Главная стр 1
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права
Кафедра истории и политологии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по организации методической

и учебно-воспитательной работы ГУУ

Проф. С.М. Зубарев

«___» _______________2012 г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Политология
по направлению подготовки

«Менеджмент», «Экономика»

Код специальности 020802

Москва – 2012

С о с т а в и т е л и:

Зав. кафедрой истории и политологии доц. С.П. Костриков,

кандидат философских наук, доцент В.Д. Комоцкая

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент

С.П. Костриков

О б с у ж д е н о

на заседании кафедры истории и политологии

... сентября 2011 г.


О б с у ж д е н а и о д о б р е н а

на заседании Совета по гуманитарному образованию

... сентября 2011 г. Протокол от ...

O А.П. Костриков, В.Д. Комоцкая, 2012.

O ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012.

I. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о политической сфере общества, роли личности в политической организации общества, структуре государственной власти; о политических процессах в обществе, политических партиях и общественных организациях; о системе современных международных отношений и т.п.; введение в круг политических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения политической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  3. воспитание нравственности, морали, толерантности;

  4. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности политических процессов;

  5. овладение навыками и методами научного анализа политических процессов и отношений и интерпретации представлений о политике, государстве, власти;

  6. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественно-политическом развитии, взаимосвязи с другими социальными и политическими институтами;

  7. способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску политической информации и критической её оценке;

  8. навыки политической аналитики: способность на основе анализа и проблемного подхода преобразовывать политическую информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности;

  9. умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  10. творческое мышление, самостоятельность суждений, выработка активной гражданской позиции.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Политология» относится к разделу Б.1. – Гуманитарно-социальный и экономический цикл. Она находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины Гуманитарно-социального и экономического цикла, а также с такими дисциплинами, как «История», «История государственного управления в России», «История политической и правовой мысли», «История отечественного государства и права», «История международных отношений и внешней политики России», представляющими как дисциплины профильные для направления подготовки, так и дисциплины вариативного цикла и дисциплины по выбору.

Основными требованиями для «входных» знаний, умения и готовности обучающегося к восприятию данной дисциплины являются знания школьной программы по обществознанию, отечественной и всеобщей истории.

В свою очередь, дисциплина «Политология» формирует необходимые «входные» знания для других дисциплин Гуманитарно-социального и экономического цикла и соответствующих дисциплин вариативного цикла и ДПВ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен обладать:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы (ОК-4);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15).

А также:

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы политологии;

· основные понятия и категории политической науки;

· основные политические институты современного общества;

· современную систему мировой политики и международных отношений и факторы, влияющие на их развитие.

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам политики;

· соотносить общие политические тенденции и отдельные факты; выявлять существенные черты политических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических и политических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· представлениями об основных событиях российской и мировой политики, основанными на принципе научной объективности;

· навыками анализа политической информации;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами политической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Политология».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать политическую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

  1. Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

  2. Владение специальной терминологией (понимание политических терминов и понятий, умение «читать» политическую информацию).

  3. Умение связать политическое событие в России с мировыми политическими процессами, умение проводить научно обоснованные параллели;

  4. Умение выделить информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

  5. Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

4. Структура и содержание дисциплины «Политология»

Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 3 зачетных единицы (или 108 часов)*.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

108

Аудиторные занятия (всего)

32

В том числе:




Лекции

16

Семинары

16

Самостоятельная работа

71

В том числе:




Творческая работа (эссе)

4

И (или) другие виды самостоятельной работы, КСР

5

Вид промежуточного контроля

Опросы, тесты

Вид итогового контроля

Зачет

В соответствии со спецификой вуза рекомендуется добавлять по согласованию сторон (руководство вуза, профессорско-преподавательский состав, студенты) профессионально-ориентированный модуль (курсы в зависимости от направления ВПО) и элективный модуль (курсы по желанию студентов).

Трудоемкость профессионально-ориентированного модуля должна составлять не менее 2 зачетных единиц (или 72 часа). Рекомендуемая трудоемкость элективного модуля не устанавливается.

*Примечание: По желанию выпускающей кафедры трудоемкость базового модуля может быть увеличена.

4.1. Содержание разделов дисциплины

4.1.1. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

1

Политология в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии политической науки. Политическая мысль.

2

2

10

2

Политическая сфера общественной жизни. Власть и политико-властные отношения в обществе

2

2

10

3

Государство как центральный институт политической системы общества. Политические режимы.

2

2

10

4

Политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и группы давления.

2

2

8

5

Политические элиты и политическое лидерство.

2

2

6

6

Политические процессы и политические отношения в обществе. Политические конфликты.

2

2

8

7

Политическое сознание и политическая культура.

2

2

7

8

Мировая политика и международные отношения. Национальная безопасность.

2

2

8




Творческая работа (эссе) и КСР







9







16

16

76

4.1.2. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Политология в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии политической науки. Политическая мысль.

Место политологии в системе наук. Объект и предмет политической науки. Теория и методология политической науки. Сущность, формы, функции политического знания. Основные истории политической мысли и этапы развития и направления современной политической науки.

2

Политическая сфера общественной жизни. Власть и политико-властные отношения в обществе

Политика как особая сфера общественной жизни. Политическая жизнь и властные отношения. Институциональные основы политики. Политическая власть. Концепции политической власти Ресурсы, механизмы, функции политической, виды, власти. Легитимность власти Проблема разделения властей.

3

Государство как центральный институт политической системы общества. Политические режимы

Понятие и происхождение государства. Формы правления и административно-территориального деления государства, его внутренние и внешние функции. Понятия «правовое государство», «гражданское общество». Тенденции развития современных государств. Конституция 1993 г. о Российском государстве.

4

Политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и группы давления. Политические идеологии.

Понятие «политическая партия». Происхождение политических партий, их место и функции в политической системе общества. Типология политических партий. Партийные системы. Политические партии в России: история и современность. Понятие «общественно-политические движения», «группа», «групповой интерес», «лоббизм». Политические идеологии, их происхождение и виды. Функции политических идеологий.

5

Политические элиты и политическое лидерство.

Понятие «элита» и «политическая элита». Классические и современные теории элит. Функции элит. Современные политические элиты в России. Понятие «политическое лидерство». Современные теории политического лидерства. Классификации политических лидеров. Функции политических лидеров.

6

Политические процессы и политические отношения в обществе. Политические конфликты.

Понятия «политические отношения» и «политический процесс». Факторы, влияющие на политические отношения, силы и группы, борющиеся за власть и влияние в обществе. Структура и функции политического процесса. Политические технологии, Политический менеджмент. Понятия «конфликт» и виды конфликтов, «политический конфликт», его типология и динамика развития. Способы решения политических конфликтов.

7

Политическое сознание и политическая культура.

Феномен политической культуры. Основные пути формирования её. Структура политической культуры: политическое сознание, политические институты, политическая социализация,, функции политической культуры. Политические субкультуры. Особенности современной российской политической культуры.

8

Мировая политика и международные отношения. Национальная безопасность.

Понятие «мировая политика». Субъекты мировой политики. Составные части мировой политики, факторы на неё влияющие, функции. Система мировой политики. Понятие «международные отношения». Россия как субъект международных отношений. Внешняя политика, её характер и соотношение с внутренней политикой государства. Национально-государственные интересы – основа внешней политики государства. Дипломатия, её функции и учреждения. Сотрудничество и соперничество на мировой арене. Понятие «национальная безопасность». Концепция национальной безопасности России.

4.1.3. Содержание разделов профессионально-ориентированных и элективных модулей

Содержание разделов элективного модуля определяется и разрабатывается профессорско-преподавательским составом и могут иметь авторский научно-методический характер. Программа обсуждается и утверждается на ученом совете высшего учебного заведения.

5. Образовательные технологии

Работа преподавателей со студентами, как и самостоятельная работа студентов направлены на решение следующих задач:

  1. развивать логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

  2. развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  3. осуществление эффективного поиска информации, включая электронные ресурсы, и критики источников;

  4. получение, обработка и сохранение источников информации с использованием традиционных методов и компьютерной техники;

  5. преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  6. формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам политической жизни.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу политические тексты, включая научные и научно-популярные работы, статьи в политической периодике, официальные документы (заявления руководителей государства, международные договоры, программы и заявления политических партий, политических деятелей, и т.п.). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующей проблематике. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе и электронным ресурсам. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение во время занятий «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. А также участие студентов в вузовских и иных научных форумах.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Важным видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности..

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  1. общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  2. тестирование,

  3. контрольные работы студентов,

  4. творческая работа,

  5. итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предложить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных политических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков политических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание политических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.
Задания могут разделяться на типы:

  1. выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

  2. указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

  3. определение хронологической последовательности;

  4. установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

  5. группировка информации по указанному признаку;

  6. определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.
6.1. Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления политологии как самостоятельной отрасли знаний.

2. Назовите и раскройте закономерности, изучаемые в политологии.

3. Каковы методы познания в политологии?

4. Перечислите функции в политологии.

5. Назовите основные этапы развития политической мысли в России.

6.Чем обусловлено существование в современную эпоху множества идейно-политических течений и движений? Какую роль они играют в общественной жизни?

7. Обоснуйте тезис Аристотеля «Человек есть существо политическое».

8. Дайте определение политики как социального явления.

9. Назовите субъекты политики.

10. Раскройте структуру политики.

11. Как соотносятся политика и право?

12. Каковы взаимосвязь и взаимодействие политики и СМИ?

13. Каково соотношение политики и нравственности? Возможно ли их совпадение?

14. Почему власть и властные отношения являются центром политической жизни социума?

15. Что такое политическая власть?

16. Что означает легитимность власти?

17. В чем заключается смысл разделения властей?

18. Назовите особенности борьбы за власть в современной России.

19. Перечислите и раскройте источники социальных конфликтов.

20. В чем сущность политического конфликта?

21. Назовите и раскройте основные формы политических конфликтов.

22. Каковы причины межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве?

23. Назовите наиболее вероятные пути разрешения политического конфликта.

24. Что такое политическая система общества?

25. Раскройте внутреннюю структуру политической системы.

26. В чем различие между категориями «политическая система» и «политическая организация»?

27. Раскройте структуру политической организации демократического общества.

28. Назовите основные признаки государства.

29. Перечислите основные формы государственного правления и государственного устройства.

30. Руководствуясь статьями Конституции РФ (1-4,10, 11, 13-15), определите тип режима и форму правления в стране.

31. Как соотносятся между собой внутренние и внешние функции государства?

32. Что такое гражданское общество и какова его структура?

33. Раскройте сущность и содержание политической социализации личности.

34. Назовите пути повышения политической активности граждан.

35. Что такое политическое лидерство?

36. Какие виды политической элиты вам известны?

37. Современная система формирования политической элиты в России.

38. Раскройте содержание политической культуры.

39. Исторические типы политической культуры. Субкультура.

40. Пути повышения политической культуры общества.

41. Раскройте структуру современных международных отношений.

42. Дайте определение внешней политики государства и назовите ее субъекты.

43. Что такое дипломатическая составляющая в политике государства?

44. Назовите основные угрозы национальной (государственной) безопасности России.

45. Назовите основные направления упрочения безопасности России

6.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и основные категории политической науки.

2. Структура политической науки и ее место в системе социальных наук.

3. Эволюция методов современной политологии.

4. Понятие и типология политических систем.

5. Структура политической системы.

6. Понятие и типология политических режимов.

7. Демократия и авторитаризм: подходы и критерии к определению.

8. Модели и результаты политической модернизации.

9. Основные участники политического процесса.

10. Органы государственной власти как участники политического процесса.

11. Заинтересованные группы как участники политического процесса.

12. Политические партии. Выборы как механизм политической конкуренции.

13. Понятие и виды избирательных систем.

14. Понятие и типология политических элит.

15. Формирование и развитие политических элит.

16. Политическая социализация и политическое поведение.

17. Формы политического участия населения.

18. Понятие и подходы к изучению политической культуры. Типология политических культур.

19. Понятие и типология политических институтов. Формальные и неформальные институты и их роль в политическом процессе.

20. Процесс институциональных изменений: условия и факторы.

21. Политический процесс на региональном и локальном уровне.

22. Роль регионов в национальном и глобальном политическом развитии.

23. Понятие и политическая роль местного самоуправления.

24. Основные модели местного самоуправления.
6.3. Тестовые задания

Образцы тестовых заданий находятся на кафедре истории и политологии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература (учебники и учебные пособия):

* Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах / Руководитель проекта Г.Ю. Семигин. – М., 1997.

* Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. - М., 2006.

* Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.

* Политология: Учебник. / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2005.

* Политология: Учебник для студентов вузов / Под. Ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2007.

Б) Дополнительная литература:

* Костриков С.П. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие. – М., ГУУ, 1999.

* Костриков С.П. Основы истории международных отношений и внешней политики России: Учебное пособие. - М., 2003.

* Костриков С.П. Либерализм как политическая идеология. Часть первая. Истоки: гуманизм и Возрождение. – М., ГУУ, 2004.

* Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Изучение дисциплины происходит в аудиториях Государственного университета управления, в Библиотеке ГУУ, в Музее ГУУ.

При изучении курса используются как традиционные средства обучения – доска, карты, таблицы и иные наглядные пособия, так и технические средства обучения – фильмы, компьютеры и компьютерные проекторы, имеющиеся в арсенале университета.
скачать


Смотрите также:
Программа учебной дисциплины политология по направлению подготовки «Менеджмент»,
250.72kb.
Программа учебной дисциплины политология по направлению подготовки «Менеджмент»,
250.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»
32.05kb.
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей
413.11kb.
Учебной дисциплины
528.15kb.
Программа учебной дисциплины «современные теории обучения и воспитания»
124.72kb.
Программа учебной дисциплины «Кадровая политика и кадровый аудит в организации»
312.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы»
382.18kb.
Дидактическое содержание учебной дисциплины «национальная безопаность»
76.21kb.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
258.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. 62 Социальная работа
634.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория социальной работы» Направление 040400. 62 ­- социальная работа
868.27kb.