Главная стр 1
скачать




УТВЕРЖДАЮ

Директор детского дома

____________________Н.И. Попова

«______» ________________2011 г.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ



Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2011 – 2013 гг.

1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа развития краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2011 – 2013 гг.

Разработчик программы

Администрация КГОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель программы

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей психологической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их духовно-нравственному, эстетическому и физическому развитию.

Задачи программы

  1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников детского дома.

  2. Организация коррекционно-диагностических мероприятий, направленных на изучение психофизических особенностей воспитанников, определение индивидуальной траектории обучения воспитанников, создание индивидуальных программ реабилитации с использованием принципов коррекции первичных и вторичных нарушений, социальной реабилитации.

  3. Совершенствование профессиональной компетентности и инновационной культуры педагогов и специалистов детского дома.

  4. Расширение самостоятельности образовательного учреждения.




Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы


  1. Рост показателей качества учебной деятельности у 50% воспитанников.

  2. Повышение педагогической оценки уровня сформированности социально-психологической успешности воспитанников детского дома.

  3. Повышение педагогической компетентности и квалификации педагогов и специалистов детского дома.

  4. Переход детского дома в статус бюджетного финансирования.



Ожидаемые конечные результаты

  1. Сформированность у воспитанников способностей и базовых качеств личности.

  2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию на основе определения траектории, зоны актуального и ближайшего развития каждого воспитанника по результатам медико-психолого-педагогического мониторинга.

  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

  4. Модернизация учебно-материальной базы и быта воспитанников




2. Нормативные основы разработки программы

Программа развития детского дома на 2011-2013 гг. разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с:

- Конвенцией о правах ребенка

- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании»

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

- Стратегией развития системы образования Алтайского края на период до 2020 г.

- Программой развития системы образования Алтайского края на 2011-2013 годы

3. Анализ ситуации

3.1. Информационная справка о детском доме

Образовательное учреждение осуществляет воспитание и содержание воспитанников в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

В учреждении функционируют: физкультурный, тренажерный и музыкальный залы, кабинеты: дефектологов, логопедов, психолога, компьютерной грамотности, социального педагога, медицинский блок (кабинет врача, процедурный кабинеты), библиотека, медиатека и др.

Полифункциональная интерактивная развивающая среда представлена комнатами сенсо-моторного развития, специально оборудованными пространствами.

Формы услуг для воспитанников: логопедические, дефектологические, психологические, кружки (хореография, умелые ручки), лечебно-оздоровительные (фитотерапия, аромотерапия, ЛФК, комплекс закаливающих процедур), библиотека, основы компьютерной грамотности, социально-адаптационные.

3.2.Характеристика педагогического коллектива.

В детском доме работает 22 педагога. Имеют высшее педагогическое образование 15 человек.

Имеют высшую квалификационную категорию – 13 педагогов;

первую квалификационную категорию – 4 педагогов.

3.3.Характеристика контингента воспитанников.

В детском доме, воспитывается 44 воспитанника. Детский дом рассчитан на 45 детей в возрасте от 2 до 16 лет; форма проживания воспитанников – семейная. Функционирует 5 групп; 1 группа дошкольная, и 4 группы школьников. Дошкольников – 12 чел, школьников – 32 чел. Школьники обучаются в МОУ «СОШ № 106».

Анализ контингента воспитанников показывает, что только 12 % являются круглыми сиротами, у 10 % один из родителей умер, другой лишён родительских прав, 78 % детей составляют категорию социальных сирот.

Материально-техническая база детского дома включает в себя всю необходимую технику и оборудование для обучения, воспитания и проживания воспитанников: телевизоры, DVD, видео и аудиотехнику, магнитофоны, компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты, спортивные тренажеры, музыкальные инструменты и др. В детском доме функционирует собственная бухгалтерия. Финансирование бюджетное.


3.4. Актуальные проблемы, требующие решения

1. Внедрение инновационных технологий, широкое применение проектных методов, обеспечение инновационного характера воспитания детей.

2. Расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием.

3. Совершенствование условий для осуществления эффективной деятельности в направлении сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

4. Обеспечение условий, обеспечивающих эффективное освоение, использование или создание новаций/инноваций в области образования.

5. Расширение самостоятельности детского дома - необходимость перехода учреждения на новые организационно-правовые основы функционирования.



4. Концепция развития

В современных условиях актуализации личностно-ориентированной педагогики миссия детского дома состоит в социальной защите детей-сирот, интеграции их в среду сверстников, создании наиболее благоприятных условий для их развития с учетом психофизических особенностей, реализации системной эффективной здоровьесозидающей деятельности.

Достижение указанной цели возможно при следующих условиях:

- обеспечение нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия воспитанников детского дома, коллектива работников;

- создания условий для полноценного психофизического развития детей;

- осуществление подготовки к различным видам деятельности (игровой, учебной, трудовой).



Стратегия и задачи

Программа развития детского дома представляет собой совокупность взаимосвязанных новшеств и предпосылок по их освоению в рамках базового образовательно-воспитательного процесса. Она предполагает модульную систему взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Оптимальный вариант деятельности субъектов по реализации концепции развития детского дома представлен в виде взаимодействующих модулей с четким определением задач каждого.

Стратегическими ориентирами развития детского дома являются:

—создание коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребенка в детском доме на основе социально-педагогического подхода;

—формирование у субъектов воспитательно-образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации модульной системы;

—обеспечение взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех субъектов воспитательно-образовательного процесса детского дома;

—разработка и реализация технологий индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достичь планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;

—своевременный анализ, организация, контроль, регулирование и коррекция деятельности модульной системы.

5. Цели и задачи Программы развития

Цели развития детского дома:



Стратегическая цель:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей психологической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их духовно-нравственному, эстетическому и физическому развитию.




Тактические цели:

- необходимо сформировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность к реализации системы у педагогов, администрации, воспитанников детского дома и всех заинтересованных субъектов;

-разработать систему модульной организации воспитательно-образовательного процесса и наполнить её инновационным содержанием и современными образовательными технологиями;

- сформировать систему мониторинга как организованной структуры руководства и контроля, как службы научно-методического анализа результатов деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.


Задачи развития детского дома:

  1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников детского дома.

  2. Организация коррекционно-диагностических мероприятий, направленных на изучение психофизических особенностей воспитанников, определение индивидуальной траектории обучения воспитанников, создание индивидуальных программ реабилитации с использованием принципов коррекции первичных и вторичных нарушений, социальной реабилитации.

  3. Совершенствование профессиональной компетентности и инновационной культуры педагогов и специалистов детского дома.

  4. Расширение самостоятельности образовательного учреждения.

6. Система программных мероприятий Программы развития

Направление 1. «Совершенствование образовательного и воспитательного процесса, определяющего личностный рост воспитанника»

Цель: содействие формированию у воспитанников социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развития и раскрытия их индивидуальности, духовно-нравственного и творческого потенциала, устранения негативных явлений в сфере поведения и отношения детей к окружающему.

Ожидаемые результаты реализации:

- формирование воспитательной системы, ориентированной на развитие у воспитанников механизмов самоуправления и саморазвития, совершенствования личностных возможностей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, поднятия уровня социальной ориентации;

- формирование модели выпускника детского дома;

- повышение духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

- увеличение количества воспитанников, охваченных программами дополнительного образования;

- использование ресурсов системы дополнительного образования в обучении детей;



- функционирование системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, направленной на развитие их способностей.

Задачи

Условия решения поставленных задач

Обновление содержания образовательного процесса. Внедрение инновационных воспитательных технологий по направлениям:

  1. Апробация и внедрение новых современных воспитательных технологий на основе проектных методов.

  2. Разработка методических материалов для новых форм организации воспитательного процесса

  • личностное развитие воспитанников, основы социализации и общения

  • физическое развитие и охрана здоровья воспитанников;

  • профилактика правонарушений и различных видов зависимостей




  1. Работа педагогов-психологов по формированию социально-активной личности;

  2. Развитие навыка общения в коллективной деятельности воспитанников под руководством воспитателя группы

  3. Проведение воспитательских часов, направленных на профилактику правонарушений и различных видов зависимостей с участием врача-нарколога, профилактических бесед инспекторами ПДН на предмет посещаемости учебных учреждений

Создание в детском доме системы дополнительного образования, обеспечивающей развитие индивидуальных творческих особенностей воспитанников по направлениям:

  1. Разработать программу диагностики воспитанников с целью сбора информации об их ценностных ориентирах, творческих способностях

  1. Вовлечь каждого воспитанника в работу кружков, студий по интересам

  1. Разработать методику работы по созданию ситуации успеха воспитанников




  • декоративно-прикладное творчество

  • изобразительное искусство

  • музыкальное искусство

  • спортивные секции

  1. Приобщение детей к художественному и музыкальному творчеству

  2. Создание концертных программ

  3. Активное участие в концертной деятельности

  4. Проведение тематических литературных праздников, викторин

  5. Социальная адаптация детей

Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни

  1. Анкетирование по теме «Профессия»

  2. Проведение игр из цикла «Мир профессий»

  3. Экскурсии на предприятия

  4. Экскурсии на ярмарки вакансий

  5. Индивидуальная работа


Направление 2. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Цель: Сопровождение развития социально-адаптированной личности воспитанника, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни

Ожидаемые результаты реализации:

- функционирование службы сопровождения воспитанников, направленной на социальную адаптацию ребенка-сироты, защиту его прав и интересов;

- организационно-методическое обеспечение службы сопровождения.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического сопровождения развития детей-сирот

1. Повышение профессионального методического уровня педагогов через участие в курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, семинарах

2. Выработка и внедрение методических рекомендаций по медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению

2. Выявление проблем адаптации воспитанника в детском доме (проблем общения, сформированности учебной адаптации, нарушение форм и правил поведения)

1. Диагностические исследования, анкетирование, наблюдение педагога-психолога, воспитателей, социального педагога, медицинских сотрудников

3. Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями

1. Разработка и проведение системы эффективных психологических занятий с воспитанниками

4. Профилактика возможного неблагоприятного психического здоровья детей

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности

2. Наблюдение и занятия с детьми врача-психиатра

3. Индивидуальная работа

5. Оказание своевременно-коррекционной развивающей помощи детям, имеющим проблемы и нарушения в психическом развитии, поведении

1. Консультирование, индивидуальные занятия

2. Проведение цикла тренинговых занятий по проблемам

6. Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников

1. Проведение цикла занятий с воспитанниками по правовым вопросам

2. Решение вопросов воспитанников в отношении приобретения статуса ребёнка-сироты, сохранения и получения жилья, оформления документов, паспортов, гражданства, получение алиментов, пенсий.


Направление 3. Создание условий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост педагогов и специалистов детского дома.

Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и профессиональной компетенции всех участников воспитательного и образовательного процесса детского дома



Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Повышение профессионального мастерства педагогов

1. Прохождение курсов повышения квалификации педагогами

2.Диагностика профессиональной деятельности педагогов

3.Повышение профессионализма работников через систему аттестации.

4. Проведение в рамках методического объединения педагогов семинаров с приглашением специалистов АКИПКРО, Центра семьи, наркологического диспансера, Центра планирования и репродукции семьи



2. Совершенствование научно-методической службы детского дома

1. Организация работы «Школы молодого воспитателя»

2. Организация наставничества как эффективной формы обмена опытом педагогов

3. Разработка индивидуальных творческих проектов педагогов и их защита.

Организация и проведение открытых занятий, мастер – классов педагогами в рамках «Творческой лаборатории педагога»



Направление 4. «Расширение самостоятельности образовательного учреждения»

Цель: Создание условий для эффективного развития инфраструктуры детского дома в соответствии с современными требованиями.

Ожидаемые результаты реализации:

- создание инфраструктуры детского дома, отвечающей современным требованиям;



- повышение финансово-хозяйственной самостоятельности детского дома;

- переход детского дома в статус бюджетного финансирования.


8. Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы развития

  1. Сформированность у воспитанников способностей и базовых качеств личности.

  2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию на основе определения траектории, зоны актуального и ближайшего развития каждого воспитанника по результатам медико-психолого-педагогического мониторинга.

  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

  4. Модернизация учебно-материальной базы и быта воспитанников


9. Система контроля за выполнением Программы развития

  1. Совершенствование системы управления через организацию мониторинга:

- еженедельные планерки у заместителя директора с воспитателями;

- составление ежегодных планов;

- посещение уроков администрацией, воспитателями детского дома;

- контроль за выполнением учебных заданий;

- анализ результатов обучения по всем предметам за четверть, полугодие, год;

- анализ успеваемости по классам за четверть, полугодие, год;

- анализ накопленной информации по результативности работы воспитателя;

- распределение выпускников;

- ежегодный отчет о ходе выполнения Программы развития на собрании трудового коллектива;

- освещение хода реализации Программы на сайте детского дома.


Приложение 1



Циклограмма работы воспитателей

Ежедневно

1. Организация режимных моментов: подъём, отбой, зарядка, утренний и вечерний туалет, питание, трудовой час, прогулки, самоподготовка.

2. Организация дежурства в комнатах.

3.Индивидуальная работа с воспитанниками и организация самоподготовоки.

4.Контроль за посещением кружков, секций, учреждений дополнительного образования.

5. Совместная работа с другими субъектами воспитательного процесса (по ситуации).

6. Контроль за выполнением медицинских назначений.

Еженедельно:

1. Проверка дневников.

2. Заседание совета семьи.

3. Воспитательное мероприятие (беседа, деловая игра, обсуждение, практическое занятие, тренинг и т.д.)

5. Встреча с родственниками

6.Планерка при заместителя директора по детскому дому.

7. Оформление документации: дневник воспитательной работы, журнала по технике безопасности, учета одежды и мягкого инвентаря и т.д.

Каждый месяц:

1. Посещение открытых уроков.

2. Организация «Дня рождения воспитанников».

3.Заполнение и внесение изменений в диагностические карты воспитанников.



Один раз в год:

1. Анализ работы

2.Самообобщение опыта (оформление открытого мероприятия).

3. Анализ и составление плана воспитательной работы на учебный год.

4. Проведение открытого мероприятия.

5. Проведение традиционных праздников

6. Участие в работе ПМПК.

Приложение 2

Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7»

Рабочая тетрадь воспитателя ____________________

Воспитатели ____________________________________

____________________________________

____________________________________

2011/2012 учебный год


Приложение 3

План перспективного развития

Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2011 – 2013 гг.
скачать


Смотрите также:
Программа развития краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями
174.96kb.
Отчет по итогам работы городской экспериментальной площадки в мкоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный коррекционный детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
202.86kb.
Правила внутреннего трудового распорядка кгбоу «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Общие положения
41.52kb.
Публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом муниципального образования г. Саяногорск за 2011-2012 учебный год Структура Доклада
464.03kb.
Программа «сказка своими руками»
89.07kb.
Публичный доклад муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г. Саяногорска за 2010-2011учебный год Структура Доклада
348.19kb.
О у для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени А
208.78kb.
Коллективный договор заключен между коллективом работников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1»
339.39kb.
Работа детского дома по профилактике правонарушений, преступлений, самовольных уходов. О. Н. Маркина, Е. В. Седова, пгт Комсомольск мкоу для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Комсомольский детский дом»
538.47kb.
Коллективный договор Муниципального казённого образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Комсомольский детский дом»
447.27kb.
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
523.51kb.
Оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа
60.24kb.