Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71» города Кирова






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОАУ СОШ № 71

города Кирова




Шаклеина Э.Н.









Программа профилактики

употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних

2011-2014 год

город Киров

2011

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель программы

4

3.

Задачи программы

4

4.

Условия реализации программы


4

5.

Структура и содержание программы


5

6

Этапы реализации программы


9

7.

Критерии эффективности реализации программы

10

8.

Ожидаемый результат реализации программы

10


Пояснительная записка

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие  для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и  дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социо-психо-физиологическим расстройством». Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
Данная программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.



Задачи программы:

    • создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;

  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ;

  • выработать представление о негативном влиянии вредных привычек;

  • сформировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;

  • сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к наркотикам;


Условия реализации программы

Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

- хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

- в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных учащихся всех классов, родителей, учителей. Надо постараться сделать ее «собственностью»  всех, кто учится и работает в школе. Программа должна состоять из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;

- изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы,  ее успехах и проблемах необходимо сообщать всей школе, родителям, администрации.

При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, внеклассные виды деятельности, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия в 1-11 классах.



Структура и содержание программы

Начальная школа

Цель первичной профилактики наркозависимости в начальной школе:

адаптация учащихся к школе.

задачи:


- налаживание взаимодействия школы и семьи;

- оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе;

- формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождения детей, общепринятых праздников (Новый год, День Учителя, день Матери и т.д.), специфических праздников для данного класса, совместные походы, дни Здоровья и т.д.;

- Формирование у детей здорового образа жизни.

 

Система мероприятий

по первичной профилактике наркозависимости в начальной школе

 


Мероприятия

Ответственные

      диагностика уровня адаптации детей к школе

психолог

      диагностика учащихся с целью выделения «группы риска»

Психолог, классные руководители

      Дни здоровья, театрализованные праздники, участие в городских и школьных конкурсах

Педагог-организатор, классные руководители

      занятия по программе «Я- гражданин России»

Классные руководители

      беседы, классные часы на формирование установки на ведение здорового образа жизни

Классные руководители

      профилактические мероприятия на уроке для формирования умений и навыков отказа

Инициативная группа, классные руководители

  • Работа психологического клуба «Доверие» по формированию ценности здорового образа жизни

Педагог-психолог

  • Участие в занятиях клуба «Подросток и закон»

Учитель обществознания, классные руководители

 

Средняя школа.

 

Цели первичной профилактики наркозависимости в средней школе:



- предотвращение употребления подростками ПАВ;

- формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование ответственности за свое поведение;



- представление информации о влиянии вредных привычек на человека;

- формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;

- формирование умения противостоять давлению сверстников;

- обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;

- формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Тренинги направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

- умение принимать решение

- критически оценивать информацию

- сопротивляться групповому давлению

- конструктивно решать конфликтные ситуации

- регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.

Система мероприятий

по первичной профилактике наркозависимости в средней школе 

Мероприятия

Кто проводит

      Обучающие семинары для работников школы с целью введения их в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы профилактики

 


администрация

      Лекции, семинары для классных руководителей. Темы:

- «Возрастные особенности подростков»

-  «Особенности отношения детей к наркотикам»

- «Факторы риска наркозависимости»

- «Стиль педагогического общения как стрессовый 

    фактор»



Зам директора по ВР

Психолог


      выявление индивидуально-личностных особенностей подростков

      выявление «группы риска»



Психолог, классные руководители

      выявление объема знаний и представлений подростков о наркотиках

Классные руководители, учителя обществознания, ОБЖ, биологии

      встречи со специалистами

Классные руководители

      профилактические мероприятия для выработки навыка  ведения здорового образа жизни, участие в занятиях клуба «Подросток и закон»

Классные руководители

  • Классные часы на тему «Быть здоровым – это здорово!»

Классные руководители

      реализация программы «Я – гражданин России »

Классные руководители

      тематические всеобучи для родителей (лекции, семинары, беседы)с приглашением специалистов

Администрация школы, классные руководители

      проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы, участие в научно-практической конференции по данной теме

Классные руководители, психолог

      тренинги для подростков с целью формирования ответственности за свое поведение

психолог

      организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности

Зам директора по ВР, Классные руководители

  • Участие в днях Здоровья

Педагог-организатор,

Классные руководители



  • Посещение спортивных кружков и секций

Учителя физкультуры, классные руководители

  • Участие в городских и школьных соревнованиях и конкурсах

Классные руководители, педагог-организатор, учителя физкультуры

  • Подготовка сообщений, рефератов, докладов по данной тематике

Учителя-предметники

Старшая школа.

Цели первичной профилактики наркозависимости в старшей  школе:

- предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;

- воспитание, формирование в старших подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;

- формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека.

Задачи:


- формирование позитивного отношения подростков к себе

- формирование ответственности за свое поведение

- формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам и их употреблению.

 

Система мероприятий



по первичной профилактике наркозависимости в старшей  школе

 


Мероприятия

Кто проводит

      анкетирование учащихся с целью определения их занятости во внеучебное время

      анкетирование учащихся с целью определения отношения к ПАВ и их употреблению



Классные руководители, педагог-психолог

      активные методы изменения отношения подростков к ПАВ и их употреблению

- групповые дискуссии

- ролевые игры

- мозговой штурм

- беседы

- тренинги



Классные руководители, психолог

      формирование инициативной группы из подростков для организации внутришкольной работы по профилактике наркозависимости

Психолог, учащиеся 9-11 кл

      проведение культмассовых мероприятий в школе для организации досуга подростков

Кл. руководители, зам директора по ВР

      спортивные мероприятия

Учителя физкультуры

      выпуск школьной газеты по пропаганде здорового образа жизни

Педагог-организатор, учащиеся   9-11 кл

      родительские собрания с целью введения родителей в проблему

      индивидуальные консультации для родителей



Классные руководители

Педагог-психолог



      семинары и тренинги для педагогов по различной тематике

специалисты

      реализация программы «Я – гражданин России »

Кл.  руководители

  • Организация занятий клуба «Подросток и закон»

Учитель обществознания, кла ссные руководители

  • Участие в городских и школьных конкурсах и соревнованиях по данной тематике

Педагог-организатор, учителя физкультуры

  • Подготовка сообщений, рефератов, докладов по данной тематике

Учителя-предметники

  • Посещение спортивных кружков и секций

Классные руководители, учителя физкультуры

  • Организация спортивных праздников, дней здоровья, театрализованных праздников для младших школьников

Классные руководители, учителя физкультуры, педагог-организатор


Этапы реализации программы

Реализация программы рассчитана на 3 этапа:



1 этап Работа с коллективом школы.

Во время первого этапа происходит принципиальное принятие решения о том, что эта программа будет реализована в школе. Это решение обсуждается на административном совещании школьной администрации, на классных часах и родительских собраниях. Во время первого этапа нужно сформулировать общий замысел программы, очертить его временные и функциональные рамки. Задачей данного этапа станет просветительская работа с целью разъяснения актуальности данной проблемы. Совместные действия педагога-психолога, медицинского работника и специалистов правоохранительных органов восполнят пробелы по данному вопросу у педагогов.

 

2 этап –Работа с учащимися

Второй этап это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий и их внимательная оценка. Если какая-то идея при планировании считалась гениальной, но на поверку оказалась неработающей, нужно оставить ее до лучших времен. Важно сохранить инициативу и уверенность в том, что программа в целом работает успешно. Каждый этап работы необходимо чётко анализировать с целью выявления положительных и отрицательных моментов в работе.


Критерии эффективности реализации программы
Аналитическая группа (школьный психолог, учителя физкультуры, ОБЖ, медработник, представители специальных органов) помогает выявить эффективность проведенной работы. Сводная таблица в конце каждого учебного года помогает увидеть успехи, проблемы и ближайшие перспективы для дальнейшей реализации данной программы.
Ожидаемый результат реализации программы

Показателями эффективности этой программы в школе будет:



  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ учащимися школы;

  • сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни (увеличение количества спортивных секций и участников в них);

  • снижение уровня подростковой преступности;

  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек.

 





скачать


Смотрите также:
Программа профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних 2011-2014 год
147.79kb.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
260.22kb.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
260.46kb.
Программа «Пути профилактики употребления психоактивных веществ»
315.84kb.
Программа по профилактике злоупотребления пав среди несовершеннолетних на 2013-2015 г
272.24kb.
Программа профилактики вич/спида и употребления психоактивных веществ Информация для родителей
392.39kb.
С учащимися и их родителями по профилактике употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни
35.45kb.
Совета профилактики правонарушений мбоу сош п. Сараны на 2013-2014 учебный год Цель
41.84kb.
Номинация «Лучший инновационный проект «Организация первичной профилактики употребления пав среди детей и подростков в школьной среде»
101.63kb.
Программа профилактики употребления пав
139.24kb.
Программа по профилактике употребления психоактивных веществ «будущее в твоих руках»
126.16kb.
Справка о работе моусош №16 города Королёва Московской области по предупреждению и употреблению наркотических средств среди несовершеннолетних
35.44kb.