Главная стр 1
скачать


Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект

«Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом»

Программа

социально – психологического тренинга

по оптимизации уровня тревожности у подростков,

находящихся в конфликте с законом

«Трансформер»



ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ПО ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У

ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ

С ЗАКОНОМ
Цель: коррекция психоэмоциональной сферы воспитанников, посредством оптимизации тревожности.

Условия проведения занятий — 1 раз в неделю

Состав группы — 8-12 человек.

Длительность заня­тий —50-60 мин.


В программе используются следующие формы и методы работы:

Глазодвигательные упражнения — упражнения для профилактики нарушения зрения. Они способствуют сня­тию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устой­чивость вестибулярных реакций, упругость век.

Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармони­зируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-со­судистых систем.

Кинезиологические упражнения, которые мы ис­пользуем на занятиях в темной сенсорной комнате, направ­лены на развитие мозолистого тела, повышения стрессоустойчивости. Под их влиянием в организме происходят положительные структурные изменения: совершенствует­ся регулирующая и координирующая функция нервной си­стемы, гармонизируется работа головного мозга. Посте­пенно от занятия к занятию повышается сложность этих упражнений и увеличивается время их выполнения.

Сохранению и укреплению здоровья подростков способ­ствует самомассаж рук. Это один из видов пассивной гим­настики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мы­шечную систему, повышает тонус, эластичность сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливется быстрее, чем при полном покое. При систематического проведении массажа улучшаются функции рецепторов, приводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи 0 мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры го­ловного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на цен­тральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглажи­вание, растирание, разминание, выжимание, активные и пас­сивные движения.

Хорошую результативность показывает использование мячиков-ежиков.

Ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания подростка о собственном теле, раз­вивают внимание, произвольность, успокаивают и уравно­вешивают его психику.

Релаксация — один из способов преодоления внутрен­него напряжения, основанный на более или менее созна­тельном расслаблении мышц.

Обучая воспитанников методам релаксации, мы помога­ем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоить­ся и тем самым привести нервную систему и психику в нор­мальное состояние. Умение подростков управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к формированию у них уверенности в себе. Практика показывает, что подро­стки с удовольствием выполняют упражнения, как на расслаб­ление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта мы соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спо­койной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. Выходить из этого состояния нужно медленно и спо­койно.

4. Учить воспитанников распознавать ощущения напря­женности и расслабленности.

Таким образом, использование в коррекционно-психологической работе с подростками релаксационных тренажей помогает решить задачи формирования у ни положительных эмоций, снятия психомышечного напряжения.


ЗАНЯТИЕ 1
Задачи: развитие межполушарного взаимодействия; мел­кой моторики; совершенствование внимания; развитие кон­центрации и распределения внимания; моторной и образ­ной памяти; наблюдательности; преодоление состояния психомышечного напряжения.
Ход занятия
Упражнение 1. «Волшебный мячик».

Цель: знакомство членов группы друг с другом.

Оборудование и материалы: мяч

Процедура проведения. Игроки бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя друг друга.


Упражнение 2.«Мы вместе».

Цель: повышение позитивного настроя, сплоченности группы.

Оборудование и материалы: мячи разные по фактуре и размеру

Процедура проведения. Подростки образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры все мячи (разные по размеру и фактуре) находятся во внешнем круге. Один подросток бросает мяч другому, стоящему перед ним, с словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующей и т. д. до возвращения в первую пару.


Упражнение 3.Глазодвигательные упражнения.

Цели: стимуляция движений глаз; тренировка способно­сти глаза фокусировать изображение.

Упражнения способствуют снятию статического напря­жения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер»

Процедура проведения. Психолог предлагает подросткам занять удобное для них положение в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне и выполнить сле­дующие упражнения:

1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз (по 6 раз).

2. «Нарисовать» глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

3. «Написать» глазами цифры от 0 до 9.

4. «Написать» глазами свои имя и фамилию.

5. «Написать» глазами число, месяц и год своего рожде­ния.

6. «Нарисовать» глазами пружинки.

7. «Нарисовать» глазами 6 горизонтальных и 6 вертикаль­ных восьмерок.


Упражнение 4.Дыхательное упражнение.

Цели: стимуляция движений диафрагмы; улучшение кровообращения; гармонизация деятельности нервной си­стемы.

Процедура проведения. И. п.: ноги на ширине плеч, опущены ладонями вперед. На медленном вдохе руки плав­но разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль тела ладонями назад.
Упражнение 5.Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность под­ростков, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Процедура проведения.



  • «Кулак - ребро — ладонь» (по Озерецкому). Три положения кисти на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола — сжатая в кулак ладонь — ладонь ребром на плоскости стола — рас­прямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сна­чала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.

  • «Колечко». Следует поочередно и как можно быс­трее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.


Упражнение 6. «Лабиринт».

Цели: развитие наблюдательности, моторной памяти, ко­ординации движений в пространстве.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер»

Процедура проведения. Из кресел «Трансформеров» со­оружается лабиринт. Задача игроков — внимательно изу­чить лабиринт (не входя в него), найти выход из лабиринта, мысленно его пройти. Затем одному из подростков надева­ют повязку на глаза, и он пытается пройти лабиринт с зак­рытыми глазами. Затем это проделывает следующий игрок и т. д.


Упражнение 7.«Рыбки».

Цели: развитие образной памяти, концентрации и распре­деления внимания.

Оборудование и материалы: пузырьковая колонна

Процедура проведения. Подросткам предлагается внима­тельно рассмотреть пузырьковую колонну, в которой в раз­ноцветных струях плавают рыбки. Затем они поворачива­ются к ней спиной или просто закрывают глаза. Психолог по очереди задает игрокам вопросы:

1 . Сколько всего рыбок плавало в воде?

2. Из чего они сделаны?

3. Сколько раз меняется цвет в колонне?

4. Какими цветами окрашивается вода в колонне?

5. Сколько рыбок красного цвета?

6. Сколько рыбок зеленого цвета?



Упражнение 8. «Круг любви».

Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.

Оборудование и материалы: настенный ковёр «Млечный путь»

Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковер «Млечный путь». Подростки встают в круг и берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знаки внима­ния, радости.


Упражнение 9.«Волшебные движения».

Цели: снятие напряжения; гармонизация внутреннего, эмоционального состояния.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Игрокам предлагается сесть удоб­но в кресла «Трансформеры» или расположиться в сухом бас­сейне, положить руки на бедра раскрытыми ладонями к себе. Они закрывают глаза. Звучит тихая, успо­каивающая музыка. Следует инструкция: «Сосредоточьтесь на своей правой ладони — ладонь расслаблена. Теперь начи­найте медленно-медленно сжимать пальцы правой руки в кулак в течение одной минуты. Вам дается одна минута на то, чтобы сильно сжать пальцы правой руки в кулак, и еще одна минута для того, чтобы разжать его до исходного, рас­слабленного положения. Настроимся выполнять это упраж­нение очень плавно, с полным сосредоточением на паль­цах правой руки».

Такое же упражнение выполняется для левой руки.

10. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 2
Задачи: развитие эмпатии; коррекция внимания; развитие координации движений; снятие психомышечного напряжения
Ход занятия
Упражнение 1«Повтори за мной».

Цели: раскрепощение игроков; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование и материалы: интерактивный прибор «Звезд­ная сеть», кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, мяч

Процедура проведения. В качестве светового фона рабо­тает один из интерактивных приборов, например «Звезд­ная сеть». Звучит спокойная музыка. Все участники занятия сидят в креслах «Трансформерах». Один из них показывает какие-нибудь движения с мячом, остальные в течение од­ной минуты как можно более точно их повторяют.


Упражнение 2«Лови мяч».

Цели: развитие внимания; стимуляция скорости реакции; координация движений.

Оборудование и материалы: 2 мяча, проектор светоэффектов

Процедура проведения. Активизирующее воздействие на игроков оказывают светоэффекты, создаваемые проекто­ром. Подростки разбиваются на две ко­манды, встают друг против друга. У них два мяча: красный и желтый. Ребятам дается инструкция: «Красный мяч надо ловить всегда, а желтый мяч только тогда, когда его броса­ют молча. Если бросивший мяч крикнет: "Лови!", — то ло­вить его нельзя. Поймавший такой мяч выбывает из игры».


Упражнение 3Глазодвигательные упражнения.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Подростки устраиваются удобно в креслах «Трансформерах». Им предлагается:

1. «Нарисовать» глазами 6 треугольников по часовой стрелке и 6 треугольников против часовой стрелки.

2. Зажмурив левый глаз, правым «написать» нечетные числа от 1 до 9, зажмурив правый глаз, левым «напи­сать» четные числа от 2 до 10.

3. «Нарисовать» глазами пружинку из 12 витков слева на­право и наоборот.

4. «Нарисовать» глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, за­тем против часовой стрелки.


Упражнение 4Дыхательные упражнения.

Цели: активизация работы стволовых отделов мозга; ритмирование правого полушария; снятие мышечного напря­жения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Подростки удобно располагают­ся в креслах «Трансформерах»:

1. Обучение четырехфазным дыхательным упражнени­ям, содержащим равные по времени фазы: «вдох — за­держка — выдох — задержка». Повторить 3-5 раз.

2. Психолог предлагает подросткам закрыть глаза, по­ложить левую руку на пупок, правую руку сверху, так, как удобно. Он говорит: «Вообразите внутри себя воз­душный шар. На вдохе представляйте, как воздух вхо­дит через нос, идет вниз и надувает этот шар. По мере заполнения шара воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шара в области живота должно пере­ходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Задержите дыхание (не более 2 с)». Воспитанники по­вторяют про себя фразу: «Мое тело спокойное». Про­должительность выдоха 3-4 с.


Упражнение 5 Кинезиологическое упражнение.

Цель: развитие межполушарных связей. 340

Оборудование и материалы: интерактивный прибор «Звезд­ная сеть», кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, проектор светоэффектов

Процедура проведения. В комнате могут быть включены «Звездная сеть» или проектор. При этом общее освещение выключено или приглушено. Упражне­ние проводится на полу. Психолог обращается к подрост­кам: «Потренируйтесь рисовать восьмерку в воздухе: сядьте прямо, лодыжку правой ноги положите на левое колено, раз­вернув ногу горизонтально по отношению к полу. Правой рукой захватите нижнюю часть голени левой ноги, левой рукой возьмитесь за левую стопу, рот полуоткройте. Закрой­те глаза. На счет один, два, три, четыре делайте вдох через нос, мысленно представляя кольцо, вращающееся против часовой стрелки. Выдыхайте на счет один, два, три, четыре, представляя кольцо, вращающееся по часовой стрелке».


Упражнение 6 Самомассаж.

Цели: общеукрепляющее воздействие на мышечную си­стему; повышение тонуса, эластичности и сократительной способности мышц.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Самомассаж проводится в крес­лах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Психолог дает инструкцию:

1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделай­те то же для другой руки.

2. Кисть и предплечье левой руки расположите на коле­нях. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиле­ние» по всей поверхности тыльной стороны левой ла­дони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.


Упражнение 7 «Угадай-ка».

Цели: развитие внимания; улучшение координации дви­жений.

Оборудование и материалы: настенный ковёр «Млечный путь»,мяч

Процедура проведения. Для создания игровой атмосферы включается настенный ковер «Млечный путь», мерцание ко­торого активизирует игроков. Они становятся в круг, вплот­ную друг к другу. Водящий выходит в середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них психолог дает мяч сред­него размера. Игроки, держа руки за спиной, передают мяч друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч.



Упражнение 8 «Отдохни».

Цель: саморегуляция психического состояния.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. В качестве светового фона ра­ботает проектор светоэффектов. Вос­питанники сидят в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Они получают следующую инструкцию: «Сей­час мы попробуем определить свой пульс. Это можно сде­лать, сосредоточив внимание на пульсации в какой-либо части тела. Сосредоточьтесь. А сейчас вам предстоит по­пытаться участить свой пульс. При этом не нужно специ­ально двигаться, напрягать мышцы или искусственно уча­щать дыхание. Вообразите себя бегущим, и попробуйте участить пульсацию в той части тела, на которой вы со­средоточили свое внимание. Итак, сосредоточьтесь! За­кончили!»


Упражнение 9 «Расслабься».

Цели: регуляция психического состояния; регуляция мышечного тонуса.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, светильник «Переливающиеся цветы»

Процедура проведения. Освещение в комнате приглу­шено, включен светильник «Переливающиеся цветы» Звучит релаксационная музыка. Подростки распределяются по парам и получают следующую инструкцию: «Первые номера удобно устраи­ваются в креслах «Трансформерах». Вторые должны при­вести их в расслабленное состояние. Необходимо считать вслух. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно подо­брать правильную тональность, звучание голоса. Темп сче­та постепенно замедляется, громкость голоса снижается. Тот, кто считает, обычно и сам непроизвольно расслабля­ется и успокаивается. Вам нужно как следует почувство­вать это состояние, вжиться в него. Итак, начинаем».


10 Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 3
Задачи: развитие межполушарного взаимодействия; раз­витие мышления; стимуляция движения глаз; снижение пси­хоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Упражнение 1 «Придумай движение».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности.

Оборудование и материалы: «Звездная сеть», ковер «Млечный путь», мяч

Процедура проведения. В комнате включен один из ин­терактивных приборов («Звездная сеть», ковер «Млечный путь»). Подростки рассаживают­ся вокруг мяча-гиганта, спиной к нему. Каждый по очереди, как умеет, приводит мяч в движение. Задача остальных — уловить это движение и присоединиться к нему.


Упражнение 2 «Путешествующий мячик».

Цели: развитие воображения; развитие творческого мышления.

Оборудование и материалы: мяч

Процедура проведения. Подростки садятся по кругу. Ве­дущий держит в руках мяч. Передавая мяч одному из игро­ков, он говорит: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бро­сит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у вас не будет никаких ограниче­ний: можно направлять друг друга в самые необычные мес­та. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом бу­дем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже побывали другие ребята, и те предметы, ко­торые уже назывались».


Упражнение 3 Глазодвигательные упражнения.

Цели: преодоление состояния статического напряжения; улучшение кровоснабжения, циркуляции внутриглазной жидкости; совершенствование координации в горизонталь­ной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций; улучшение координации движения глаз и головы, упругости век.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Воспитанники удобно распола­гаются в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Можно использовать один из приборов, создающих свето­эффекты.

Инструкция:

1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 с. Повторить 5-6 раз.

2. Вращать глазами по кругу по 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

3. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

4. Смотреть вдаль 30-40 с. Перевести взгляд на палец, расположенный на расстоянии 25-30 см от глаза и смотреть на него 3-5 с. Повторить 3-5 раз.

5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего глаза и подержать 1-2 с. По­вторите 3-5 раз.

6. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сто­рону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Выполнить то же уп­ражнение левой рукой.

Упражнение 4 Дыхательное упражнение.

Цели: активизация работы стволовых отделов мозга; ритмирование правого полушария; устранение мышечного напряжения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Подростки располагаются в крес­лах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Психолог обра­щается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воз­душный шарик Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох».


Упражнение 5 Кинезиологические упражнения.

«Усиление руки».

Цель: развитие межполушарных связей.

Процедура проведения. Упражнение выполняется вдво­ем. Оба подростка стоят друг против друга. Один из них медленно и равномерно поднимает правую руку до гори­зонтального положения (счет: один, два, три, четыре), пос­ле чего другой создает усиление на эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 1с.

Второй шаг: создание большего напряжения (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 1с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 7 с.

Упражнение повторяется для другой руки.

«Перекрестная марионетка» (для правого полушария).

Цель: развитие межполушарных связей.

Процедура проведения. Упражнение выполняется стоя. На счет один, два, три, четыре, пять, шесть, семь подросток мед­ленно и равномерно поднимает левую ногу, согнутую в ко­лене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального положения относительно пола, правой рукой он создает усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: легкое усилие для мышцы ноги — 1с.

Второй шаг: сильное усилие — 1с.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги — 7 с.

Упражнение выполняется только для левой ноги.
Упражнение 6 Самомассаж.

Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, проектор, мячи - ёжики

Процедура проведения. Общее освещение в комнате при­глушено, работает проектор, звучит спокойная музыка. Подростки располагаются в креслах

«Трансформерах» или в сухом бассейне. Следует в течение 3-5 мин массировать руки, ноги, плечи с помощью мячей-ежиков.
Упражнение 7 «Я расслабляюсь».

Цель: обучение приемам саморегуляции.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Общее освещение в комнате вык­лючено или приглушено. Работает проектор

Подростки удобно расположены в креслах «Трансформерах». Звучит спокойная, тихая музыка и голос психолога проговаривающего формулы расслабления: «Сядьте так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Вы дышите спо­койно и равномерно. Сейчас ваше внимание остановилось на руках. Представьте, что вы повернули кисти рук ладоня­ми к солнечному свету. Вы как будто ловите ладонями теп­лые лучи. Ваши ладони становятся теплыми, очень теплы­ми... Вы отчетливо чувствуете тепло, мягко пульсирующее в каждом пальце, в ладонях... Постепенно теплая волна под­нимается вверх по рукам, к плечам. Ваши руки становятся теплыми... Одновременно вы чувствуете мягкую расслаблен­ную тяжесть в руках... Руки отдыхают...

Волна тепла и расслабления достигла плеч — солнечные лучи согревают ваши плечи. Впитывая тепло, плечи стано­вятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслаб­ление поднимаются от области плеч к основанию шеи... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Вы от­четливо чувствуете, как ваши плечи и шея, залитые прият­ным солнечным светом, расслабляются все больше и боль­ше... Плечи и шея отдыхают.

Вы прислушиваетесь к себе: сейчас все ваше тело, согре­тое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Приятная теплота, покой и расслабление во всем теле. Вы отдыхаете. А теперь ваше внимание — на области лица. Вы мысленно полулежите на мягкой травке так, что ваше лицо находится в тени дерева. Вы чувствуете только еле заметные солнеч­ные блики, проходящие сквозь крону... Представьте: легкий ветерок чуть колышет листву, и ваше лицо ласкают нежные отсветы солнечных лучей. Вы улыбаетесь себе... Мышцы лица расслабляются».
8 Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 4
Задачи: развитие межполушарных связей; снижение психомышечного напряжения.
Ход занятия
Упражнение 1 «Групповой танец».

Цели: развитие группового взаимодействия; устранение психоэмоционального напряжения.

Оборудование и материалы: мячи - гиганты

Процедура проведения: детям предлагается разбиться на пары и, сидя на мячах-гигантах, постараться удержать­ся без помощи рук. Упражнение может сопровождаться музыкой.


Упражнение 2 «Цепочка».

Цели: развитие внимания; способности к волевому ре­гулированию.

Процедура проведения. Дети встают вокруг пузырьковой колонны и берутся за руки. Включается «Звездная сеть». За­дача воспитанников — придумать и выполнить общегруп­повой ритмический рисунок телом в соответствии с мерца­нием «Звездной сети». Смена режима мерцания сети является сигналом для изменения двигательного режима. При отключении сети все должны замереть.

Упражнение 3Глазодвигательные упражнения.

Цели: стимуляция движений глаз; тренировка способно­сти глаза фокусировать изображение.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения:

1. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Отвести глаза в правую сторону, затем в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

2. Повернуть голову назад и постараться увидеть пред­меты, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза в одну и в другую сторону.

3 Взять мяч в руки. Поднять мяч на уровне глаз, широко открыть глаза, посмотреть на мяч. Опустить мяч.

4. Поднести мяч к носу, отвести в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.

5. Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево,

вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз

Во время упражнения воспитанники находятся в крес­лах «Трансформерах».
Упражнение 4 Дыхательные упражнения.

Цели: улучшение осанки; стимуляция движений диафраг­мы; улучшение кровообращения; гармонизация деятельно­сти дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения:

1. Глубокий вдох (руки медленно поднять до уровня гру­ди). Задержать дыхание (внимание сконцентрировать на середине ладоней). Медленно выдохнуть (руки опу­стить вдоль тела).

2. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до

мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы; У-У-У; О-О-О).
Упражнение 5 Кинезиологические упражнения.

«Перекрестная марионетка» (для левого по­лушария).

Цель: развитие межполушарных связей.

Процедура проведения. Упражнение выполняется также как и для правого полушария (см. занятие 2), Отличие со­стоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиле­ние делается левой, а не правой рукой. Упражнение выпол­няется только для правой ноги.

«Усиление руки».

Цель: развитие межполушарных связей.

Процедура проведения. Упражнение выполняется вдво­ем. Один участник медленно и равномерно на счет один, два, три, четыре, пять, шесть, семь поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой, стоящий напротив, создает усиление на эту руку в два шага:

Первый шаг: легкое усиление (счет: один, два, три, четы­ре, пять, шесть, семь) — 1с.

Второй шаг: большое усиление (счет: один, два, три, че­тыре, пять, шесть, семь) — 7 с.
Упражнение 6 «Массаж по кругу».

Цели: снятие психоэмоционального напряжения; уста­новление телесного контакта.

Оборудование и материалы: мячи – ёжики, проектор, диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр

Процедура проведения. Подростки встают друг за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный мас­саж мячом-ежиком своему соседу. При выполнении упраж­нения можно включить проектор, вклю­чить соответствующую музыкальную запись.


Упражнение 7«Желтое и синее кресло».

Цели: формирование адекватной самооценки; умения слушать и осуществлять обратную связь.

Оборудование и материалы: кресла - «Трансформеры» (жёлтое и синее)

Процедура проведения. Один из подростков занимает жёлтое кресло «Трансформер», все остальные по очереди садятся в синее кресло и говорят участнику, который нахо­дится в жёлтом кресле, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Подросток, сидящий в красном крес­ле, может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на от­рицание и оправдание.



Упражнение 8 «Океан».

Цель: преодоление усталости, психоэмоционального на­пряжения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, светильник, пузырьковая колонна

Процедура проведения. Психолог включает записи шума моря, ветра. Журчание воды в пузырьковой колонне, мерцание света в ней, мягкий свет от светильника усиливают релаксационный эффект.

Используя соответствующий упражнению тон модуля­цию, интонацию и темп голоса, психолог говорит: «Займи­те удобное положение в креслах «Трансформерах». Сосре­доточьте свое внимание на пузырьковой колонне. Обратите внимание на поднимающиеся пузырьки, на движение ры­бок, прислушайтесь к своему дыханию.

Почувствуйте те части вашего тела, которые соприкаса­ются с креслом. Здесь поверхность кресла поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Во­образите, что кресло приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами под­держиваете себя.

Вообразите себя маленьким поплавком в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность.

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Ощу­тите движение волны, тепло солнца, капли дождя, повер­хность моря под вами, поддерживающую вас. Прислушай­тесь к себе. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?»

Психолог отключает аудиосистему и просит детей опи­сать свои ощущения, мысли, образы, которые возникали во время занятия.
9 Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 5
Задачи: развитие внимания; устранение состояния психо­эмоционального напряжения, снятие нагрузки; повышение настроения, работоспособности; избавление от усталости, тревог, переживаний; звуковое и вербальное благотворное воздействие на психику.
Ход занятия
Упражнение 1«Веселье».

Цели: создание позитивного настроя; развитие умения воспринимать ситуацию с разных позиций.

Оборудование и материалы: мяч, светильник, пузырьковая колонна

Процедура проведения. Подростки встают в круг. Психо­лог предлагает одному из них сесть на мяч и сказать: «Быть активным — это хорошо...» — и назвать чье-либо имя. За­кончить предложение должен тот, чье имя названо. Затем предлагается рассмотреть эту ситуацию с негативной точки зрения («Когда всего достигнешь — это плохо, потому что можешь облениться»).

Упражнение можно сопроводить светоэффектами.
Упражнение 2«Отдых па мячах».

Цели: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, светильник, пузырьковая колонна

Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки первой подгруппы садятся на мячи-гиганты. Подростки вто­рой подгруппы встают позади них, поддерживая и покачи­вая «отдыхающих».

Упражнение сопровождается релаксационной музыкой и светоэффектами.
Упражнение 3 «Хлопки».

Цели: развитие внимания; воспитание чувства единения.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», «Звезд­ная сеть».

Процедура проведения. Подростки размещаются в крес­лах «Трансформерах» спиной к центру. Включается «Звезд­ная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задает определенный темп, хлопая в ладони. Дети повторя­ют его друг за другом по часовой стрелке.


Упражнение 4 Глазодвигательное упражнение.

«Взгляд влево вверх».

Цепь: развитие зрительной координации.

Процедура проведения. Правой рукой зафиксировать го­лову за подбородок. Взять в левую руку какой-нибудь пред­мет, отвести ее в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого необходимо в течение 7 с обо­ими глазами смотреть на предмет в левой руке, затем пере­вести взгляд на «прямо перед собой» (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь).
Упражнение 5 Дыхательное упражнение.

Цели: улучшение осанки; стимуляция движений диафраг­мы; улучшение кровообращения; гармонизация деятельно­сти дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Процедура проведения:

1. Правой рукой сжать левое плечо. Голову повернуть вле­во и посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

2. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

3. Опустить руки вдоль тела, голову уронить на грудь. Вдохнуть, выдохнуть.

4. Повторить упражнение, сжимая левой рукой правое плечо.
Упражнение 6 Кинезиологическое упражнение.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, светильник, пузырьковая колонна

Процедура проведения:

1. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную рако­вину. В конце упражнения растереть уши руками.

2. Выполнять перекрестные координированные движе­ния одновременно правой рукой и левой ногой (впе­ред, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.

3. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опу­стить голову вперед, и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

4. Выполнить ритмичное дыхание: вдох в два раза коро­че выдоха.

5. Стоя, поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в ко­лене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.

Упражнение может сопровождаться музыкальными за­писями и светоэффектами, создаваемыми интерактивным оборудованием.


Упражнение 7 «Успокоение».

Цели: снятие эмоциональной нагрузки; повышение на­строения, работоспособности; избавление от усталости, тревог, переживаний; звуковое и вербальное, благотворное воздействие на психику.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», пузырьковая колонна

Процедура проведения. Воспитанники удобно располага­ются в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Звучат записи релаксационной музыки (журчания ручья, щебетания птиц, шума леса, дождя) и голос психолога, проговаривающе­го формулы расслабления: «Сядьте так, чтобы вам было удоб­но. Закройте глаза. Прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Вы дышите ровно и спокойно. Ритм вашего дыхания удобен вам. Вы делаете вдох — и медленный, плавный, глубокий вы­дох... Вдох — медленный выдох... Сосредоточьтесь на дыха­нии. Вдох — и медленный, спокойный выдох...

А теперь представьте, что вы медленно идете по летнему, теплому лесу. Ритм ваших мысленных шагов спокойный, размеренный, неторопливый. Вы дышите в такт вашим ша­гам: медленно и ровно. Вы вдыхаете чистый, приятный лес­ной воздух. Вдох — и мягкие струи воздуха наполняют ваши легкие... Весь ваш организм... Вы слышите пение птиц, лег­кое движение листвы, вы настраиваетесь на отдых и расслаб­ление... Постепенно, с каждым выдохом вы начинаете чув­ствовать мягкое тепло в теле. Представьте, что теплые солнечные лучи согревают ваше тело, будто проникают внутрь. Солнечные лучи согревают ступни ног, мышцы икр и голеней, мышцы бедер... Вы чувствуете приятное распро­странение тепла от кончиков пальцев ног до нижней части живота... Солнечное тепло проникает внутрь, и ваши ноги постепенно становятся теплыми и приятно тяжелыми. Прислушайтесь к этим ощущениям тепла и тяжести. Ваши ноги теплые, очень теплые и тяжелые. Ноги полностью рас­слаблены. Ноги отдыхают...

Вы чувствуете, что хорошо отдохнули. Ваш вдох глубо­кий и полный, выдох — энергичный и резкий. Вдох — глу­бокий, выдох — энергичный! Вы отдохнули! Вы полны сил и энергии! У вас отличное настроение».


8 Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 6
Задачи: развитие творческого (наглядно-образного) мышления; развитие воображения; выражение эмоциональ­ной поддержки; преодоление состояния психомышечно­го и психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Упражнение 1 «Поддержи меня».

Цель: выражение эмоциональной поддержки.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», ковёр «Млечный путь», мячи - гиганты.

Процедура проведения. Подростки располагаются в крес­лах «Трансформерах» по кругу и внимательно наблюдают за звездами на ковре «Млечный путь». Двое детей находятся в центре круга. Один из них сидит на мяче-гиганте, второй — рядом с ним, покачивая мяч.


Упражнение 2 «Танец звездочек».

Цели: активизация воображения; эмоциональное разви­тие личности.

Оборудование и материалы: кресло - «Трансформер», ковёр «Млечный путь».

Процедура проведения. Подростки сидят в креслах «Трансформерах», наблюдая за мерцающими звездами на ковре «Млечный путь» (или на «Звездной сети»).

Звучит музыкальная запись, соответствующая занятию. Инструкция:

1. Выбери ту звезду, которая тебе понравилась.

2. Направь вытянутую руку к своей звезде и закрой ее на расстоянии.

3. Представь себе, что это твой талисман и он оберегает тебя от всех невзгод

4. Какого цвета твоя звездочка?

5. Посмотри вблизи, издалека, сидя, лежа на свою люби­мую звездочку.


Упражнение 3 Глазодвигательные и дыхательные упражнения.

Цели: улучшение осанки, стимуляция движений диафраг­мы; улучшение кровообращения в глазах; гармонизация деятельности дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой, зрительной систем.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер»

Процедура проведения. Подростки располагаются в крес­лах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Включены про­ектор светоэффектов и релаксационные музыкальные записи. Общее освещение в комнате выклю­чено или приглушено. Инструкция:

1. Вдохнуть, закрыть глаза. Выдохнуть, открыть глаза. Продолжать, добиваясь полного расслабления глаз, когда они закрыты.

2. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая гла­за, отмечать то, что вы видите вокруг: все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.


Упражнение 4 Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мыш­ления.

В результате упражнений стабилизируется психика, разви­вается интуиция, активизируются творческие способности.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», световой проектор

Процедура проведения:

1. И. п.: стоя. Позвоночник прямой. Глаза закрыты. Левая рука лежат на животе, правая — на груди в области сер­дца. Сильно растереть грудь, представляя в области груди увеличивающийся шар.

2. И. п.: то же. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец — под нижней губой. Открыть рот. Растирать область губ.

3. И. п.: то же. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массировать правой рукой, представляя увеличивающийся шар в области лба.

4. И. п.: то же. Вдыхать левой ноздрей, выдыхать через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через ле­вую ноздрю, левую часть горла, левую часть тела и до­ходит до левой ноги. При выдохе «желтая, больная энергия» выходит через правую часть тела. Затем вды­хать правой ноздрей, а выдыхать левой.

5. И. п.: то же. Смотреть в центр между ладонями, пред­ставляя шар желтого цвета. Вытянуть руки вперед на уровне межбровья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть сквозь них.

При выполнении упражнений может работать интерак­тивное световое оборудование и звучать спокойная музыка.
Упражнение5 «Я самый спокойный».

Цель: саморегуляция психического состояния.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», световой проектор

Процедура проведения. Подростки удобно располагают­ся в креслах «Трансформерах», в музыкальном кресле-по­душке или в сухом бассейне. Включается проектор, общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит релаксационная музыка, психолог говорит: «Закройте глаза, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (повторить несколько раз). При­слушайтесь к музыке и постарайтесь представить, что нахо­дитесь в дорогих вашей памяти местах.

Вот вы на морском берегу. Тишину и покой нарушает лишь шум прибоя... Волна набегает на берег, шурша галькой. Не отрываясь, смотрите в бесконечную синюю даль моря, где на горизонте едва виднеется белый теплоход. Бе­локрылые чайки то, едва касаясь воды, взмывают вверх, то лениво покачиваются на волнах. В прозрачной воде у бере­га резвятся мелкие рыбешки...

А вот сейчас перед вами солнечная поляна, усеянная бе­лыми ромашками и нежно-розовыми цветами. Со всех сто­рон поляна окружена могучими дубами, березами и клена­ми. В их густых зеленых кронах весело щебечут птицы. Шмели и пчелы с гудением перелетают с цветка на цветок. Где-то недалеко журчит ручеек.

Под эти чарующие звуки вы все больше погружаетесь в приятное состояние полного покоя. Вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Вы отвлекаетесь от всего, что вас волнует и тревожит. Все ваши мышцы приятно расслаблены и отды­хают.

А сейчас откройте глаза и потянитесь. Хорошо потяни­тесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох».


6 Релаксация


ЗАНЯТИЕ 7
Задачи: развитие визуального восприятия; развитие моторно-слуховой памяти; формирование наглядно-образного мышления; устранение состояния психомышечного напря­жения.
Ход занятия
Упражнение 1«Лампочки».

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Оборудование и материалы: кресло «Трансформер», «волшебная нить»

Процедура проведения. Подростки сидят в креслах «Трансформерах». Психолог включает «Волшебную нить»и просит следить за красными и зелеными лампочками. Участ­ники занятия должны запомнить количество лампочек крас­ного цвета. Затем психолог, сидя за столиком, отстукивает ритм. Подростки отстукивают трех-четырех сложные рит­мы вслед за психологом.


Упражнение 2 «Млечный путь».

Цели: развитие глазодвигательной координации и визу­ального восприятия.

Оборудование и материалы: кресло «Трансформер», ковер «Млечный путь»

Процедура проведения. Воспитанники садятся в кресла «Трансформеры» и сосредоточивают внимание на мерца­ющем ковре «Млечный путь». Они должны внимательно смотреть на огоньки, отвечая на вопросы и выполняя за­дания:

1. Сосчитай все огоньки.

2. Когда увидишь красные огоньки, считай их до тех пор, пока не появятся огоньки другого цвета.

3. Посмотри на ковер издалека, лежа, сидя, стоя.

4. Какого цвета огоньки тебе больше нравятся?

5. Нажимай кнопку пульта дистанционного управления и наблюдай, какие при этом происходят изменения.
Упражнение 3 «Мой любимый мяч».

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, пузырьковая колонна

Процедура проведения. Подростки выполняют следую­щие движения:

• садятся на мяч, встают, поднимают руки, опускают руки, повторяют движения в обратном порядке;

• сидя на мяче, поднимают руки ладонями вверх («со­бираю дождик»), поворачивают руки ладонями вниз, опускают руки вдоль туловища, поднимают руки че­рез стороны;

• опираясь руками на мяч, отставляют правую ногу в сто­рону приставляют ее обратно, отставляют левую ногу в сторону, приставляют ее обратно;

• положив руки на мяч, приседают, встают, поворачива­ют голову вправо, прямо, налево, прямо.

Упражнения можно сопроводить соответствующей му­зыкой и светоэффектами.
Упражнение 4 Глазодвигательные и дыхательные упражне­ния

Цели: улучшение осанки; стимуляция движений диафраг­мы; улучшение глазного кровообращения; гармонизация деятельности дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой, зрительной систем.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер»

Процедура проведения. Воспитанники удобно сидят в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Звучит соответствующая занятию музыка. Инструкция:

1. Вдохнуть, закрыть глаза. Выдохнуть, открыть глаза. Продолжать, выдыхая с открытыми глазами, вдыхая с закрытыми. Пусть глаза полностью расслабятся, ког­да они закрыты.

2. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая гла­за, отмечать то, что видите вокруг: все изгибы и фор­мы, линии и углы. Сначала только темное, затем толь­ко светлое.


Упражнение 5 Кипезиологические упражнения.

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», световой проектор

Процедура проведения:

1. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, произнести громкий, расслабляющий звук зевоты.

2. Встать, держась руками за спинку стула. Выставить одну ногу вперед. Делать выпады на колено ноги, выстав­ленной вперед. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же другой ногой.

3. Сидя в кресле «Трансформере», положить лодыжку од­ной ноги на колено другой. Найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибать и разгибать стопу. Повторить то же другой ногой.

4. Сидя в кресле «Трансформере», руки положить ладоня­ми вниз на кресло. Плечи развернуть и расслабить. Делать круговые движения головой против часовой стрелки. Во время вдоха воздух должен проходить по центральной линии тела. Выполнить то же упражне­ние с вращением головы по часовой стрелке.

5. Сидя в кресле «Трансформере», вытянуть ноги и скре­стить их. Кисти рук развернуть ладонями от себя, паль­цы переплести в замок и на уровне груди. Расслабить­ся, закрыть глаза, дышать глубоко.

Упражнения могут сопровождаться спокойной музыкой и светоэффектами.


Упражнение 6 «Я спокоен».

Цель: устранение состояния психомышечного напряже­ния.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», световой проектор

Процедура проведения. Воспитанники удобно расположе­ны в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Можно включить проектор или другой источник светоэффектов. Общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит спокойная музыка, записи шума моря, пения птиц. Психолог произносит релаксационный текст: «Сделайте три глубоких вдоха и три выдоха. Вдох ста­райтесь делать так, чтобы в нем активно участвовали мышцы груди и живота. А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Слушайте мои слова. Я хочу успокоиться. Я очень хочу успо­коиться. Я успокаиваюсь. Я отвлекаюсь от всего окружающе­го. Ничто не мешает мне погружаться в полный покой. По­сторонние звуки не мешают мне... я отдыхаю...

В моей правой руке появляется приятное ощущение теп­ла. Начинает теплеть моя левая рука. В моих руках струится приятное тепло. Мои руки теплые. Теплеют и мои ноги. Ноги теплеют все больше и больше. Приятное тепло окутывает все мое тело. Я все больше погружаюсь в состояние покоя. Но не сплю. Я лишь полностью отдыхаю. Мои мысли меня не беспокоят. Мышцы тела расслабились и отдыхают. Мое сердце бьется спокойно и ровно. Отдыхает каждая клеточ­ка моего тела.

Я отдохнул и успокоился, я бодр, полон сил. Я чувствую прилив сил и энергии. Мне дышится легко и свободно.

А теперь сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте гла­за, потянитесь, хорошо потянитесь».

Релаксация

ЗАНЯТИЕ 8
Задачи: развитие активного внимания; коррекция моторно-слуховой памяти; формирование абстрактно-логичес­кого мышления; развитие глазодвигательной координации; обучение приемам саморегуляции.
Ход занятия
Упражнение 1«Перекати мяч».

Цель: активизация тактильной рецепции.

Оборудование и материалы: кресло «Трансформер», мячи - ёжики

Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «Трансформерах», выполняя следующие действия:

1. Перекатывание мячей-ежиков в ладонях с нажимом.

2. Перекатывание мячей-ежиков стопами ног.


Упражнение 2«Рыбки».

Цель: развитие глазодвигательной координации и визу­ального восприятия.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, пузырьковая колонна

Процедура проведения. Психолог предлагает подросткам понаблюдать за рыбками, плавающими в пузырьковой ко­лонне, выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Погладь колонну руками (ногами), прикоснись к ко­лонне щекой, лбом, носом, правой, левой рукой.

2. Послушай журчание пузырьков.

3. Сколько рыбок поднимается вверх?

4. Сколько рыбок опускается вниз?

5. Сколько рыбок красного цвета?

6. Приложи руки к колонне, поднимай и опускай руки вместе с рыбками, вниз и вверх.


Упражнение 3 «Слушай мою команду».

Цели: стимулирование внимания; обучение быстрому, четкому реагированию на сигналы.

Оборудование и материалы: мячи-ёжики

Процедура проведения. Под соответствующую музыку выполняются следующие действия. Психолог говорит: «Зай­чики». Игроки начинают массировать руки с помощью мя­чей-ежиков. Психолог говорит «Раки». Подростки, держась за ручки мячей, пятятся назад. Ведущий говорит: «Лягушка». Все прыгают на мячах с ручками с продвижением.


Упражнение 4 Глазодвигательные и дыхательные упражнения.

Цели: улучшение осанки; стимуляция движений диафраг­мы; развитие глазодвигательной координации; улучшение глазного кровообращения; гармонизация деятельности ды­хательной, нервной, сердечно-сосудистой, зрительной сис­тем.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», светильник «Переливающиеся цветы»

Процедура проведения. Подростки сидят в креслах «Трансформерах» и наблюдают за переливами светильника. Психолог просит их, не прекращая наблю­дения, выполнять следующие действия:

1. Вдохнуть, закрыть глаза. Выдохнуть, открыть глаза. Продолжать упражнение, выдыхая с открытыми гла­зами, вдыхая с закрытыми.

2. Глаза закрыты и полностью расслаблены. Открыть гла­за и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что вокруг: все изгибы и формы, линии и углы. Сна­чала только темное, затем только светлое.


Упражнение 5 Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие абстрактно-логического мышления.

В результате таких упражнений улучшается память, по­вышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа го­ловного мозга.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер», световой проектор

Процедура проведения. Подростки сидят в креслах «Трансформерах» или располагаются в сухом бассейне Можно включить один из источников светоэффектов. Ин­струкция:

1. Оттягивать уши вперед, затем назад, медленно считая до 10, начиная с открытыми глазами, затем продол­жая с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

2. Одну минуту массировать щеки круговыми движения­ми пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбо­родке и лобной части лица. При этом считать до 30.

3. Одну минуту массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

4. Подушечками указательных пальцев массировать нос, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей. По­вторить 20 раз.

5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие дви­жения, сначала слева направо, затем наоборот. Повто­рить 10 раз.

6. С силой схватить левое плечо правой рукой, медленно поворачивать голову налево, затем направо, пересекая среднюю линию тела. Расслабиться. Сделать два пол­ных цикла дыхания на три поворота головы. Повто­рить то же для другого плеча.

7. Медленно поворачивать голову из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Повороты головы осуществлять сна­чала при поднятых плечах, затем при опущенных, рас­слабленных.

8. Вращение головой сначала с открытыми глазами, за­тем с закрытыми,
Упражнение 6 «Выполни движение».

Цель: развитие активного внимания.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, ковёр «Млечный путь», мячи

Процедура проведения. Когда на ковре «Млечный путь» загораются огоньки определенного цвета, дети выполняют различные действия с мячами. Каждое действие выполня­ется 10 с. Если на ковре загораются синие огоньки, подрос­тки массируют друг другу спины мячиками-ежиками сине­го цвета. Если загораются желтые, они садятся на мячи с ручками желтого цвета, удерживая равновесие. А если вспыхивают красные огоньки, то игроки ложатся спиной на мяч-гигант и раскачиваются на нем вперед и назад.


Упражнение 7 «Я отдыхаю».

Цель: преодоление состояния психоэмоционального на­пряжения.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, ковёр «Млечный путь», «Звёздная сеть»

Процедура проведения. Подростки удобно расположены в креслах «Трансформерах». Включено интерактивное обо­рудование (настенный ковер «Млечный путь» и «Звездная сеть»). Общее освещение в комнате выключено или приглу­шено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пе­ния птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необыч­ное путешествие. Давайте соберем чемодан в дорогу. Поло­жим в него все, что вам мешает: обиды, слезы, ссоры, разоча­рования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далек. Давайте глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 с) — выдох (подождать 3 с) — повторить 3 раза. Свежий запах трав, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу уста­лость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеек. Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь от­крыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, все тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лег­кий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто ра­створяется в воздухе, становится легким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, доб­ром, любовью...

Все это богатство вы отнесете домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться — вы дома и вас все любят».
Релаксация

ЗАНЯТИЕ 9
Задачи: развитие произвольного внимания; развитие вни­мания, связанного с координацией слухового, зрительно­го, двигательного анализаторов; развитие визуальной и слуховой памяти.
Ход занятия

Упражнение 1 «Не упади».

Цели: достижение ощущения своего тела с целью релак­сации, осознания возможности управлять своим телом; раз­витие навыков партнерского взаимодействия.

Оборудование и материалы: мячи

Процедура проведения. Упражнение выполняется в парах. Один подросток ложится на мяч животом, другой берет его за руки. Задача — как можно дольше продержаться на мяче. Для этого игроки должны координировать свои движения, балансировать на мяче. Затем они меняются местами.

Упражнение сопровождается звуковыми и световыми эффектами.
Упражнение 2 «Повтори за мной».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование и материалы: кресло «Трансформер», ковёр «Млечный путь»,

Процедура проведения. Подростки, сидя в креслах «Трансформерах», следят за световыми эффектами, которые воз­никают при работе интерактивного оборудования. При сме­не цветового контура правую руку поднимает один подросток, затем второй. Когда все игроки подняли правые руки, они начинают поднимать левые.


Упражнение 3Глазодвигательные и дыхательные упражнения.

Цели: улучшение осанки; стимуляция движений диафраг­мы; развитие глазодвигательной координации; улучшение глазного кровообращения; гармонизация деятельности ды­хательной, нервной, сердечно-сосудистой, зрительной систем.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, световой проектор, кресло «Трансформер»,

Процедура проведения. Подростки сидят в креслах «Трансформерах». Звучит спокойная музыка. Работает про­ектор светоэффектов

Инструкция:

1. Вдохнуть, закрыть глаза. Выдохнуть, открыть глаза. Продолжать выполнять упражнение, выдыхая с откры­тыми глазами, вдыхая с закрытыми.

2. Глаза закрыты и полностью расслаблены. Открыть гла­за и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что вокруг: все изгибы и формы, линии и углы. Сна­чала только темное, затем только светлое.
Упражнение 4 Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие визуальной и слуховой памяти.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, световой проектор, кресло «Трансформер», «Волшебная нить»

Процедура проведения. Воспитанники располагаются в креслах «Трансформерах». Психолог просит их наблюдать за змейкой выполняя при этом следующие действия: 1. Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто на них падает яркий солнечный свет. С закрытыми глазами вообразить солнечный луч, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представить полную темноту и расслабиться.

2. Сесть удобно, ноги врозь, колени расслаблены. Обхва­тить голову руками, касаясь правой рукой левого уха и наоборот. Выдвигать затылок вперед. Закрыть глаза, раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышать. Го­лова словно в колыбели. Почувствуйте, что ваше тело — это опора.

3. Раскрыть пальцы левой руки, большим пальцем пра­вой руки слегка нажать на точку концентрации внима­ния, расположенную в середине ладони. Повторить 5 раз. При нажатии — выдох, а при ослаблении усилия -вдох. Сделать то же самое для правой руки.



Упражнение 5 «Смотри и наблюдай».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, световой проектор, кресло «Трансформер»,мячи - ёжики

Процедура проведения. Звучит музыка. Работает проек­тор. Общее освещение в комнате приглу­шено. Воспитанники удобно располагаются в креслах «Трансформерах». Они сосредотачивают внимание на том или ином участке тела по указанию психолога, например: «кисть», «палец» и т. д. Интервал — 10-12 с.

Затем под музыку игроки катят перед собой мячи-гиган­ты, лавируя между разложенными по комнате мячиками-ежиками. Когда характер музыки изменяется, направление движения меняется на 180°. Длительность 20-25 мин.
Упражнение 6 «Я улыбаюсь».

Цели: снятие психомышечного напряжения; обучение приемам саморегуляции.

Оборудование и материалы: диски с релаксационной музыкой, музыкальный центр, кресло «Трансформер»,светильник, ковер «Млечный путь»

Процедура проведения. Воспитанники удобно сидят в креслах «Трансформерах». Мягкий свет исходит от мер­цающего ковра «Млечный путь» и светильника. Звучит релаксационная музыка. Психолог обращается к подросткам: «Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Во время каждого выдоха вы чувствуете, как ваши лица все больше и больше расслабля­ется. Пусть с каждым выдохом расслабляются ваши рот, нос, уши, лоб, глаза...

Теперь вдохните глубоко-глубоко и задержите дыха­ние. Откиньте голову назад, сделайте сильный выдох, вы­дувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до по­толка.

Повторите это еще раз. Глубоко вдохните. Задержите воздух, запрокиньте голову, сильно выдохните, выдувая воз­дух до потолка. Теперь снова вдохните. Когда будете выды­хать, постарайтесь улыбнуться. Представьте себе, что види­те перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплывается в широкой дружеской улыбке.

Когда вы снова улыбнетесь, почувствуйте, как улыбка пе­реходит в ваши руки, доходит до ладоней. Дышите и улы­байтесь. И ощущайте, как ваши руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда вы улыбнетесь снова, почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ноги. Представь­те, как ваша улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков пальцев на ступнях. Почувствуйте тепло солнца под подошвами ног. Возможно, вы заметите, как ваши ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбаю­щейся солнечной силы.

Ощутите улыбку во всем теле. Улыбаясь, вы хорошо чув­ствуете себя с ног до головы, ощущаете радость всеми кле­точками своего тела. Теперь снова глубоко вдохните и за­держите на мгновенье дыхание. Представьте, что в вашей груди находится большой золотой шар. Это настоящее сол­нце внутри вас. Когда вы будете выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова глубоко вздохните, задержите дыхание и почувствуйте, как солнце внутри вас широко и дружески улы­бается. Теперь потянитесь и выпрямитесь».


7 Релаксация

Список используемой литературы

Сенсорная комната - волшебный мир здоровья, Санкт – Петербург, изд. «Хока»,2007 под ред. В.Л.Жевнерова





скачать


Смотрите также:
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками Глава Сущность психологического тренинга
772.39kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Утвержден
125.33kb.
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга
51.04kb.
Предмет консультативной психологии
29.72kb.
Программа лагерного тренинга для младших подростков «Профилактика вредных привычек»
889.57kb.
Программа тренинга: Название: социально-психологический тренинг для подростков «Общение без проблем»
96.52kb.
Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты
204.46kb.
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы)
145.77kb.
Организация социально-психологического тренинга с одаренными детьми Выполнение заданий высокой трудности
30.31kb.