Главная стр 1
скачать
Учебная программа

ВОЛЕЙБОЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В волейбольной секции могут заниматься дети в возрасте от 10 до 17 лет.

Программа секции предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях.

Задачи секции заключаются в содействии физическому .раз­витию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых личностей.

Непосредственными условиями выполнения этих задач явля­ется многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: при­витие интереса к систематическим занятиям физической культу­рой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры.

Основной принцип работы секции по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактиче­ской теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Основой подготовки занимающихся волейболом яв­ляется универсальность в овладении технико-тактическими прие­мами игры.

В связи с этим для групп начальной подготовки первого и вто­рого годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здо­ровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники переме­щений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападаю­щего удара; начальное обучение простейшим тактическим дейст­виям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Для решения перечисленных задач важное значение имеет распределение времени по видам подготовки для составления до­кументов планирования на год, месяц, неделю.

В группах начальной подготовки основное внимание уделяет­ся физической и технической подготовке. Причем на первом году обучения удельный вес отдельных видов подготовки изменяется: в начале года большее количество часов дается на физическую подготовку, примерно в объеме 60—70% всего времени, во вто­рой половине года рекомендуется увеличить количество часов на техническую подготовку. Следует заметить, что физическая подготовка осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки.

На втором году обучения групп начальной подготовки проис­ходит логическое продолжение изучения технического, тактиче­ского арсенала и физической подготовленности занимающихся.

По-прежнему основное внимание уделяется физической и тех­нической подготовке, но уменьшается количество часов на физи­ческую подготовку и увеличивается — на тактическую.

Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах яв­ляется дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волей­болистов, а также знакомство с игровой специализацией по функ­циям игроков.

В процессе занятий в этих группах решаются следующие за­дачи: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию, повышение об­щей физической подготовленности, развитие специальных физи­ческих способностей, необходимых для совершенствования игро­вого навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; подготовка и выполнение нормативов по ви­дам подготовки.

В годичном цикле учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах уменьшается объем общей физической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки.

Учебные группы кружка мальчиков и девочек, юношей и де­вушек комплектуются отдельно. Занятия в кружке проводятся

Для успешного овладения программным материалом необходи­мо сочетать занятия в секции с самостоятельной работой, кото­рая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных ру­ководителями совместно с занимающимися.

В секцию принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год. Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных груп­пах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

В группах начальной подготовки контрольные испытания про­водятся 1 раз, в конце учебного года.

Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе распределения объемов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объемов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно: для групп начальной подго­товки— на занятия; для учебно-тренировочных групп — на занятий.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:




1.

Сетка волейбольная

— 2 штуки.

2.

Стойки волейбольные

— 2 штуки.

3.

Гимнастическая стенка

— 6—8 пролетов.

4.

Гимнастические скамейки

— 3—4 штуки.

5.

Гимнастические маты

— 3 штуки.

6.

Скакалки

— 20 штук.

7.

Мячи набивные (масса 1 кг)

— 10 штук.

8.

Гантели различной массы

— 15 штук.

9.

Мячи волейбольные

— 15 штук.

10.

Рулетка

— 1 штука.

Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на ме­тодических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника.

С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведе­нию упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подго­товке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревно­вания в группе, дружине, пионерском лагере. Каждый член секции должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учета результатов.

Руководитель секции должен систематически следить за успе­ваемостью своих воспитанников в спортивной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными ру­ководителями. Он должен привить навыки к общественно полез­ному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к по­беде.

Вся воспитательная работа в секции волейбола осуществля­ется в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусмат­ривает следующую документацию: годовой план, график прохож­дения учебного материала, поурочные планы на месяц, журнал учета учебной работы, посещаемости.
Учебный план на 46 недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в

ДЮСШ (в часах)




п.п.

Наименование темы


Количество часов




1

Теоретические сведения

4

2

Общая и специальная подготовка

18

3

Основы техники и тактики волейбола

30

4

Контрольные игры и соревнования

10

5

Контрольные испытания (тесты)

3

6

Инструкторская подготовка

3




Всего

68


ПРОГРАММА

Физическая культу­ра — составная часть всесторонне развитой личности, одно из важ­ных средств педагогического воспитания. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам проведения занятий. Временные ограниче­ния и противопоказания к занятиям волейболом. Понятие о трав­мах, их причины и профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимаю­щимся волейболом с учетом специфических его особенностей. Об­щий режим дня. Гигиена сна, гигиена питания. Уход за кожей, волосами, гигиена полости рта, ушей, глаз, уход за ногами. Ги­гиена обуви и одежды. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение спортивных травм при за­нятиях волейболом.

Сведения о строении и функциях организма человека. Крат­кие сведения о строении человеческого организма и его функци­ях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокра­щение и расслабление мышц, краткое ознакомление с расположе­нием основных мышечных групп.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной мас­сы, работоспособность мышц и подвижность суставов.

Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подачи. Пере­мена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней ли­нии. Выход мяча из игры. Проигрыш очка или подачи. Счет и ре­зультат игры. Правила мини-волейбола.

Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнова­ний: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.

Места занятий, оборудование и инвентарь. Площадка для иг­ры в волейбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Сетка и мяч.

Основы методики обучения и тренировки по волейболу. Обуче­ние и тренировка как единый процесс формирования и совершен­ствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких резуль­татов. Применение дидактических принципов.

Общая и специальная физическая подготовка. Методы и сред­ства общей и специальной физической подготовки и их особен­ности в связи с возрастом занимающихся.

Основы техники и тактики волейбола. Характеристика техни­ки и тактики сильнейших юных волейболистов. Анализ техниче­ских приемов и тактических действий на основе программы для данного года.

Контрольные игры и соревнования. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Разбор проведенной игры. Общая оценка игры и действий отдель­ных игроков.

Практические занятия. Соревнования по волейболу.

Инструкторская и судейская подготовка

Составление комплекса упражнений по физической, техни­ческой и тактической подготовке и проведение его с группой.

Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению технике игры.

Проведение занятий в общеобразовательной школе по обуче­нию навыкам игры в мини-волейбол.

Проведение соревнований по мини-волейболу и волейболу в общеобразовательной школе. Выполнение обязанностей глав­ного судьи, заместителя главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.

Основы техники и тактики игры. Анализ технических приемов и тактических действий (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры.

Практические занятия. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Дейст­вия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами — поднима­ние, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без пред­метов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами — лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упраж­нения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, ганте­лями, резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки).

Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями — бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, ле­жа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, из положения сидя, из упора присев и из основной стойки).

Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на ко­ленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с пово­ротом на 180° из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положе­ния стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты на­зад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).

Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Ку­вырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок впе­ред из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный ку­вырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и на­зад. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет). Подго­товительные упражнения для моста у гимнастической стенки, ко­ня, козла. «Мост» с помощью партнера и самостоятельно.

Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).

Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег ЗХ20 — 30 м, 3x30 — 40 м 4x50 — 60 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м и до 50—60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учеб­ные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 мин (мальчики) и до 2 мин (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики). Прыжки в длину с разбега спо­собом «согнув ноги».

Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места, с разбега.

Спортивные игры — баскетбол, ручной мяч 7:7. Ловля, пере­дача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину и по во­ротам. Групповые тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в командных действиях в за­щите и в нападении.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и ут­ки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай сме­ну», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эста­фета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание ка­ната».

Специальная физическая подготовка. Упражнения для приви­тия навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преиму­щественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положе­ний: стойки волейболиста, сидя, лежа на спине и животе в раз­личных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. Бег с остановками и измене­нием направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). То же, но передвижение приставными шагами, с набивными мячами в руках (массой 1—2 кг). Бег (приставные шаги) в колонне по одному, в шеренге, вдоль гра­ниц площадки. По сигналу — выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа пере­движения, поворот на 180—360° — прыжок вверх, падение и пе­рекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, ими­тация подачи, нападающих ударов, блокирования.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исход­ные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки». Специ­альные эстафеты с выполнением заданий в разнообразных соче­таниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из по­ложения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги (от стенки не отклонять­ся). То же, с отягощением.

Упражнения с отягощением (мешок с песком до 6 кг для де­вушек и до 10 кг для юношей, штанга — масса штанги устанавли­вается в процентном отношении от массы тела спортсмена с уче­том характера упражнения): приседание — до 80%, выпрыгива­ние—20—30%, выпрыгивание из приседа — 20%.

Приседания, выпрыгивания вверх из приседа, полуприседа, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.

Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным, баскетбольным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлить­ся и снова в прыжке бросить.

Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении ли­цом вперед, боком, спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков также увеличивается посте­пенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнасти­ческие маты (для юношей). Спрыгивание (высота — 50—100 см) с преодолением препятствий (набивные мячи). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыж­ки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами: То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волей­больных мячей, укрепленных на разной высоте.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выпол­нении приемов и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговых движениях кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями.

Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене паль­цами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опи­раясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и ле­вой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь впе­ред-вверх, перейти в упор лежа (при касании руками пола руки, согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица.

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заклю­чительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (фут­больного) мяча в стену и ловля его после отскока. Сжимание теннисного мяча. Многократные волейбольные передачи набив­ного, гандбольного, баскетбольного мяча в стену, постепенно уве­личивая расстояние от нее.

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партне­ром (двумя, тремя) — в зависимости от действия партнера (парт­неров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т. д. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передачи) — многократ­но. То же, но броски при первой и второй передачах в соответст­вии с сигналом. То же, в рамках командных действий.

Нападающий бросает мяч или над собой у сетки и в определенный момент, или через сетку двумя руками из-за головы в опорном положении на заднюю линию, или в прыжке одной рукой— на переднюю линию. Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на стра­ховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на перед­ней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выпол­нении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с боль­шой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе, снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократ­но подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной си­лой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выпол­нении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке, в прыжке через сетку двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг).

Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу, расстояние от 5—10 м с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, че­рез сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Со­вершенствование ударного движения нападающих ударов по мя­чу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизато­рах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отяго­щении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал «бросок» с сильным заключительным движением кистей вниз-вперед или вверх-вперед —плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх —одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блоки­ровании. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых амор­тизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбро­сить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т. д. Мяч надо от­бивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх-назад, повернуться на 180° и в прыж­ке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные дви­жения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партне­ра. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота — многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или волей­больного на амортизаторах.

Передвижения вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым, левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч за собой, блоки­рующий должен своевременно занять исходное положение и прыг­нуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпу­ска мяча из рук нападающего.

Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирую­щий выбирает место и блокирует.

В данной учебной группе совершенствуется материал преды­дущих лет обучения и изучается новый технико-тактический арсе­нал, который приводится ниже.

Практические занятия. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: сочетание способов перемеще­ний и стоек с техническими приемами.

Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача сверху двумя рука­ми у сетки, стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх). Подача мяча —верхняя прямая.

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высо­ких и средних передач.

Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Па­дения и перекаты после падений. Сочетание способов перемеще­ний с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направ­лению; для выполнения подачи (верхней прямой).

При действии с мячом: чередование способов подач (нижних и верхней прямой); вторая передача (из зоны 3) игроку, к кото­рому передающий обращен спиной.

Групповые действия. Взаимодействия игроков при второй пе­редаче зон 6, 1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач).

Командные действия. Прием мяча от подач и первая переда­ча в зону 3, вторая — игроку, к которому передающий стоит спи­ной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места при приеме нижней и верхней подач. Определение времени для от­талкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

При действии с мячом. Выбор приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с падением).

Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Командные действия. Расположение игроков при приеме по­дачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: располо­жение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Контрольные испытания. Сдача норм по общей и специальной физической и технической подготовке.

Физическое развитие и физическая подготовленность


№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

Бег 30 м с высокого старта (с)

4,9

4,8

2

Бег 30 м, 6X5 (с)

11,8

11.1

3

Прыжок в длину с места (см)

180

190

4

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с

разбега (см)



40

50

5

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за го-

ловы двумя руками, сидя (м)

в прыжке с места (м)


5,5

8,0


6,5

10,0



Техническая подготовленность


п/п


Содержание требований (виды испытаний)

Количествен­ный показа­тель

1
2
3

4


5

6



Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4, из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

Вторая передача на точность через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке.

Передачи сверху, снизу (стоя у стены)

Подача на точность

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5 и 6

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зо­ны 4(2)



3
3
4

5


4

3


Примечание. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

Бег 30 м 6X5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии — стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бе­жит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в об­ратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной ли­нии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя ру­ками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, производится бросок вперед.

Техническая подготовка. Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители рас­стояния и высоты передачи: рейки, цветные ленты, обручи (гим­настические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зо­ны 2 и 4 расстояние передачи 3—3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. Каждый учащийся вы­полняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения переда­чи (передачи с нарушением правил не засчитываются).

Испытание на точность передачи через сетку. На противопо­ложной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4— размером 2x1, в зоне 1 и в зоне 6 — разме­ром 3Ч3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона испол­нения.

Испытания на точность подач. Основные требования: при ка­чественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4—5 (1—2), площадь у боковых линий в зонах 5—4 и 1—2 (размером 6X2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3X3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (а учебно-тренировочных группах — 5 попыток).

Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4, 2.

Испытание в защитных - действиях («защита зоны»). Испытуе­мый находится в зоне 6 в круге диаметром 2,5 м. Стоя на под­ставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2. Учащийся должен применить все изученные до этого приема защиты. Количество ударов для каж­дого года обучения различное: группа начальной подготовки — первый год обучения — 5; второй год обучения—10; учебно-тре­нировочные группы, первый год обучения—15, второй год обуче­ния—20.

Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упраж­нения: 1. Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14—16 лет—15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2. Выбор способа дейст­вия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учиты­вается количество правильно выполненных заданий и качество приема мяч
Литература

Волейбол (Под ред. А. Г. Айриянца. М.(1976).

Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М„ 1976. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1975. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 1970. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1978. Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М, 1971. Ивойлов А. В. Волейбол. М., 1974. Медицинский справочник тренера. М., 1976.

Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 1972. Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1982. Фидлер М. Волейбол. М, 1972.











МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Г.БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на тренерском Утверждена

совете директором МОУДОД ДЮСШ

11 октября 2010 г. Куймазовым В.И.

11 октября 2010г.
ПРОГРАММА

«ВОЛЕЙБОЛ»
ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

ОТ 10 ДО 17 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7 ЛЕТ

ТРЕНЕР- ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПАНКРЕВА ЕЛЕНА

ВЛАДИМИРОВНА


Г.БЕЛИНСКИЙ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2010 ГОД





ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПРОГРАММЫ «ВОЛЕЙБОЛ»

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ - « ВОЛЕЙБОЛ»
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - 7 ЛЕТ
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН - 10-17
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - СПОРТИВНО -

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ - УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
ВИД ПРОГРАММЫ ПО ЦЕЛЕВОЙ - СПОРТИВНО-

УСТАНОВКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ВИД ПРОГРАММЫ ПО ФОРМЕ - ОДНОПРОФИЛЬНОГО

ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОДЕРЖАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЦЕССА И ПРОЦЕССА






скачать


Смотрите также:
Программа секции предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения
260.01kb.
Учебный курс «Английский язык»
168.05kb.
Программа дополнительного образования Драматическая студия «Школьный театр» Возраст с 11 до 14 лет ( на 2 года)
52.41kb.
Рабочая программа для учебной группы учебно-тренировочного этапа подготовки
387.14kb.
Образовательная программа «греко-римская борьба»
590kb.
«Инновационные о собенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов»
449.84kb.
Уроков русского языка в 6 классе. Учитель: Туманова Наталия Юрьевна Русский язык 6 класс Программа: М. Т. Баранов
519.4kb.
Программа преподавания географии предусматривает повторя­емость материала
110.75kb.
Пояснительная записка: Программа «Движение» рассчитана на школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой
132.53kb.
Программа объединения офп (общая физическая подготовка) Для детей 10 16 лет Срок обучения 2 года Педагог дополнительного
830.5kb.
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»
365.2kb.
Секции ма "Интерэлектромаш" "Ремонт, сервисное обслуживание, диагностика электрооборудования"
110.88kb.