Главная стр 1
скачать
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Ученическое самоуправление (УС) - это форма коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи:

* создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;

* выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;

* предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс):

* развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

* развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

* обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Базовые подходы

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

* опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

* в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;

* педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;

* защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

* в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.



Деятельностный подход. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (СИ. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живутреальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, органи­зованность. Задача педагогов — направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления. Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.

Вначале основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив группы. Каждый учащийся получает- свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель работы с педагогическим коллективом на этом этапе - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.

Затем учащиеся объединяются в центры по интересам. Руководят центрами учащиеся из Совета старшеклассников. Совет старшеклассников - выборный орган, в него входят учащиеся старших классов, которые избираются на общей конференции учащихся школы. Совет старшеклассников организует деятельность школьного коллектива по различным направлениям: «Учеба и дисциплина», «Спорт и здоровье», «Пресс-центр», «Социально-психологическая служба». Совет старшеклассников обеспечивает связь между советами групп, активами кружков, клубов, студий, секций, педсоветом, советом школы.

Обучение учащихся науке управления, развитие у них лидерских, коммуникативно-организаторских навыков осуществляется в рамках «Школы молодого лидера» . ?
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап-организационный:

* анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;

* формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;

* изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;

* организация учебы актива и педагогов.

2 этап -реализация и развитие системы ученического самоуправления:

* отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив»;

* участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;

* создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.



3 этап - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.

2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.

3. Обновление содержания воспитательной работы.



Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:

* Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать ком­плекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

* Подготовку педагогов и актива учащихся к управленческой и организаторской деятельности.

* Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

* Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.

Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

* Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.



Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

* создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка;

* повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования;

* повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них;

* изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной; * создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.
СТРУКТУРА ШКОЛЬНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Высший орган самоуправления учащихся школы — общая конференция учащихся. Общая конференция учащихся заслушивает и утверждает план работы на год, заслушивает и обсуждает отчеты органов самоуправления, решает вопросы организации учащихся и другие вопросы. Общая конференция собирается не реже раза в год.

2. В период между конференциями Ученическое самоуправление осуществляют Совет старшеклассников и пионерская дружина :

* организуют выполнение решений конференций;

* представлять коллектив учащихся в общественных организациях, на педагогических советах, на заседаниях Большого Совета школы;

* координировать деятельность первичных коллективов;

* разрабатывать программу деятельности первичных коллективов и коллектива учащихся всей школы; организовывать ее реализацию;

* принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и других мероприятий;

* анализировать, изучать и пропагандировать опыт работы первичных коллективов;

* организовывать и координировать конкурс на звание «Лучший класс школы»;

* определять повестки для заседаний Совета;

* организовывать учебу актива учащихся.

3. Совет старшеклассников и члены Совета дружины формируется из числа учащихся всех классов, из их числа выбираются председатели Советов и его заместители. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Члены Совета координируют работу других центров и секторов ученического самоуправления. Сам же Совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

4. Советам старшеклассников и членам дружины подотчетны центры и секторы: «Досуг»; «Учеба и дисциплина»; «Спорт и здоровье»; «Пресс-центр»; «Социально-психологическая служб (СПС). В центры и секторы входят наиболее активные учащиеся - из каждой группы по одному человеку. Члены центров и секторов выбирают председателя. За каждым центром закрепляется куратор из числа педагогов, кураторы осуществляющие -педагогическую поддержку работы центра. Центры планируют свою работу на полугодие и отчитываются о выполнении плана работы в конце полугодия.

5. По мере необходимости в школе могут создаваться также и временные органы самоуправления:

* группа эффективного действия — создается при проведении каких-либо дел, отвечает за их материально-техническое обеспечение, разрабатывает задания, подводит итоги; * хозяйственно-бытовая комиссия - создается для проведения генеральных уборок, проверяет качество уборки кабинетов, мастерских, столовой и территории, подводит итоги.

Самоуправление в классах

Основой организации самоуправления в школе служит организация само- управления в классе.

Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Общее классное собрание кроме членов школьного самоуправления выбирает командира класса. Командир класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интерес в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

На общем собрании выбирается также актив класса и центры (центры «Учеба и дисциплина», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс-центр», социально- психологическая служба), распределяются общественные поручения среди учащихся.
Перечень общественных поручений:

* Член совета дружины или член Совета старшеклассников

* Командир класса, заместитель командира.

* Физорг класса, заместитель физорга (центр «Спорт и здоровье»).

* Культорг класса, заместитель культорга {центр «Досуг»).

* Председатель учкома, заместитель председателя (центр «Учеба и дисциплина»).

* Ответственный за посещаемость (центр «Учеба и дисциплина»).

* Ответственный за дежурство.

* Ответственный за редколлегию («Пресс-центр»).

* Социально-психологическая служба.

* Председатель бытовой комиссии, заместитель председателя.

* Ответственные за работу с младшими школьниками.


На заседаниях актива решаются следующие вопросы:

* вопросы текущего дня;

* обсуждение нарушителей дисциплины;

* составление планов работы;

* подведение итогов работы;

* вопросы о поощрениях лучших учащихся.


Активы классов непосредственно работают под руководством Совета старшеклассников (9-11 кл.) и Пионерской дружины(5-8 кл.), классного руководителя, родительского комитета.


Общее собрание активов классов



Член командир Центр Центр Центр СПС Пресс-

школьного «Досуг» «Спорта и «Учёбы и центр

совета здоровья» дисциплины»


Учащиеся класса


Центр «Учеба и дисциплина»

Цели:

* обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил

внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы; х способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;

* решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).

От каждого класса в центр входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе и ответственные за данное направление из числа Совета старшеклассников и Совета дружины. Центр работает под руководством заместителя директора по учебной работе.

Функции и дела:

* проводит рейды по контролю посещаемости;

* проводит рейды по контролю наличия учебных принадлежностей;

* организует участие классов в предметных неделях;

* организует участие учащихся класса в конкурсах, олимпиадах;

* анализирует итоги успеваемости и посещаемости.



Порядок работы:

Центр работает в соответствии с планом. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц в кабинете заместителя директора по учебной

работе. Решения центра доводятся до учеников класса.

Права:

* центр имеет право накладывать дисциплинарные взыскания на учащихся-нарушителей учебной дисциплины;

* центр имеет право готовить вопросы на заседания педагогического совета;

* центр имеет право заслушивать командиров класса и ответственных : учебу по вопросам учебной дисциплины;

* центр имеет право ходатайствовать перед администрацией о поощрении учащихся;

* центр имеет право принимать участие в разрешении конфликтов, споров между учителями и учащимися.



Центр «Досуг»

Цели:

* создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД;

* расширение форм досуга подростков;

* развития художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся.

В центр «Досуг» входят по одному представителю от каждого класса и ответственные за данное направление из числа Совета старшеклассников и Совета дружины . Центр работает под руководством заместителя директора по воспитательной работе и педагогов дополнительного образования.

Функции и дела

Центр руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д принимает заявки и пожелания классов, отдельных учащихся о культпоходах и экскурсиях.



Порядок работы

Центр работает в соответствии с планом и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Решения центра доводятся до ученических коллективов.



Центр «Досуг» имеет право:

ходатайствовать перед Советом старшеклассников и Совета дружины о поощрении учащихся, классов, активно принимающих участие в культурно-массовой работе, или о наказании учащихся.



Пресс-центр

Цели:

овладение навыками журналистского мастерства;

создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.

В пресс-центр входят по одному представителю от каждого класса и ответственные за данное направление из числа Совета старшеклассников и Совета дружины . Работу центра курирует библиотекарь.



Пресс-центр организует:

* выпуск газет;

* смотры-конкурсы плакатов, рисунков;

* информационные линейки;

* размещение статей учащихся в газете;

* участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.



Пресс-центр имеет право:

* подводить итоги смотров-конкурсов плакатов, рисунков, газет и определять победителей;

* заслушивать отчеты редколлегии классов о проделанной работе.
Центр «Спорт и здоровье»

Цели, функции и дела:

* способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;

* создание условий для формирования здорового образа жизни;

* организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, дни здоровья;

* вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

В состав центра входят физорги классов и ответственные за данное направление из числа Совета старшеклассников и Совета дружины, капитаны сборных команд школы. Центр работает под руководством учителя физкультуры.



Центр имеет право:

заслушивать отчеты физоргов классов о проделанной работе и оценивать их работу; подводить итоги соревнований, спартакиад, определять победителей.


Социально-психологическая служба (СПС)

Цели, функции и дела:

* расширение социально-психологических знаний о себе и окружающем мире;

* проведение диагностики удовлетворенности пребыванием в школе, социально-психологическим климатом в ученических коллективах, от­ношениями между педагогами и учащимися;

* прогнозирование отношения учащихся, педагогов и родителей к предполагаемым нововведениям в школе, а также прогноз последующих изменений в ученической среде, связанных с этими нововведениями;

* выработка рекомендаций по улучшению деятельности педагогического коллектива и по принятию управленческих решений.

Основные принципы работы СПС:

* Принцип независимости. Члены службы должны быть независимы от интересов администрации школы.

* Принцип гласности. Результаты массовых исследований должны стать известны коллективу учащихся и педагогов.

* Принцип деятельности. Данные не конспектируются на бумаге, а «работают» - активно и оперативно используются для улучшения деятельности школы и саморазвития учащихся и педагогов.

* Принцип невмешательства. Служба не может вмешиваться сама в действия педагогов, органов самоуправления, администрации. Зафиксировать, спрогнозировать, предложить - вот что может служба.

* Принцип сотрудничества. Служба должна способствовать установлению атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, помогать

конструктивному, общению учащихся, педагогов и родителей на основе взаимного уважения и доверия,

* Принцип добровольности участия. Нельзя заставлять респондентов участвовать в исследованиях. Нужно заинтересовать ребят и взрослых в опросах или интервью, объяснив важность и значение этой работы.

В службу входят по одному человеку от каждого класса. Служба работает под руководством педагога-психолога.

СПС имеет право:

* разрабатывать анкеты и опрашивать школьников, педагогов и родителей по актуальным проблемам жизнедеятельности школы;

* подводить итоги опросов, анкет, диагностик.
Самоуправление

Самоуправление в школе базируется на следующих принципиальных позициях:

1.Равноправие — все долечены иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов.

Открытость» и гласность — работа органов самоуправления ;должна быть открыта для всех учащихся.

Закономерность — неукоснительное соблюдение правовых нормативных актов.

Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед избирателями.


Структура

самоуправления в школе.


• Третий уровень

• Общешкольное самоуправление.

Совет школы



  • Второй уровень

• Школьное ученическое самоуправление.

Ученическое собрание (конференция).

Совет старшеклассников.

Центры: «Учёба и дисциплина», «Досуг», Пресс-центр, Социально-психологическая служба.



• Первый уровень

  • Ученическое самоуправление в классных коллективов.

Классное собрание.

Совет класса.

Рабочие органы самоуправления.




ДЕТСКИЕ

ОБЪЕДИНЕНИЯ





СОВЕТ СОВЕТ

ДРУЖИНЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ








ЦЕНТР ЦЕНТР ЦЕНТР ПРЕСС-

«Досуг» «Учёбы и Соц.-психолог. Центр

дисциплины» служба



-развитие связей между разными сферами совместной деятельности и участниками совместной деятельности.

Развитие связей между

педагогами, детьми, родителями предполагает:

создание целостной системы личностных связей, разнообразных форм совместной деятельности, их сочетаний в каждом классном коллективе с учётом возрастных особенностей детей;

создание системы личностных связей между параллелями классов и структуры самоуправления в школе;

создание системы личностных связей для осуществления индивидуального выбора форм работы, видов деятельности, участников совместной деятельности с учётом особенностей индивидуального развития.

Сфера ответственности школьников:

создание структур, форм самоуправления в школьном коллективе;

создание собственных детских клубов, творческих объединений;

выбор предметов, направлений обучения, программ, групп индивидуального развития;

результативность, успешность учебной работы;

реализация принятых планов и решений совместной деятельности старшеклассников, педагогов, родителей.

Критерии анализа деятельности совета старшеклассников:

состояние и динамика цели, содержания, процесса, форм, успешности совместной деятельности в школе (ориентация на развитие инициативности, самоопределения, ответственности, критичности у каждого старшеклассника; ориентация на развитие стремления к сотрудничеству с другими, участие в коллективно-творческой деятельности, преобразования, осуществлённого ими в школе).

Основные звенья самоуправлении совета старшеклассников:



  • коллективное целеполагание;

  • коллективное планирование;

  • подготовка, осуществление задуманных дел;

  • коллективный анализ и оценка;

  • постановка новых перспектив.

Совет старшеклассников организует управление деятельностью своих сверстников /9-11 классов/.

Модель выпускника школы №35.

ВЫПУСКНИК НАШЕЙ ШКОЛЫ
• это достойный гражданин и патриот своей Родины, уважающий национальные чувства и традиции других народов

• это законопослушная личность, обладающая правовой культурой, проявляющая заботу о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации

• это гуманист, имеющий свою жизненную позицию, социально активный, умеющий отвечать за свои поступки

• это всесторонне развитая, высоко эрудированная, обладающая высоким интеллектом, творческая личность

• это человек образованный, обладающий прочными знаниями, стремящийся к реализации поставленных целей, активно занимающийся самосовершенствованием.

• Это будущий семьянин, ответственный за жизнь своих детей

• Это личность, способная утверждаться в коллективе, предприимчивая, коммуникабельная, уважающая общечеловеческие ценности

• Это человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни.



- вносит предложения на рассмотрение Совета школы,

- заслушивает отчёты членов совета о выполнении поручения;

-оказывает помощь учителям в работе с младшими школьниками.

Совет дружины проводит заседания совета не реже 1 раза в месяц. Для подготовки, проведения и анализа коллективно-творческих дел создаются временные советы дела. В них могут входить: члены совета дружины, учителя, родители, представители школьных коллективов и их друзья. Советы дела работают с выборным активом классных коллективов, с целью организации социально значимой коллективно-творческой деятельности пионеров и проведения коллективно-творческих дел в школе и классных коллективах.
Вся работа организуется с соблюдением принципа «4 сами»

- сами планируем

-сами готовим

- сами проводим



- сами анализируем
Критерии анализа деятельности совета дружины:

состояние и динамика цели, содержания. Процесса, форм. Успешности совместной деятельности в школе (ориентация на развитие инициативности, самоопределения, ответственности; организация на развитие стремления к сотрудничеству с другими, участие в коллективно-творческой деятельности, преобразования, осуществлённого ими в школе).
скачать


Смотрите также:
Программа развития ученического самоуправления концептуальные основы программы
172.33kb.
Программа развития ученического самоуправления концептуальные основы программы
123.25kb.
Программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
585.05kb.
Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе
685.9kb.
Паспорт программы Концептуальные основы программы
129.74kb.
Ошибка: Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления
81.94kb.
Проект Концептуальные основы развития вечерних (сменных) общеобразовательных школ рк
70.79kb.
Программа развития ученического самоуправления мбоу «Волошинская сош» на 2012 2017 гг Х. Волошино
97.71kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Заревской средней общеобразовательной школы
281.94kb.
Проект развития ученического самоуправления «Солнечный круг»
76.77kb.
Образовательная программа «Лидеры ученического самоуправления»
113.87kb.
Программа «От ученического самоуправления к демократическому правовому пространству в образовательном учреждении»
586.15kb.