Главная стр 1
скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Молькинская средняя общеобразовательная школа

Обсуждено и принято: Утверждено:

Дата_______________ Дата_______________

Решением протокола Директор школы:

№ _____ педагогического __________ Харлова М.Г.

совета школы

Целевые программы

«Здоровье», «Семья», «Красота спасет мир»,

«Труд как добродетель», «Подросток и закон»,

«Программа развития школьного самоуправления»

Составитель:

Зам. директора по

воспитательной работе

Юртина М.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 2012-2013 учебном году воспитательная работа школы направлена на реализацию II этапа деятельности по построению воспитательной системы школы в рамках реализации воспитательной концепции «Формирование смысложизненных ориентаций обучающихся». II этап (формирующий эксперимент) предполагает апробацию новшеств в воспитательном процессе, а именно разработку и внедрение целевых программ «Здоровье», «Семья», «Красота спасет мир», «Труд как добродетель», «Подросток и закон», «Программа развития школьного самоуправления». Данные программы, за исключением программы «Подросток и закон», составлены на основе школьной целевой комплексной воспитательной программы МОУ СОШ №4 Хабаровского края «Школа – наш дом» составленной под руководством Аносовой Л. А. с внесением корректив. Программа «Подросток и закон» составлена с внесением корректив на основе целевой программы по развитию правовой культуры участников образовательного процесса «Подросток и закон», которая была разработана и апробирована в МОУ средней общеобразовательной школы № 40 г. Томска в 2005-2010 гг. Реализация программ рассчитана на 2012-2017 гг., но при этом возможно внесение корректив.

Актуальность данных программ заключается в том, что они позволяют наметить ориентиры по созданию целостной воспитательной системы, помогают сделать педагогический процесс целенаправленным.

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 учебный год показал, что в 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу с обучающимися по формированию положительных идеалов (положительные примеры взрослых и ровесников), уточнения жизненного пути, готовности к проявлению любви, заботы, ответственности, самообучения, самовоспитания, саморазвития; проводить индивидуальные и групповые беседы нравственно-этического поведения.



I. Программа «Здоровье»

Раздел 1. Общие положения

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.

На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты:


  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

  • осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

  • соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.


Раздел 2. Основные направления программы и их реализация
2.1. Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

Задачи: 1.Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).

2.Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).


Мероприятия

Ответственные

Проведение ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников;

Администрация,

учитель физ. культуры,

кл. руководители


Упорядочение работы с семьями по проблемам сохранения и укрепления здоровья

Администрация,

кл.руководители



Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков педагогов по данной проблеме

Администрация,

кл. руководители



Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Кл.руководители,

Зам.директора по ВР




2.2. Профилактическая деятельность

Задачи: 1.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

2.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

3. Профилактика ДДТТ.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация медицинских осмотров детей с целью раннего распознавания заболеваний

Постоянно

по графику



Медицинские работники Усть-Удинской ЦРБ


Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей

постоянно

Мед.работники, кл. руководители,

администрация



Система мер по улучшению питания детей:

- режим питания;

- эстетика помещений;

- пропаганда культуры питания в семье.




постоянно

Администрация,

кл.руководители



Система мер по улучшению санитарии и гигиены:

- генеральные уборки классных комнат, школы;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.


регулярно

Администрация,

кл.руководители



Система мер по предупреждению травматизма:

- оформление уголков по технике безопасности;

- проведение инструктажа с детьми.


постоянно

Администрация,

кл.руководители



Профилактика утомляемости:

- проведение подвижных перемен;

- проведение на уроках физминуток


постоянно

Учителя - предметники, классные руководители,

администрация




2.3. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

Задачи: 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:

- организация подвижных игр;

- соревнования по отдельным видам спорта;

- спартакиады, дни здоровья;

- работа кружков физкультурно-спортивного направления


постоянно

Администрация,

учителя физической культуры, руководители кружков.



Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей.

постоянно

Администрация,

учителя физической культуры




II. Программа «Семья»

Раздел 1. Общие положения

Взаимодействие педагогов с родителями обучающегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.



Цель программы: Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
Раздел 2. Основные направления программы


Направления

Задачи

Ожидаемые результаты

Диагностика семьи

Изучение образа жизни семьи.

Особенности семейного воспитания.

Выявить взаимоотношения детей и родителей.

Выявить взаимоотношения семьи и школы.



Характеристика микроклимата семьи.


Взаимоотношения с родителями учащихся

Выявление резервов семейного воспитания.

Установление путей взаимодействия школы и семьи.



Создание приоритета родительского воспитания.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей

Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.

Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.



Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение.

Организация полезного досуга

Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

Пропаганда здорового образа жизни.



Активное участие родителей в жизни школы.

Укрепление взаимоотношений детей и взрослых.





Мероприятия

Ответственные

Диагностика: изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении,

Педагог-психолог, кл. руководители

Упорядочение работы с семьями «группы риска»

Администрация,

кл. руководители, социальный педагог



Консультации родителей по вопросам

Администрация,

кл. руководители



Педагогические лектории по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка посредством участия в родительских собраниях.

Кл. руководители,

Зам.директора по ВР



Участие в работе Управляющего Совета

Зам.директора по ВР

Рейды - посещение семей «группы риска»

Социальный педагог, педагог-психолог

Совместные КТД

Зам. директора по ВР


III. Программа «Красота спасёт мир»

Раздел 1. Общие положения

Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.

Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Цель программы: Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.

Ожидаемые результаты: Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре края, Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве.
Раздел 2. Основные направления и их реализация


Направления

Задачи

Содержание

Художественно-эстетическое

1. Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

2. Приобщение к духовным ценностям.




- Изучение культурного наследия Иркутской области, Усть-Удинского района, малой Родины, России, стран мира.

- Посещение краеведческого музея, выставок

- Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов…


Творчество

1. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей.
2. Создание условий для творческой самореализации обучающихся.


- Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.

- Привлечение обучающихся в кружки и факультативы.

- Приобщение обучающихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимой деятельности (проектирование)



IV. Программа «Труд как добродетель»

Раздел 1. Общие положения

В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.



Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Поэтому при проведении профориентационной работы необходимо выявить индивидуальные психологические качества личности, уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).

При построении системы профессиональной ориентации школьников мы придерживаемся структуры, предложенной группой ученых под руководством С.Н.Чистяковой, состоящей из трех элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»); информация о мире профессий; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о самом себе и знаний о профессиональной деятельности).

В организации профориентационной работы необходим возрастной подход: 1 этап – детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли; 2 этап – подростковая фантазия; 3 этап - захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, 4 - предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей; 5 этап – практическое принятие решения. Характер содержания и объем работы будут меняться в зависимости от возраста обучающихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы увеличивается профориентационная работа.



Цель программы: содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения обучающихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи программы:

  • Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.

  • Привлечение родителей к деятельности в рамках программы.


Раздел 2. Основные направления программы и их реализация

Направления

Основные мероприятия

с обучающимися, родителями, педагогами

Просвещение

Обучающиеся:

  1. Проведение тематических классных часов (с 1 по 11 класс).

  2. Участие в днях открытых дверей учебных заведений (9-11 классы).

  3. Расширение знаний обучающихся о профессиях учителями-предметниками (6-11 классы).

Родители:

1. Проведение родительских собраний на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (9, 11 классы).



Педагоги:

  1. Подготовка рекомендаций по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе.

  2. Разработка классных часов по профориентации.

Диагностика

Обучающиеся:

  1. Проведение опросника «Готовность к выбору профессии» (9, 11 классы)

  2. Выявление интересующих вопросов по теме профориентации.

Родители:

1. Проведение опроса по выявлению проблем при профессиональном самоопределении ребенка.



Психодиагностика

Обучающиеся:

  1. Тестирование учащихся 9, 11 класса (психолог).

  2. Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов» (психолог).

Педагоги:

1. Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации.



Коррекция

  1. Осуществление индивидуальных консультаций.

  2. Организация дискуссий для решения возникающих проблем.

Ожидаемые результаты:

- Обучающиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной.

- Иметь представление о мире профессионального труда.

- Обучающиеся должны уметь самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы.

- Обучающиеся должны быть социально-адаптированными к жизни.

V. Программа «Подросток и закон»

Раздел 1. Общие положения.

     Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из неблагополучных семей, дети, которые предоставлены сами себе.

Анализ ситуаций подсказывает необходимость создания в образовательном учреждении условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство обучающегося, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга обучающихся, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся

в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех обучающихся в учебно-воспитательный процесс.



Цель программы: повысить правовую культуру подростков, способствовать профилактике правонарушений.

Задачи программы:

- создание оптимальных условий для адаптации обучающихся в социуме

- организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

- предупреждение правонарушений среди обучающихся.


Ожидаемые результаты:


В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди обучающихся, планируется достижение следующих результатов:

- социально-педагогическая реабилитация обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- вовлечение малоактивных обучающихся во внеурочную деятельность и общешкольные мероприятия;

- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;

- выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация

Направления

Основные мероприятия

с обучающимися, родителями, педагогами

Просвещение

Обучающиеся:

1. Тематические классные часы по изучению документации школы, Иркутской области, РФ (Права и обязанности обучающихся, Правила поведения)

2. Осуществление социальной, психологической и

педагогической помощи подопечным детям, обучающимся из

малообеспеченных семей, семей «группы риска»

Родители:

1. Социальное, правовое, медицинское, психологическое

просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях.

Педагоги:

1. Составление социальных паспортов класса, школы

2. Оформление и обновление в ОУ информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов).

3. Организация и проведение элективных, факультативных курсов «Подросток и закон»



Диагностика

Обучающиеся:

1. Диагностика уровня тревожности, выявление психологических проблем обучающихся

2. Индивидуальная работа по выявлению проблем адаптации обучающихся и коррекция асоциального поведения

3. Работа по раннему выявлению семей «группы риска» или оказавшихся в сложной жизненной ситуации.



Контроль

1. Организация занятости обучающихся во внеурочное

и летнее время.

2. Выявление, постановка, снятие с внутришкольного учета и учета КДН обучающихся и семей «группы риска».

3. Рейды в семьи «группы риска»




VI. Программа развития школьного самоуправления

Раздел 1. Общие положения

На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.



Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

Задачи:

- Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

- Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

- Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение обучающихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.



Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.
Раздел 2. Положение о действии программы ученического самоуправления

  • Главным органом ученического самоуправления в школе является Школьная Дума.

  • В состав Школьной Думы входят обучающиеся 5-11 классов

  • Возглавляет Школьную Думу спикер.

  • Спикер Школьной Думы избирается тайным голосованием обучающихся 5-11 классов.

  • Школьная Дума принимает положения и следит за их исполнением. Протокол заеданий ведет секретарь Школьной Думы.

  • Связь Школьной Думы с классными коллективами осуществляется через старост класса и их заместителей, которые являются членами Школьной думы

  • Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и созданы при отдельных условиях:

  1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психосоциальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т.д.

  2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

  3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Цель организации школьного самоуправления: взаимодействие ученического и педагогического коллективов школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.

Области школьной жизни, которые предполагается поручить детскому коллективу нашей школы:

  • Проверка состояния учебников.

  • Проверка внешнего вида обучающихся.

  • Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, спартакиады, КТД и т.п.

  • Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с интересными людьми.

  • Выпуск газет, информационных листов и др.

  • Шефская работа с ветеранами ВОВ и ветеранами педагогического труда школы.

  • Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций.

Ввести в школе самоуправление – значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева школьной жизни, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого.

При организации деятельности органов школьного самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:

1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.

4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся.

6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся.

8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.



Структура самоуправления.

Спикер Школьной Думы – возглавляет Школьную Думу, представляет школу на районном парламенте.

Комитет физкультуры и здоровья – отвечает за выполнение всех трудовых дел в школе, санитарное состояние классных комнат. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.

Комитет информации и культуры – осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений. Отвечает за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, подготовка данных для прессы. Отвечает за подготовку и проведение в школе вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.

Комитет правопорядка – отвечает за охрану порядка на школьных мероприятиях, ознакомление обучающихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением правил поведения обучающихся в школе.

Секретариат – протоколирует заседание Школьной Думы и оглашает решение Школьной Думы.

Общешкольное соуправление

Обучающиеся школы входят в состав Управляющего Совет школы, в который так же входят представители от родителей, коллектива школы, учредителя.




2012 г.

скачать


Смотрите также:
Программа развития школьного самоуправления "Школа Лидер"
137.07kb.
«Программа развития школьного самоуправления»
193.32kb.
Программа духовно-нравстенного развития обучающихся на ступени начального общего образования
659.39kb.
Сущность и назначение ученического самоуправления
107.03kb.
Правовая основа местного самоуправления
102.38kb.
Программа развития школьного спортивного клуба «Олимпиец- к»
173.09kb.
Программа общественно политического развития россии
30.11kb.
2 Исполнительные органы местного самоуправления
94.88kb.
Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления россии с основными моделями местного самоуправления
140.37kb.
Программа «Развитие студенческого самоуправления в гаоу спо нсо
123.5kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
982.22kb.
Программа развития ученического самоуправления мбоу «Волошинская сош» на 2012 2017 гг Х. Волошино
97.71kb.