Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект

«Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом»

Программа

социально – психологического тренинга

по формированию коммуникативных навыков

у подростков, находящихся в конфликте с законом

«Телефон доверия» и Я»



ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ И Я»
Цель. Обучение заботе о своем физическом и пси­хологическом здоровье.

Задачи:

1. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

2. Формирование навыков общения с консультантом телефона до­верия.

3. Преодоление психологических барьеров, мешающих об­ращаться к психологу.

4. Формирование потребности в консультативных услугах.

Целевая группа: подростки 6-8человек

Время проведения: 45-55минут

ЗАНЯТИЕ 1
1Ритуал приветствия

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Время. 10 минут

Содержание. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга.


2.Знакомство с целями блока

Цель: Информирование участников о том, чем они будут заниматься на занятиях.

Время. 10 минут

Содержание.

Ведущий: «У каждого человека может возникнуть ситуация, в которой трудно разобраться самому, когда нужна профессиональная помощь, а иногда и конкретный совет специалиста. Позвонив по "телефону доверия", у человека появляется возможность поговорить с понимающим, сопереживающим собеседником, рассказать о том, что его тревожит, что причиняет душевную боль, мешает быть счастливым... На наших занятиях мы будем учиться формулировать свои психологические проблемы, использовать телефон доверия в разрешении этих проблем, будем учиться преодолевать психологические барьеры, которые мешают нам общаться с психологом».

Из опыта проведения упражнения

Рассказ о целях данного блока должен обязательно осуществляться в доступной для понимания подростков форме.
3.Упражнение «Что такое психологическая проблема»

Цель. Сформировать представление о психологической про­блеме и научиться отличать от проблем другого рода.

Время. 15 минут.

Вид. Групповая беседа.

Материалы. Не требуются.

Инструкция.

«Как вы думаете, что такое психологическая проблема? При­ведите пример психологической проблемы.

Ответы фиксируются, чтобы не забыть. После того как вы­скажутся участники, психолог сообщает, какие из названных проблем были психологическими, а какие нет и почему.

Сейчас я называю ситуацию, а вы говорите, относится ли это к психологической проблеме.

• Девушка переживает разрыв с любимым человеком (психо­лог).

• Молодой человек поссорился с другом и не знает, как ему ве­сти себя дальше по отношению к нему (психолог).

• Женщина жалуется, что в их доме уже 30 лет не меняли тру­бы, она очень расстроена и хочет найти справедливость (хо­зяйственные службы города).

• Мужчина считает, что ему неправильно начислили пенсию (социальные службы).

• Девушка переживает, что родители не считаются с ее мнением (психолог).

• Мать молодого человека говорит, что он грубит ей и даже несколько раз ударил (психолог и, может быть, юрист).

• Молодой человек затрудняется выбрать профессию (психо­лог).

• Девушка говорит, что из-за конфликта с преподавателем ей снижают оценки и даже грозят отчислить, но она считает, что это несправедливо (юрист и, может быть, психолог).

• Молодой человек говорит, что ненавидит отца и хочет ему отомстить, потому что узнал, что у него есть другая женщина. В то же время он знает, что все это расстроит мать. Он не знает, как ему лучше поступить (психолог).

• Девушка очень расстроена, так как ее родители разводятся. Она хочет сделать что-нибудь такое, чтобы родители не смог­ли развестись, а если они все-таки разведутся, она хочет жить отдельно, например у бабушки (психолог + юрист).

• Девушка узнала, что она беременна, и хочет сделать аборт (врач).

• Девушка узнала, что она беременна, и не знает, что ей дальше делать, как поступить, как сказать об этом маме и молодому человеку (психолог).

• Молодой человек узнает, что его девушка беременна, но он не хотел на ней жениться. Он не знает, что делать дальше (пси­холог).

• Молодой человек чувствует себя очень скованным, что меша­ет ему и в профессиональной деятельности, и в личной жизни (психолог).

• Девушка постоянно находится в депрессивном состоянии (психолог).

• Молодой человек постоянно попадает в конфликтные ситуа­ции (психолог).

• Девушка говорит, что ее постоянно все обижают (психолог).


Из опыта проведения упражнения

Задания не должны ограничи­ваться кругом проблем, соответствующих подростковому возра­сту: подростки живут в мире взрослых и слышат о всевозможных ситуациях, обсуждаемых окружающими. Кроме того, «взрослые» проблемы, как это ни печально, часто имеют непосредственное отношение к переживаниям подростка.


4.Рефлексия

Цель: Получение обратной связи

Время. 10 минут

Содержание. Подростки делятся впечатлениями и своими ожиданиями относительно следующих заня­тий.



ЗАНЯТИЕ 2
1Ритуал приветствия
Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Время. 10 минут

Содержание. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, по - новому.
2 Упражнение. «Что мешает мне обратиться к психологу?»

Цель: Стимулировать опыт преодоления психологических барьеров, мешающих обращаться к психологу.

Время. 30 минут.

Вид. Ролевая игра.

Инструкция.

«Как вы думаете, почему многие люди не хотят обращаться к психологу, даже когда ему явно нужна помощь? Выслушивает ответы 3-4 человек.

Теперь разделитесь на пары. В каждой паре один участник будет играть роль человека, которому нужна помощь, но который боится обращаться к психологу, а другой будет доказывать, почему это не­обходимо. Каждой паре можно предложить конкретную психологическую ситуацию, по поводу которой необходима помощь психолога».

Обсуждение. «Какие страхи вы высказали в парах и какие контраргументы привели?»

Резюме-объяснения тренера:

«Что мешает людям принять помощь психолога?

1. Ложные установки! Думают, что обращаться за помощью — это признак слабости или глупости. Странно, что никто не считает слабостью или глупостью обращение за помощью к профессио­нальному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру.

• Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Способность признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показатель интеллекта и душевной силы.

2. Думают, что психолог — для больных и «психов».

• Психологи работают только со здоровыми людьми.

3. Считают, что раскрывать свои чувства стыдно.

• По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.

4. Не умеют разговаривать о своих чувствах, думают, что ни кто не сможет понять их проблемы.

• Психолог поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально разберется в проблеме.

5. Боятся говорить о своей проблеме, так как это очень больно.

• Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать реше­ния проблемы, то боль может стать хронической.

6. Боятся, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить».

• Нет, не будет. Задачи психологического консультирования в другом:

• помочь разобраться в себе;

• показать возможность выбора;

• наметить пути выхода из проблемной ситуации;

• предоставить психологическую информацию.

7. Не знают, считать ли свою проблему настолько серьезной, чтобы обращаться к профессиональному психологу.

• Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. Иногда то, что ка­жется ужасным и неразрешимым, может решиться с помо­щью специалиста довольно легко.

Если вы сомневаетесь, лучше сразу обратиться к психологу телефона доверия, тем более что это можно сделать бесплатно и не выходя из дома. Психолог поможет разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну а если вы ошиблись и ваша про­блема является простой и легкой или она вообще не относится к психологической, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше.

8. Считают, что все дело в «невезении», «злой судьбе» и ни­кто не сможет помочь.

• Большинство проблем в жизни человека имеет в основе пси­хологические причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезение» — результат психологической неграмот­ности. Поэтому если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины проблем.
4.Рефлексия

Цель: Получение обратной связи

Время. 10 минут

Содержание. Подростки делятся впечатлениями и своими ожиданиями относительно следующих заня­тий.



ЗАНЯТИЕ 3
1Ритуал приветствия

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Время. 10 минут

Содержание. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, по - новому.


2 Упражнение. «Как подготовиться к консультации у психолога»

Цель: Стимуляция опыта общения с психологом и опыта преодоления барьера неизвестности.

Время. 30 минут.

Вид. Саморефлексия.

Материалы. Лист бумаги, ручка.

Инструкция.

«Подумайте, с какой психологической проблемой вы могли бы обратиться за консультацией к психологу. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что с вами происходит? В чем заключается ваша проблема?

2. Когда все это началось?

3. Почему именно сейчас вы решили обратиться к психоло­гу? Что послужило толчком для этого?

4. Что больше всего вас не устраивает и волнует в том, что происходит (в связи с вашей проблемой)?

5. Что вы хотите вместо этого?»

Обсуждение. «Поделитесь тем, что у вас получилось».

Из опыта проведения упражнения

Психолог внимательно выслушивает ответы каждого и обраща­ет внимание на следующие моменты:

• участник должен предъявить именно психологическую про­блему;

• участник должен хотеть изменений в себе, своих мыслях, эмо­циональном состоянии, умениях, поведении, обстоятельств жизни, но не изменений другого человека;

• участнику, который затрудняется сформулировать ответы на данные вопросы, тренер помогает прийти к точной и кон­кретной формулировке ответа; при этом остальные участники могут наблюдать, как происходит прояснение проблемы на консультации психолога, и учиться самостоятельно опреде­лять свою проблему и задачу консультирования;

• тренер должен следить, чтобы предъявление любой пробле­мы проходило в обстановке доброжелательности, и участник, рискнувший открыться перед группой, почувствовал под­держку и ощущение, что нет ничего странного, что у людей бывают такие проблемы.
3.Рефлексия

Цель: Получение обратной связи

Время. 10 минут

Содержание. Подростки делятся впечатлениями и своими ожиданиями относительно следующих заня­тий.



ЗАНЯТИЕ 4
1Ритуал приветствия

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Время. 10 минут

Содержание. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, по - новому.


2 Упражнение . «Как начать разговор у психолога»

Цель: Преодоление барьера «первого шага» при вступлении в контакт и создание практического опыта начала разговора с психологом.

Время. 30 минут.

Вид. Ролевая игра.

Материалы. Листовки для участников.

Инструкция.

«Когда вы звоните на телефон доверия, то вы слышите «Алло! Телефон доверия», или, может быть, вам просто скажут: «Алло! Слушаю вас», тогда вам нужно:

1) поздороваться и удостовериться, что вы попали именно на «телефон доверия»;

2) вы можете не называть своего имени (а можете и назвать, если хотите);

3) затем сообщите о цели своего звонка, например: «У меня есть проблема, и я хотел бы с ней разобраться» или: «У меня воз­никли кое-какие вопросы. Мне хотелось бы обсудить их с вами»;

4) выслушав согласие консультанта, начните излагать суть проблемы;

5) консультант будет задавать вопросы, на которые лучше всего отвечать искренно;

6) а затем вы вместе будете анализировать ситуацию, думать, как лучше разрешить проблему; если понадобится, психолог со­общит вам некоторые психологические сведения, касающиеся вашей проблемы, поэтому хорошо бы приготовить на всякий случай блокнот и ручку;

7) учтите, что психолог — не волшебник, он не решит за вас вашу проблему, но он поможет взглянуть на нее по-новому и найти возможности для ее разрешения; кроме того, консультант может обратить ваше внимание на психологические нюансы и за­кономерности, о которых вы не догадывались.

Вот примеры начала разговора: 1.

— Алло! Телефон доверия!

- Здравствуйте!.. У меня есть важная тема для разговора...

- Слушаю вас.

- Я очень волнуюсь, и поэтому не знаю, с чего начать...

- Это волнение понятно. Главное — не торопиться. У нас есть достаточно времени. Вы можете начать с чего угодно, по­степенно мы во всем постараемся разобраться.

2.

— Алло! Слушаю вас.



- Здравствуйте, это телефон доверия?

- Да, это телефон доверия.

— Мне бы хотелось получить консультацию психолога.

— Пожалуйста, психолог слушает вас.

- Вы знаете, у меня сразу несколько проблем, и я не знаю, с какой начать.

- Может быть, мы сделаем так: вы расскажете коротко о своих проблемах, а потом мы разберемся, с какой начать?

- А нам хватит времени?

— У нас с вами примерно 50 минут — час. Мы можем до­говориться так: вы разъясняете мне ситуацию, потом начнем разбираться с первой из них. Если не успеем обсудить все, то вы перезвоните мне в мое следующее дежурство, и мы продолжим нашу работу. Вас устраивает такой вариант?

- Да, можно так.

- Тогда вы можете начать рассказывать.

- Я что-то растерялся и не знаю, с чего начинать.

- Начните с того, что именно сейчас пришло вам в голову, а потом само по себе всплывет и остальное».

Инструкция.

«Сейчас я буду играть роль консультанта, который снимет трубку телефона доверия, а кто-то из вас начнет со мной разговор».

Тренер проводит нагольный диалог с 5-6 участниками.

Обсуждение. «Как вы думаете, будете ли вы обращаться на телефон доверия в случае возникших затруднений? Чем для вас были полезны упражнения о телефоне доверия?»

Резюме. «Мы все ценим профессиональное каче­ство в вещах, в прическе, в игре актеров, в работе врача и т. д. Может быть, нам стоит уже приучиться к тому, что наша душа тоже достойна профессионального участия? Обращение за по­мощью к профессионалу — это не признак слабости, а признак культуры, в данном случае психологической».

Текст листовок.

«Телефон доверия - это скорая помощь для души. Когда со здоровьем очень плохо, вы вызываете „скорую помощь", а потом проходите курс лечения у врача. Когда на душе очень плохо, вы можете позвонить по телефону экстренной психологической по­мощи (ТЭПП). Все это бесплатно.

Чем психолог отличается от врача? Врач лечит больных, а психолог работает со здоровыми людьми.

КОГДА НУЖЕН ПСИХОЛОГ? Когда в вашей жизни кризис, когда у вас горе, когда у вас душевная травма, когда личностные проблемы или отношения с людьми мешают вам нормально жить.

Переживание кризиса или горя имеют свои особенности, за­кономерности, этапы — психологи расскажут вам о них.

При переживании горя или кризиса многое воспринимается в искаженном свете — грамотно выйти из этого состояния поможет психолог.

Обращайтесь к психологу, если у вас проблемы. Круг психо­логических проблем чрезвычайно широк.

Вам обязательно необходимо обратиться к психологу, если вы чувствуете, что „бегаете по кругу", то есть:

• проблемы не разрешаются, несмотря на все ваши старания;

• если вы вновь и вновь попадаете в одни и те же проблемные ситуации, хотя стараетесь, чтобы этого не случалось. Психологи помогут проанализировать ситуацию, объяснят психологические закономерности, помогут найти выход.

Обращайтесь к психологу, если хотите разобраться в себе или что-то изменить. Работа над собой всегда сложна и увлека­тельна одновременно.

Иногда ваша проблема может разрешиться, когда вы выра­ботаете другой стиль поведения или измените привычки.

Иногда для решения вашей проблемы необходимо пересмо­треть свое мировоззрение, убеждения, неосознанные установки и изменить те, которые заведомо ведут к стрессам и депрессии.

Психологи могут помочь вам, сопровождая на этом пути».
3.Рефлексия

Цель: Получение обратной связи

Время. 10 минут

Содержание. Подростки делятся впечатлениями от цикла занятий. Говорят, о том, появилось ли желание позвонить по «телефону доверия» пропал страх перед общением с психологом и т.д.



Список использованной литературы:

  1. Е.В. Емельянова «Психологические проблемы современного подростка и их решения в тренинге». – СПб, 2008.




скачать


Смотрите также:
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Положение о социально-психологической службы школы
75.8kb.
Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками Глава Сущность психологического тренинга
772.39kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга
51.04kb.
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Предмет консультативной психологии
29.72kb.
Программа занятий с элементами психологического тренинга для учащихся 11-го класса
245.15kb.
Художественный стиль речи
84.32kb.
Программа занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга
263.72kb.
Организация социально-психологического тренинга с одаренными детьми Выполнение заданий высокой трудности
30.31kb.
С включением коррекционных упражнений, игр, заданий
58.42kb.