Главная стр 1
скачать

Региональный социопсихологический центр

Коррекционная психолого-педагогическая программа

социально-личностной адаптации детей подросткового возраста

«Я и мир» как способ коррекции агрессивно-негативной системы отношений подростков к себе, другим, окружающему миру
Мочалкина Елена Антоновна,

педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

МБУ СОШ № 73 г.о. Тольятти;

Веселова Ольга Владимировна

педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

МБУ СОШ № 46 г.о. Тольятти

Социально-педагогическая ситуация, складывающаяся вокруг формирующейся личности ребенка, школьника, подростка, как в современном постоянно меняющемся обществе, так и в школе, создает такие условия развития, при которых складывается противоречивая система отношений человека с миром, обществом, самими собой.

По определению В.Н. Мясищева, отношение - это сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой. Он рассматривает личность как систему отношений человека к окружающей действительности. Отношения личности берут свое начало во взаимоотношениях людей друг к другу. Через данную теорию В.Н.Мясищева можно рассмотреть различные психические явления (Я – хороший, мир – плохой; Я – плохой, мир – хороший), которые могут проявляться в форме негативизма и агрессии. Проявление агрессии А.Басс определил как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Психические явления, рассматриваемые выше, в подростковом возрасте усугубляются негативными установками. По мнению Д.Н. Узнадзе установки, являются регулятивным механизмом поведения человека, но так как подросток подчиняются «импульсу», это ведет к не объективности его поведения и не осознанности действительности такой, какая она есть. В результате этого возникает внутренний конфликт. По мнению В.Н Мясищева конфликт – это психологическое состояние, которое вызвано столкновением или противостоянием разных потребностей, ценностей, интересов, влечений, взглядов, и т.п. Такое противостояние происходит как в поле межличностного взаимодействия, так и во внутриличностном плане. Наибольшую роль в развитии внутренних конфликтов отводится отношениям и связям с действительностью, которые складывались в процессе жизненного опыта, во взаимоотношениях с близки, значимым окружением, которое формирует установки и реакции ребенка на явления действительности.

Диагностика показывает, что среди подростков наблюдается низкое развитие ценностных ориентаций, которые выделил В.А. Караковский: Человек, Семья, Отечество, Земля, Знания, Труд, Культура, при этом ценность Человека может проявляться как ценность другого человека и как ценность своего собственного «Я» (телесного, душевного, духовного).

Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя взрослым, формируются общие взгляды на жизнь и семью, на отношения между людьми, на свое будущее - формируются личностные смыслы жизни.

Личность подростка, находясь на стадии интенсивного развития от детства к взрослости и в силу своей внутренней конфликтности, необоснованным чувством взрослости и неадаптивной активности под влиянием СМИ, интернета, деструктивных референтных групп и т.д. может перейти от нормы к патологии, как конфликту в системе отношений подростка.

Методы коррекции и профилактики данной проблемы разрабатывались психологами – практиками – А. Г. Лидерс, А. Сатир и др. и она остается актуальной. На основе этого была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию и профилактику конфликта в системе отношений ребенка, проявляющуюся в негативных установках, через развитие ценностно-нормативную позицию личности, включающую в себя: принятие социокультурных ценностей и норм поведения, уважение к жизни и достоинству другого человека, позитивное отношение к окружающим, отношение к самому себе.

Цель программы: создать условия для коррекции деструктивных установок, негативных отношений к миру, к самому себе, к другим людям и развить социально-гармоничную личность подростка через организацию психолого-педагогического сопровождения.

Задачи: 1) заложить основы личностного саморазвития подростка; 2) помочь подростку развить толерантное отношение к себе и другим людям; 3) сформировать позитивную установку на взаимодействие с окружающим миром, на поиск важного и полезного в любой ситуации; 4) помочь освоить техники саморегуляции (способность к самоанализу, планирование и корректировка собственного поведения); 5) помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления.

Адресат: подростки 12-15 лет, имеющих негативное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. Цикл рассчитан на 12 занятий, по 90 минут-2 академических часа, 1 разу в неделю. Состав группы 5-10 человек.

Практическую апробацию программа прошла на базе образовательного учреждения МОУ сош № 46 г.о. Тольятти Автозаводского района (октябрь-декабрь 2011г.).

Структура программы: работу психолога по предлагаемой программе можно разделить на три этапа: I диагностический, II развивающий, III завершающий.

Методики психологического инструментария в рамках профилактической психолого-педагогической программы, выявляющие основные социально-личностные установки подростков: 1. Т.В. Дембо, С.С. Рубинштейн - Изучение уровня самооценки и притязаний - выявление и сопоставление уровней самооценки и притязаний. 2. А. Басс, А. Дарки - Личностный опросник- Исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. 3.В.А. Караковский - Тест «Воспитанности»- Изучение личностно-ценного отношения детей и степень выраженности этих отношений к объектам - к миру, к людям, к самому себе.

II. Развивающий этап включает следующие занятия и упражнения.

Занятие «Мой дом» - знакомство с группой подводит участников к осознанию понятия «дом» (моя семья, мечта о будущем, где мне будет хорошо и уютно). Занятие «Прощение» дает возможность подросткам осознать понятие «прощение», помогает подросткам принимать себя, людей такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами. Занятие «Счастье» дает возможность участникам осознать понятие «счастье» (радостное событие, настроение, мечта). Занятие «Ответственность и свобода» дает возможность подросткам осознать взаимосвязь понятий «ответственность и свобода», подводит к ответственности за свою жизнь и умению делать правильный выбор. Занятие «Контакт» дает возможность учащимся овладеть навыками вербального и невербального контакта, а также умение слушать и поддерживать диалог. Занятие «Доверие» дает возможность подросткам осознание понятия «доверие» - как состояние внутренней направленности по отношению к миру. Занятие «Мое богатство» подводит участников к осознанию понятия «богатство» (я сам, мои друзья, родные, окружающий мир). Итоговое занятие отработка усвоения информационного блока программы, получение позитивной обратной связи.

III Завершающий блок. Повторная диагностика основных социально-личностных установок подростков. Подведение итогов: качественный и количественный анализ результатов повторной диагностики, в форме таблиц и диаграмм.

Каждое занятие состоит из частей: вводная, основная, заключительная. Задачей вводной части является создание у подростков положительного эмоционального фона. Задания основной части направлены на осуществление дифференциации личностных качеств и удобства для индивидуальной и коллективной работы в группе. По форме занятия являются тренингом, включающим методы: минилекции, проблемные беседы, артметоды . Задача заключительной части состоит в обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий.

Для эффективной реализации программы рекомендуется следующие принципы: охранительного режима, деление группы на две подгруппы, что лучше всего позволит найти индивидуальный подход к подросткам и усвоить ими необходимые знания. Для достижения эффекта занятия должны быть направлены на поддержку в подростках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе и других; симпатии к себе и другим; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков. Одним из таких занятий является «Мой дом». Цель: Дать возможность подросткам осознать понятия «дом». Задача: Дать возможность осознать понятие «дом». Мой дом - моя семья, тот мир, в котором я живу. Дать понять Мой дом - это мечта о будущем, в котором мне будет хорошо и уютно.

Упражнение 1 «Встреча» позволяет участникам познакомиться друг с другом. Упражнение 2 «Окружающий мир», развивающее открытость и доверие среди участников, предполагает передачу своего настроения и состояния, возникающего в процессе созерцания городских и природных пейзажей. Упражнение 3 «Мой дом», подростки рисуют и описывают свой дом, как они понимают. Упражнение 4 «Я - это», учащиеся письменно заканчивают фразу, начинающуюся со слов « Я – это…». Упражнение 5 «Я хочу быть», участники группы письменно заканчивают фразу, начинающуюся со слов « Я – это…», дающую возможность осознать свои индивидуальные особенности. Упражнение 6 «Цветок - Я» учащимся предлагается нарисовать цветок, где вместо лепестков - свойства, особенности стороны моего Я. Упражнение 7 «Я желаю тебе…» позволяет участникам группы развить навыки невербального общения, улучшить атмосферу в группы, закрепить положительное отношение друг к другу. Дети пишут каждому участнику тренинга записки «Я желаю тебе...».

Результатом реализации программы стали данные повторной диагностики негативное отношение к самому себе снизились на 18,7%, негативное отношение к другим людям на 19,6%, негативное отношение к семье на 11,7%.

Таким образом, повторная диагностика личностных качеств подростков свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно - развивающей работы.



Список литературы

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.

  2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. М., 1986.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  4. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.-Л., 1967.

  5. Мелибруда М.Я. Я-Ты-Мы. М., 1990.

  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.



скачать


Смотрите также:
Программа социально-личностной адаптации детей подросткового возраста
69.01kb.
Программа социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
80.84kb.
Селиванова Надежда Станиславовна, воспитатель гбоу ао«Няндомская скоши»
84.35kb.
Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы младших школьников
303.09kb.
Программа по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш!»
142.28kb.
Программа Социально-психологической адаптации детей к новым способам жизни
428.36kb.
Проблемы современного подростка
78.68kb.
Программа «Я лидер» для учащихся 5- 6 классов
129.49kb.
Психологические особенности подростков Ведущий вид деятельности
32.42kb.
Особенности реализации внеучебной работы по физическому воспитанию детей подросткового возраста Выпускная квалификационная работа Екатеринбург
83.16kb.
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике
124.71kb.
Самохвалова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Консультант методист: Ядрышникова Ирина Михайловна, заместитель директора по вр с. Шатрово 2012
125kb.