиканта и обсуждение хода его работы над образовательным проектом;

  • обучение студентов анализу успешности планирования и подготовки информационного ресурса учебного назначения (ИРУН);

  • сбор и проверка отчетной документации студентов;

  • итоговая аттестация студентов по результатам преддипломной практики.


Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Советов Б.Я. Информационные технологии. – М., 1997.

2. Левина М.М. Технологии профессиональной подготовки. – М.: Академия, 2001.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.

4. В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин, С.Л. Лобачев. Среда Интернет-обучения системы образования России.- М., 2000.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

6. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1997.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельников Н.Н. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга. – М., 2001.


б) дополнительная:

1. Кухарев Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. – Минск, 1997.



2. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. – СПб, 2000.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб, 1995.
скачать


Смотрите также:
Программа преддипломной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по направлению
108.96kb.
Программа производстенной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по направлению
120.25kb.
Программа производственной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
218.72kb.
Программа ознакомительной практики (3 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
92.43kb.
Программа ознакомительной практики (1 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
77.61kb.
Программа ознакомительной практики (2 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
89.38kb.
Программа производственной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
198.85kb.
Программа преддипломной практики
244.85kb.
Рабочая программа преддипломной практики (стажировки) 151901. 51 Технология машиностроения Программа подготовки Базовая
404.96kb.
Программа прохождения преддипломной (производственной) практики Студента 6 курса Горбачевой Анастасии Александровны
40.21kb.
Рабочая программа преддипломной практики (стажировки) 160108. 51 Производство летательных аппаратов Программа подготовки
402.07kb.
Программа модуля б основы социологии
145.08kb.