Главная стр 1стр 2 ... стр 11стр 12
скачать




Основная образовательная программа

начального общего образования
на период 2011-2015 годы

II. Содержательный раздел
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

Общие положения

1

2.

Программа «Русский язык»

8

3.

Программа «Литературное чтение»

26

4.

Программа «Математика»

47

5.

Программа «Окружающий мир»

69

6.

Программа «Музыка»

86

7.

Программа «Изобразительное искусство»

93

8.

Программа «Технология»

104

9.

Программа «Физическая культура»

114


ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»



Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно- го образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:



1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.


II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.



Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь», «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы

«Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.



В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно- го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич- ках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.


«Состав слова» сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что дела- ет? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы

«кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов;

частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих едини- цах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникатив- ные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов рус- ского языка и риторики создаёт условия для максимально успеш- ного формирования функционально грамотной личности, получе- ния нового образовательного результата как совокупности пред- метных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.



Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно- научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет

«Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год)


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы


1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведе- ний, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».



Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо- щью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).



Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и

«буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.


ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку

(1–4-й классы


Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотно- стью; понимание и анализ текстов;

– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов


– приобретение и систематизация знаний о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка


– овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

1-й класс

• составлять предложения из слов;

• отличать текст от набора предложений;



• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные);

• делить слова на слоги, ставить ударение;



• писать большую букву в начале предложения, в именах собственных• писать буквы и, у, а после букв шипящих (в буквосочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу);

• составлять небольшой текст (3–4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;

• правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом



• находить корень в группе доступных однокоренных слов

• обозначать мягкость со- гласных на письме с помощью ь;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;

• писать изученные слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне;

• делить слова на части для переноса;

• ставить знак препинания в конце предложения



VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
1-й класс

Обучение грамоте и развитие речи
Добуквенный период (36 ч).

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (171 ч).

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква глас- ного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика

в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи ши, ча ща, чу щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.



III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне пони- мания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.


Русский язык
1-й класс

36 ч (4 часа в неделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово. (31 ч)

Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн.

Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая?

какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. (5 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку,

обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
VII. Тематическое планирование уроков обучения грамоте в 1 классе

ФГОС Образовательной системы «Школа 2100»


Дата


Тема урока письма

Стр.

прописи


Характеристика деятельности учащихся

1

Знакомство с прописями.

1с. Обложки

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Л. Различать времена года по признакам, различать и перечислять календарные праздники. Пр.

2

Правила письма.

1

Классифицировать животных и растения, сопоставлять признаки предметов. П. Обозначать слово схемой. П.

3

Прямые и наклонные вертикальные линии.

2-3

Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. П. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. П.

4

Обведение по контуру, штриховка.

4-5

Оформлять свои мысли в устной форме. К. Составлять схемы предложений. Пр.

5

Обведение по контуру, штриховка.

6-7

Учиться работать по предложенному учителем плану. Р.

6

Обведение по контуру, штриховка.

8-9

Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. П.

7

Обведение по контуру и письмо овалов.

10-11

Выбирать заглавие текста, устанавливать последовательность предложений в тексте. П. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с учебником. Р.

8

Письмо наклонных линий и овалов.

12-13

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах. Л.

9

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

14-15

Составлять небольшие тексты по сюжетным картинкам. К. Выбирать нужный знак в конце предложения. Пр.

10

Упражнения в обведении по контуру и штриховке




Учиться работать по предложенному учителем плану. Р.

11

Письмо прямой с закруглением внизу.

18-19

Читать схему текста. Определять основную мысль текста. Учиться диалогической форме речи. П.

12

Письмо е-образных элементов.

20-21

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах. Л.Составлять текст по серии сюжетных картинок. К.

13

Письмо прямой с закруглением внизу и вверху.

22-23

Различать речевые и неречевые звуки. Характеризовать гласные звуки русского языка. Пр.

14

Письмо е-образных элементов.




Классифицировать предложения по цели высказывания. Делить слово на слоги. П.

15

Письмо прямых и наклонных линий.




Учиться работать по предложенному учителем плану. Р.

16

Письмо прямой с закруглением внизу и вверху.




Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Пр. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на уроке труда. К.

17

Закрепление изученных графических элементов букв.




Выражать собственное мнение, использовать связные высказывания на определенную тему. Р. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. П.

18

Закрепление изученных графических элементов букв.




Различать и использовать разные виды штриховки.

19

Строчные буквы и, г, т, п, р.




Выделять звук в слове. Находить слова с заданным звуком. Пр.

20

Строчные буквы и, г, т, п, р.

0-1

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

21

Строчные буквы и, г, т, п, р.




Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Пр.

22

Письмо слогов и слов с буквами и, г, т, п, р.

2-3

Выделять звук в слове. Находить слова с заданным звуком. Пр.

23

Строчная буква о.

4-5

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

24

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

6

Различать гласные и согласные звуки. Пр.

Находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях. П.



25

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

7

Овладевать начертанием письменных букв. Пр.

26

Письмо слогов и слов с изученными буквами.




Находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях. П. Составлять текст по серии сюжетных картинок. К.

27

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

8

Различать слова и предложения, писать большую букву в начале предложения и в именах людей. Пр.

28

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

9

Осмысленно, правильно читать целыми словами. Пр.

29

Строчная буква а.

10-11

Различать гласные и согласные звуки. Пр.


30

Строчная буква а.




Овладевать начертанием письменных букв. Пр.

31

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

12-13

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя. . П.

32

Заглавные буквы Г, П, Т, Р.

14-15

Различать слова и предложения, писать большую букву в начале предложения и в именах людей и в географических названиях. Пр.

33

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

16-17

Выразительно читать и пересказывать небольшие тексты. . К.

34

Согласная строчная буква н.

18-19

Различать согласные твердые и мягкие. Пр.

35

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.




Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

36

Согласная строчная буква к.

20-21

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи. Пр.

37

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

22

Осмысленно, правильно читать целыми словами. Пр.

38

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

23

Отличать слова местоимения от других слов. Пр.

39

Заглавная и строчная буквы Уу.

26-27

Различать гласные и согласные звуки. Пр.

40

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.




Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Пр.

41

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

28

Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Пр.

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с учебником. Р.



42

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

29

Работать с предложением, ставить пунктуационные знаки в конце предложения. Пр.


43

Согласная строчная буква с.

0-1

Различать согласные твердые и мягкие. Пр.

44

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

2-3

Понимать прослушанный и прочитанный текст, определять и объяснять значение слова в тексте. . К.

45

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

4-5

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

46

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.




Понимать прослушанный и прочитанный текст, отвечать на вопросы учителя по тексту. К.

47

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

6-7

Распознавать предлоги, запоминать наиболее употребительные предлоги. Пр.

48

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

8-9

Самостоятельно составлять предложения. К.

49

Согласные строчные буквы л, м.

10-11

Различать согласные твердые и мягкие. Пр.

50

Согласные строчные буквы л, м.




Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Пр.

51

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

12

Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Пр.

52

Обучение списыванию с печатного текста.

13-14

Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

53

Обучение списыванию с печатного текста.

15

Различать слова и предложения, писать большую букву в начале предложения и в именах людей и в географических названиях. Пр.

54

Заглавная и строчная буквы Сс.

16

Различать однокоренные слова, наблюдать над значением слова. Пр.

55

Заглавная и строчная буквы Сс.

17

Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

56

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

18-19

Сокращать и изменять текст повествовательного характера из «Букваря». П.

57

Упражнения в письме.

20-21

Понимать функции небуквенных графических средств: многоточия. . Пр.

58

Упражнения в письме Заглавных букв Л, М.

22-23

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

59

Упражнения в списывании текста.

24-25

Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Пр.

60

Упражнения в списывании текста.




Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

61

Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях.

22-23

Выразительно читать текст . К.

Подробно пересказывать небольшой текст. П.



62

Согласная строчная буква ш.

26-27

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

63

Согласная строчная буква ш.

28-29

Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

64

Упражнения в письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных.

0-1

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

65

Упражнения в письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных

2-3

Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

66

Обучение выборочному списыванию.

6-7

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

67

Написание слов, предложений с заглавной буквой А.

8-9

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. П.

68

Самостоятельная работа по письму.

10-13

Выразительно читать текст . К.

Подробно пересказывать небольшой текст. П.



69

Написание строчной буквы д.

14-15

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

70

Написание слов с изученными буквами.




Овладевать разборчивым аккуратным письмом. Пр.

71

Заглавная буква в именах людей.

16-17

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

72

Написание строчной буквы в.

18

Различать однокоренные слова. . Пр.

73

Написание заглавной буквы Д.

19

Выделять в слове суффикс, понимать и объяснять значение суффикса. Пр.

74

Написание слов, обозначающих имена. Диктант.

20-21

Выделять в слове корень, образовывать новые слова. Пр.

75

Написание слов и предложений с изученными буквами.




Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Пр.

76

Написание слогов и слов с буквой е.

22-23

Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Пр.

77

Обучение списыванию с печатного образца.

24-25

Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

78

Написание слогов и слов с буквой ё.

26-27

Выделять в слове суффикс, понимать и объяснять значение суффикса. Пр.

79

Упражнения в письме. Выборочное списывание.

0-2

Овладевать диалогической формой речи. . К.


80

Списывание с печатного образца.




Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

81

Списывание с печатного образца.

3-4

Отличать предлоги от приставок. Пр.

Выразительно читать текст . К.




82

Написание строчной буквы в, слогов и слов с буквой б.

5

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

83

Написание слов и предложений с изученными буквами.

6-7

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. П.

Различать части слова. Пр.



84

Обучение выборочному творческому списыванию текста

8-9

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. П.


85

Написание слов и предложений с изученными буквами.




Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Пр.

86

Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б.

10

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Задавать вопросы автору с помощью учителя .П.

87

Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.

11

Различать согласные твердые и мягкие. Пр.

88

Написание заглавной буквы З, слогов и слов с буквой З.

12-13

Различать звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Пр.

89

Написание строчной буквы я, слогов и слов с буквой я.

14

Называть звуки из которых состоит слово, не смешивать понятие звук и буква. Пр.

90

Списывание с печатного образца.




Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. . Пр.

91

Написание слов с заглавной буквой Я.

15-16

Различать буквы гласных как показатель твердости мягкости согласных на письме. Пр.

92

Написание строчной буквы х, слогов и слов с буквой х.

17

Отличать слова междометья от других слов. Пр.

93

Написание строчной буквы ж.

18

Запоминать правила правописания гласных после шипящих и применять их на письме. Пр.

94

Написание заглавных букв Х,Ж, слов с сочетаниями жи-ши.

19

Определять количество звуков и букв в слове. Пр.

95

Списывание с печатного образца.

20

Списывать с печатного образца, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

96

Написание строчной и заглавной буквы й, Й.

21-22

Классифицировать слова по вопросам: кто? что? Какой? Пр.

97

Написание строчной буквы ч, слогов и слов с буквой ч. Слова с сочетаниями ча, чу, чк, чн.

23

Запоминать правила правописания гласных после шипящих и применять их на письме. Пр.

98

Написание слов и предложений с заглавной буквой Ч.

24

Классифицировать слова по вопросам: кто? что? Какой? Пр.

99

Написание строчных и заглавных букв Ц, ц и Щ, щ, слогов и слов.

25-26

Запоминать правила правописания гласных после шипящих и применять их на письме. Пр.

100

Списывание с печатного образца.




Списывать с печатного образца, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

101

Списывание с печатного образца.

27

Списывать с печатного образца, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

102

Написание слов и соединений со строчной буквой ф.

28

Различать согласные твердые и мягкие. Пр. Выразительно читать текст . К.


103

Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.

29

Списывать с печатного образца и писать под диктовку, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

104

Написание строчной буквы э, слогов, слов и предложений с буквой э.

30

Определять и объяснять значение слова в тексте, сокращать и изменять текст. П.

105

Списывание с печатного образца.




Списывать с печатного образца и писать под диктовку, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

106

Написание слов и предложений с заглавной буквой Э.

31

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Задавать вопросы автору с помощью учителя .П.

107

Написание слов и предложений с изученными буквами.




Находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях. .П.

108

Написание слов с парными согласными на конце.

32

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Задавать вопросы автору с помощью учителя .П.

109

Написание строчной буквы ю, слогов, слов и предложений с буквой ю.

33

Различать предложения и словосочетания. Пр.

110

Списывание с печатного образца.




Списывать с печатного образца и писать под диктовку, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

111

Написание слов и предложений с изученными буквами.




Определять количество звуков и букв в слове. Пр.

112

Списывание с печатного образца.




Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. П.

113

Списывание с печатного образца.

34

Списывать с печатного образца и писать под диктовку, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

114

Написание буквы ь, слов с ь на конце и в середине слова.

35

Использовать на письме ъ и ь знаки. Пр.

115

Написание слов с ь знаком.




Использовать на письме ъ и ь знаки. Пр.

116

Написание слов и предложений с изученными буквами.




Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. П.

117

Написание слов с разделительным ь знаком.

36

Понимать роль разделительного ь знака в слове. . Пр.

118

Написание буквосочетаний с ъ знаком.

37

Понимать роль разделительного ь знака в слове. . Пр.

119

Списывание слов и предложений с печатного образца.




Запоминать последовательность и название букв русского алфавита. Пр.

120

Списывание слов и предложений с печатного образца.




Списывать с печатного образца и писать под диктовку, используя правильные начертания букв, соединения. Пр.

121

Написание букв русского алфавита.

38-39

Запоминать последовательность и название букв русского алфавита. Пр.

122

Проверочная работа по письму.


40-41

Выразительно читать текст . К.

Подробно пересказывать небольшой текст. П.


Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

ФГОС Образовательной системы «Школа 2100»




темы


Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1

1




Знакомство с учебником «Русский язык».

Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Выполнять задания в нужной последовательности. Проверять себя по учебнику.

Выделять звуки в слове.

Находить слова с заданными звуками.

Характеризовать звуки:



гласные ударные - безударные

согласные звонкие - глухие

парные – непарные

твердые – мягкие

шипящие


Ставить ударение, делить слово на слоги.

Соотносить слова со слогоударной схемой.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризовать функцию букв гласных, букв ь и ъ знак.

Находить однокоренные слова в группе слов.

Выделять корень слова.

Подбирать проверочные слова.

Анализировать поэлементный состав букв.

Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.

Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Работать в паре и группе.

Высказывать свое предположение.



Работать по предложенному учителем плану.



2

2




Повторение гласных звуков и букв.

3

3




Гласные буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных на письме.

4

4




Согласные звуки и буквы.

5

5




Что мы знаем о звуках и буквах.

6

6




Повторяем слоги и ударение.

7

7




Повторяем слоги и ударение.

8

8




Перенос слов.

9

9




Развитие умения переносить слова.

10

10




Проверочная работа.

11

11




Работа над ошибками «Пишу правильно».

12

12




Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

13

13




Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

14

14




Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.

15

15




Написание большой буквы и разделительного ь знака в словах.

16

16




Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы.

17

17




Написание слов с большой буквы и слов с разделительным ь знаком.

18

18




Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах.

19

19




Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах.

20

20




Повторяем корень слова.

21

21




Нахождение однокоренных слов, выделение корня.

22

22




Правописание безударных гласных в корне слова.

23

23




Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной в корне.

24

24




Написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

25

25




Проверочная работа.

26

26




Работа над ошибками «Пишу правильно».

27

27




Повторение слов, написание которых надо запомнить.

28

28




Повторение слов, написание которых надо запомнить.

29

29




Повторение слов, написание которых надо запомнить.

30

30




Словарный диктант. Повторение пройденного.

31

31
















Предложение. Текст. 5 часов.

32

1




Что мы знаем о предлогах и предложении.

33

2




Правила оформления предложений на письме.

34

3




Проверочная работа.

35

4




Работа над ошибками «Пишу правильно».

36

5




Повторение по теме «Предложение». Урок – праздник.










Повторение. 7 часов.0

37

1




Повторение по теме «Гласные звуки и буквы».

38

2




Повторение по теме «Согласные звуки и буквы».

39

3




Повторение по теме «Ударение, перенос слов».

40

4




Повторение по теме «Написание слов с большой буквы».

41

5




Повторение по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

42

6




Повторение по теме «Нахождение однокоренных слов, выделение корня».

43

7




Повторение по теме «Предложение, текст».


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

• учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

• «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);

• комплектом наглядных пособий;

• методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).


Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам«Русский язык» для 1–4-го классов;

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

• компьютеры.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).




IX. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку
Тест  по  русскому  языку

для  I класса  за  I полугодие 

 

Ф.И._______________________________________                                          Дата____________



 Желаем успеха!

 

1.    Спиши с печатного текста:

Пришла  зима.  Дрожат  берёзки  от  холода.  Вода  в  реке   замёрзла.

______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.    Из  данных  слов  составь  предложение:

             зайка,  под,   Серый,  спал,  кустом

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________           

3.    Разделить слова на слоги: 

Туча,  лес,  гнездо,  ребята,   каникулы,  дождик.                                                

 

4.      Допиши  слоги,  чтобы  получились  имена:

И_____,  Ви_____,   Ка______,  Ва_____,   Ма______,    Ди_______.                             



5.      Подчеркни  гласные  буквы:

     р,  о,  л,  н,  и,  а, б, с, э, я, д, з.                                           


6.     Подчеркни  согласные  буквы:

      ю,  ш,  л,  ы,  ф,   у,  е,  к,  м,  в,  ё.    


Тесты по русскому языку за 1 класс

Данные вопросы помогут учащимся проверить свои силы по программному материалу.



Напротив правильных вариантах ответов необходимо заштриховать кружок.


1.  Мы слышим и произносим
 o    Буквы
 o    Звуки
 o    Слова


2.  Мы пишем и видим
 o    Буквы
 o    Звуки
 o    Слова


3.  Звуки (А) (О) (И) - это
 o    Согласные
 o    Гласные
 o    Разные звуки


4.  Звуки (К) (Т) (З) - это
 o    Согласные
 o    Гласные
 o    Разные звуки


5.  Найдите слово без мягких согласных звуков
 o    Водопад
 o    Метель
 o    Листик
6.  Найдите слово без твердых согласных звуков
 o    Любить
 o    Мороз
 o    Сорока


7.  Найдите буквы, обозначающие мягкость согласного звука
 o    Ы, У, А, Н, Д
 o    И, Я, Е, Ё, Ю, Ь
 o    А, О, Ы, У, Э


8.  Найдите слово, в котором букв больше чем звуков
 o    Мальчик
 o    Подъем
 o    Дом

9.  Слова, отвечающие на вопрос «Кто?» «Что?»
 o    Бежать, играть
 o    Кот, вода
 o    Веселый, белый


10. Предложение, в конце которого нужно поставить вопросительный знак
 o    Меня зовут Миша
 o    Моя мама врач
 o    Как тебя зовут


11. Предложение, в конце которого нужно поставить точку
 o    Где ты живешь
 o    Я люблю маму
 o    Ах, какая красота


12. Найдите строчку со словами, которые нельзя переносить
 o    Ваза, мама, игра
 o    Дым, кот, молоко
 o    Лось, лес, пень


13. Слово, в которое нужно поставить букву «И»
 o    Ош….бка
 o    С.…р
 o    М….ма


14. Найди слово с ошибкой
 o    Молоко
 o    Сарока
 o    Мороз


15. Найди слово, которое нужно писать с большой буквы
 o    белка
 o    мальчик
 o    ташкент


16. Найдите слово, в которое нужно вставить букву «Д»
 o    Кро….
 o    Тетра….ь
 o    Бан….


17. Слово, в которое нужно вставить букву «З»
 o    Гла….
 o    Но….
 o    Ча….

18. Определите количество слов в предложении, обозначающие предмет: «В нашем классе все ребята хорошо учатся»
 o    1
 o    2
 o    3


19. Определите главные члены в предложении: «Этим летом мы всей семьей поехали к морю»
 o    Этим летом
 o    Мы поехали
 o    Всей семьей


20. Определите сказуемое в предложении: «На старом пне сидела озябшая ворона»
 o   Старом
 o   Сидела
 o    Ворона


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа специального курса «Современный русский литературный язык»
378.31kb.
Рабочая программа «Русский язык» базовый уровень, 5 класс примерной программы «Русский язык»
565.51kb.
Программа курса «Русский язык»
247.81kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
1362.52kb.
К рабочей программе дисциплины «Русский язык» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
803.4kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
197.44kb.
Программа по русскому языку для 8 класса Программа разработана учителем Бирюковой Г. И., 1КК. разработана на основе программы «Русский язык 5-9 классы»
3770.03kb.
Князевой Людмилы Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 7 класс Базовый уровень 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
604.81kb.
Рабочая программа на 2009 2010 учебный год Ф. И. О. преподавателя Таумов Ирбулат Джуламанович Учебный предмет русский язык Классы 6 «А», 6
174.61kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
470.36kb.
Русский язык. Откуда он родом?
920.15kb.
Рабочая программа для обучающихся 11 б (физико-математического) класса на 2011/2012 учебный год Обсуждено на заседании мо
218.42kb.