Главная стр 1стр 2
скачать

3



Утверждаю

Директор МОУ СОШ №11

им. Скрипки О.В.

___________ Н.П.Лобачева

«___»____________________

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО – ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД»

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 11

им. Скрипки О.В. г. Волжского Волгоградской области

на 2011 -2015 годы

Принято

Педагогическим советом

Протокол от ___________

_______



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

МОУСОШ № 11 ИМ. СКРИПКИ О.В. НА 2011 – 2015 ГОДЫ…………………..3

1.1. Из истории развития школы ……………………………………………………3

1.2. Итоги реализации Программы развития школы на 2000– 2010 годы……...........................................................................................................................4

1.3. Текущее состояние школы и необходимость принятия новой программы развития………………………………………………………………………………6

1.4. Концепция Программы развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В.

на период 2011 – 2015 годы………………………………………………………..11

1.5. Паспорт Программы развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В………….13

РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУР ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ……………………...16

2.1. Проект «Использование интерактивных педагогических технологий на фоне традиционного урока»………………………………………………………………16

2.2. Проект «Инновационные формы работы в организации традиционной педагогической деятельности по выявлению одаренных детей»………………27

2.3. Школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности ………...33

2.4. Проект «Современная школа – территория здоровья»…………………….42

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ…………..47

3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………...47

3.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса школы……..48

3.3. Финансовое обеспечение реализации Программы развития………………48

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОУ СОШ №11

ИМ. СКРИПКИ О.В. НА 2010-2015……………………………………………….49
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ………………………………………51
РАЗДЕЛ 6. ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..60

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУСОШ № 11 ИМ. СКРИПКИ О.В. НА 2011 – 2015 ГОДЫ


    1. Из истории развития школы.

Школа открыта 1 сентября 1980года как средняя общеобразовательная школа № 11. Первые три года работы новой средней школы были затрачены на создание педагогического и ученического коллективов, организацию и совершенствование образовательного процесса, формирование материально-технической базы. Учитывая социальный заказ общества, в 1994 году школа заключила договор с Управлением внутренних дел города Волжского о сотрудничестве. Выполняя этот заказ, школа скомплектовала классы гражданско-правовой направленности, выпускники которых стали студентами высших и средне-специальных учебных заведений Министерства внутренних дел г. Волгограда, Астрахани, Москвы.

В ноябре 2006 года решением Волжской городской думы школе было присвоено имя Скрипки О.В., бойца ОМОНА города Волжского, погибшего в Чеченской республике при исполнении служебного долга. С 01.09.2008 в школе открыты 10-е классы с изучением математики, русского языка, информатики и ИКТ на профильном уровне.

В 2010 году закончился срок действия предыдущей программы развития «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса». К этому времени сложился ряд предпосылок принятия принципиально новой Программы развития. Среди этих предпосылок следующие:

- накопление учащимися знаний по отдельным предметам стало входить в противоречие с задачей развития общеучебных и предметных умений и навыков;

- переориентация образовательного процесса на решение развивающих задач потребовала раскрытия творческого потенциала учителей и учащихся;

- творческие достижения учителей и учащихся не складывались в стройную, гибкую и продуктивную систему;

- превалирование традиционных средств, методов и форм обучения стало тормозить процесс формирования эффективного школьного образовательного пространства.

Анализ данных противоречий привел администрацию и педагогический, коллектив школы к необходимости создать Программу развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В. на 2011-2015 годы.



1.2. Итоги реализации Программы развития школы на 2000– 2010 годы

Программа развития школы на 2000 – 2010 годы по основной теме «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса» ставила главной целью создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование интеллектуальной личности, готовой к творческой деятельности, владеющей современными формами общения, обладающей устойчивой потребностью к самообразованию и совершенствованию нравственных и духовных качеств.

На пути достижения этой главной цели за указанный период функционирования школы была проделана определенная работа.

Педагогическая технология должна отвечать на вопросы, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей. В процессе реализации предыдущей программы развития в арсенале учителей школы появились технология модульного обучения (Пятницына С.Н., Чистова Н.Г., Ичалова Н.В.), проектное обучение (Степанова Т.Н., Меньшикова Е.В., Алексеенко Ю.Н., Толстоухова И.В.), технология внутренней дифференциации (Боброва О.Н., Смирнова О.В., Капустина М.В. и другие учителя начальной школы, Краснобаева О.В., Чистова Н.Г., Гришкова Н.А.), проблемное обучение (Долецкая Т.А., Нагорная К.Н., Смелякова Е.И.), информационно-компьютерная технология (Клинкова Т.А., Долецкая Т.А., Толстоухова И.В.).

Мониторинговый анализ образовательной деятельности школы на заключительном, результативно-прогностическом этапе реализации Программы развития на 2000 – 2010 годы показал положительную динамику во всех сферах образовательной деятельности. Эта положительная динамика выразилась в следующих показателях:

- Увеличилось количество учащихся и педагогов, принимающих участие в международных конкурсах, интернет-олимпиадах, в интернет – ассоциациях. Учителя Клинкова Т.А., Степанова Т.Н., Пятницына С.Н., Меньшикова Е.В., Толстоухова И.В., Долецкая Т.А., Алексеенко Ю.Н., Краснобаева О.В., Чистова Н.Г., Моловствова С.Н., Мурзагалиева Ж.Х. стали членами интернет-сообществ «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей», «Про школу», «Завуч инфо». Учащиеся школы стали постоянными участниками Российских предметных конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Леонардо», «Британский бульдог»,в международной олимпиады по физической культуре «Тигренок»; международной олимпиады по предметам естественно-математического цикла в Екатеринбурге.

- Повысился уровень обученности выпускников 11-х классов, о чём свидетельствуют результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов по русскому языку, математике, предметам по выбору в форме ЕГЭ (средний балл по каждому предмету).





русский язык

математика

физика

обществознание

биология

история

география

2008/2009

53

46

41

51

37

40

59

2009/2010

60

48

49

55

40

54

-

Повысилось качество усвоения программного материала по большинству учебных предметов, выбранных девятиклассниками для сдачи экзаменов по выбору в ходе государственной (итоговой) аттестации






русский язык

математика

физика

информатика и ИКТ

биология

география

2008/2009

43%

24%

33%

42%

20%

74%

2009/2010

51%

40%

58%

43%

26%

88%

В процессе реализации Программы развития в учебных кабинетах школы накоплены методические пособия и публикации учителей, творческие, проектные и исследовательские работы учащихся. У каждого учителя есть свое портфолио.

За последние годы укрепился положительный имидж школы: ежегодно школа набирает 3-4 первых класса и 2 десятых класса. Позитивную динамику показывают опросы общественности и учащихся по вопросам, касающимся отношения к образовательному учреждению. По  последним данным  социологического опроса  родителей 1-х, 4-х, 9-х, 10-11-х классов, проведённого Управлением образования администрации городского округа- город Волжский, удовлетворённость родителей работой школы высокая. В рамках выявления степени удовлетворенности родителей было проведено анкетирование по методике, разработанной педагогами Ульяновского ИПКиПРО. Результаты анкетирования родителей обучающихся МОУ СОШ №11 таковы:



  1. 86% опрошенных родителей удовлетворены образовательным процессом.

  2. Степень удовлетворенности деятельностной стороной – высокая (82%), степень удовлетворенности организационной стороной – средняя (69%), степень удовлетворенности социально-психологическим климатом – высокая (84%), степень удовлетворенности административ­ной стороной – высокая (86%).

Одной из приоритетных задач  школы, которая решалась входе реализации предыдущей программы развития, являлось создание благоприятных  условий для осуществления обучения и воспитания школьников. Соблюдение  теплового и  светового  режимов, психологическая комфортность, эстетика  при оформлении  кабинетов, применение  здоровьесберегающих  технологий, доброжелательный  микроклимат в  коллективе обучающихся и  педагогов - всё  это  способствовало   сохранению  психологического, физического  и нравственного  здоровья. Это подтверждают следующие статистические данные. По состоянию здоровья большая часть обучающихся относится к основной группе здоровья (первая и вторая медицинские группы) и основной физкультурной группе.  

На  сегодняшний  день  отсутствует отрицательная  динамика в  распределении обучающихся  по  медицинским  группам:



Медицинская  группа

2008-2009 уч. год

2009 – 2010 уч.год

Основная

667человек

675  человек

Подготовительная

94 человека

80  человек

Специальная

13 человек

20  человек

Освобождены

7 человек

7  человек

Количество обучающихся, имеющих хронические заболевания, стабилизируется (за исключением заболеваний нервной системы), несмотря на то, что увеличивается доля первоклассников, поступающих в школу с хроническими заболеваниями.

Данные  по  школе  на  2009 и 2010   годы:  

- Врождённые пороки – 8 /6

- Заболевания сердечно- сосудистой системы- 8/7

- Заболевание органов дыхания – 52/40

- Заболевание желудочно-кишечного тракта – 39/26

- Заболевание эндокринной системы – 84/97

- Заболевание нервной системы – 10/16

- Нарушение осанки, опорно – двигательного аппарата – 100/122

- Лор – заболевания (ухо, горло, нос) – 1/0

- Нарушение зрения-222/185

- Нарушение слуха – 1/0

Все приведённые факты свидетельствуют об успешном в целом завершении реализации Программы развития МОУСОШ №11.



1.3. Текущее состояние школы и необходимость принятия новой программы развития

Ход реализации Программы развития «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса» привёл школу к её современному состоянию, которое характеризуется целым рядом параметров.

К моменту окончания 2009 – 2010 учебного года в школе сложился достаточно стабильный и высоко квалифицированный кадровый состав из 45 педагогов. Высшую квалификационную категорию имеют 8 педагогов (17%), первую – 23 (51%), вторую – 12(26%). Всего с категорией – 95% педагогов, что является высоким показателем.

Вся текущая педагогическая деятельность организована по методическим объединениям, в которые входят учителя родственных предметов. В школе работают следующие методические объединения:

- методическое объединение учителей начальной школы;

- методическое объединение учителей гуманитарного цикла;

- методическое объединение учителей естественно-математического цикла;

- методическое объединение учителей физкультуры, технологии, музыки, ОБЖ и ИЗО;

Ученический контингент школы на 1.01.2011 г. составлял 779 чел. В школе 31 класс: 13 классов 1 ступени обучения, 15 – 2 ступени и 3 класса – 3 ступени.

Ежегодно учащиеся принимают участие и побеждают в многочисленных городских играх, конкурсах, соревнованиях, конференциях.

В 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах все допущенные к государственной (итоговой) аттестации выпускники 11-х классов получили аттестат о среднем (полном) общем образовании.

За годы выполнения предыдущей Программы развития наше образовательное учреждение добилось следующих достижений:

- Учитель физической культуры Ромашкин В.В. стал финалистом городского конкурса «Учитель года» в 2010 году;

- Школьные команды по футболу 3-4 классов и 5-6 классов стали призерами областного чемпионата по мини-футболу в 2010 году;

- Тищенко А. (выпускница 9а) заняла первое место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, второе место в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009году; Иванова Анна (выпускница 11а) – 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии, Унайбаева Диана (выпускница 9а) – 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии, Шаров Максим (обучающийся 10а) – 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии;

- Агитбригада школы, пропагандирующая здоровый образ жизни, в течение последних нескольких лет становилась призером городского конкурса.

К 2010 году значительно улучшилась материально-техническая база и оснащение образовательного процесса в школе в результате закупок, сделанных на средства, вырученные от платных образовательных услуг, и добровольные пожертвования на обеспечение образовательной деятельности. На текущий момент в школе действуют 36 учебных кабинетов, 1 оборудованный современной техникой компьютерный класс, пришкольный стадион, 2 спортивных зала, 1интерактивная доска и 8 мультимедийных комплексов в учебных кабинетах.

Все приведённые факты указывают на определенные результаты реализации Программы развития школы «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса» и творческое состояние на период окончания реализации этой программы.

Однако педагогический коллектив и администрация школы понимают, что проблема качества образования, которое получают учащиеся школы, еще далеко не решена, так как уровень успешности обучения в среднем звене снижается по сравнению с начальным звеном. Об этом говорят следующие статистические данные.

Уч. год

Всего уч-ся на 1 ступени

Продвинутый уровень

Всего уч-ся на 2 ступени

Продвинутый уровень

200/72008

311

39%

394

24%

2008/2009

290

40%

388

26%

2009/2010

300

38%

384

28%

Имея определенный опыт по обучению учащихся, педагогический коллектив должен признать, что сложившаяся в школе система работы с одаренными детьми не позволяет целенаправленно работать над развитием творческих способностей каждого ребенка.

Ещё одно важное противоречие состоит в том, что в настоящее время стремительные информатизация и модернизация оснащения образовательного процесса ещё не привели к столь же существенному совершенствованию педагогических технологий. Не все члены педагогического коллектива готовы к активному внедрению в практику своей педагогической деятельности современных технологий. Поэтому в их работе превалирует традиционное обучение, что стало тормозить процесс формирования высоко эффективного образовательного пространства.

Выше названные проблемы поставили перед администрацией и педагогическим коллективом школы новые вопросы:

- Как продолжить рост качества образования в условиях необходимости освоения инновационных педагогических технологий?

- Как совместить традицию и инновацию в образовательном процессе для достижения цели повышения его эффективности?

Исходя из указанных противоречий и вопросов, была сформулирована концепция Программы развития МОУСОШ №11 им. Скрипки О.В. на 2011 – 2015 годы.



1.4. Концепция Программы развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В.

на период 2011 – 2015 годы

Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня в процесс – и я пойму

Отойди – и я буду действовать

Конфуций

Концепция Программы развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В. на 2011-2015 годы разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, которые отражены в следующих документах:

- Приоритетный национальный проект «Образование»;

- Инициатива Президента «Наша новая школа»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Программа развития общего образования в городском округе – город Волжский Волгоградской области.

Все эти документы выражают основную и главную задачу – это повышение качества образования на современном этапе развития общества. Реализация этой стратегической задачи проходит в условиях значительных перемен не только самого содержания образования, но совершенствованием средств обучения. Появляется новая компьютерная и мультимедиа аппаратура, происходит внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Однако использование всего этого арсенала новшеств по нашему мнению не способно обеспечить требуемый рост качества образования без сохранения традиционных методов обучения. Всегда должен существовать некий баланс между непререкаемой традицией и сплошной инновацией.

Наша школа должна сохранить то позитивное культурное наследие образования, накопленное годами российской педагогической практики и преобразиться за счет инновационных технологий.

Наша миссия: подготовить конкурентоспособную личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями не смотря на развитие технологических процессов.

Исходя из вышеизложенного, тема Программы развития МОУ СОШ №11

им. Скрипки О.В. на 2011 – 2015 годы сформулирована следующим образом: «Традиции и новаторство – движение вперед».

Ключевыми понятиями в формулировке темы являются понятия «традиции» и «новаторство». Здесь эти два понятия определяют образовательную деятельность школы не только в основном учебном процессе, но и в учебно-воспитательной деятельности, которые и формируют школьное образовательное пространство. Также можно сказать, что соединение традиционной педагогической практики с инновационными подходами даст положительный результат как в образовательной деятельности, так и в системе дополнительного образования, воспитательной деятельности, системе управления качеством образования.

Осуществление подобного подхода невозможно без основных управленческих механизмов его реализации, которыми являются:

- администрация школы;

- управляющий совет;

- педагогический совет;

- методический совет;

- методическое объединение классных руководителей;

- совет старшеклассников.

1.5. Паспорт Программы развития МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В.


Тема программы

Традиции и новаторство – движение вперед.

Разработчики программы

Директор МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В., заместители директора по УВР, заместитель директора по связям с общественностью, учителя школы.



Объект исследования

Условия развития качественных образовательных услуг в МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В.

Предмет исследования

Соединение традиций и новаторства в образовательном пространстве МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В..


Гипотеза исследования

Если в образовательном пространстве МОУ СОШ №11

им. Скрипки О.В. будет существовать баланс между традициями и новаторством, то будут созданы условия для высокого качества образовательных услуг, что выразится в росте результатов обученности учащихся, повышении учебной мотивации, улучшении социальной адаптации выпускников, высокой степени их воспитанности, овладения образовательными и культурными компетентностями, повышении престижа образовательного учреждения в глазах общественности.


Цель программы

Исследование нового подхода к организации образовательного пространства МОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В..

Задачи

1. Разработать структуру и механизмы реализации концепции программы.

2. Осуществить координацию всех структур в работе по достижению баланса традиции и новаторства во всех сферах деятельности школы.

3. Создать административно-общественную модель реализации программы.

4. Осуществить мониторинг динамики качества образования в связи с выполнением Программы развития.

5. Обобщить и распространить опыт реализации нового подхода к организации образовательного пространства школы.


Этапы реализации программы:
1 этап – 2011 апрель - декабрь 2011 г.

2 этап – сентябрь 2011-декабрь 2013 г.


3 этап – январь 2014-август 2015 г.



Аналитико-подготовительный:

- Анализ актуального уровня качества образования и степени использования традиций и новаторства в образовательном пространстве;



Поисково-преобразующий:

- Внедрение в традиционные методы инновации в практику деятельности структур школьного образовательного пространства;

-  Мониторинг динамики качества образования.

Результативно-прогностический:

- Выявление позитивной динамики качества образования в результатах деятельности структур школьного образовательного пространства;

- Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития;

- Определение перспектив дальнейшего развития школы;

- Начало распространения накопленного опыта школам-партнерам.


Прогнозируемые результаты

Разработанная и апробированная на практике модель баланса традиций и новаторства в деятельности структур школьного образовательного пространства должна дать следующие позитивные результаты:

1. Активизируется деятельность всех структур школы.

2. Повысятся показатели обученности учащихся в текущем образовательном процессе, а также при прохождении итоговой аттестации и продолжении образования на более высшей ступени.

3. Вырастут информационная грамотность и компетентность педагогов и обучающихся и их социальная активность.

4. Пополнится интеллектуальный фонд школы (методические разработки, исследовательские и творческие работы, портфолио и т.д.).

5. Укрепится позитивный имидж школы в микрорайоне, повысится её привлекательность в глазах родителей и общественности.




РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУР ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Реализация Программы развития школы по теме «Традиции и новаторство – движение вперед» охватывает следующие основные области школьного образовательного пространства:

- Традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения;

- Инновационные формы работы в организации традиционной педагогической деятельности по выявлению одаренных детей;

- Школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности;

- Современная школа – территория здоровья.



2.1. Проект «Использование интерактивных педагогических технологий на фоне традиционного урока»

1. Паспорт проекта

Тема проекта: Использование интерактивных педагогических технологий на фоне традиционного урока.

Педагогическая проблема:

Инновационные подходы к организации традиционной классно-урочной работы учителей школы.



Проектируемые результаты:

Новое содержание образования + современные образовательные технологии + психолого-педагогическая поддержка + технология системного изучения и отслеживания качества обучения обеспечивает:

-сформированность личностной и образовательной компетентности обучающихся;

- разумную нагрузку содержания школьного образования;

-сместит акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности;

-необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям информационных и коммуникационных технологий;

-готовность выпускника школы к продолжению образования; -достижение заданного качества образования, апробация ФГОС второго поколения.

Уровень предполагаемых изменений образовательной практики:

После соотнесения целей и задач образовательной программы школы с программой модернизации общего образования, концепцией профильного обучения, федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования были определены стратегические направления инновационного развития на последующие годы:

- изменение содержания образования, внедрение ФГОС второго поколения;

-внедрение УМК нового поколения;

-внедрение современных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием ИКТ;

-совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

-совершенствование системы дополнительного образования;

-совершенствование системы аттестации и переподготовки педагогических кадров;



-ежегодные фестивали методических идей учителей школы;

- дни открытых дверей школы;

-мониторинг качества образования в ходе реализации проекта.

Объёмы и источники финансирования:

Внебюджетные средства.



Участники проекта:

- учителя и обучающиеся начальной школы;

- учителя-предметники и обучающиеся среднего звена;

- учителя-предметники и обучающиеся старшего звена;

- администрация школы.



Новизна, масштабность и системность проекта:

Новизна проекта заключается:

- в апробации ФГОС второго поколения;

- в использовании методик и технологий образовательной деятельности для формирования УУД;

- во внедрении УМК нового поколения.

Масштабность и системность проекта:

В проект включены все обучающиеся и учителя ОУ в ходе реализации программы развития школы на 2011-2015г.г.


2. Актуальность проекта.

Источники и проблемы проекта:

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. Образовательный аспект связан с расширением объема, развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный - с формированием отношений. Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, так и в методах, посредством которых в процессе обучения передается содержание образования.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

В связи с этим школе необходим данный проект, реализация которого позволит повысить эффективность урока, профессионализм учителя и качество обучения школьников.



Цели проекта:

-освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;

-повышение качества учебных занятий за счет внедрения новых технологий.
Задачи проекта:

-обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитывающего потенциала;

-внедрение ФГОС второго поколения;

- внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий обучения и развития учащихся;

-выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;

-совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

-совершенствование системы аттестации и переподготовки педагогических кадров.

Проектируемые результаты и предполагаемые эффекты проекта:

-достижение заданного качества образования, апробация ФГОС второго поколения;

-расширение информатизации учебного процесса;

-укрепление и развитие материально-технической базы;

-развитие научно-исследовательской и экспериментальной деятельности школы, реализация инновационных проектов и программ.

Уровень предполагаемых изменений в практике:

- повышение усвояемости учебных программ обучающимися;

- повышение качества знаний школьников.

- 100-процентное овладение педагогами информационно-коммуникационными технологиями.


3. Характеристика содержания проекта.

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Информационное: материалы печати, курсы повышения квалификации учителей-новаторов.

Материальное: ксерокопирование, сканирование, оборудование для мультимедийного обеспечения урока.

Техническое: компьютеры, сканеры, ксероксы, принтеры.



План основных действий по решению проблемы.

Этапы внедрения:

– организационно-подготовительный,

– ознакомительный,

– исполнительский,

– контрольный,

– итоговый,

– обобщение собственного опыта.



Организационно-подготовительный этап предполагает:

- наличие инициативной группы (учителя, объединённые в одно методическое объединение или учителя одной параллели) или один учитель-инициатор, желающий внедрить в учебный процесс современные технологии;

-работу по изучению теорию вопроса и практики реального положения изучаемой проблемы в школе;

- подготовку необходимых документов для внедрения опыта: планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов решений соответствующих органов.


Ознакомительный этап:

- изучение технологий, методов или новых приемов обучения

- ознакомление с основами технологии других коллег через систему различных открытых мероприятий (это обычно дает двойной положительный эффект: ибо новое поймешь лучше и быстрей, когда сам можешь донести это же до другого, тот, кто рассказывает увлеченно, увлекает и других), ознакомление проходит на заседаниях методических объединений, конференциях учителей, педагогических советов

- создание планов предстоящей работы (как правило, это тема самообразования учителя и учитель составляет план работы над своей темой

- определение сроков и исполнителей (когда, где, в каких классах, на каких темах).

Исполнительский этап:

- внедрение и апробация технологии через уроки и внеклассные мероприятия.



Контрольный этап:

- посещение уроков и иных мероприятий и анализ полученных результатов.



Итоговый этап:

- подведение итогов, определение изменений, коррекция с учётом специфики работы школы, учителя.



Обобщение собственного опыта:

- соотнесение результатов с поставленными задачами.

Управление реализацией проекта (см. Приложение 1)

На этапе планирования необходимо выполнить следующие действия определить основную цель и содержание инновации, составить план действий, проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы.

На подготовительном этапе следует предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации, выбрать методы подготовки и информирования сотрудников, осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку плана.

На этапе внедрения инноваций следует:

иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений;

быть готовым изменить стратегию;

регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности.



На этапе закрепления инноваций необходимо:

рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);

осуществлять планы (по использованию результатов инновации) с учетом актуальной ситуации.

На этапе оценки результатов инновационной деятельности следует:

проводить более глубокие исследования;

организовать и поддерживать обратную связь с теми, на кого влияют изменения;

информировать коллектив и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации.

Таким образом, необходимость выполнения выше перечисленных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно осуществить принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.

Результат внедрения современных педагогических технологий можно рассматривать с позиции ученика и учителя. (см. Приложение 1)



Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта в системе управления его реализацией.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне школы необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации, на наш взгляд, возможно при осуществлении мониторинга всего учебно-воспитательного процесса. Мониторинг - это инструмент для анализа, промежуточная остановка, позволяющая определить, куда идти дальше. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация - еще один необходимый элемент мониторинга, а, следовательно, и управления школой; на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

Педагогический мониторинг, осуществляемый в нашей школе, основан на следующих принципах: открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования, широкого обсуждения содержания, процедуры, средств мониторинговых обследований, принятия и реализации управленческих решений на основе результатов. У нас отслеживается уровень обученности и качества знаний по всем предметам, уровень воспитанности учащихся по четвертям и годам, определяется успешность учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества, т.е. отслеживается успешность обучающихся, имеющих 1-2 тройки и т.д. Данные анализа отражаются в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах. Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.

Одним из важнейших показателей результативности работы школы является участие ее учащихся в предметных олимпиадах.

Межпредметное тестирование обучающихся школы первой ступени, государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются важным аспектом качественного образования, который позволяет получить объективную оценку знаний учащихся.

Риски проекта, ограничения.

Администрация образовательного учреждения, в котором активно ведется работа по внедрению инноваций, может столкнуться с несколькими проблемами:

- изменение политики финансирования системы образования;

- недостаточное финансирование образовательного учреждения;

- недостаточное материально-техническое оснащение;

- низкая мотивация ряда сотрудников для участия в данном проекте;

- консерватизм опытных учителей, не желающих менять устоявшийся порядок работы;

- отсутствие у сотрудников необходимой подготовки и квалификации для работы в новых условиях;

- недостаточно высокая инновационная культура учителей.

4. Показатели авторства разработчиков проекта и инновационного потенциала коллектива общеобразовательного учреждения.

Авторы (разработчики) проекта.

Алексеенко Юлия Николаевна, учитель истории; Долецкая Татьяна Анатольевна, учитель математики; Ичалова Наталья Васильевна, заместитель директора по УВР; Каменева Ольга Викторовна, учитель начальных классов; Краснобаева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы; Толстоухова Инна Владимировна, учитель химии и биологии, Чистова Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы.



Краткая характеристика участия разработчиков проекта в инновационной деятельности.

Учителя-разработчики проекта сами используют в своей педагогической деятельности инновационные технологии и их элементы в традиционной классно-урочной системе.



Алексеенко Юлия Николаевна, учитель высшей категории по истории и обществознанию в своей работе применяет технологию проектирования, мультимедийные учебники и пособия; является автором учебных презентаций и активно привлекает обучающихся к созданию собственных презентаций. Учитель практикует технологии опережающего и дифференцированного обучения. Реализует исследовательский метод на традиционном уроке в трех направлениях - включение элементов поиска во все задания учащихся, доказательство того или иного положения изучаемого материала, организация целостного исследования материала, осуществляется уч-ся самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя.

Чистова Надежда Григорьевна, учитель первой категории по русскому языку и литературе в своей работе использует элементы блочно-модульной технологии (на уроках русского языка); игровые технологии; элементы технологии критического мышления. На уроках проводится дифференцированная работа и в учебных парах сменного состава, и в группах (пакет учебных задач по уровням). Применяются учебные презентации как собственной разработки, так и других учителей. Контрольные работы проводятся по трём уровням (базовый, прикладной и творческий).

Долецкая Татьяна Анатольевна, учитель высшей категории по математике

в своей работе применяет компьютерные технологии, предпочитая такие формы, как визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); учёбный тренажёр; контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. В основном все эти направления основаны на использовании программы MS. Активно используется дистанционное обучение по индивидуальным образовательным траекториям.

Каменева Ольга Викторовна, учитель первой категории начальных классов в своей работе применяет проблемно-поисковые технологии, что позволяет активизировать мыслительную деятельность уч-ся, метод моделирования (например, на уроках русского языка- моделирование орфограмм для повышения орфографической зоркости учащихся); использует на всех уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии (в том числе 2 года работала по профилактической программе « Все цвета кроме черного» ); осваивает проектную деятельность; применяет информационные технологии, проводит уроки с использованием интерактивной доски.

Краснобаева Ольга Валентиновна, учитель первой категории русского языка и литературы, руководитель МО учителей гуманитарного цикла.

На своих уроках применяет следующие педагогические технологии: проблемного обучения,дидактических игр, проектного обучения, интерактивные , уровневой дифференциации. Технологию С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, а также альтернативную технологию обучения детей с признаками одаренности.



Толстоухова Инна Владимировна, учитель высшей категории химии и биологии. На своих уроках использует технологии: блочно-модульную, проблемного и дифференцированного обучения. Использование ИКТ на уроках биологии существенно повышает качество обучения школьников.

Публикации авторов (разработчиков) проекта.

Краснобаева Ольга Валентиновна делится опытом работы с коллегами школы и города. Является участником конкурса «Открытый урок». Имеет публикацию на сайте «1 сентября», зарегистрирована на сайтах «Про школу», «К уроку».

Алексеенко Юлия Николаевна является разработчиком «Технологии дифференцированной подготовки обучающихся к сдаче экзамена по обществознанию», утвержденной Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования 19.12.2009. Своим опытом обменивается на образовательных интернет-порталах: «Сеть творческих учителей», «Pro.школу.ru», «Завуч. Инфо», МАН «Интеллект Будущего». Имеет публикацию на сайте «1 сентября».

Толстоухова Инна Владимировна опубликовала разработки уроков по краеведению и общей биологии 9-10 классов с презентациями на сайте волжского учителя Дибленко С.Ю. Разместила презентации уроков - «Обобщение и систематизация знаний» в 10 -11 классах по химии на сайте творческих учителей. Отправила эти же разработки на фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Чистова Надежда Григорьевна публикует свои разработки на сайте «Pro.школу.ru» ( в группе «11 школа» на российском уровне), не дублируя их на других сайтах.

Литература, использованная при разработке проекта (см. Приложение 2).

2.2. Проект «Инновационные формы работы в организации традиционной педагогической деятельности по выявлению одаренных детей»

1. Паспорт проекта



Тема проекта: Инновационные формы работы в организации традиционной педагогической деятельности по выявлению одаренных детей.

Педагогическая проблема: Выявление учащихся, способных заниматься в предметной области на высоком уровне, благодаря использованию современных методик и технологий обучения.

Проектируемые результаты:

Создание среды для развития личности одаренного ребенка

- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществляющей поисковую деятельность, владеющей средства способами исследовательского труда;

- обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

- способной к саморазвитию и самообразованию;

- способной осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность,

руководствуясь в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами;

- готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей;

- физически здоровой.

Уровень предполагаемых изменений в образовательной практике:

- совершенствование системы работы с одаренными детьми, через вовлечение их в научное общество школы, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня, через закрепление за каждым талантливым ребенком индивидуального куратора;

- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

- стимулирование мотивации развития способностей школьников, через школьные СМИ и галерею «Макс»;

- формирование системы мониторинга качества обученности одаренных детей;

- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание электронного сборника лучших работ учащихся;

- функционирование школьного научного общества «Планета успеха»;

- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной и научно-исследовательской деятельностью;

- увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

Объемы и источники финансирования:

Бюджетные и внебюджетные ассигнования.



Участники проектной деятельности:

- Начальная школа;

- Среднее звено (гуманитарное, естественно-математическое, ИЗО, музыкальное, физическое направления);

- 8 -11 классы (предпрофильное, профильное обучение);

- Учителя-предметники;

- Родители учащихся.

Новизна, масштабность, системность проекта:

В центре внимания проекта - олимпиадное движение, основанное на синтезе традиций и инноваций. Традиционным является участие во всех этапах всероссийских предметных олимпиад по всем предметам, а также в международных играх и олимпиадах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог».

Новизной в работе над проектом является индивидуальное закрепление за каждым одаренным учащимся своего куратора , участие во Всероссийских молодежных предметных чемпионатах (г. Пермь), Международной олимпиаде по основам наук (г. Екатеринбург), ЭМУ (г. Екатеринбург) , Всероссийских зональных соревнованиях по футболу по Южному и Северо-Кавказскому федеральному округу. Инновацией является конкурс электронных презентаций ученических проектов в ходе предметных декад, с вынесением работ победителей на общешкольную конференцию и дальнейшем участием в городском конкурсе проектов, который проводится в МОУ СОШ №14. Абсолютной инновацией стало участие наших обучающихся в дистанционном межпредметном эрудит-марафоне учащихся (ЭМУ), который проводится в несколько этапов в течение всего учебного года. В первом этапе приняли участие 32 обучающихся 5-9 классов, ко второму этапу в эрудит-марафон были вовлечены обучающиеся начальной школы и число участников возросло до 105 работ.

В плане работы каждого МО отражена работа с одаренными детьми, а каждый учитель-предметник составляет индивидуальный план работы с одаренными детьми.

По результатам работы школьного научного общества «Планета успеха» предусматривается создание электронного сборника лучших научно- исследовательских работ. Данный сборник будет опубликован на школьном сайте.

2. Актуальность проекта.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики на пути к «Нашей новой школе». В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

Цель проекта: Создание системы работы с одарёнными детьми в рамках образовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития общества.

Задачи проекта:


  1. создание условий для развития интереса к проблемам одарённости.

  2. создание оптимальных условий для развития познавательного интереса школьников.

  3. создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, обеспечение участия одарённых детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. систематизация опыта работы с одарёнными детьми.

Уровень предполагаемых изменений в практике работы с одаренными детьми:

- Формирование системы работы с одаренными обучающимися через предметные МО и индивидуальные программы учителей-предметников.

- Творческая самореализация выпускника школы.

- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

- Повышение квалификации педагогов в связи с использованием инновационных методик и технологий в работе с одаренными детьми.

3. Характеристика содержания проекта

Ресурсное обеспечение:

Интеллектуальное: учителя-предметники, завуч по учебно-методической работе, директор школы.

Информационное: материалы печати, опыт учителей-новаторов, курсы повышения квалификации учителей, собственные наблюдения и разработки.

Материальное: ксерокопирование, распечатка материалов, сканирование, диски, оборудование для научно-исследовательской работы.

Техническое: компьютеры, сканеры, ксерокс, принтер.

План основных действий по реализации проекта (см. Приложение 7).

Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта в системе управления его реализации:

Мониторинг реализации проекта предполагает:

- процент содержания обучающихся, занятых в выполнении творческих и исследовательских работ;

- процент обучающихся, участвующих в предметных и надпредметных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня, начиная со школьного;

- динамика роста положительного имиджа школы, её привлекательности для обучающихся в городе.

Риски проекта:

- потеря контингента учащихся за пределы выделенного коридора;

- уход из школы опытных педагогических кадров, достигших солидного возраста;

- недостаток бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения развития материально-технической базы школы;
2. Показатели авторства разработчиков проекта и инновационного потенциала коллектива общеобразовательного учреждения

Авторы (разработчики) проекта: Ичалова Н. В.- зам. директора по учебно-методической работе, Пятницына С.Н.- учитель географии, Меньшикова Е. В. – учитель физики, Анохина Т. Е. – учитель начальных классов, Смирнова О. В.- учитель начальных классов, Куратова Е. Г. - учитель физической культуры.

Краткая характеристика участия разработчиков проекта в инновационной деятельности: На протяжении последних пяти лет учителя-разработчики проекта используют в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии, элементы блочно-модульного обучения, метод проектов; их ученики участвуют во всех этапах всероссийской олимпиады школьников, дистанционных международных предметных конкурсах и олимпиадах.

В 2009-2010 учебном году их ученики стали активными участниками VΙ Международной олимпиады по основам наук ( по физике, географии, биологии), проходящей в Екатеринбурге. Васькина Александра, Канарик Дарья, Айрапетян Юрий, Редькина Ангелина прошли три этапа и стали дипломантами по географии ( учитель Пятницына С. Н.), Куратова Вера и Шелухин Алексей (учитель Меньшикова Е. В.) стали дипломантами по физике. Ребята принимали участие в Молодежном географическом чемпионате и добились высоких результатов: Хачатурова Ольга занала первое место в городе и в области, Чиликин Александр – первое место в городе. А всего в заочных олимпиадах и конкурсах («Кенгуру», «Галилео» ) участвовали более 50 наших обучающихся.

В 2010-2011 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по географии ( учитель Пятницына С. Н.) стали призерами: Давыдов Александр (9 класс), Карпенко Владимир( 8 класс), Рязанкин Александр (7 класс). Давыдов Александр стал также победителем зонального этапа.

Ученики Куратовой Е. Г. В 2009-2010 учебном году участвовали в городских соревнованиях по футболу и заняли два вторых места, в зональных областных соревнованиях заняли два первых места, в первенстве Волгоградской области в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу» заняли два вторых места в возрастной группе 1999-2000г.р. и 1997-1998г.р.



Публикации авторов (разработчиков) проекта: Пятницына С. Н. Элективный курс «Волжский: факторы формирования города как промышленного центра», Пятницына С. Н., Рузанова В. А. Вопросы преподавания краеведческих дисциплин в школе. Москва. «Планета» 2010г.

Пятницына С. Н. Внутренние воды. Природные зоны Африки, Мировые природные ресурсы. Оценка мировых природных ресурсов. ( Урок с использованием блочно-модульной технологии) СМИ «Завуч. Инфо»



Использованная литература (см. Приложение 2).

2.3. Школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности

 Пояснительная записка

Воспитание в школе рассматривается как компонент образования и предполагает единство процесса во всех сферах деятельности. Поэтому для нашей школьной жизни более подходит термин воспитывающая деятельность.

Воспитывающая деятельность включает:

- целеполагание как систему  формирования ведущих интегративных качеств,  содержание воспитательной деятельности, систему педагогических отношений и характер деятельности обучающихся;

- содержание практической деятельности педагогов и обучающихся (система разнообразных дел, поручений, заданий, традиций определяет социально- ценностный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы);

- содержание просвещения в области культуры, педагогики, психологии, обеспечивающее развитие духовности ученика и его сознательное участие в воспитательном процессе;

- совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание);

- непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо сформировать у школьника, систематически отслеживать и отражать в картах воспитанности или портфолио);



Цель: Повышение духовного, нравственного и культурного уровня обучающихся, развитие желания самоопределения и самореализации, укрепление  физического  и психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Задачи:

-формирование навыков и потребности здорового образа жизни;

- выявление способностей и развитие талантов детей;

- формирование гражданской позиции обучающихся.



Коллективные творческие дела (КТД)

КТД - объединяет в один комплекс все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве и заканчивается итоговыми концертами, фестивалями. На часах общения дети узнают о красоте человека, эстетике быта и жизни, красоте познания, культуре чувств, духовной культуре КТД направлено на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия – того, что составляет основу духовности нашего народа. В рамках КТД проводятся традиционные праздники, акции милосердия, благотворительные концерты, которым предшествует большая подготовительная работа: часы общения, репетиции, поисковые акции и т.п.

КТД представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание.

Школьники и учителя определяют степень своих трудностей, пути их преодоления; анализируют деятельность школы по отдельным результатам;

создают свои «Портфолио».

Мероприятия коллективных творческие дел (КТД) (см. Приложение 3).



ПРОГРАММА « ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:

«МЫ - РОССИЯНЕ»

Системообразующую основу патриотического воспитания в школе представляет государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Программа исходит из  целеустановочных моделей и опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств и является продолжением школьной программы «МЫ - РОССИЯНЕ» 2005-2010г.г..

Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная идея программы – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое страны.

Цель и задачи Программы:

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.



Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;

- подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др.;

- формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;

- воспитание в духе толерантности, уважения прав и свобод человека и гражданина;

- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественные организации.



Механизм реализации Программы:

- комплекс мероприятий предусматривает охват детей с 1 по 11 –е классы;

-привлечение к внеклассной деятельности родителей обучающихся;

-сотрудничество с общественными организациями города.

Совершенствование процесса патриотического воспитания.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

-развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;

- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику;

-воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

-воспитание готовности к достойному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

- учебном (в рамках курсов истории, обществознания и т.п.);

-вне учебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам, с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы, как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры);

- социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и местных органов власти).

Содержание деятельности на каждом этапе:

1.Диагностико-проектный: комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния героико-патриотического воспитания в школе (февраль – сентябрь 2011г.);

-обобщение опыта работы школы в организации героико-патриотического воспитания;

-разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;

-сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.



2. Содержательно-деятельностный: реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных (октябрь 2011-апрель 2014г.г.).

3. Рефлексивный: выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив (май 2014-декабрь2015г.г.).

Ресурсное обеспечение программы

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах бюджетных и привлечении не бюджетных средств .



Программа позволяет:

- углубить знания обучающихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;

- научить детей понимать и анализировать органическую целостность истории, культуры народов России;

- понять детям их личную ответственность за будущее России.
Ожидаемые результаты:

1. Диагностический этап: получение целостной картины состояния патриотического воспитания в школе и сформированности патриотизма как качества личности у членов школьного сообщества.

2. Содержательно-деятельностный этап: активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.

3. Рефлексивный этап:

- изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества;

- определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

Участие классных коллективов в программе.

Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.



План мероприятий по патриотическому воспитанию школьников.

(см. Приложение 4)



Самоуправление.

Реализация задач по воспитанию гражданина  Отечества и формированию социально активной личности происходит  через детские объединения: «Семицветики», «Лидер», «ЮИД», «Совет старшеклассников».



Принципы их работы:


4 «само»:

4 «к»:

самоопределение;

коллективное планирование;

самоорганизация;

коллективная подготовка;

самореализация;

коллективное проведение;

самоанализ.

коллективный анализ.

 
Дополнительное образование в школе органически сочетает все виды досуга с различными формами образовательной деятельности, решая проблемы занятости детей.  Оно состоит из следующих направлений: - художественно-эстетическое ( кружки «Радуга», «Друзья», «Сольное пение», «Ладушки»);-физкультурно-спортивное (кружки «Подвижные игры» , «Большой теннис», «Лёгкая атлетика», «Футбол», «Настольный теннис», «Волейбол», «Шашки») -научное ( кружки «Умники и умницы», «Литературный солон»).
ПРОЕКТ «Наполни сердце добротой»

1.Паспорт проекта.

Тема проекта: «Наполни сердце добротой».

Педагогическая проблема: Привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей. Формирование у школьников навыков проектной деятельности и устойчивой гражданской позиции.

Проектируемые результаты: Создание среды для социально ориентируемой личности школьника

-способной самостоятельно определять проблему, находить выход из неё, осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность;

-умеющей делать осознанный выбор, руководствуясь общечеловеческими ценностями и нормами;

-способной быть милосердной и сопереживающей.



Уровень предполагаемых изменений в образовательной практике

-совершенствование воспитательной системы школы, через вовлечение обучающихся в проектную деятельность социальной направленности;

-рост количества классных коллективов, занимающихся социальной проектной деятельностью.

Объёмы и источники финансирования проекта

Привлечение внебюджетных (спонсорских, меценатских) средств.



Участники проектной деятельности

-обучающиеся 7а, 10а классов и их родители;



Новизна, масштабность и системность проекта

Новизна проекта заключается в том, что обучающиеся 10а класса не только сами занимаются проектной и волонтёрской деятельностью, но и привлекают ребят других классов, а к отдельным акциям и детей всей школы.



2.Актуальность проекта.

Источники проблемы проекта

Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание нравственных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от общечеловеческих ценностей, общественно-исторического опыта своего народа.

Именно поэтому один из важнейших институтов социализации ребенка — школа должен активизировать работу по воспитанию у школьников гражданско-патриотических чувств. Однако существует необходимость в творческом, неординарном подходе к данному вопросу.

Так же необходимо отметить, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе должно являться формирование гражданственности, культуры межнациональных и межсоциальных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для социально-проектной деятельности и формирование гражданских качеств у обучающихся.

Цель проекта: создание условий для социально-проектной деятельности , способствующих формированию гражданско-патриотических качеств у обучающихся.

Задачи проекта:

-привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам школы, города, окружающих людей;

- социализация школьников посредством проектной деятельности;

-развитие волонтёрского движения в школе.



Уровень предполагаемых изменений в практике социального проектирования:

-формирование в воспитательной среде школы системы социально-проектной деятельности практической направленности.



3.Характеристика содержания проекта.

Ресурсное обеспечение:

-интеллектуальное: классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, директор школы;

-информационное: материалы СМИ, опыт классных руководителей, родителей, наблюдения детей;

План основных действий по реализации проекта:

1. Диагностический этап (январь-май2011г.): получение целостной картины состояния социально-проектной деятельности в школе и готовности обучающихся 7а класса и других детей перенимать опыт ребят10а.

2.Содержательно-деятельностныйэтап:

сентябрь2011г.-февраль2012г.-волонтерская деятельность классного коллектива 10а; сентябрь 2011г.-май 2013г.- социально-проектная деятельность обучающихся 7акласса, классов 1,2 ступени; сентябрь 2013г.-май 2014г-.волонтёрская деятельность классного коллектива7а.

3. Рефлексивный этап (сентябрь2014г. -май2015г.):

- изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества;

- определение системы социально-проектной деятельности и участия классных коллективов в ней.

Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта в системе управления его реализации.

Мониторинг реализации проекта предполагает:

-рост количества классных коллективов, занимающихся социально-проектной деятельностью;

-участие школьных коллективов в городских, региональных конкурсах по социально- проектной деятельности.


Риски проекта:

- сложности в привлечении внебюджетных средств;

-негативное влияние социума.

4. Показаиели авторства разработчиков проекта и инновационного потенциала коллектива общеобразовательного учреждения.

Авторы (разработчики) проекта: Кольцова С.И.- заместитель директора по воспитательной работе, Моловствова С.Н.- учитель английского языка, классный руководитель 10а, Степанова Т.Н.- учитель истории, классный руководитель 5а, Мурзагалиева Ж.Н.- учитель английского языка, классный руководитель 11б.

Краткая характеристика участия разработчиков проекта в инновационной деятельности:

На протяжении трёх лет классные руководители Моловствова С.Н., Степанова Т.Н. в своей деятельности используют социально-проектную деятельность, как одну из форм воспитательной работы с классным коллективом.

С 2008 года их ученики являются активными участниками проектной деятельности. Участники 4 городского фестиваля ученических проектов: 2009год-Хачатурова Ольга « От доброго корня- добрая поросль», Овчинников Дмитрий «Афганистан болит в душе»; 2010год- Канарик Дарья «Улицы города Волжского», Васькина Александра «Песни, рождённые в войне», Хачатурова Ольга «Геральдика родного края».

Публикации авторов (разработчиков) проекта:

Степанова Т.Н. «История. Проектная деятельность». Волгоград. «Корифей» 2008г.



Использованная литература. (см. Приложение 5)

2.4. Проект «Современная школа – территория здоровья»

Актуальность проблемы.

Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к её решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного образования.

Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся нашей школы, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт  на спад.

По состоянию здоровья большая часть обучающихся относится к основной группе здоровья (первая и вторая медицинские группы) и основной физкультурной группе. На сегодняшний день отсутствует отрицательная динамика в распределении обучающихся  по  медицинским  группам.


Количество обучающихся, имеющих хронические заболевания, стабилизируется (за исключением заболеваний нервной системы), несмотря на то, что увеличивается доля первоклассников, поступающих в школу с хроническими заболеваниями.

Анализ состояния здоровья наших школьников и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Проекта «Современная школа – территория здоровья», который, в свою очередь, определял бы основные направления деятельности школьного коллектива. О том, что “ В здоровом теле – здоровый дух” – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк, здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. Здоровье – залог достижения жизненного успеха, реализации своего потенциала. Готовность творить собственное здоровье должна пронизывать всю жизнь ребенка и в школе, и дома.



В основу проекта легли следующие предпосылки:

- Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь.

- Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом.

- В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств.

Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и т.д. - наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего образовательного процесса.

Основной замысел Проекта предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению обучающихся.

Цель - сохранение и укрепление здоровья школьников, пропаганда и формирование потребности здорового образа жизни детей и их родителей.

Задачи:

- создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности образовательного учреждения для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья обучающих;

- разработка и внедрение организационно – педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению;

- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья;

- формирование у обучающихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни;

- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни;

- методическое обеспечение валеологического сопровождения образовательного процесса.

План мероприятий по реализации проекта «Современная школа – территория здоровья» (см. Приложение 6)

Этапы реализации проекта:

 I этап: Подготовительный (январь-сентябрь 2011).

1.Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.

2.Подготовка программно-методического обеспечения.

3. Ознакомление родителей и обучающихся с проектом «Здоровье».

4.Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Современная школа – территория здоровья».

 II этап: Практический (сентябрь2011-декабрь2015) Реализация проекта «Современная школа – территория здоровья».

III этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (январь-август2015).

1.Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта«Современная школа – территория здоровья».

2.Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации проекта.

3.Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся школы на здоровый образ жизни.

4. Коррекция проекта «Современная школа – территория здоровья» по итогам реализации.

5.Публикации, распространение опыта.



Предполагаемый результат:

1.Снижение показателей заболеваемости детей.

2.Стабилизация состояния здоровья обучающихся по основным показателям.

3.Повышение уровня качества обучения школьников.

4.Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

5.Полученные в школе валеологические знания позволят ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6. Обучающиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7. Обучающиеся научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающимися.



Критериями эффективности реализации проекта являются:

- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков;

- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни;

- организация в школе валеологически целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса;

- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны обучающихся и  их родителей.

Авторы (разработчики) проекта: Кольцова С.И.- заместитель директора по воспитательной работе, Боброва О.Н.- учитель начальных классов, Сиринова Г. В. – педагог-психолог.

Использованная литература (см. Приложение 5).


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа развития «традиции и новаторство движение вперед»
839.75kb.
Уроков. Традиции развития и педагогическое новаторство: за и против
463.14kb.
Литература второй половины XIX века
3808.44kb.
Апрель 2008 свадхистана
244.02kb.
План реализации стратегии развития воспитательной системы школы в контексте инновационного образования. Программы «Движение вперед!»
603.51kb.
Искусство Основы музыкальной культуры Музыка как вид искусства
50.16kb.
Программа оранжевый пояс (10 и 9 кю) A) Техника • Кихон (основа)
69.07kb.
Б движение вперед; в циклическое развитие; г состояние стабильности. «Золотым веком»
68.6kb.
Программа факультативных занятий «Праздники и традиции» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений
90.2kb.
«Знания и труд нас в будущее ведут!!!» «традиции движение партнёрство успех!!!»
34.71kb.
Беленькая Людмила Владимировна, учитель моу сош №17 г. Красноярска
70.64kb.
Теоретические аспекты
62.25kb.