Главная стр 1
скачать

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик»

Протокол № ____от «____»_____200__г.




УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик

____________________Н.И.Горина

Приказ № ______ от _________ 200__г.





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад комбинированного вида«Золотой ключик»




КРУЖОК «Волшебная дверца»

Срок реализации 1 года

с 6 – 7 лет

Автор: О.В.Тельминова

Музыкальный руководитель


г. Тарко-Сале

« Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в основе ее лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества. Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок »

В. Сухомлинский.



СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Теоретические основы программы, цели и задачи
3. Учебно-тематический план
4. Содержание курса
5. Диагностика
6. Литература

7. Рецензии, отзывы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет театр. Именно театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и прочее. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство театрализованных игр строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

Предлагаемая программа, поможет развить у детей воображение, фантазию, творческие способности. Данная программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления. В обучении используется социоигровой метод, занятия основываются на материале сказок, известных детям. В процессе занятий развивается способность к невербальному общению, что очень важно для детей дошкольного возраста.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; поддерживать желание играть с театральными куклами разных систем, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. При этом учитывается то, что через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя).

Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:



Развивающие:

- поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в

действии и использовать для этого все окружающее пространство;

- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

- развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально

проговаривать фразы;

- развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем; развивать мимическую

выразительность и мелкую моторику пальцев рук.

Обучающие:

- пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние

человека;

- учить сочетать речь и движения;

- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях;

- развивать эмоциональную память.



Воспитательные:

- формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

- привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

- привлекать детей к режиссерской работе;

- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению.
Принципы реализации программы:

- последовательность и системность, т.е. не переходить к следующему, не постигнув предыдущего;

- доступность – материал, преподносимый детям, должен быть им доступен;

- индивидуальный подход – внимание к личности каждого ребенка.


Условия и необходимые для работы средства:

- помещение для занятий (театральная гостиная);

- ТСО (магнитофон, видеомагнитофон,);

- фонотека, необходимые для спектакля музыкальные произведения в записи;

- атрибуты, театральные костюмы, наборы кукольных театров
Формы обучения:

- факультативная;

- по подгруппам (4-5 человек);

- индивидуальная.


Организация занятий:

Занятия проводятся 1раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия 30-35 минут.

Все обучение проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) и показ стендового театра до постановки произведения. На наш взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Особая роль в перспективном планировании отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего, заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Структура занятий:

- организационный момент, вступительная беседа;

- техника речи;

- работа над текстом;

- мимика, упражнения на релаксацию;

- отработка мизансцен;

- репетиция спектакля;

- подведение итогов (выступление с постановками перед родителями, сверстниками и детьми младшего возраста).
Методы и приемы обучения:

• артикуляционная гимнастика;

• упражнения на развитие речевого дыхания;

• разучивание скороговорок и чистоговорок; словесные игры;

• приемы релаксации;

• пальчиковая гимнастика;

• этюды на развитие выразительности движений и жестов;

• приемы, развивающие звуковую культуру речи;

• этюды на отображение положительных и отрицательных черт

характера;

• этюды на различные виды эмоций;

• игры-инсценировки;

• музыкально-дидактические игры;

• пантомима;

• просмотры спектаклей.
Ожидаемые результаты:

Как конечный результат у детей должны развиться следующие качества:

- творческая фантазия и воображение;

- наблюдательность;

- внимание и память;

- ассоциативное и образное мышление;

- выразительность в движениях, пластика тела;

- перевоплощение в игровой образ навыки диалогической и монологической речи;

- коммуникабельность, партнерские отношения в группе.
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается параллельно. Программа рассчитана на детей 6-7 лет

I раздел «Театральная игра» - направлен не столько на приобрете­ние ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие
игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески отно­ситься к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людь­ми в различных жизненных ситуациях.


  1. Общеразвивающие игры.

  2. Специальные театральные игры.


II раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритми­ческие, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обес­печить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, об­ретение ими чувства гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Ш раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражне­ния, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, уме­ние сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2 Дикционные и интонационные упражнения.

3. Творческие игры со словами.



IV раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, про­фессиональными терминами театрального искусства.

В раздел включены следующие основные темы:

1, «Особенности театрального искусства».

2. «Виды театрального искусства».

3. «Рождение спектакля».

4. «Театр снаружи и изнутри».

5. «Культура зрителя».


V раздел - «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1. «Знакомство с пьесой».

2» «От этюдов к спектаклю».
I. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Общеразвивающие игры

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, на­правлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к твор­честву. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являют­ся главным условием для любой творческой деятельности.

Игры и упражнения

1 Эстафета

Цель игры: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпо-ритм, не вмешиваясь, в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) знакомство

Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная Шапочка, Буратино и т.д.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает по очереди встать и назвать свое имя точно вслед за предыдущим.

б) радиограмма

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограм­му с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая даль­ше. Если задание выполнено правильно, то последний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, и тогда корабль спасен.



2. Что ты слышишь?

Цель игры; тренировать слуховое внимание.

Ход игры: сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в ком­нате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать зву­ки в коридоре или за окном.

3. Упражнение с предметами

Цель игры: тренировать зрительное внимание.

Ход игры: педагог раскладывает на столе произвольно несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету и т.д.). Водящий ребе­нок в это время отворачивается, По команде он подходит к столу, внима­тельно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. За­тем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один пред­мет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно дол­жен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

4. Руки-ноги

Цель игры: развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры: по одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. По одному хлопку - опустить руки (если руки подняты), по двум - сесть,

5. Упражнение со стулом

Цель игры: свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру. Сделать это надо одновременно).

Ход игры: по предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), «самолет», «автобус».

6. Передай позу

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, фанта­зию, выдержку.

Ход игры: дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, по­казывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему, и итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой, показанной водящим. Детей обязательно делить на исполнителей и зрителей.
Специальные театральные игры

Знакомство с особенностями и видами театрального искусства,

Общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия

по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают

качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и

творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта.
Упражнений и этюды

1. Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель игры: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры: педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1 Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2* Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Варианты от­ветов: ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю кошку и т.п.

3. Сидеть на корточках. Варианты ответов: смотрю на разбитую чашку, рисую мелом на асфальте и т.п.

4. Наклониться вперед. Варианты ответов: завязываю шнурки, рву цветы, поднимаю платок и т.п.

2. Игра «Кругосветное путешествие»

Цель игры: развивать умение оправдывать свое поведение, разви­вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры: детям предлагается отправиться в кругосветное путешест­вие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

Игры на превращения

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отноше­ние - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответст­вующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

1, Игра «Превращение комнаты»

Цель игры: развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази­тельность, воображение и фантазию.

Ход игры: дети делятся на 2-3 группы, и каждая группа придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участ­ников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Воз­можные варианты превращения: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

2. Игра «Превращение детей»

Цель игры: развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази­тельность, воображение и фантазию.

Ход игры: по команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.


1. игра «Король» (вариант народной игры)

Цель игры; развивать действия с воображаемыми предметами, уме­ние действовать согласованно.

Ход игры: выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети - работники, делятся на несколько групп (3-4 группы) и до­говариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем работники группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, Король!

Король: Здравствуйте!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, изображают различные профессиональные действия: готовят еду, шьют одежду, стирают белье, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король - жадный, ве­селый, злой; королева -добрая, сварливая, легкомысленная).
II. раздел«Ритмопластика»

Игры на развитие двигательных способностей

1. Игра «Муравьи»



Цель игры: умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в раз­ных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры: по хлопку педагога дети начинают хаотично двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь, все время занять свобод­ное пространство.

2. Игра «Кактус и ива»

Цель игры: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движе­ния, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры: по любому сигналу, например хлопку, дети начинают хао­тично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ши­рине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колюч­ки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение во­зобновляется, затем следует команда «Ива». Дети останавливаются и при­нимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в лок­тях и висят как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Команды чередуются.

3. Игра «Мокрые котята»

Цель игры: снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

Ход игры: дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружи­нящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «сол­нышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с ка­ждой из четырех «лапок», с головы и хвостика, снимая соответственно за­жимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Музыкально-пластические импровизации

Цель: передавать в пластических свободных образах характер и на­строение музыкальных произведений.

1. Игра «Первая потеря»

Каждый ребенок фантазирует свои предлагаемые обстоятельства (где, когда, почему, что потерял?). Дети с помощью мимики и жестов, пла­стики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз, Р. Шумана (Аль­бом для юношества).

2. Игра «Подарок»

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком на Новый год или день рождения, от мамы или папы, показывают, что получили в подарок.

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П.И. Чайковского (Детский альбом), «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

3. Игра «Осенние листья»

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.И. Глинки, «Осенний сон», муз. Джойса.

4. Игра «Утро»

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э Грига, «Рассвет на Мо­скве-реке», муз. М. Мусоргского.

5. Игра «Снеговик»

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые з лок­тях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно рас­слабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.


Ш. раздел«Культура и техника речи»
Игры и упражнения на речевое дыхание

1. Игра со свечой

Цель игры: развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пла­мя. Выдох делается упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, потом можно играть с воображаемым пламенем.

2. Мыльные пузыри игры: развивать правильное речевое дыхание.

игры: дети делятся на две команды Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно боль­ше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их дей­ствиями и одновременно хором или по рядам читают стихотворение Э. Фард-жен «Мыльные пузыри»:

- Осторожно - пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

Летят!


со сливу!

- Мой - с орех!

не лопнул дольше всех.
Творческие игры со словами

1. «Волшебная корзина»

Цель игры: развивать воображение, пополнять словарный запас, ак­тивизировать ассоциативное мышление.

Код игры: дети сидят в кругу, педагог, держа в руках корзинку, пред­лагает сложить в корзинку то., что можно встретить в лесу, или в воздухе, или на грядке; то. что летает или ползает и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. Для второго года обучения задания усложняются, например, сложить слова, имеющие отно­шение к музыке - нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д., или к театру - занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п. После этой игры легко перейти к театральным играм «на превращения».

2. «Вкусные слова»

Цель игры: расширять словарный запас, воспитывать умение вежли­во общаться, развивать действия с воображаемыми предметами.

Ход игры; дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку что-нибудь вкусное и угощает своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

Скорoговорки

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, арти­куляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и четко про­говаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

1. «Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку, Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи, и последний представи­тель которой лучше и точней произнесет ее вслух.

2. «Ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.

3. «Змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и про­ходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скорого­ворку. Если он сделает это хорошо, - воротики открываются, и игра продол­жается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку еще раз.

4. «Фраза по кругу» - дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фра­зу или скороговорку с различной интонацией; цель - отработка интонации.

5. «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

- Сшила Саша Сашке шапку.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Шесть мышат в камышах шуршат.

- Наш Полкан попал в капкан.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки.

IV раздел«Основы театральной культуры»
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и система­тизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом, опираясь на несколько подразделов.

1. Особенности театрального искусства

2. Виды театрального искусства

3. Рождение спектакля

4. Театр снаружи и изнутри

5. Создание спектакля
Создание спектакля

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3, Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизиро­ванным текстом.

4, Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов совместно с детьми.

5, Переход к тексту пьесы в работе над эпизодами. Уточнение предла­гаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

8. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения з сценических условиях закрепления отдельных мизансцен,

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декора­ций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темто-ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

9. Премьера спектакля. Обсуждение выступления со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Этапы обучения

Всего

I кв.

II кв.

III кв.

сентябрь, октябрь, ноябрь

декабрь,

январь, февраль



март,

апрель, май



1. Основы театральной культуры

1

1

-

2

2. Техника речи

3

3

3

9

3. Пластика тела

3

3

3

9

4. Работа над спектаклем

4

4

4

12

Всего часов:

11

11

10

32


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Сентябрь
1 занятие 1. Беседа о театре

2. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

3. Игры на развитие слухового внимания

4. Упражнения с перчаточными куклами

5. Релаксация «Попробуем измениться»
2 занятие 1. Дыхательное упражнение «Мышка принюхивается»

2. Упражнения на развитие восприятия

3. Упражнения с перчаточными куклами
4. Релаксация «Часы»
3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Ветер»

2. Упражнения на развитие зрительного внимания

3. Знакомство с текстом сказки «Лиса и Заяц»

4. Игра на развитие двигательных способностей

«Муравьи»


4занятие 1. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

2. Упражнение на развитие зрительного внимания,

«Какого цвета лимон»

3. Текстовая работа над спектаклем « Лиса и Заяц».

4. Игра на развитие двигательных способностей

«Кактус и ива».


Октябрь
1 занятие 1. Как вести себя в театре (беседа)

2. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»

3. Работа над мизансценами в сказке «Лиса и Заяц».

4. Игра на превращение «Превращение комнаты».



2 занятие 1. Дыхательные упражнения на звуках «а», «о», «ы.». «х»

«ш»


2. Творческие задания на развитие пантомимики

3. Игра «Угадай , что я делаю?»

4. Игра на развитие двигательной активности

«Мокрые котята».


3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Осы»

2. Этюды на развитие воображения

3. Игра «Кругосветное путешествие»

4. Знакомство со спектаклем «Орехи»


4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пожалей мишку»

2. Этюды на общение

3. Музыкальная игра «Утро».

4. Текстовая работа над спектаклем «Орехи»



Ноябрь
1 занятие 1. Театр начинается с вешалки (беседа)

2. Дыхательное упражнение «Шарик»

3. Игра на действия с воображаемыми предметами

«Король».

4. Расстановка мизансцен в спектакле «Орехи»
2 занятие 1. Голосовое упражнение «Самолет»

2. Импровизация диалогов

3. Игра на превращение «Превращение комнаты».

4. Выразительное исполнение спектакля «Орехи»



3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пузыри»

2. Обыгрывание стихотворения «Лошадка»

3. Музыкальная игра «Снеговик»

4. Выступление со спектаклем «Орехи», выступление на празднике мам


4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пчела»

2. Обыгрывание стихотворения «Бегемотик»

3. Ведение диалогов.

4. Упражнение на релаксацию




Декабрь
1 занятие 1. Беседа о просмотренных спектаклях для детей

2. Дыхательное упражнение «Дед Мороз»

3. Обыгрывание сказки-шутки «Крокодил и петух»

4. Игра «Превращение детей»


2 занятие 1. Голосовое упражнение «Кошка»

2. Обыгрывание стихотворения «Воробушки»

3. Игра на речевое дыхание «Мыльные пузыри».

4. Знакомство со спектаклем «Козлята и Волк»


3занятие 1. Дыхательное упражнение «Дятел»

2. Обыгрывание стихотворения «Гололедица»

3. Игра со скороговорками «Испорченный телефон.

4. Текстовая работа над спектаклем «Козлята и Волк»




Январь
1 занятие 1. Творческая встреча с автором сказок

2. Дыхательное упражнение «Ежик»

3. Этюды на тему «Дружба»

4. Выразительное исполнение сказки «Козлята и Волк»,


2 занятие 1. Дыхательное упражнение «Корова»

2. Этюды на тему «Мы улыбаемся»

3. Показ спектакля для малышей «Козлята и Волк»

4. Музыкальная игра «Подарок»


3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Вьюга»

2. Этюды на тему «Что такое хорошо…»

3. Знакомство со спектаклем «Маша и медведь»,

4. Игра с воображаемым предметом «День рожденье»



Февраль
1 занятие 1. Беседа о просмотренном спектакле

2. Этюды на имитацию явлений природы

3. Мизансцены спектакля «Маша и медведь», р.н.с.

4. игра на речевое дыхание «Волшебная корзина»


2 занятие 1. Дыхательное упражнение «Ветер»

2. Этюды на имитацию диких животных

3. Игра со скороговоркой «Змейка с воротцами»

4. Мизансцены спектакля «Маша и медведь»


3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

2. Этюды на выражение эмоциональных состояний

3. Игра на двигательные способности «Мокрые котята»

4. Музыкальная игра «Марионетки»


4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»

2. Этюды на тему «Дружная семья»

3. Выразительное исполнение спектакля «Маша и медведь»,

4. Игра со словами «Вкусные слова»



Март
1 занятие 1. Беседа о Международном Дне Театра

2. Этюды на выражение основных эмоций

3. Спектакль «Маша и медведь»

4. Игра на двигательные способности «Муравей»


2 занятие 1. Дыхательные упражнения на звуках «а», «о», «ы.». «х»

2. Игры на развитие слухового внимания

3. Выездные спектакли для детских садов

4. Музыкальная игра «Утро»


3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Осы»

2. Упражнение на развитие зрительного внимания

3. Спектакль «Маша и медведь»

4. Игра на развитие двигательных способностей

«Кактус и ива»
4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пожалей мишку»

2. Пальчиковая гимнастика «Паучина»

3. Выступление на родительском собрании, посвященного Международному дню театра

4. Игра со скороговорками «Фраза по кругу»


Апрель
1 занятие 1. Беседа о просмотренном спектакле

2. Дыхательное упражнение «Шарик»

3. Знакомство со спектаклем «Про Ослика и Звезду»

4. Игра на превращение «Превращение комнаты»



2 занятие 1. Голосовое упражнение «Самолет»

2. Игры с предметами

3. Текстовая работа над спектаклем «Про Ослика и Звезду»

4. Игра – упражнение «Кругосветное путешествие»


3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пузыри»

2. Задания на развитие пантомимики

3. Текстовая работа над спектаклем «Про Ослика и Звезду»

4. Музыкальная игра «Марионетки»



4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Пчела»

2. Этюды на развитие воображения

3. Мизансцены «Про Ослика и Звезду»

4. Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри»


Май
1 занятие 1. Беседа о просмотренном спектакле

2. Голосовое упражнение «Кошка»

3. Этюды на тему «Дружба» (авторская)

4. Выразительное исполнение спектакля «Про Ослика и Звезду»


2 занятие 1. Дыхательное упражнение «Дятел»

2. Этюды на имитацию различных явлений природы

3. Отработка сцен в спектакле «Про Ослика и Звезду»

4. Игра на действия с воображаемыми предметами

«День рождение»

3 занятие 1. Дыхательное упражнение «Ветерок»

2. Этюды па выражение эмоций

3. Исполнение сцен из любимых спектаклей

4. Игра на развитие двигательных способностей

«Муравьи»

4 занятие 1. Дыхательное упражнение «Мишка принюхивается»

2. Этюды на тему «Что такое хорошо?...»

3. Выступление на празднике, посвященного Дню защиты

детей


4. Музыкальная игра «Утро»


ДИАГНОСТИКА
Производя отбор детей для занятий в театральной студии, учитываем их возрастные особенности и психолого - педагогические особенности.


Ф.и.о.

Речевое дыхание

Выразительность

движений, жестов



Эмоциональный

отклик


Память

Мимические возможности

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

































Требования к детям:

-умение выразительно двигаться, использовать знакомые жесты, отождествлять себя с персонажем,

-легко и быстро запоминать стихотворный текст и прозу. Свободно ориентироваться в мизансценах, запоминать местоположение свое и куклы,

-уметь эмоционально выражать мимикой различные текстовые ситуации,
Итогом достижений является заинтересованное участие в спектаклях, сказках, театрализованных представлениях. Показы детьми спектаклей в ДОУ, школах и т.д.

Список литературы:
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», М., 2005 г.

2. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день», Композитор, 2000 г.

3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М: Творческий центр, 2001 г.

4. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. «Азбука общения», СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998 г.

5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000 - Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной деятельности»

6. И.В.Бодраченко « Театральные музыкальные представления для детей дошкольного возраста»



7. Журнал «Музыкальный руководитель» № 3,4 2006г. Л.В.Гераскина.

8. Журнал «Музыкальный руководитель» № 3 2006г. Т.П.Алехина.
скачать


Смотрите также:
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета мбдоу «дс кв «Золотой ключик»
317.86kb.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета моу «сош №14» от 2011 г
1106.71kb.
Образовательная программа «Физическая культура во 2 младшей группе доу»
176.6kb.
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от 200 г
321.5kb.
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от 200 г
339.24kb.
Программа обсуждена и одобрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом №359 от 07. 09. 2012г
3269.44kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №12 зато шиханы Саратовской области»
4137.55kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год
297.26kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 7 2010 год
353.64kb.
Основная образовательная программа начального общего образования рассмотрена и принята на заседании педагогического совета моу «Гимназия №22»
7331.76kb.
Программа духовно-нравственного направления «Праздники, традиции и ремесла народов России»
371.45kb.
Программа рассмотрена на заседании Педагогического совета
1532.39kb.