Главная стр 1
скачать
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА



ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТЕННОЙ ПРАКТИКИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

073700 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНЖЕНЕР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа практики разработана в соответствии со следующими нормативными и правовыми документами:

-Федеральный Закон Российской Федерации от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с изм. и доп. от 16.11.97 г.);

-Федеральный Закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 10.07.2000 г., № 92-ФЗ);

-Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ (ТК РФ);

-Постановление правительства Российской Федерации от 18.01.92 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодёжи»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.95 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.01 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.03.03 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.03.03 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»;

-Устав Устава Государственного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена.

Практика студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в образовании» дневной формы обучения является обязательной частью общего процесса подготовки специалистов в производственных условиях структурных подразделений Университета, предприятий, организаций, учреждений г. Санкт-Петербурга, а также составной частью Основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Проведение производственной практики со студентами направлено на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами элементами профессиональной деятельности с учетом будущей специальности в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовленности выпускников.

Цели, виды, продолжительность и очередность практики определяются соответствующим Государственным образовательным стандартом по специальности «Информационные технологии в образовании».

Основные виды практики – производственная (практика по профилю) и преддипломная практики.

Прохождение практики может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

КУРС 4
Направление 073700 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Курс 4

Форма обучения очная

Семестр 8

Количество недель: 4

Пояснительная записка
Производственная практика студентов проводятся, как правило, в учебных лабораториях, фирмах, в образовательных учреждениях и организациях. Объектами производственной практики могут быть творческие, проектные, научно-исследовательские, образовательные организации, оснащенные современным оборудованием и отвечающие направлению специальности.

Во время производственной практики студент должен изучить:



  • организацию и управление деятельностью соответствующего подразделения;

  • вопросы планирования и финансирования разработок подразделения;

  • технологические процессы и производственное оборудование в подразделениях предприятия, на котором проводится практика;

  • действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники, периферийного и связного оборудования;

  • методы определения экономической эффективности исследований и разработок;

  • правила эксплуатации средств вычислительной техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющегося в подразделении;

  • вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

Во время производственной практики студент должен освоить:



  • методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения информационных систем, используемых в образовании и их компонентов для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

  • аппаратные и программные средства, используемые при проектировании и эксплуатации информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) и его компонентов;

  • порядок и методы оформления исследований;

  • порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения.


Цель производственной практики:

Целью производственной практики является создание условий для достижения студентами профессиональной компетентности, обеспечивающей готовность к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста в области информационных технологий в образовании.


Задачами производственной практики являются:

  • закрепление студентами теоретических знаний, полученных по специальным дисциплинам, и практических навыков, приобретенных при выполнении лабораторных работ, практических занятий;

  • ознакомление практикантов с будущими должностными обязанностями, содержанием и объемом работы по выбранной специальности;

  • приобретение производственных навыков выполнения основных практических операций в конкретных учреждениях, структурных подразделениях, организациях;

  • изучение практикантами текущей, технологической, специальной документации, порядка ее ведения и разработки;

  • освоение студентами современных технологий работы с периодическими, информационно-справочными, реферативными изданиями по профилю подготовки;

  • сбор материалов для научно-исследовательских, творческих и дипломных работ;

  • ознакомление студентов с вопросами контроля, сертификации, обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны, с организацией планирования работы в конкретных учреждениях, структурных подразделениях, организациях


Основное содержание производственной практики:

В качестве основных принципов построения содержания производственной практики выступают:



  • соответствие содержания практики учебному плану;

  • постепенное ступенчатое усложнение содержания;

  • увеличение степени самостоятельности студентов при выполнении программы практики;

  • соответствие содержания практики уровню технической подготовки студентов;

  • построение производственной практики на основе включения студентов во все виды профессиональной деятельности (технологическая, исследовательская, практическая, проектная и т.д.).


Работа студента на производственной практике состоит в следующем:

  1. Общее ознакомление со структурой и задачами организации, учреждения, структурного подразделения, с проблемами и перспективами его развития, формами взаимодействия с другими организациями различных направлений и профилей.

Осуществляется студентами на основе самостоятельного выбора источников информации и диагностических методик (беседа с администрацией, анализ документации, организации экскурсии, изучение развития организации, сравнение схем работы организации со схемами работы других учреждений соответствующего профиля и т.д.).

Структура практической модели организации деятельности структурного подразделения может быть представлена как:



  1. Организационное обеспечение:

    • структура организации;

    • механизм организационной деятельности;

    • повышение квалификации;

    • прочее обеспечение.

2). Техническое обеспечение:

  • автоматизированные рабочие места разработчиков;

  • локальная вычислительная сеть;

  • вспомогательное оборудование.

3). Программное обеспечение:

  • инструментальные средства;

  • редакторы, текстовые процессоры;

  • средства планирования и управления НИР

  • другие средства.

4). Информационное обеспечение:

  • литературные источники, серверы Internet;

  • оперативные и долгосрочные планы;

  • правила, процедуры, программы;

  • базы данных процесса.

5) Техническая документация:

  • действующие стандарты;

  • инструкции по эксплуатации;

  • правила эксплуатации;

  • техника безопасности.

  1. Подробное изучение одного из структурных подразделений организации. При этом изучается:

  • назначение структурного подразделения, его связь с другими отделами организации, его место среди них;

  • организация и планирование работы структурного подразделения;

  • перечень информационных ресурсов учебного назначения (ИРУН), используемых или создаваемых в работе подразделения;

  • характеристика технической базы и программного обеспечения используемого в работе данного структурного подразделения;

  • программные и информационные продукты, создаваемые в подразделении.

  1. Оценка экономической эффективности исследований подразделения.

  2. Ознакомление с использованием информационных сетей для решения задач структурного подразделения. Наличие локальных вычислительных сетей и задачи, решаемые с их помощью. Связь с глобальными сетями (Internet).

  3. Ознакомление со структурой технического задания одного из информационных ресурсов учебного назначения (ИРУН), создаваемого в структурном подразделении.

  4. Дать анализ и самооценку результатов деятельности.

  5. Дать анализ информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), созданного или используемого структурным подразделением.

Итоги производственной практики подводятся на заключительной конференции, где заслушиваются отчеты студентов.



Содержание отчета студента о прохождении производственной практики:

  1. Оглавление.

  2. Введение:

  • краткое описание структуры и задач организации, учреждения, структурного подразделения, проблем и перспектив его развития;

  • основные структурные подразделения учреждения.

  1. Описание одного из основных подразделений организации, учреждения.

  • назначение структурного подразделения, его связь с другими отделами организации;

  • характеристика деятельности отдела;

  • планирование работы структурного подразделения;

  • перечень программных продуктов информационного назначения, используемых в работе подразделения;

  • характеристика технической базы и программного обеспечения используемого в работе данного структурного подразделения;

  • какие программные и информационные продукты создает данное подразделение

  1. Характеристика создаваемого или используемого структурным подразделением информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

  2. Анализ структуры технического задания одного из информационных ресурсов учебного назначения (ИРУН), создаваемого в структурном подразделении.

  3. Письменный анализ и самооценка результатов деятельности.

  4. Список используемой литературы, Internet-ресурсов,CD-дисков.



Итоговая аттестация.

По результатам производственной практики и представленной документации проводится дифференцированный зачет. При выставлении зачета учитываются:



  • степень самостоятельности студентов при выполнении ими заданий производственной практики;

  • качество мероприятий, проводимых в процессе практики;

  • характеристика работы студента, данная руководителем подразделения, а также руководителем практики (групповым руководителем практики);

  • участие в заключительной конференции;

  • представление отчета студентов о прохождении производственной практики.



Критерии оценки производственной практики:

Засчитывать производственную практику по специальности «Информационные технологии в образовании» в случае работы студентов в учреждении (например, фирме, создающей и работающей с информационными технологиями), в лаборатории электронно-коммуникативных образовательных ресурсов РГПУ им. А.И. Герцена, в отделах и на кафедре института образовательных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, при условии выполнения студентами работ по созданию информационного ресурса учебного назначения (ИРУН) в соответствии с ЕСПД. Предъявление отчета студентов о прохождении производственной практики - обязательно.


Учитываются критерии:

  • степень сформированности умений по применению теоретических и методических знаний в практике создания информационных образовательных ресурсов;

  • степень самостоятельности студентов при выполнении заданий, включенных в содержание производственной практики;

  • степень освоения студентами-практикантами функциональных компонентов процесса создания информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики; проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, проявил высокий уровень профессиональной подготовки в организации своей деятельности при анализе создаваемого или используемого структурным подразделением информационного ресурса учебного назначения (ИРУН).

«Хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, проявил инициативу в работе, однако допускал несущественные ошибки в проведении отдельных видов работы, предполагаемых программой практики.

«Удовлетворительно» ставится, если студент выполнил программу работы практики, однако допускал ошибки в планировании программного продукта, не учитывал в достаточной степени особенности создания образовательных ресурсов при оценке и анализе технического задания созданного или используемого структурным подразделением информационного ресурса учебного назначения (ИРУН), не видел своих ошибок и недостатков.


Для оценки результатов производственной практики используются следующие методы:

  • наблюдение за работой студентов во время производственной практики;

  • анализ качества подготовки и реализации программного или электронного образовательного ресурса;

  • беседы с руководителем структурного подразделения организации, образовательного учреждения и т.д.;

  • анализ отчетной документации студентов.


Функциональные обязанности руководителя практики.

В целях обеспечения полноценного руководства производственной практикой приказом по Университету назначается руководитель производственной практики курса и групповые руководители из числа преподавателей кафедры института образовательных технологий.



Обязанности руководителя практики

  • обеспечение организации, планирования, контроля хода результатов практики;

  • проведение установочной и заключительной конференции с участием представителей кафедры;

  • организация и проведение консультаций для студентов, в том числе и на дистанционной основе;

  • осуществление контроля над выполнением программы производственной практики;

  • анализ и оценивание результатов работы студентов.


Обязанности группового руководителя

  • организация, наблюдение, контроль и корректировка работы студентов в организациях, учреждениях и т.д. с привлечением руководителей или администрации структурных подразделений;

  • проведение установочного собрания в организациях, учреждениях и т.д.;

  • оказание помощи в планировании и анализе информационного ресурса учебного назначения (ИРУН);

  • организация и проведение консультаций для студентов, в том числе и на дистанционной основе;

  • посещение рабочего места практиканта и обсуждение хода его работы над образовательным проектом;

  • обучение студентов анализу успешности планирования и подготовки информационного ресурса учебного назначения (ИРУН);

  • сбор и проверка отчетной документации студентов;

  • итоговая аттестация студентов по результатам производственной практики.


Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Советов Б.Я. Информационные технологии. – М., 1997.

2. Левина М.М. Технологии профессиональной подготовки. – М.: Академия, 2001.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.

4. В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин, С.Л. Лобачев. Среда Интернет-обучения системы образования России.- М., 2000.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

6. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1997.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельников Н.Н. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга. – М., 2001.


б) дополнительная:

1. Кухарев Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. – Минск, 1997.



2. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. – СПб, 2000.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб, 1995.
скачать


Смотрите также:
Программа производстенной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по направлению
120.25kb.
Программа преддипломной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по направлению
108.96kb.
Программа производственной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
218.72kb.
Программа ознакомительной практики (2 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
89.38kb.
Программа ознакомительной практики (3 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
92.43kb.
Программа ознакомительной практики (1 этап) основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
77.61kb.
Программа производственной практики основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
198.85kb.
Программа модуля б основы социологии
145.08kb.
Программа модуля б основы социологии
144.11kb.
Программа производственной практики Направление подготовки 081100 государственное и муниципальное управление
150.51kb.
Организация практики студентов специализации «Клиническая психология»
110.51kb.
Приказ №35/1 от 30. 05. 2011 г. Основная образовательная программа
2156.75kb.