скачать
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики
Направление подготовки
081100 –
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Профиль подготовки
Региональное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20____г.)
|
Одобрено кафедрой __________________________
(протокол № _____ от 20___ г.)
Зав.кафедрой _____________________________
|
Москва
2012
Программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».
Автор-составитель: Яковлев Александр Юрьевич, к.полит.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и современного уровня знаний в данной сфере.
В данной программе представлены цели, задачи, формы, время, места, структура и содержание производственной практики, формы промежуточной аттестации по итогам практики, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение практики.
Программа предназначена для студентов направления подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения.
1. Цели производственной практики
Цели производственной практики:
-
закрепление теоретико-практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин профессионального цикла;
-
подготовка студентов в ходе самостоятельной деятельности к выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы);
-
приобретение студентами навыков решения задач в области государственного и муниципального управления.
2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются
-
закрепление и углубление теоретических знаний;
-
изучение на практике и анализ системы государственного и муниципального управления в России;
-
знакомство с правовой базой, регламентирующей деятельность органа власти (организации) – места практики студента;
-
изучение организационной структуры органа власти (организации) – места практики студента;
-
анализ проблемных областей государственного и муниципального управления;
-
сбор необходимых материалов, документов и статистических данных для выполнения аналитической части (т.е. второй главы) ВКР в соответствии с выбранной темой.
3. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Данная практика базируется на знаниях, полученных студентами в результате освоения дисциплин профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право»; дисциплины вариативной части «Региональное управление и территориальное управление», «Муниципальное право»; дисциплин по выбору «Развитие муниципального образования», «Управление персоналом государственной службы».
Производственная практика является логическим продолжением профессионального обучения и закрепления знаний и методологически взаимосвязана с подготовкой выполнения ВКР (выпускной квалификационной работой, – бакалаврской работой).
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимые при освоении данной практики:
Студенты должны
знать:
-
избранную предметную область исследований;
-
актуальные проблемы в сфере государственного и муниципального управления;
владеть:
-
навыками самостоятельной, творческой работы;
-
способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;
-
способностью разрабатывать проекты социальных изменений;
-
методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов;
уметь:
-
работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;
-
порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;
-
разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники;
-
критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации;
-
эффективно взаимодействовать с другими исполнителями.
4. Формы проведения производственной практики
Формами производственной практики являются:
-
аудиторная работа на подготовительном этапе (обзорные лекции, коллективные консультации);
-
выполнение производственных заданий на базе практики, в конкретной организации;
-
самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуальных производственных заданий;
-
индивидуальные консультации у руководителей практики.
5. Место и время проведения производственной практики
Базами прохождения производственной практики являются: Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ; Аппарат Правительства РФ; федеральные министерства, агентства и службы; органы исполнительной власти г. Москвы, Московской области и других субъектов федерации; префектуры административных округов столицы; управы районов; органы местного самоуправления; государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения; организации различных форм; общественные и научные организации и т.п.
Объект практики: элемент системы государственного и муниципального управления.
Время проведения практики:
Очная форма обучения
|
Заочная форма обучения 4 г.
|
Заочная форма обучения 4 г. ГВД
|
Заочная форма обучения 5 лет
|
Заочная форма обучения 5 лет ГВД
|
8 семестр
6 недель
|
8 семестр
6 недель
|
8 семестр
6 недель
|
10 семестр
6 недель
|
10 семестр
6 недель
|
Заочная форма обучения 3,5 г. СПО
|
Заочная форма обучения 3,5 г. СПО ГВД
|
Заочная форма обучения 3 г. ВПО
|
Заочная форма обучения 3 г. ВПО ГВД
|
|
7 семестр
6 недель
|
7 семестр
6 недель
|
6 семестр
6 недель
|
6 семестр
6 недель
|
|
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции. Таким образом, студенты должны:
знать:
-
требования профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями (ОК-2);
уметь:
-
работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);
-
критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации (ОК-14);
-
принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, оценивать последствия решений (ОК-15);
-
адекватно оценивать поставленные цели и результаты деятельности (ПК-48);
-
оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
-
эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51);
владеть:
-
навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
-
умением правильно применять нормы права (ПК-10);
-
способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);
-
способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
-
методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49).
7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
№
п/п
|
Разделы практики
|
Виды учебной работы
|
Формы текущего контроля
|
1
|
Подготовительный этап
|
Уточнение базы практики.
Распределение студентов по базам практики.
Определение темы.
Проведение организационного собрания.
Обеспечение студентов программой практики. Исследовательский и производственный инструктаж, в том числе инструктаж по технике безопасности.
Постановка проблемы.
Выдача индивидуальных заданий на практику в соответствии с темой и поставленной конкретной проблемой в системе государственного и муниципального управления.
12 часов
|
Оформление необходимых бланков.
Консультации.
|
2
|
Этап производственной деятельности
|
Работа с документами организации.
Сбор, анализ и обработка необходимой фактической (эмпирической) информации.
Выполнение необходимых производственных заданий по теме.
Наблюдения, измерения и другие, выполняемые самостоятельно, виды работ.
Систематизация материала.
Разработка вариантов решения поставленной проблемы.
272 часа
|
Проверка руководителем всех материалов.
Индивидуальные консультации.
|
3
|
Отчетный этап
|
Подготовка отчета.
Сдача отчета на кафедру государственного и муниципального управления.
40 часов
|
Защита отчета.
|
В течение данной практики используются индивидуальные формы контроля.
8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.
Научно-исследовательские технологии, используемые при выполнении различных видов работ на производственной практике, включают:
-
реализацию принципов методологии научного исследования;
-
применение общенаучных теоретических методов;
-
использование процедур эмпирико-теоретических методов;
-
применение метода анализа документов организации;
-
формирование авторской исследовательской позиции.
Научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на производственной практике, включают:
-
участие в производственной работе;
-
выполнение производственных заданий руководителя практики в организации;
-
приобретение практических навыков работы чиновника;
-
самостоятельное изучение имеющегося в организации управленческого опыта и получение практических навыков в области государственного и муниципального управления;
-
анализ документов организации (органа власти);
-
самостоятельное изучение ведения документации в организации;
-
разработка основных вопросов практики;
-
апробация собственных проектных решений;
-
проявление необходимых исследовательских и деловых качеств для выполнения требуемого объема работы.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
В отчет о прохождении студенту необходимо включить следующую информацию:
-
об истории органа государственной власти (местного самоуправления, организации);
-
правовые основы деятельности органа власти (организации);
-
цели, функций, структуру органа власти (организации), основные функции их структурных подразделений;
-
численный и качественный состав сотрудников;
-
план деятельности органа власти (организации);
-
документационное и информационно-аналитическое обеспечения управления в органе власти (организации);
-
меры по совершенствованию системы управления органом власти (организацией);
-
информацию о проблемной области государственного и муниципального управления в органе власти (организации);
-
критерии и показатели эффективности деятельности органа власти (организации);
-
материалы по проблематике дипломного проекта.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)
Формой отчетности по итогам практики является дифференцированный зачет при выполнении следующих условий:
-
составление отчета;
-
сдача отчета на выпускающую кафедру;
-
защита отчета.
Время проведения защиты отчета: после окончания практики в установленный кафедрой срок.
По результатам защиты отчета студенту ставится дифференцированный зачет. Оценка учитывает: полноту содержания и качество выполнения отчета, его соответствие программе практики и индивидуальному заданию; владение материалом отчета; решение поставленной проблемы.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики.
а) основная литература:
источники
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
-
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
-
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
-
Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
-
Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы».
-
Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
литература
-
Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. М., 2011.
-
Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. М., 2010.
-
Система муниципального управления: Учебник для вузов. Под ред. В.Б. Зотова: Учеб. СПб, 2008.
-
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М., 2012.
б) дополнительная литература:
-
Агапов А.Б. Административное право. М., 2009.
-
Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.
-
Акмалова А.А. Муниципальное управление. М., 2009.
-
Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008.
-
Барабашев А.Г., Клименко А.В. Административная реформа и реформа государственной службы в России – вопросы реализации и координации. М., 2010.
-
Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. М., 2003.
-
Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10.
-
Вишняков В.Г. Правовые проблемы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. М., 2006.
-
Волкова Л.П. Административно-правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.
-
Волкова Л.П. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (понятие и порядок разграничения полномочий между органами исполнительной власти) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 1.
-
Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 1.
-
Калинина Л.А. Принцип разделения властей в системе принципов организации и функционирования исполнительной власти // Право и государство: теория и практика. 2005. Т. 13. № 12.
-
Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт. Учебник, М., 2002.
-
Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2003.
-
Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ: состояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. 2008. № 12.
-
Кузин В.И., Зуев С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. М., 2010.
-
Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Учеб. СПб., 2007.
-
Синюгин В.Ю. Об административно-правовой природе реформирования // Юридический мир. 2008. № 8.
-
Стукалова О.А. Правовая природа и классификация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегируемых органам местного самоуправления // Юридические науки. 2007. № 4.
-
Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2004.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://council.gov.ru – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
http://law.edu.ru – Юридическая Россия.
http://www.auditorium.ru – Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».
http://www.constitution.ru – Фонд распространения правовых знаний «Конституция».
http://www.government.gov.ru – Официальный сайт Правительства РФ.
http://www.kremlin.ru - Официальный сайт Президента РФ.
http://www.minregion.ru – Министерство регионального развития Российской Федерации.
http://www.pravo.eup.ru – «Юридическая электронная библиотека».
Методическое обеспечение производственной практики разрабатывает выпускающая кафедра в виде программы производственной практики.
Руководство производственной практикой осуществляют преподаватели выпускающей кафедры. Контроль данной практики осуществляет заведующий кафедрой.
12. Материально-техническое обеспечение производственной практики.
Материально-техническим обеспечением производственной практики являются бытовые помещения (аудитории), соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-исследовательских работ.
Для проведения производственной практики необходимо наличие рабочего места в организации, оснащенного компьютерным и иным оборудованием для работы с документами и имеющим доступ к сети Интернет.
скачать