Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»
Проект

«Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом»


Программа

социально – психологического тренинга

по развитию эмоционально – волевой сферы

у подростков, находящихся в конфликте с законом

«Маятник»



ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ
Цель: Обучение управлению эмоциональным состоянием.

Задачи

1. Развитие эмоциональной грамотности.

2. Формирование осознанного восприятия эмоций.

2. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния.

3. Умение понимать эмоциональные состояния других людей.

4. Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

5. Развитие произвольной регуляции поведения.

6.Обучение снятию стрессового напряжения.

7. Обучение способам эмоциональной разрядки.

8. Обучение приемам эмоционального сдерживания.

9. Повышение групповой сплоченности.
Условия проведения занятий — 1 раз в неделю

Состав группы — 8-12 человек.

Длительность заня­тий —50-60 мин.
Формы и методы работы

1. Метод игровой коррекции: ролевые игры;

2. Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.

3. Метод модификации поведения: поведенческий тренинг.

4. Релаксационный метод.

Занятие № 1

Цель. Формирование позитивного самоотношения. Информирование о структуре эмоциональных переживаний.
Упражнение «Снежный ком»

Участники встают по кругу, и каждый называет своё имя и имена всех уже назвавших перед ним.


Упражнение «Я никогда не...»

Участники по очереди говорят фразу, начинающую со слов «Я никогда не» Например: «Я никогда не прыгал с парашютом». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо честно.

Из опыта проведения упражнения

Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половым различием. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.



Выработка правил

Ведущий предлагает выработать правила во время занятий и нарисовать их. Участники делятся на группы и рисуют правила, потом обсуждают.

-Конфиденциальность

- Нет глупых ответов, нет глупых вопросов

- Краткость

- Не перебивать

- Уважать чужое мнение

- Открытость

- Юмор


- Не оценивать

- Здесь и теперь (решаем проблемы, которые возникают здесь).


Упражнение . «Планета чувств»

Материалы. Лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене или доске.




Психолог «Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения — это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Тренер прикрепляет стики одного цвета к материку «Ощущения» (3-4 шт.).

Драйвы — это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность,

Например: голод, желание спать, желание двигаться, сексуаль­ное желание. Тренер прикрепляет стики другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).

Эмоции — это то, что мы переживаем душой. Например: ра­дость, страх, гнев. Прикрепляет стики с надписями к соответ­ствующему материку.

Эмоции - это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплета­ются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства — это тоже переживания души, но они более слож­ные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чув­ствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств — и радость, и тревогу, иногда страх. Рев­ность — тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся по­терять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность — ко­гда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно пережи­наем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. Приклеивает стики с надписями.

Чувства


Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называйте, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам.

Участники называют прямо из круга. Психолог определяет, что названо, и помещает стик на соответствующий материк. Примеры заполнения «материков»:



Ощущения

Драйвы

Эмоции

Чувства

Горячо.

Голод.

Радость.

Любовь.

Щекотно.

Желание спать.

Огорчение.

Ревность.

Холодно.

Желание двигаться.

Удовольствие.

Враждебность.

Колется.

Стремление избегать опасность

Негодование.

Ненависть.

Болит.

Стремление избегать неприятное -отвратительное

Тревога.

Обожание.

Мягко.

Стремление выиграть.

Страх.

Надежда.

Жестко.




Гнев.

Обида.

Физическое наслаждение (прохладная вода в жару, приятный запах




Печаль.

Недоверие.







Вина.

Доверие.







Стыд.

Счастье.

Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях. Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ.

• Чем отличается гнев от агрессии?

Гнев — это эмоция, а агрессия — это действия, наносящих вред кому-либо или чему-либо.

• Чем отличается радость от удовольствия?

Радость — это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться А удовольствие — это переживание спокойное, расслабленное.

• Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?

Грусть, печаль — это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.

Чем отличается вина от стыда?

Вина — это когда мы нарушаем внутренние правила, то есть те, которым мы внутренне следуем. Нам могут говорить: «Ты ни в чем не виноват!» А мы все равно чувствуем вину. А стыд — это всегда связано с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди. Эти чувства часто переплетаются. Так что трудно их разделить».

Из опыта проведения упражнения

Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично. Иначе участники заскучают.
Упражнение «У»

Участники становятся в круг. Кто-то первый показывает пальцем на игрока из круга с криком «У». Тот, на кого показали, должен поднять вверх руки и немного согнуть их в локтях (изображая культуриста). По одному игроку с каждой из сторон от выбранного игрока должны сделать следующие движения: одна рука на поясе, та, которая к культуристу, а вторая поднимается вверх, но не сгибается в локте, туловище наклоняется к культуристу. Все движения сопровождаются криком «У».


Рефлексия

Занятие №2


Цель. Повышение групповой сплоченности. Обучение сознаванию своего эмоционального состояния.

Упражнение «Цветные ладони»

Участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.


Варианты сигналов:
Красная ладонь — надо пожать руку.
Синяя ладонь — погладить по плечу партнера.
Желтая ладонь — поздороваться «спинками».
Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
Упражнение «Мы — одна команда»

Участники группы делятся на 3 подгруппы, каждая из которых придумывает название своей команде, девиз и песню. Затем участники берут лист ватмана и рисуют «Портрет нашей подгруппы». От подгруппы выбирается один или несколько человек, которые представляют групповое творчество.


После представления подростки склеивают воедино портреты трех подгрупп, придумывают название для картины, пишут заголовок и вывешивают на стену.
Участники группы садятся в круг, и ведущий предлагает для обсуждения шесть правил Дейла Карнеги, которые позволяют понравиться окружающим людям.
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Упражнение. «Радуга чувств»

Материалы. Листы бумаги А4 по 2 для каждого участника. 1 Наборы фломастеров не менее 12 цветов для участников.

Психолог «Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком...

Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется — главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства...

А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.

Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней — позавчера, вчера, сегодня.

Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, ко­торые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».

Обсуждение. «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоцио­нальное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?»

Психолог «Иногда бывает важно разобраться в сво­ем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого ра­дугу».
Упражнение «Стул справа»

Все сидят на стульях в кругу, водящий – в центре, один стул пустой. Задача водящего - занять стул. Тот из игроков, для кого пустой стул находится под правой рукой, должен хлопнуть по нему и назвать имя любого из участников игры до того, как водящий на него сядет. Если не успел – сам становится водящим. Успел – названный игрок садится на этот стул, и задача нового игрока, от которого вновь освободившийся стул стал справа, - успеть сделать то же самое.


Рефлексия
Занятие №3

Цель. Обучение дифференциации своего эмоционального состояния.
Упражнение «На что это похоже моё настроение»

Материалы : мяч, диски с музыкой, музыкальный центр

Оно позволяет участникам осознать своё эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме. «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» Упражнение выполняется в кругу, с мячом. Варианты: «На какую погоду, ( музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»
Упражнение «Остановите музыку»

Материалы. диски с музыкой, музыкальный центр

Звучит музыка. Участники свободно передвигаются по кабинету. Как только ведущий останавливает музыку, каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада, что сегодня вновь мы здесь!», «Наша группа — класс!» и пр.
Упражнение «Дерево чувств»

Материалы. Наборы цветного пластилин для каждого участ­ника. Влажные салфетки. Листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин.

Психолог «Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.

Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол — это вы сами. Потом вылепите ветви — это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.

Начните лепить плоды — это ваши эмоции в данной ситуа­ции. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Вылепите все сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.

Внизу ствола вылепите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни — это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это — причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета — это ваши мысли про эти события.

Сформулируйте их и для каждой вылепите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соот­ветствующую ветку.

Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Вылепите разноцветные плоды и корни».

Обсуждение. «Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении».

Из опыта проведения упражнения

Для достижения конкретной цели данного упражнения пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.

При обсуждении данного упражнения (впрочем, как и всех (остальных) важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.


Упражнение «Быстрое превращение»

«Начните ходить по комнате. Сейчас мы с вами будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы сейчас – актёр, стоящей на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны крики «Браво!». Превратитесь в этого актёра. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте, что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас?» и т. д.


Рефлексия

Занятие №4

Цель. Обучение сознаванию реакции своего тела, общего со­стояния и способам выражать свое состояние.
упражнение «Необычные приветствия»

Участникам дается задание: необычным образом поприветствовать друг друга, например ладонями, плечами, ногами, лбами, коленями, локтями.


Звучит музыка. Подростки хаотично передвигаются по классу. Ведущий говорит, каким образом надо поприветствовать друг друга. Желательно, чтобы каждый участник поприветствовал каждого из группы. Можно предложить подросткам придумать свои приветствия.


Упражнение «Я люблю себя за то...»

Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник группы говорит о своих достоинствах. Например: «Я люблю себя за то, что я добрый».


Упражнение . «Цветные звуки моего тела»

Материалы. Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды. Два ведра: с чистой водой и пустое (куда можно будет сливать грязную воду, чтобы сменить ее в баночке).

Психолог «Знаете ли вы, что наше тело может звучать, как целый ор­кестр? Каждая часть тела, голова, руки, ноги, грудь, живот, даже спина звучит по-своему. Нужно только уметь его слушать. И это несложно. Давайте послушаем тело прямо сейчас.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить, на чем сосредоточиться, а вы начинайте слушать свое тело.

Итак, послушайте свое темя... Представьте себе, какая мелодия или просто звуки могут звучать внутри них. Эта мелодия или звуки возникнут в вашем представлении сами собой. Не прогоняйте их. Просто слушайте...

Теперь сосредоточьтесь на затылке...

Теперь сосредоточьтесь на своих глазах... Слушайте их...

Теперь сосредоточьтесь на губах.

Перейдите к носу...

Теперь послушайте свою шею...

Теперь — плечи...

Теперь перейдите к рукам...

Послушайте грудь... спину...

Прислушайтесь к своему животу... пояснице...

Теперь прислушайтесь к своим ягодицам... к половым органам. (Эту часть в разнополой группе подростков лучше пропустить.)

Теперь послушайте свои ноги... отдельно послушайте стопы.

А теперь постарайтесь послушать все тело целиком...

Теперь откройте глаза».

Обсуждение Поделитесь впечатлениями.

Из опыта проведения упражнения

Голос ведущего должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загроб­ным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить через 20 секунд. Общая длительность «слушания» -6 минут.

При обсуждении психолог может обращать внимание на то, что «беззвучные» места — это те части тела, которые мы плохо сознаем, а может быть, в этом месте существуют мышечные за­жимы. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Обычно после нескольких тренировок тело начинает «звучать».

Вообще, молчащие участки — это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечны­ми зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге, конечно, мы не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вы­зывает беспокойство самого участника, наедине, после тренинга, мы можем порекомендовать ему работу с психологом, знакомым с телесно ориентированной психотерапией.
Психолог «Мы можем не только слышать свое тело, но и видеть его в самых разнообразных красках. Сейчас возьмите ватман, кисти, краски, приготовьте стаканы с водой.

Нарисуйте фломастером на всем пространстве ватмана силуэт вашего тела: как будто вы легли, а вас обвели, только в уменьшенном размере.

Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого, сфокусировав внимание на ощущении в данном участке головы или тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Постарайтесь нарисовать этот образ, используя цвета внутри силуэта. Не заботьтесь, чтобы образ был изображен точно. Пусть будет, как получится. Это лишь символ того, вы чувствуете. Так, постепенно, закрасьте весь силуэт».

Обсуждение

«Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нра­вятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите, что, по вашему мнению, означают цвета, которые вы взяли для каждой части».

Психолог «Мы можем слышать свое тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такие упражнения, вы не только начинаете лучше понимать свое состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение.

Например, если вы из-за чего-нибудь расстроились, вы можете сесть, услышать все звуки, а потом выразить их цветом. Может быть, ваши краски будут темными, а звуки не слишком мелодичными — все равно это поможет вам снять излишнее на­пряжение, а потом вы сможете обдумать все более спокойно».

Из опыта проведения упражнения

При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего, если это будет трансовая музыка (не путайте с релаксационной — на­пример, звуки природы не подойдут). Такая музыка, вообще-то, больше напоминает некое приятное сочетание звуков, а не мелодию. Каждый слышит ее в соответствии со своим состоянием (грустной или веселой).

Рисунки участников — очень хорошая диагностика для психологов. Но в тренинговой группе для подростков не стоит озвучивать ваши наблюдения. Если есть время и вам кажется это необходимым, вы можете стимулировать выражение чувств.

Например: «Катя, я вижу, что большая часть силуэта закрашена в черный, коричневый, фиолетовый тона. С чем это связано? Какие чувства и ощущения ты выразила? Ты можешь рассказать об этом?» Вообще, приведенный здесь пример — серьезный сигнал тревоги.

Если в группе есть такой участник, найдите возможность побеседовать с ним после занятия. Это признаки тяжелой болезни или глубокой депрессии. Такому участнику срочно нужна индивидуальная помощь психолога.

Сочетание черного и бордового или интенсивно-красного большом количестве говорит о накопившейся и невыраженной боли, обиде, гневе. Это тоже тревожный признак. Постарайтесь наедине поговорить с этим участником, прояснить свои предположения и, если они подтвердятся, убедить его обратиться к психологу.
Упражнение «Я — стоящий человек»

Каждый по кругу произносит три раза фразу: «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.



Рефлексия

Занятие № 5

Цель. Сплочение детского коллектива, формирование коммуникативных способностей. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.

Упражнение «Здравствуй!»

Участники свободно двигаются по кабинету, здороваются друг с другом, но особым образом. Один участник подает правую руку для приветствия другому, но отнять ее можно только в том случае, если левая рука найдет руку еще одного игрока.


Упражнение «Средний представитель»

Материалы: цветные карандаши, краски

, фломастеры, восковые и пастельные мелки, журналы с цветными иллюстрациями для вырезания

Ведущий. «Вам дается 5 минут для того, чтобы придумать качества, которыми должен обладать представитель нашей группы. Теперь разделимся на 3 подгруппы. Участники возьмут по листу ватмана и различные изобразительные материалы (цветные карандаши, краски, фломастеры, восковые и пастельные мелки, журналы с цветными иллюстрациями для вырезания) и вместе нарисуют «Портрет представителя нашей группы».


Упражнение «Золотистый поток»

Психолог «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох...

Теперь представьте, что над вашей головой нежно - голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золо­тистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется...

Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бе­режно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь... Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее... Он ле­чит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось...

Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку...

Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к пле­чам, оставляя после себя чистоту...

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют... Нот золотистый поток спускается по вашим рукам... Они тяжелые... и вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное... Это го лишнее, что накопилось в вас... Смотрите, как золотистый свер­кающий поток выталкивает это... И вот, наконец, поток с кончиков наших пальцев сливается такой же чистый, золотистый...

Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светя­щийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким... И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачи­ваются плечи...

Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то... Распрямляется... Затем поток устремляется вниз... Он очищает таз...

Теперь он стекает по ногам... Очень медленно он продвигается от бедер к коленям... Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги...

От коленей — к стопам... По стопам он втекает наружу... вы видите вытекающий мутный поток... И золотистый поток продол­жает вымывать все лишнее... До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света...

Медленно откройте глаза... Здравствуйте, очень чистые, зо­лотисто светящиеся люди!»

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями

Психолог «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессово­го напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь. Для этого мож­но использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделы­вать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.

Из опыта проведения упражнения

Голос тренера должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно пере­ходить через 10 секунд.
Упражнение «Чудесные превращения»

Перед подростками на столе расставляются игрушки из киндер-сюрпризов. Каждый участник выбирает себе наиболее понравившуюся игрушку. Необходимо в течение 5 минут придумать историю для своей игрушки: о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем, о ее привычках, проблемах. Нужно рассказать всем эту историю от лица игрушки.


Рассказывая историю, подростки невольно говорят о себе, о своих желаниях, проблемах, самораскрываются. Например: «Я маленький серый мышонок. Мне очень одиноко, меня все бросили, и я стал никому не нужен. Я очень хочу найти друга, который поймет и поддержит меня в трудную минуту. Хочу гулять и веселиться, а не сидеть в одиночестве».
Упражнение «Волшебный стул»

Психолог «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает.

Из опыта проведения упражнения



При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции.
Рефлексия
Занятие№6

Цель. Формирование умения правильно понимать чувства и настроения; развитие произвольности. Обучение приемам эмоционального сдерживания. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.
Упражнение «Передай приветствие»

Участники тренинга садятся в круг, затем один из них просит другого передать приветственную фразу третьему. Второй передает третьему эту фразу. Третий просит второго участника передать первому несколько слов благодарности. Сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим игроком, тот посылает обратно слова благодарности и т.д.


Упражнение «ФИО — алфавит»

1 часть. Участники делятся на 4 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по алфавиту по первой букве фамилии.
2 часть. Участники делятся на 2 подгруппы, каждая из которых строится по первой букве имени.
3 часть. Все участники строятся по первой букве отчества.
В заключение ведущий говорит: «Мы стоим так близко друг к другу, что ощущаем тепло каждого и плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде. Дорога к финишу была нелегка, но мы не только справились с этой задачей, но и больше узнали друг о друге. Теперь вся наша группа — это одно целое, единое родство душ!»
Упражнение «Стрелонепробиваемый колпак»

Психолог «Каждому человеку приходилось находиться в ситуации, когда вы кипите от возмущения, но знаете, что стоит только вам выразить его, как конфликт усилится, или вы напрочь испортите отношения, или вы слишком многим рискуете. В общем, внутри все кипит, а снаружи... Увы! Часто сил не хватает, чтобы сдержаться... со всеми вытекающими последствиями.

Но на самом деле есть приемы, которые позволяют не только удержаться от агрессивных выпадов, но и чужие выпады сделан, для себя не такими болезненными.

Например, на вас кто-то кричит, вы чувствуете, что это не справедливо, но вам нужно сдержаться. Тогда вы мысленно надеваете прозрачный пуленепробиваемый колпак на того, кто творит нечто обидное. Вы видите, как он машет руками, шевелит губами под этим колпаком, но вы знаете, что его слова, которые раньше вонзались в вас как стрелы, уже не могут пролететь сквозь пуленепробиваемый сверхпрочный пластик.

Другой способ — это представить, что такая полусфера находится на вас. Она достаточно просторная и прочная. Стрелы противника ее не пробьют. Голос орущего или язвительного противника становится глуше. Вы в безопасности, и даже можете расслабиться подождать, когда у него закончатся силы и он замолчит.

Сейчас разделитесь на пары. Сначала один из пары будет кричать — что хотите, только воздерживайтесь от нецензурных выражений. А второй в это время мысленно наденет на него кол­пак. По моему знаку поменяетесь ролями. Начали!

На эту часть упражнения дается 4-6 минут — по 2-3 мину­ты в каждой роли.

Теперь поменяйтесь партнерами. Снова один из вас будет г кричать, можете даже ногами потопать, а второй «наденет» на себя полусферу. По моему знаку поменяетесь ролями. Начали!

На эту часть упражнения дается 4-6 минут — по 2-3 мину­ты в каждой роли.

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.

Психолог «Чтобы это упражнение работало безотказно, нужно немного потренироваться. Оно может стать очень эффективным инструментом. Представьте себя со стороны. Кто-то орет на вас, или «брызжет ядом», а вы сохраняете спокойствие. Это красиво, не правда ли? И кроме того, такая невозмутимость вызывает уважение. Так что тренируйтесь».

Из опыта проведения упражнения

В этом упражнении участники вдоволь накричатся и натопа­ются. Это полезно для разрядки интеллектуального напряжения, Но иногда оно перевозбуждает. Поэтому после него выберите Упражнение поспокойнее или сделайте перерыв.
Упражнение «Волшебное дерево»

Психолог «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох-выдох, вдох-выдох.

Теперь представьте, что вы на лесной поляне. Вы видите на ней несколько разных деревьев...

Одно вам нравится больше всех, и вы идете к нему... Вы тро­гаете ладонью его кору... Теперь вы подходите к нему вплотную... Обнимаете его...

Вы чувствуете, как бегут соки по стволу... Это целебные соки. Они наполняют энергией. Вы чувствуете, что дерево почувство­вало вас и направило к вам свои соки...

Соки втекают в вас во всем теле... Они пропитывают вас... Каждая клеточка вашего тела наполняется и радостно развора­чивается... Вы наполнены силой дерева...

Вы делаете шаг назад... Вы благодарно гладите дерево по коре... Теперь это ваше дерево... Дайте ему имя...

Попрощайтесь с ним. Вы еще придете к нему... А сейчас от­кройте глаза...»

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.

Психолог «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессо­вого напряжения.

Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение.

Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь.

Для этого можно использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренировать, вы сможете проделывать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать очень быстро».

Из опыта проведения упражнения

Голос тренера должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно.

На каждую следующую зону нужно переходить через 20 секунд

Общая длительность упражнения — 2-3 минуты.


Рефлексия

Занятие №7

Цель: Обучение способам выражать свои эмоции безобидным, социально приемлемым способом.
Упражнение «Приветики»

Психолог «Ребята вы помните мультфильм «38 попугаев», когда удав передавал привет мартышке? Мы с вами сейчас тоже будем передавать привет друг другу» Участники посылают друг другу приветик, через какого – нибудь участника. Тот, кто получил привет отправляет сам.


Упражнение «Зоопарк»

Участники садятся в круг. Каждый выбирает себе животное и придумывает, каким движением можно его изобразить. Затем участники по очереди демонстрируют свое движение, чтобы остальные могли запомнить. Игра начинается с того, что один из участников показывает свое животное и животное любого другого участника. Тот, чье животное показали, должен немедленно отреагировать и показать свое животное и животное какого-либо участника. Игра ведется ради интереса, возможно играть на выбывание или на фанты.

Примеры движений, изображающих животных:

жираф – поднятая вверх рука с согнутой ладонью;

крокодил – хлопок вытянутыми вперед, прямыми руками;

змея – волнообразные движения одной рукой вперед, в горизонтальной плоскости;

заяц – поставить на макушку ладони и прижатыми друг к другу пальцами;

еж – поднять перед лицом обе ладони с широко растопыренными пальцами;

птица – несколько взмахов обеими руками (как крыльями);

орангутанг – сделать несколько ударов сжатыми кулаками в выгнутую колесом грудную клетку.


Упражнение «Танец моих эмоций»

Материалы. Музыкальное сопровождение. Лучше веси, подходит тантрическая музыка, там-тамы.

Психолог «Вам всем, наверное, знакомо состояние, когда так и хочется двинуть кулаком об стол или что-нибудь разбить. Но чаще всего мы себе этого не позволяем. Иногда бывает такое состояние, когда человек сгибается и раскачивается из стороны в сторону, или когда он стонет, или воет, или кричит без слов. Но чаще всего, когда человек переживает такие сильные эмоции, ему приходится сдерживаться чтобы не пугать людей, из-за того, что не хочется, чтобы кто-то знал о переживаниях, из-за того, что это неприлично, и т. д.

Но невыраженные эмоции никуда не уходят. Они «записа­ны» в нашем теле, как на магнитофон: во время эмоций изменя­ется химический состав крови, передаются импульсы в мышцы. Сто для того, чтобы человек мог действовать в соответствии с эмоцией. А когда действий не происходит, все это напряжение сохраняется, остаются очаги мышечного напряжения. Если они накапливаются, то состояние человека постепенно ухудшается. Даже когда все в порядке, настроение у него может оставаться плохим. Это результат сигналов, которые продолжают поступать в мозг от напряженных мышц.

Конечно, мы должны думать об окружающих людях, и не всегда можем выразить свои эмоции немедленно. Но позже, ко­рда мы сможем остаться одни, мы можем позаботиться о том, чтобы негативные эмоции не оставались в нашем теле, как хроническая болезнь.

Иногда для этого достаточно поплакать. Кстати, плакать навзрыд очень полезно для здоровья. Природа специально преду­смотрела такой механизм для разрядки негативного напряжения. Так же полезно хохотать до упаду. Но не всегда хохочется, когда выть хочется. А еще можно выразить эмоции через тело, то есть делая разные движения. Например, мы можем сгибаться, скрю­чиваться, завинчиваться винтом, вытягиваться, как струна. Это своеобразный «танец» эмоций. Тело само подсказывает, какие движения оно хочет делать. Нужно только его слушать. В танце можно выразить тоску, вину, гнев, обиду, страх, тревогу, ревность, и многие другие чувства — и хорошие и неприятные. Давайте сейчас попробуем это делать».

Психолог «Вспомните о каком-нибудь своем переживании. Постарайтесь понять, что за чувства вы испытывали, а может быть, переживаете их до сих пор. Сейчас я поставлю музыку. Она нейтральная. В ней каждый услышит то, что соответствует его состоянию.

Вы можете немного прислушаться к ней, а потом вставайте и начинайте танцевать. Сначала обычно, с привычными для вас движениями. А сами в это время слушайте свое тело. Через некоторое время я выключу (приглушу) свет — это сигнал, что пора переходить к необычным движениям — тем, которые будут выражать ваши чувства. Если вы стесняетесь, закройте глаза, от­вернитесь от всех. Это танец не для зрителей, а для вашей души. Начинаем».

Танец продолжается 10- 15 минут, из которых «вхождению» отводится 5 минут.

Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями.

Психолог «Теперь вы видите, что танец помогает проживать эмоции, а иногда он помогает почувствовать то, что вы, возможно, скрывали от самих себя. Так получилось у тех, кто начинал, не особенно представляя, про что он будет танцевать, а потом вдруг появились чувства и воспоминания. И оказалось, что еще не все пережито. Устраивайте иногда такие танцы у себя дома, и вам будет легче переносить негативные чувства, которые по каким- то причинам нельзя выражать открыто».

Из опыта проведения упражнения

Если упражнение проводится днем, то нужно позаботиться о том, чтобы окна могли прикрываться шторами. Полумрак важное условие для лучшего раскрепощения участников. Если вы занимаетесь при электрическом свете, запаситесь настольной лампой, которую нужно включить перед тем, как вы выключите общее освещение.

Это упражнение можно проводить только в группе с достаточно развитым доверием. В него не очень охотно включаются участники мужского пола. Им трудно раскрепощаться прилюдно. Это общая беда: мужчины вообще с большим трудом эмоционально раскрываются в группе. Даже при индивидуальном контакте не у всех это получается сразу. Такова дань полоролевому менталитету. Настаивать на исполнении танца не стоит, хотя предложить, преодолеть свое стеснение и начать танцевать все-таки нужно.

В начале «общего» танца и при переходе к «танцу эмоций» тренер может присоединиться к участникам и подать пример раскрепощенности. Когда участники сосредоточатся на себе, ведущий может потихоньку выйти из танца.

По истечении времени психолог начала убавляет громкость музыки, через 30-40 секунд выключает совсем, и только когда все участники останавливаются, он предлагает всем рассесться по местам, а потом уже включает общий свет.



Рефлексия
Занятие №8

Цель. Обучение способам выражать свои эмоции безопас­ным, социально приемлемым способом. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.
Упражнение «Здравствуй по секрету»

Участникам группы предлагается написать в записке приветствие, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в волшебную шляпу. Затем каждый по очереди вынимает записку и читает приветствие, как будто это его собственное.


Упражнение «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки.


Психолог. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас — бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!
Упражнение «Выколачиваю гнев»

Материалы. Старые боксерские груши, спортивные маты или толстые кипы старых газет — по одной на каждого участни­ка. Скалки для участников.

Психолог «Вы, наверное, знаете, что японцы первыми придумали таких надувных кукол, которые можно колотить, если ты очень зол. И при этом ты не ударишься, и тот, кого ты мысленно колотишь, не подаст на тебя в суд за членовредительство. Хорошо!

Поколотил, душу отвел, и при этом все целы.

Ну вот... Японцам хорошо. А нам-то что делать, если очень уж достал нас какой-то человек? Мы же люди цивилизованные, да и в тюрьме сидеть не хочется. Получается, что мы должны весь этот гнев держать в себе. А мы уже знаем, что это вредно. Да и не всегда удается удержаться, и мы срываемся на кого-то, кто побезопаснее, послабее. Фу, как стыдно! А что делать?!

А выход есть. Мы тоже можем колотить что-нибудь. Да еще не просто кулаками, а целой скалкой! Например, боксерскую гру­шу. Или обыкновенную кипу старых газет. Или старое одеяло, связанное валиком. Его мы можем еще и пинать со всей силы.

Сейчас мы займемся выколачиванием своего гнева. Кладите перед собой кипу газет (боксерскую грушу, спортивный мат). Бе­рите скалку и колотите ее изо всех сил. Еще и кричать можете: «Вот тебе! Вот тебе!» Начали!»

Упражнение длится 15 минут.

Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями.

Психолог «Гнев — самая опасная эмоция — и для самого человека, и для его окружающих. Но, с другой стороны, гнев — это нор­мальная человеческая эмоция, и мы имеем право его переживать. Поэтому дома всегда нужно иметь такой «валик для битья». То­гда нам не придется использовать для этого людей. А еще, когда мы будем злиться, мысль о валике для битья поможет нам сдер­жаться. Потом мы придем домой и... ох и достанется же этому валику!»

Из опыта проведения упражнения

Между участниками должно быть достаточное расстояние, чтобы они не задевали друг друга.

Упражнение энергозатратное. После него нужен перерыв: убрать растерзанные газеты (или боксерские груши, маты), при­вести себя в порядок, попить, отдышаться. Следующее упражне­ние должно быть спокойным.
Упражнение «Место личной силы»

Психолог «Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох... Теперь представьте, что к вам подлетает облако — очень белое, пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему. Вы касаетесь, и оказывается, оно мягкое, но упругое... Вы заходите на облако, и оно принимает форму удобного кресла, обтекающе­го ваше тело. Вы удобно устроились, и облако начало медленно двигаться... Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах... Только облако плывет по небу...

Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами... Вы летите над островом... Он зеленый, много деревьев, много травы... Вы видите, как поблескивает голубое озеро... Плещется вода...

Вы медленно спускаетесь и выходите из облака... Вы ступаете босиком по мягкой шелковой траве... Оглядываетесь...

Посмотрите: какое место вам больше всего нравится?.. Идите туда... Теперь вы можете лечь на траву на этом месте... Трава мяг­кая, немного прохладная, но не холодная... Вам хорошо...

Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой... Вы чувствуете, как она вливается в вас... как каждая клеточка ра­дуется, распрямляется... Земля любит вас... Трава нежно гладит вас... Вы полностью насыщаетесь силой, любовью и нежностью... Вы медленно встаете и идете к облаку. Оно готово к полету... Вы садитесь в него... и летите... И вот вы снова здесь... Медленно откройте глаза... С прибытием вас!..»

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.

Психолог

«Это простой и очень эффективный способ снятия стрессо­вого напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, I или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать I это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, I пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь.

Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощуще­ниями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро».

Из опыта проведения упражнения

Голос тренера должен звучать спокойно, приглушенно и притом совсем обычно. На каждую следующую зону нужно пере­ходить через 20 секунд. Общая длительность «путешествия» — 3 минуты.
Рефлексия
Занятие №9

Цель: Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния. Умение понимать эмоциональные состояния других людей. Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния. Развитие произвольной регуляции поведения.
Сюжетно – ролевая игра «Вокзал»

Роли, которые могут быть использованы участниками: директор вокзала, кассир, пассажиры (взрослые и дети), работники вокзала, цыгане, бомжи, продавцы, часы, дверь, животные ит.д.



Психолог «Представьте, что мы с вами находимся на вокзале большого города, жизнь «бьёт ключом». Здесь много людей, вещей. Вы сейчас выберите себе роль и будите её играть на протяжение всей нашей игры, которая будет длиться 40 минут.

Из опыта проведения упражнения

Усложнение и дополнение ее в процессе новыми образами, красками, деталями по желанию участников. Максимальное использование невербальных средств. Поддержка дополнительных деталировок, акцентов, личностных черт.
Ролевая игра

Игра основывается на инструкции с учетом всех внесенных дополнений, изменений, деталей.

Обсуждение

Какие чувства вы испытали, когда были в выбранной роли (удивление, восхищение, восторг, оцепенение, страх, беспокойство)?


По завершении игры все обмениваются впечатлениями, переживаниями, чувствами: что хотелось бы изменить, в какой еще роли хотелось бы побывать?
Из опыта проведения упражнения

Используется: Рефлексия по поводу не только внешней детализации, но и максимальное углубление в характер, личностные качества, привычки, переживания каждого объекта.


Рефлексия по поводу сложившейся проблемной ситуации и способов ее решения.
При необходимости проиграть ситуацию или фрагмент еще раз в измененном варианте. Обязательно выход из ролей.

Рефлексия

Обмен впечатлениями: что было трудно, легко, что самое важное, кто помогал, кто мешал, что понравилось и тронуло больше всего?




Занятие №10

Цель: Умение адекватно выражать эмоциональные состояния. Умение понимать эмоциональные состояния других людей. Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния.
Упражнение «Телеграмма»

Психолог «Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте руку вашего соседа. Для того чтобы телеграмма дошла до нас в целости и сохранности, необходимо передать ее соседу, пожав ему руку (делать это нужно так, чтобы вашему товарищу было не больно). Будьте внимательны, не пропустите сигнал, передавайте телеграмму по кругу друг другу. Водящий встанет в круг и должен перехватить телеграмму»


Упражнение «Солнечный круг»

1 часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя или пишет свое имя. У солнца рисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества.
2 часть. Подростки просят друг друга прикрепить лист со своим солнцем булавочками к одежде на спину.
3 часть. Под музыку двигаясь по комнате, подростки подходят друг к другу и пишут на лучиках хорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. Если не хватило солнечных лучей, их можно дорисовать. После выполнения упражнения листы с солнышками открепляются, и каждый забирает свой лист с собой.
Ведущий в заключение говорит: «Ребята, когда вам будет трудно, возьмите свое солнце, и оно вас обязательно согреет теплом сердец участников нашей группы».

Упражнение «Раскрась свои чувства»

Материалы: цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный, трафарет человека

Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает инструкцию:

Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:



  • радость – желтым;

  • счастье – оранжевым;

  • удовольствие – зеленым;

  • гнев, раздражение – ярко-красным;

  • чувство вины – коричневым;

  • страх - черным.

После того, как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.

Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.

Из опыта проведения упражнения

Если участник раскрашивает «человечка» розовым, желтым, зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.

Иногда в рисунках могут появляться черные, коричневые и ярко-красные тона.

Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции. Бывает, что черные, коричневые и ярко красные пятна узко локализованы в определенным месте тела. Если цветовые пятна находятся находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумывать чего-нибудь.

Если черный свет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.

Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие.

Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищено.

Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.

Упражнение «Групповой коллаж»

Материалы: ватманы, природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани

Участники группы склеивают между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., вся группа делает коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!»

Рефлексия

Список используемой литературы.

1. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. — Новосибирск, 1997.

2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.

4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.

6. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.

7.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.

8. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.

10. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.

11. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.




скачать


Смотрите также:
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» Специальность 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Дошкольная логопедия»
140.71kb.
5. программа коррекционной работы
198kb.
Пути совершенствования личностных качеств кадетов
62.69kb.
С детьми инвалидами моу сош №6 п. Затеречный 2011-2012 учебный год № п\п
339.9kb.
Программа занятий по развитию ребенка с элементами психологического тренинга
116.92kb.
Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками Глава Сущность психологического тренинга
772.39kb.
Курс лекций по детской патопсихологии. Рн/Д., 2000. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. М., 2003
90.84kb.
Учебный план дополнительных платных образовательных услуг муниципального дошкольного образовательного учреждения
33.5kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы младших школьников
303.09kb.
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга
51.04kb.