Главная стр 1
скачать
Программа профилактики наркомании «Выбор жизни»
Не каждый знает, что современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития — от запугивания до информирования. Примерно 20 лет назад произошло серьезное изменение парадигмы профилактики. Вместо анализа негатива факторов риска профилактика обратилась к позитиву, сформировав новое понятие — «защитные факторы», препятствующие употреблению психоактивных веществ детьми. Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) — наиболее современный подход к профилактике.

Многие подростки, живущие в среде, наполненной разнообразными рисками, обладают тем не менее определенной внутрен­ней сопротивляемостью плохому. Она позволяет им избежать употреб­ления ПАВ. Для того, чтобы быть эф­фективной, профилактическая про­грамма должна «работать» с потен­циальными мотивами употребления ПАВ и обеспечить учащихся необхо­димыми навыками сопротивления социальному давлению. И, как след­ствие, этой работы — сокращение спроса на ПАВ у населения в челом, а особенно среди подрастающего по­коления.

Программа превентивного образо­вания детей и подростков «Выбор жизни» разработана с учетом всех выше указанных особенностей со­временной профилактики.

Цели данной программы:


  • предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

  • обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

  • предоставить детям и подрост­кам объективную научную информа­цию о психоактивных веществах;

  • способствовать формированию положительного «образа — Я»;

  • развивать навыки самоуважения;

  • научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

  • привить навыки эффективного общения;

  • способствовать осознанию деть­ми и подростками своих ценностей;

  • сформировать навык принятия обоснованных решений;

  • сформировать навыки постанов­ки и достижения цели;

  • сформировать навыки сопротив­ления социальному давлению.

Концепция программы
Данная программа основана на концепции, которую можно без тру­да объяснить детям, учитывая их воз­растные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует по­нимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обяза­тельно влияет на все остальные части целого. каждую составную часть не­обходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспек­тов здоровья. каждый влияет на все остальные. каждый аспект освеща­ется в данной учебной программе с целью довести до детей и подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социаль­ного, личностного, духовного, эмоци­онального и интеллектуального бла­гополучия человека, а не только от­сутствие заболевания или немощи.

Название программы «Выбор жизни» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает возраст от шести до 18 лет:
«Полезные привычки»:  6-10 лет.
Цель: предупредить или отсрочить употребление табака и алкоголя де­тьми.
Задачи:


  • дать учащимся необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе; — способствовать формированию отрицательного отношения к упо­треблению табака и алкоголя;

  • способствовать формированию навыков ответственного поведения.

«Полезные навыки»: 11-15 лет.
Цель: предупредить или отсрочить употребление ингалянтов и наркоти­ков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у старшеклассников.
Задачи:

  • дать учащимся необходимые по возрасту знания об ингалянтах, нар­котиках и ВИЧ;

  • способствовать формированию отрицательного отношения к упо­треблению наркотиков;

  • способствовать формированию навыков ответственного поведения.


«Полезный выбор»: 16-18 лет.
Цель: создание условий для про­фессионального самоопределения подростков.

Задачи:

  • дать необходимые знания о со­временных профессиях;

  • научить выбирать профессию в соответствии со своими возможнос­тями и особенностями;

  • формировать положительное от­ношение к будущей профессии.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

   1.  Предотвращение употребления подростками ПАВ

2. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:


  1. Формирование позитивного отношения подростков к себе

  2. Формирование ответственности за свое поведение

  3. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

 

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

 Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков.

Сопровождение осуществляется посредством проведения определённого количества классных часов в каждом учебном году. Содержание уроков включает в себя передачу знаний, формирование установок, обучение навыкам в соответствии с задачами развития каждого возрастного этапа.

Каждая ступень программы вклю­чает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решении.

Наряду с существующими профи­лактическими программами данная программа имеет ряд преимуществ: сочетание традиционных и совре­менных подходов к превентивному образованию; построение на принципах преемственности (целостность, системность, последовательность); обеспеченность необходимыми ме­тодическими и рабочими пособиями, аналитическими материалами.
Методическое обеспечение программы
В школе имеются методичес­кие пособия для учителя. Комплекс материалов позволяет семье и школе придерживаться еди­ного подхода в воспитании.
Содержание занятий по программе развивается по принципу спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных зна­ний детей одни и те же темы расши­ряются, усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Для превентивного обучения дока­зана эффективность методов обуче­ния в группе.

Методы обучения в группе
В рамках программы используют­ся следующие методы:


  • Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от двух до восьми человек) ученики вза­имодействуют, решая общую задачу.

  • Мозговой штурм — используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

  • Групповая дискуссия — это спо­соб организации совместной дея­тельности учеников под руководст­вом учителя с целью решить группо­вые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.

  • Ролевое моделирование — может осуществляться в форме драматичес­ких представлений, ролевых игр, ра­диопередач, телевизионных шоу.

  • Упражнение — энергизатор — ко­роткое физическое упражнение, оживляющее активность группы.

  • Мини — лекция.

  • Положительная психологическая атмосфера — для успеха обучающего процесса важна психологическая ат­мосфера. 

  • Учебно-профилактическая про­грамма «Выбор жизни» представля­ет новую область педагогической де­ятельности, в которой тесно пере­плелись практическая психология, современная педагогика и идеи ме­дицинской профилактики. Методы профилактического обучения не ис­черпываются традиционными мето­дами, и поэтому учителю важно оз­накомиться с необходимым мини­мумом приемов и методов превен­тивного обучения.

Модели профилактического обучения
В традиционной — 70 % времени го­ворит учитель: поддерживает дис­циплину, сообщает новую информа­цию, дает инструкцию по выполне­нию задания, задает вопросы.

Ученики пассивно воспринимают материал, если их спросят, отвечают. Желательны правильные ответы. По­этому ученики соревнуются друг с другом за право высказать ожидае­мый ответ и получить поощрение учителя.

В современной методике — дети учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, об­суждать и решать проблемы. Учи­тель способствует общению учени­ков и выработке личностной и соци­альной компетентности Количество времени, в течение ко­торого говорит учитель, уменьшается до 25 %.
Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

1.    Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.

2.    Изменение отношения к возможному приему ПАВ

3.    Уровень конфликтности в подростковой среде

4.    Оптимизация внутрисемейных отношений

 

Критерии отслеживания эффективности


предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности

1.      Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1.     Появление у подростков устойчивых интересов

1.2.     Повышение успеваемости

1.3.     Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4.     Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5.     Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2.      Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 
Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.



Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.



Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

 

Утверждаю



Директор

МОУ Волошинской СОШ

Е.А.Данильченко
МОУ Волошинская СОШ
Программа профилактики наркомании

«Выбор жизни»


Разработана в 2009 году.
Основные мероприятия по реализации программы




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Проведение мероприятий на классных часах по профилактической программе «Полезные привычки, навыки, выбор» (третий и четвёртый год работы по этой программе).

В течение года

Островский М.Г.

Классные руководители



2

Реализация профилактической тематики в курсах ОБЖ и физической культуры, направленной на формирование у учащихся школы установки на ведение здорового образа жизни.

В течение года

Крыщенко С.А.


3

Участие в районных и областных семинарах по вопросам организации работы по профилактике злоупотребления психотропными веществами несовершеннолетних.

В течение года Островский М.Г.

Белоусова Г.В.






4

Обновление банка данных об учащихся «группы риска», часто пропускающих школу без уважительной причины.

В течение года

Кл. руководители

Совет профилактики правонарушений

Администрация школы


5

Беседы с родителями, не выполняющими свои обязанности по воспитанию детей.

Постоянно в течение года

Администрация школы, Совет профилактики правонарушений, классные руководители

6

Организация и проведение мероприятий по трудоустройству подростков во время пятой трудовой четверти.

Май-август

Администрация школы

7

Продолжать проводить мероприятия по информированию родителей о последствиях злоупотребления наркотиками, возможностях получения специализированной помощи.

Постоянно

Классные руководители, представители

ФАП.


8

Вовлечение подростков в различные детские объединения.

сентябрь

Белоусова Г.В.

Островский М.Г.



9

Работа предметных кружков и секций.

В течение года

Белоусова Г.В.

10

Проведение школьной акции «Я выбираю здоровье!»

Сентябрь-октябрь

Крыщенко С.А.

Горашко Е.В.



11

Проведение цикла бесед по профилактике злоупотребления психотропных веществ:

- «О вреде курения на подрастающий организм »;

- «Остановись и подумай»;

- Сказка о вреде курения, о том, как инопланетяне не смогли дышать загрязнённым воздухом»;

- «Пить или не пить- жить или не жить?»

- «Зачем люди начинают принимать наркотики?»



В течение года


Белоусова Г.В.

Классные руководители.


12

Выпуск листовок о вреде курения, алкоголя и наркотиков.

В течение года

Островский М.Г.

Белоусова Г.В.




13

Постоянное обновление материала на стенде «Нет наркотикам!»

сентябрь

Остапенко Е.Л.

Белоусова Г.В.



14

Участие в районном смотре-конкурсе агитбригад «Скажи наркотикам – нет».

По плану

Островский М.Г.

Белоусова Г.В



15

Участие в спортивных мероприятиях школьного и районного масштаба

В течение года

Крыщенко С.А.

16

Работа по обновлению экспозиций в школьном музее

В течение года

Остапенко Е.Л.

17

Поисковая и исследовательская работа по плану школьного музея.

В течение года

Воронько Л.И.

18

Работа школьной ДМО «Парус» по утверждённому плану

В течение года

Остапенко Е.Л.




№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Координация деятельности служб системы профилактики по безнадзорности и правонарушений

В течение года

Администрация школы

Совет Профилактики правонарушений



2

Проведение профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений

В течение года

Администрация школы

Совет профилактики

Дунаева Н.Л.


3

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

постоянно

Администрация школы

Дунаева Н.Л.




4

Проведение бесед по правопорядку:

- «День правовых знаний»;

- «Мои права и обязанности»;

- «Заповеди для учащихся школы»



Сентябрь - май

Классные руководители

5

Проведение бесед по правилам дорожного движения

В течение года

Классные руководители

6

Беседы на классных часах по соблюдению правил поведения в общественных местах

В течение года

Классные руководители

7

Беседы с родителями, не выполняющими родительские обязанности по воспитанию детей.

Постоянно в течение года

Администрация школы, совет профилактики правонарушений классные руководители

8

Организация и проведение мероприятий по трудоустройству подростков во время пятой трудовой четверти

Май - август

Администрация школы

10

Проведение мероприятий досуга несовершеннолетних:

- работа детских объединений;

- книжные выставки;

- театрализованное представление о вредных привычках;

- «В гостях у Сергея Есенина» - литературно-музыкальная композиция;

- спортивная игра «Нам вместе весело!»



В течение года по плану

Белоусова Г.В.

Островский М.Г.

Остапенко Е.Л.


11

Работа школьных детских объединений

В течение года

Белоусова Г.В.

12

Активизировать пропаганду здорового образа жизни с привлечением врачей местных фельдшерских пунктов

В течение года

Крыщенко С.А.

13

Продолжать сбор экспонатов для школьного музея и поисковую работу по запланированным направлениям

В течение года

Остапенко Е.Л.

14

Продолжить сотрудничество с детскими приютами по временному устройству несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Дунаева Н.Л.

Данильченко Е.А.

Совет Профилактики


15

Обновление материала на стенде «Права и обязанности ребёнка»

Сентябрь-октябрь

Островский М.Г.

16

Подбор необходимого материала в уголок для родителей

Сентябрь-октябрь

Белоусова Г.В.

17

Всеобуч для родителей: «Причины правонарушений в подростковом возрасте»

май

Островский М.Г.

18

Анкетирование «Сквернословие в моей жизни» по правовому воспитанию, опрос уч-ся 6-11 классов по анкете «Роль СМИ в жизни»

апрель

Классные руководители

19

Проведение единых дней профилактики правонарушений несовершеннолетних: «Об ответственности родителей за воспитание детей». «Сквернословие». «Влияние новых технологий на развитие личности и здоровья», «Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних». «Нормы жизни в обществе», «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности человека», «Воспитание толерантности», «Профилактика ВИЧ/СПИДа и употребление психоактивных веществ»

октябрь
декабрь

февраль
март


апрель
май

Администрация школы

Классные руководители



скачать


Смотрите также:
Программа профилактики наркомании «Выбор жизни»
165.21kb.
О ежегодной всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности
147.04kb.
Закон краснодарского края об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании
127.23kb.
Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор» Основные разработчики Программы Заместитель директора школы по воспитательной работе
209.05kb.
Программа по профилактики алкоголизма, наркомании и спида в молодежной среде будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если
222.12kb.
Профилактики наркомании среди детей и подростков
400.77kb.
Программа профилактики правонарушений, безнадзорности и злоупотребления пав на 2008 -2012 годы
135.93kb.
Для профилактики наркомании
62.88kb.
Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь!"
92.5kb.
Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь!"
139.25kb.
Программа профилактики правонарушений и злоупотреблений пав на 2013 2016 учебные годы п. Октябрьский, 2013 год
437.13kb.
Профилактики правонарушений и безнадзорности несовершенолетних «будущее для всех»
88.22kb.