Главная стр 1
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИХАЙЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра педагогики и психологии



СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Программа стажерской практики для студентов 5 курса

Михайловка 2008.


Памятка студенту по стажерской практике.
1 неделя.

Подготовительный этап

Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями

Оформить в дневнике практики: цель и задачи практики, содержание заданий.

Рабочий этап

1. Составить индивидуальный план работы.

Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции. Привести в дневнике индивидуальный план работы.

2. Познакомиться с учреждением, выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Побеседовать с представителями администрации и конкретными специалистами. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы. Привести в дневнике перечень всех нормативных документов, имеющихся в учреждении и регламентирующих его работу.

3. Познакомиться с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном учреждении, выявить их ведущие проблемы и потребности. Изучить документацию, отражающую работу с ребенком и его проблемой. Перечислить в дневнике категории детей, с которыми работает данное учреж­дение, назвать их ведущие проблемы и потребности.

4. Изучить должностные обязанности социального педагога, его план работы. Побеседовать с социальным педагогом, озна­комиться с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении. Зафиксировать в дневнике общие сведения об осо­бенностях работы социального педагога в данном учреждении.

5. Овладеть приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье. Организовать встречу с ребенком или его семьей. Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоцио­нальных нарушений. Изучите социальную историю семьи. Представить в дневнике результаты диагно­стического исследования.

2 неделя.

6. Изучить особенности профилактической деятельности данного учреждения. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. Определить область применения технологий социальной профилактики. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения. Оценить в дневнике способы и формы профилактической деятельности данного учреждения их результативность.

7. Провести с ребенком беседу профилактического характера на любую тему. Привести в дневнике план проведения беседы и анализ ее результатов.

3 неделя

8. Изучить особенности профессионального взаимодействия социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими). Наблюдая за взаимоотношениями социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими), выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста. Представить в дневнике краткую характеристику взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка.

9. Разработать и провести интервью с социальным педагогом с целью выяснения основных трудностей и проблем, возникающих в его деятельности. Текст интервью и ответы зафиксировать в дневнике.

4 неделя

10. Разработать и реализовать программу социально-педагоги­ческой помощи конкретному ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Представить в дневнике разработанную программу (цели, содержание, исполь­зуемые технологии). Зафиксировать в дневнике ход работы по осуществлению программы социально-педагогической помощи ребенку и ее результаты, представить их анализ и оценку.

11. Изучить и охарактеризовать трудности, возникающие у ребенка в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками. Разработать программу помощи ребенку с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми. Результаты диагностики и программу отразить в дневнике.

12. Разработать и реализовать акцию социально-педагогической направленности. Характер и цель акции определяются на основе проблем и потребностей учреждения в котором проходите практику. Программу акции и ее анализ привести в дневнике.



Примечание: Курсивом отмечено то, что необходимо зафиксировать в дневнике педпрактики.

Если в процессе педпрактики не представляется возможным работать с семьей ученика, то необходимо выполнить задание №11 или №12.
Отчетные документы по практике.

Успех деятельности студента по приобретению опыта соци­ально-педагогической работы во время практики во многом зависит от правильности ведения и оформления отчетной документации, которая включает следующие документы:

1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, материалы и результаты всех предусмотренных программой практики заданий, отчет о практике.

2. Отзыв от специалиста учреждения, руководившего практикой.

3. Отзыв группового руководителя.

4. Доклад для выступления на итоговой конференции «Особенности профессиональной деятельности социального педагога в данном учреждении».


Примерная схема оформления дневника практики.

1. Титульный лист

Студент


ф-та. ___

Ф.И.О.


курса,

группы


Практика проводилась в района г.

Адрес учреждения. Телефон_______

Групповой руководитель_______________

Преподаватель-методист_______________



2. Программа практики.

3. План работы студента.

4. Содержание работы (по каждому дню практики), ее анализ.

5. Представление материалов и результатов заданий практики.

6. Аналитический отчет по практике:

- Что дала практика, что удалось, что было неудачным; причины,

- Какие недочеты были обнаружены в подготовке к практике.

- Собственная оценка результатов проведенной работы.

- Предложения по организации практики.

Подпись студента-практиканта. Дата.
Основными критериями оценки практики являются:

- соответствие содержания отчетной документации требованиям.

- качество работы студента, отраженное в отзывах руководителей практики.

- качество отчетных материалов, представленных в дневнике.

- выступление на конференции по итогам педпрактики.

Методические рекомендации по прохождению практики.

Студент-практикант имеет право.

• обращаться за методической помощью к руководителю и преподавателю-методисту;

• присутствовать на открытых мероприятиях педагогов, пе­дагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;

• посещать занятия и воспитательные мероприятия всех студентов-практикантов;

• изучать опыт работы педагогов образовательных учрежде­ний, специалистов, работающих в социальных учреждениях;

• выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих научных конференциях;

• собирать в ходе практики материалы для курсовых и дип­ломных работ, организовывать необходимую опытно-экспери­ментальную работу;

• вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждении и на факультете;

• творчески выполнять любое задание.

Студент-практикант обязан.

• выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

• подчиняться правилами внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики;

• находиться в образовательном или социально-педагогичес­ком учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы с выходным днем, устанавливаемому в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;

• вести ежедневно дневник практики;

• посещать теоретические занятия или практические семи­нары, организованные факультетским руководителем на тер­ритории вуза, сроки проведения которых были объявлены заранее;

• соблюдать контрольные сроки выполнения заданий по программе практики, своевременно отчитаться по итогам, принимать активное участие в итоговой конференции;

• отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин;

Данный вид практики ориентирован в первую очередь на диагностику и решение проблем ребенка, связанных с семьей. В профессиональной деятельности социального педагога работе с семьей ребенка придается первостепенное значение. Одна из часто применяемых форм работы с семьей - семейное консультирование. Консультация это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993).

Специалисты разделяют процесс консультирования на пять фаз.

1 фаза. Установление контакта с клиентом. Цель определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультационной беседе. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка, отмечает особенности реакции детей и родителей друг на друга, способы оценки и регулирования поведения ребенка.

2 фаза. Определение проблемы клиента, проблемы семьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. Клиент сам определяет проблему в виде системы трудностей. Клиент и консультант в ходе обсуждения трудностей приходят к единому пониманию сути проблемы.

3 фаза. Рабочий этап. Итог: новое понимание клиентом проблемы.

4 фаза. Принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации. Консультант разрабатывает план действий, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из сложившейся ситуации. Клиент совместно с консультантом выбирает наиболее приемлемый вариант действий для себя и опробует его в жизненной ситуации. В случае успеха он переносит данный вариант действий на поведение в целом.

5 фаза. Обратная связь. Итог: удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатами. Ориентируясь на

принцип обратной связи, консультант судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования.

(по кн. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -М„ 2001, с. 351-352).

Семья - это сложная социальная система, при ее анализе специалисты рекомендуют учитывать следующие ее составные части: структуру, окружение семьи, функционирование и историю развития.



Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета.

В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип семьи нуклеарная или большая), их родственные связи (характеристика), наличие подсистем в семье (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат); взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами "большой" семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.); взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.



Вторым компонентом семьи как системы является ее окружение. Под ним понимают ситуацию проживания социоэкономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы "большой" семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

Функционирование семьи является ее третьим компо­нентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов - совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношении к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены; матери и отца, детей, братьев и сестер; в модели большой семьи — добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, золовки, и деверя, внуков и т.п.). Ролевая деятельность членов семьи (ведение хозяйства — кто? забота о детях — кто? эмоциональная поддержка семьи как системы: забота о членах семьи, внимание, поощрение - кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия.

В понятие функционирования семьи входит и принятие решений (кто превалирует: муж или жена, участие детей в этом процессе, влияние членов референтной группы на принятие решений в семье).

Частью функционирования семьи является также ее взаимосвязь с окружением, то есть образцы коммуникаций с соседями, с родственниками, образовательно-воспитательными учреждениями и т.д.

Четвертым компонентом семьи — системы является социальная история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи ("корни" семьи и влияние их на сегод­няшнее положение дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.

Схема изучения социальной истории семьи.

1. Основная информация

1.1. Имена и дни рождения членов семьи.

1.2. Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих браков).

1.3. Национальность и язык, на котором говорят в семье.

1.4. Вероисповедание, если оно есть.

1.5. Дата первого контакта социального педагога и семьи.

2. Семья как система

2.1. Структура семьи: - члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех членов семьи по схеме "Социальная история личности":

• взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;

• связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).

2.2. Окружающие семьи:

• район проживания;

• социоэкономический статус;

• взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

• дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;

• референтные группы; система связей, влияние на членов семьи.

2.3. Функционирование семьи:

• образцы коммуникаций;

• образцы принятия решений.

2.4. Ролевая деятельность членов семьи:

• кто ведет хозяйство;

• кто заботится о детях;

• кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.

2.5. История развития семьи:

• генеалогическое древо семьи;

• стадии развития семейной жизни;

• важные события в жизни семьи.

3. Потребности и проблемы семьи.

3.1. Индивидуальные потребности членов семьи.

3.2. Потребности подсистем внутри семьи.

3.3. Потребности и проблемы семьи как системы.

4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи.

4.1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога.

4.2. Каковы планы семьи.

4.3. Каковы возможности семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые).



4.4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.

(по кн. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М., 2003).
скачать


Смотрите также:
Программа стажерской практики для студентов 5 курса
118.65kb.
Программа стажерской практики
156.32kb.
Программа стажерской практики окружного ресурсного центра Заринского образовательного округа Алтайского края
167.04kb.
Программа производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
169.93kb.
Программа методической недели «Формирование готовности субъектов образования к переходу на фгос второго поколения в образовательном округе
221.52kb.
Программа стажёрской практики в рамках подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования»
126.68kb.
Отчетность по практики Примерное содержание дневника-отчета Программа преддипломной (квалификационной) практики
775.62kb.
Методические рекомендации по ее проведению 7 Подведение итогов практики и подготовка отчета 8
141.11kb.
Программа учебно-производственной практики студентов 2-го курса специальности 291300 механизация и автоматизация строительства
63.61kb.
Программа стажёрской практики
193.33kb.
Руководство по прохождению производственной преддипломной практики и правила оформления дневника отчета Методическое пособие для студентов IV курса
263.94kb.
Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной практики студентов специальности 06. 05. 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
65.69kb.