Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 «Успех»

г.о. Самара
«Утверждаю»

Директор школы__________________________ С.А. Терентьев

30.08.2013

Программа развития

и воспитания

дошкольников в образовательной системе

«Школа 2100»

«Школа дошкольной подготовки»

на 2013-2014 учебный год


Рассмотрено на заседании Методического объединения

школы I ступени

Протокол №1 от «29августа» 2013г.

Заместитель директора

по УВР школы I ступени_______________________Г.Н.Иванова
Пояснительная записка.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Предлагаемая программа рассматривает психолого–педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».

Общеобразовательная программа «Школа дошкольной подготовки» переработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Данная программа учитывает особенности: современного ребенка, современного педагога, современного родителя.

Содержание программы «Школа дошкольной подготовки» ориентировано на ребенка, на создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. Это программа обогащенного развития детей через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для будущих школьников занятий.

Содержание данной программы составлено в соответствии заявленным в ФГТ принципам:

1.Способствует достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

2.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

4.Формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

Ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса.

Программа учитывает особенности: современного ребенка, современного педагога, современного родителя

Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсирования сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создание условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условия школьного обучения. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свои потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.



  1. Создание развивающей среды.

  2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.

  3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также мышление, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

  4. Формирование опыта самопознания.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Содержание дошкольного образования должно соответствовать заявленным в ФГТ принципам:


- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточностиоответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 

Программа так же строится в соответствии с общими принципами, изложенными в Образовательной программе «Школа 2100», частично представленными далее:



а) Личностно ориентированные принципы.

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) культурно ориентированные принципы



Принцип образа мира и целости содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня, это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка орие5нтироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

в) Деятельностно-ориентированные принципы.



Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие!
Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников.

В образовательной системе «Школа 2100» в качестве ведущей технологии в школе используется проблемно-диалогическое обучение. Занятия с дошкольниками ведутся в этой же технологии, которая специально адаптирована к возраcту ребенка-дошкольника. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.



Общая схема организации игрового занятия.

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 – 5 минут).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникло затруднения (с детьми 3-4 лет организуются работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи, дети 5-6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют материальное действие). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен самоопределиться.


  1. Понимать, что от него требуется в игре.

  2. Определить может он играть в эту игру или не может.

  3. Определить хочет он играть в эту игру или не хочет.

2. Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин)

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.)

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое» дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее используя новый способ действия.



  1. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин)

На этом этапе проводятся игры где детьми используются новые знания или умения. Выполняется работа в учебной тетради (2 – 3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют ошибки.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

А) что нового узнали

Б) что новое пригодится

Занятия дают детям социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения.


Содержание программы

I. Учебно - познавательная деятельность.

На занятиях у детей воспитывается активное отношение к собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения (что делать и как делать); самостоятельно на основе указаний воспитателя определять способы выполнения задания; активно участвовать в обсуждение задания, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.

У детей формируется элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответвие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым в случае несоответствия устранять их самостоятельно. Педагог поддерживает проявление дошкольниками стремления к совместной деятельности: дети должны уметь проявлять внимание к затруднениям товарищей, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае неправильного действия сверстника, справедливо и доброжелательно оценивать работу сверстников; выполнять задания вдвоем, строем, распределять между собой работу, согласовывать свои действия. К перечню условий, обеспечивающих успешность действий, можно отнести создание в педагогическом процессе ситуации успеха. С. Френе отмечал, что неудачи являются одним из главных барьеров на пути развития детей. «Человек не может существовать без успехов, которые независимо от их характера способствует его жизненному самоутверждению» (С. Френе, 1990, с. 156).

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:




«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (чтение

Авторы Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т. Р. Кислова

Содержание курса «По дороге к Азбуке» (72 часа)

для детей 6-7 лет

Основной целью второго года обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, перечисленным развитию выше. Кроме того, в старшей группе предусматривается курс риторики, который во многом решает проблему развития связной речи.

Параллельно с курсом «По дороге к Азбуке» используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» в двух частях.



  1. Звуки:

- понятие «звук», органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в слове первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

3. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звука и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перемещения, добавления, исключения слогов или звуков;

- выявление повторяющихся в слове слогов с последующим их добавление в другие слова.

- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.


4. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятия «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

5. Связная устная речь:

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

- обучение подробному пересказу текста;

- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов.

В течение первого и второго года обучения производится целенаправленная работа по развитию логического мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:


  • Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

  • Выделение лишнего предмета;

  • Объединение различных предметов в группы;

  • Выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система перечитыванию одного текста приходит чтение «с продолжением» произведений большего объема.

Значительно возрастает роль обсуждения прочитанного, услышанного. Воспитатель ведет диалог с детьми, останавливая их внимание не только на нравственных или иных проблемах, затронутых в произведении, но и обращает внимание на выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр.

Разнообразнее становятся и формы исполнения детьми литературного произведения. К чтению наизусть, декламации, «оживлению» по картинке, проигрыванию добавляются пересказы с использованием иллюстрации и иных зрительных опор, выразительное чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе, озвучивание, иллюстрирование, конструирование и прочее в совместной с воспитателем деятельности.

Усиливается роль игры в процессе осмысления художественного произведения, при этом могут использоваться ролевые, творческие, литературные игры.



Рекомендуемые произведения

Малые жанры фольклора.

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки.

Сказки.


«Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «По щючьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Мужик и медведь», «Василиса прекрасная» и др.

Бр. Гримм «Соломинка, Уголь и Боб», «Горшок каши», «Госпожа Метелица».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки».

П. Ершов «Конек – Горбунок».

С, Асаков «Аленький цветочек»,

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Стихи.

А. Фет «Бабочка», «Рыбка».



Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Чародейкую Зимою».

К. Бальмонт «Росинка», «Осень», «Золотая рыбка».

С. Есенин «Поет зима, аукает», «Береза».

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…», «Иван Иваныч Самовар», «Весёлые чижи», «Бульдог и таксик», «Иван Торопышкин».

Саша Черный «Приставалка», «Песня солнечного луча», «Воробей».

Л. Каминский Объявление

К. Чуковский Айболит

С. Маршак Дождь

Ян Бжехва «Дырки в сыре», «На горизонтских островах», «Муха – чистюха», «Очень вежливый индюк».

С. Михалков Прививка, Мой щенок, Фома, Тридцать шесть и пять.

Ю. Тувим Где очки?

Я. Аким Что говорят двери

Е балагин Эхо, Одуванчик, Посидим в тишине.

В. Берестов Читалочка, Заяц-барабанщик.

И. Токмакова Разговор ветра и осинок, Мне грустно – я лежу больной, Мы играли в хохотушки, В чудной стране, Плим

А. Кушнир Что лежит в кормане, Заветное желание, Когда я буду взрослым, Веселая прогулка, Не шутите! Кто сказал, что мы подрались?

В. Левин Хитрая мышка

Н. Матвеева Было тихо…, Солнечные зайчики, Кораблик.

Ю. Мориц Это – да! Это – нет! Трудолюбивая старушка, Веселый завтрак, Попугай и утка.

Р. Муха Про Ужа и про Ежа, Одинокая свинка, Проводы

Э. Мошковская Бульдог, Телеграмма Косматая-косматая

Г. Остер Очень страшная история, Вредные советы

Пьесы.

Д. Самойлов «Слоненок пошел учиться»



Рассказы.

Л. Каминский Игра в загадки

Д. Хармс Храбрый еж

Н. Сладков Зимний запас, Медвежья горка, Лесные тайнички

В. Сутеев Это что за птица

В. Бианки Чей нос лучше, Хвосты.

Э. Шим Весна, Ландыш, Жук на ниточке

В. Голявкин Как тетя Фрося разрешила спор, Я пуговицу сам себе пришил

Н. Носов Ступеньки, На горке, Живая шляпа.

Ю. Коваль «Фиолетавая птица», «Под соснами»


«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (письмо

Авторы Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т. Р. Кислова

Содержание курса «По дороге к Азбуке» (72 часа)

Для детей 6-7 лет



Цель данного курса: формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

Письмо в первом классе вызывает значительные затруднения учащихся. Причиной тому – неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Поэтому необходима определенная подготовка к письму букв, основная идея которой – подготовить к письму без письма системой специальных упражнений. Они снижают психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму в первом классе.

На занятиях штриховкой идет подготовка руки к работе. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Письмо по данной методике предполагает отработку основных двигательных элементов букв, то есть отрабатываются движения руки при письме. И в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. На первых занятиях, чтобы было понятно направление штриха, то есть откуда и куда надо рисовать, на одном из отрезков движение указывается стрелкой.

Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. После того, как ученики научатся хорошо обводить их, штриховать параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображением предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют различные композиции. После освоения штриховки параллельными отрезками, дети выполняют ее волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Далее дети сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекала, по образцу учителя или самостоятельно составляют смысловые композиции.

Штриховка – это не только укрепление руки. Штриховка должна стать частью эстетического воспитания – важно научить детей видеть и привыкнуть создавать красоту. Работа со штриховкой увлекает детей, доставляет удовольствие и не утомляет. Кроме этого, на занятиях решаются и другие задачи – развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса и развитие устной речи.

Обведение по трафарету геометрических фигур, предметов помогает ребятам изображать предметы с натуры, не искажая пропорции и форму. Это подводит детей к пониманию симметрии, пропорции. Ребята проявляют изобретательность, моделируя, строя, конструируя предметы по представлению, по памяти. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как есть возможность попутно работать над словом, составлять небольшие рассказы по теме, расширять знания детей об окружающем мире.

Таким образом, на занятиях штриховкой основное внимание уделяется построению, штриховке и развитию речи, дети учатся мыслить и творить в процессе развития мускульной памяти.

Виды заданий:

-понятие о штрихе и штриховке, наклонной и прямой линиях;

-обводка геометрических фигур, кривых линий по лекалу, фигур животных;

-письмо отрезков сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не наоборот);

- письмо наклонных штрихов сверху вниз и снизу вверх;

-письмо круговыми движениями, овалами, полуовалами, петлями, волнистыми и зигзагообразными линиями;

Правила выполнения штриховки: не сближать штрихи, между ними должно быть 0,5 см, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, их направление.



«Математическое развитие»

(авторы М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина – пособие «Моя математика») (36 часов)

Цель данного курса: научить соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Задачи раздела:

  • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов по классам в соответствии с выделенными свойствами;

  • Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, неравно, столько же, больше, меньше;

  • Формирование пространственных представлений и временных: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;

  • Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметами множеств и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

  • Сравнение множеств выраженных числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми;

  • Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один);

  • Различение количественного и порядкового числа, счёт в прямом и обратном порядке;

  • Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;

  • Составление и решение простых арифметических задач;

  • Различение и называние геометрических фигур;

  • Упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Для поведения занятий компьютеры не требуются.

Темы занятий.

  1. Свойства предметов.

  2. Свойства и признаки предметов.

  3. Объединение предметов по общему свойству.

  4. Множества и подмножества предметов, обладающих указанными признаками.

  5. Признаки предметов.

  6. Части и целое.

  7. Сравнение совокупностей. Знаки «=», « ≠».

  8. На, над, под. Слева, справа.

  9. Между, посередине.

  10. Один – много. Число и цифра 1.

  11. Внутри, снаружи.

  12. Число и цифра 2. Пара.

  13. Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

  14. Число и цифра 3.

  15. Замкнутые и незамкнутые линии.

  16. Ломаная линия. Многоугольник.

  17. Число и цифра 4.

  18. Впереди, сзади.

  19. Столько же. Знаки «=», « ≠».

  20. Больше, меньше. Знаки «<», «>».

  21. Раньше, позже. Число и цифра 5.

  22. Сложение и вычитание в пределах 10.

  23. Число и цифра 6.

  24. Длиннее, короче. Измерение длины.

  25. Число и цифра 7.

  26. Тяжелее, легче.

  27. Число и цифра 8.

  28. Число и цифра 9.

  29. Число и цифра 0.

  30. Весёлая математика (игра-соревнование).


В результате работы дети могут по математике:

  • Называть числа от 1 до 10;

  • Продолжить заданную закономерность;

  • Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

  • Выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;

  • Разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  • Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

  • Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • Проводить аналогию между разными предметами;

  • Находить похожее у разных предметов;

  • Переносить свойства одного предмета на другие;

  • Устанавливать пространственно- временные отношения с помощью слов: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;

  • Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе визуально, приложением, наложением, и с помощью выбранных мерок;

  • Распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  • Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

  • Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 геометрических фигур по образцу;

  • Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаге и в клетку «от руки».



«Информатика»

Авторы А.В. Горячев Н.В. Ключ («Все по полочкам»)

(36 часов)

Целью данного курса является развитие интеллектуальных и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие интеллектуальных способностей – это развитие логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Курс информатики для старших дошкольников ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса педагог заботится о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста должен освоить умственные операции, которые будут необходими ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархий понятий.

Педагог создает условия для подготовки дошкольников к творческой созидательной деятельности, развития фантазии, воображения.

Для проведения занятий компьютере ны требуются.



Содержание занятий.

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множество предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значение признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.


  1. Действие предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

  1. Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

  1. Развитие творческого воображения.

Наделение предметов своими свойствами. Перенос свойств одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Поскольку предполагается, что на занятиях дети могут выполнять занятия, относящиеся к разным темам, то установить точное количество занятий невозможно.

В программе по информатике для дошкольников не ставиться цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков. Скорее всего можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по информатике дети 5-6 лет будут уметь:



  • Выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданными свойствами или несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества, характирезующиеся общим свойством;

  • Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

  • Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • Называть главную функцию предметов;

  • Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  • Применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

  • Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

  • Приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • Приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

  • Формулировать отрицание по аналогии;

  • Пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

  • Видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

  • Проводить аналогию между разными предметами;

  • Находить похожее у разных предметов;

  • Переносить свойства одного предмета на другие.


Синтез искусств

(«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»)

Автор О.А. Куревина, Г.Е Селезнева

(36 часов)



Целью данного курса является формирование навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительность; развитие художественно-творческих способностей детей, образного и ассоциативного мышления , фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности.

На занятиях дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусств, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства.

Формирование навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности


Развитие речи

Музыка

Изобразительное искусство

Пластика, ритмика, театральные формы

1. Основы восприятия настроения произведения искусства

  1. Дать представление о выразительности слова в литературе. Научить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами.




  1. Показать возможность голоса, его интонации в передачи настроения при устном общении. Научить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования.

Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения.

Научить воспринимать мажорное и минорное звучание.

Дать представление о высотной особенности звуков.

Научить различать звуки высокого, среднего и низкого регистров.



Раскрыть особенности живописного колорита. Рассказать о холодных и теплых тонах; раскрыть особенности фактуры природного материала. Научить различать теплые и холодные тона, находить их в картине.
Рассказать о значении цветовой насыщенности (фактуры) картины.

Научить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине, составлять композицию из природного материала с опорой на цветовую доминату.



Дать представление о возможности пластики в передаче различных эмоциональных состояний. Научить мимикой и жестом выражать эмоциональные состояния.
Дать представление о пластике «живых картин» на заданную тему.


Конструирование

(автор И.В. Маслова « Лепка, аппликация, конструирование»)

(36 час)

Цель данного курса – помочь ребенку адаптироваться в школе, усвоить правила поведения во время уроков, совершенствовать координацию движения руки. Основные материалы и инструменты: крупный и мелкий деревянный конструктор для построек с деталями разных цветов, добавляются фигуры: призма, брусок; игрушки для обыгрывания сюжетов, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.). Содержание работы : учить соотносить по размерам постройки и игрушки для их обыгрывания; сооружать постройки по условиям и по замыслу, при работе с бумагой сгибать лист пополам, по диагонали, совмещая при этом стороны или углы, усложнять, преобразовывать работу, использовать различные детали конструктора с учетом их свойств.

Основные материалы и инструменты.

Различные конструкторы, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, желуди, сушеные листья, семечки и т.п.).


Содержание работы.

Учить анализировать свою работу (передача характера, формы, объема, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), анализировать образцы, вносить изменения, дополнения.

Учить планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке).

Учить новым способам складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.


Темы занятий.

  1. Бумага. Объёмное конструирование птицы с использованием приёма гофрирования (крылья). Птичка – невеличка.

  2. Природный материал. Объёмное конструирование из природного материала по замыслу. Лесные человечки.

  3. Бумага. Плетение из бумажных полос по заданным условиям. Разноцветный коврик.

  4. Бумага. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы. Куколка волшебница.

  5. Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Лисичка.

  6. Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Мордочка кошечки.

  7. Бумага. Объёмное конструирование из бумаги санок по образцу. Волшебные саночки.

  8. Художественное конструирование новогодних игрушек. Фонарик. Снежинка.

  9. Художественное конструирование новогодних игрушек. Гирлянда.

10.Художественное конструирование новогодних игрушек. Новогодние маски.

11.Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Весенняя лодочка.

12.Бумага. Художественное конструирование с элементами оригами. Пальчиковые куклы.

13.Выполнение коллективной композиции из разных материалов по собственному замыслу.

14.Аппликация из природных материалов. Осенние листья.

15.Аппликация из природных материалов. Симметрия. Волшебный цветок.

16.Бумага. Геометрическая аппликация. Круг. Бусы для Осени.

17.Бумага. Геометрическая аппликация из четырёхугольников. Квадрат, ромб и прямоугольник. Весёлый робот.

18.Бумага. Геометрическая аппликация из овалов и кругов. Овал и круг. Рыбки в аквариуме.

19.Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к Новому году.

20.Бумага и бросовый материал (вата). Сюжетная аппликация. Зима.

21.Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к 23 февраля.

22.Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к 8 Марта.

23.Бумага. Симметричная аппликация. Весёлый хоровод.


В результате работы дети знакомятся с:
– правилами работы с различными материалами;
– правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, шаблонами, трафаретами и чертежами.

Дети могут:


– при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях;
– анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;
– выполнять работы по условиям и по замыслу;
– усложнять, преобразовывать работу;
– правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе;
– анализировать свою работу;
– поддерживать порядок на рабочем месте.
«Риторика общения»

(авторы З.И.Курцева, Т.А.Ладыженская – пособие

«Ты – словечко, я – словечко…»)

(36 часов)


Целью данного курса является развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей; развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания; использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи. Основными линиями развития являются:

- нравственный аспект речевого поведения;

-речевой этикет в разных ситуациях общения;

-культура слушания;

-невербальные средства общения ( мимика , жесты);

-средства выразительности устной речи (интонация, темп, громкость звучания).



Данный раздел способствует разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в различных речевых ситуациях, знакомит с культурой речевого поведения, совершенствует невербальные средства общения.

Предметное содержание

Основные линии программы:

  • Нравственный аспект речевого поведения;

  • Речевой этикет в различных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения и др.);

  • Культура слушания;

  • Невербальные средства общения.

Темы занятий.

  1. Знакомьтесь!

  2. Что такое общение?

  3. Для чего люди общаются?

  4. Общение бывает разным.

  5. Устное общение.

  6. «Говорит она беззвучно…»

  7. Письменное общение.

  8. Зачем быть вежливым?

  9. «Здравствуйте!»

  10. «До свидания!»

  11. Кто ? Кому? Зачем? Как ?

12.Твой голос.

13.Тихо или громко.

14.Поспешишь, людей насмешишь.

15. Не сломай язык.

16. Каким тоном?

17. Благодарность.

18. « От улыбки стало всем теплей»

19-36. Закрепление полученных знаний


В результате работы дети должны уметь:

  • Оценивать своё речевое поведение и поведение другого человека (так говорить можно – так говорить нельзя, верно – неверно выраженная мысль, хорошо – плохо звучит речь);

  • Ориентироваться в различных речевых ситуациях общения, учитывать к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • Внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на говорящего;

  • Соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:


  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

- занятие-соревнование.

II.Воспитательные цели программы

1.Воспитание гармонически развитой личности через формирование основ мировоззрения ребенка.

2.Формирование у детей способностей к философствованию – осмысленному отношению к явлениям деятельности.

3.Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.

4.Развитие речи и коммуникативных навыков.

5.Выявление творческих способностей ребенка: внимание, фантазия, воображение; создание условий для выявления творческих способностей каждого ребенка.


III.Формы работы с детьми:

Двигательная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

Физические и игровые упражнения

Соревнования, игры, физическая культура, физкультминутки



Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр


Трудовая деятельность

Дежурство

Трудовые поручения

Совместная деятельность по уходу за …



Коммуникативная деятельность

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры, игры с правилами



Познавательно исследовательская деятельность

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Сюжетные игры, игры с правилами


Восприятие художественной культуры

Чтение


Обсуждение

Разучивание

Ситуативный разговор с детьми


Продуктивная деятельность

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов


Музыкально – художественная деятельность

Слушание и исполнение музыкальных произведений

Музыкально-дидактические игры


Методы образовательной деятельности, осуществляемые в ходе режимных моментов:

  • Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры)

  • Наглядно-слуховой (использование музыки)

  • Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме)

  • Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы)

          

   IV. Примерная сетка занятий для разных возрастных групп.




Занятия

5-6 лет

6-7 лет

  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

(чтение)

  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

(письмо)

3. Риторика общения.

4. Математическое развитие

5. Информатика

6. Синтез искусств

7. Конструирование



2

1


1

1

1



1

1


2

1


1

1

1



1

1



Всего:

8

8


V. Возрастные особенности.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Возрастные особенности детей шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяют его развитие. Переход в старшую группу связан с изменениями психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи развивая из волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поисковых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельный действий.

Развитие самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности пере дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни дошкольника является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) в развивающих играх.
«Открывающая перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижение гипотез; открывать новые горизонты деятельности.

«Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каждому ребенку должны быть представлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).

«Свободный выбор», Если взрослый стремиться что- то внушить ребенку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личности культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора.

Другая тенденция – восходящая: от рождения в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми.

Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в желании ребенка быть, с одной стороны непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни.

Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.



Охрана и укрепление здоровья дошкольника.

На шестом году жизни заметно расширяется двигательный опыт, активно развиваются двигательные и познавательные способности. Возрастают резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, особенно при проведении занятий на открытом воздухе и применении беговых и прыжковых упражнений. Необходимо приучать детей заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих, формировать элементарные представления о том, что полезно, а что вредно и почему.

У старших дошкольников существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. У них появляется интерес к качеству выполнения движений и количественным показателям. Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метание и др.

Совершенствование ранее освоенных движений целесообразно осуществлять путем многократного повторения действий в подвижных играх, играх – эстафетах, а также специально создавать условия для самостоятельной деятельности: иметь крупные и мелкие пособия и игры (кегли серсо, бадминтон и др.) свободное пространство для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде.


Важное значение в возрасте имеет направленность на достижение коллективного результата при проведении подвижных игр, физических упражнений в соревновательной форме; В процессе коллективных игр и соревнований воспитатель учит детей проявлять уважение товарищам; оказывать им необходимую помощь.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них двигательных умений и навыков, необходимых физических качеств и общей выносливости организма. В целом затрата времени на двигательную деятельность в старшем возрасте для ребенка должна составлять не менее 10 часов в неделю. Необходимо обращать внимание на безопасность во время занятий физической культурой, закреплять правила безопасности у дошкольников.
Старшие дошкольники должны обладать знаниями о пользе физической культуры для здоровья.


VI. Игровая деятельность.

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. Этому способствует игровой опыт детей. Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, играх-драматизациях, театрализованных играх, играх с правилами. Игровое оборудование размещается таким образом, чтобы дети не мешали друг другу. Для этого воспитатель рационально использует все свободное пространство групповых помещений.


Цель воспитателя направлена на развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.
В руководстве детскими играми воспитатель пользуется преимущественно косвенными приемами, способствуя развитию игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
Сюжетно-ролевые игры. Дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3-4 человек.

По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2-3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.

Во взаимоотношениях в ходе игры воспитатель побуждает детей выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений). В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью, ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел.

Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры, использовать игрушки, сделанные самими детьми, сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.) используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

Воспитатель учит детей вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации; направляет свою деятельность на совершенствование художественно-образных исполнительных умений детей, добиваясь интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный веселый и т.д.). Поощряет желание детей в показе спектакля игры зрителям.



Подвижные игры. Игры данного вида помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. От детей ожидается умение четко выполнять правила игр, проявление способности действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные способности действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца, играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь.

Примерные подвижные игры: «Успей убежать», «Затейники», «Перебежки», «Кто сделает меньше шагов», «Ловишки», «Попади в обруч», «Мяч водящему».

Подвижные игры организуются в естественных условиях с использованием особенностей природного окружения в разные сезоны года: летом в парке, у воды, в воде, зимой – на снегу, на льду (на санках, лыжах, коньках). Дети должны уметь самостоятельно играть в игры: школа мяча, серсо и др. использовать элементы спортивных игр (бадминтон, городки, баскетбол, хоккей); уметь играть в настольные игры: летающие колпачки, футбол на столе и др.

Дидактические игры. В процессе этих игр у детей развиваются сенсорные и умственные способности: наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия, в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменение в расположение предметов (спереди-сзади, справа-слева, под-над, посередине-сбоку); развивается умение узнавать по описанию животное, растение, вид транспорта и пр. (отгадывание загадок)

Воспитатель поощряет самостоятельную организацию дидактических игр с предметами, с настольно-печатным материалом, словесно-дидактические игры с небольших подгруппах (2- 4 человека).



Музыкально-дидактические игры. Дети учатся различать высокое и низкое звучание барабанов (звучит большой барабан, маленький барабан) и соответственно передавать это в движениях, строить большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши и кулочками; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку, передавая различные динамические оттенки (то усиливая то расслабляя звучание), и выполнят игровые действие в соответствие с характером звучания музыки.

VII. Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ


  •  Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

 

  • Любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

 

  • Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

 

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

 

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

 

  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

 

  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

 

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 
скачать


Смотрите также:
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»
141.6kb.
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»
1579.94kb.
Семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы»
68.87kb.
Семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы»
107.21kb.
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
415.08kb.
Урок русского языка. 4класс, программа «Школа 2100»
75.49kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100»
371.32kb.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Краткая версия. В образовательной системе «Школа 2100»
29.82kb.
Пункт 7 изложить в следующей редакции: «мдоау црр №1 реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, основанной на комплексной программе развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа2100»
94.15kb.
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся
150.51kb.
Программа по информатике и икт (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
80.6kb.
Рабочая программа адресована учащимся 2-го класса мбоу «Чернореченская сош №2» по образовательной системе «Школа 2100…»
608.92kb.