Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
МКОУ «Каргапольская средняя общеобразовательная школа №4»

Программа

формирования и развития универсальных учебных действий

средствами учебной деятельности в основной школе.
Составитель: заместитель директора

по НМР МКОУ «Каргапольская СОШ №4»

Уфимцева Ирина Михайловна

2013 г.


  1. Пояснительная записка

Цель программы создать условия для развития способности к самосовершенствованию и саморазвитию, формированию универсальных учебных действий на основе реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Задачи:

  1. Обеспечение преемственности между начальной и основной ступенями обучения.

  2. Определение перечня личностных и метапредметных результатов образования, методов и приемов формирования УУД через реализацию предметного содержания.

  3. Создание условий для формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности.

  4. Организация и проведение мониторинга уровня сформированности УУД.

Программа развития УУД направлена на:

  • реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа развития УУД обеспечивает:

  • развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

  • овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

Универсальные учебные действия и  их связь с содержанием учебных предметов, внеурочной деятельностью

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:



  • носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.




  1. Содержание УУД

Личностные УУД
Выделено три блока:

  1. Когнитивный компонент

  2. Ценностный и эмоциональный компонент

  3. Деятельностный (поведенческий) компонент

Блок умений

Перечень познавательных УУД, формируемых в 5-6 классе

Предметные области, отвечающие за формирование названных УУД

Когнитивный

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.




Общественно-научные предметы, внеурочная деятельность

Общественно-научные предметы, внеурочная деятельность

Общественно-научные предметы, внеурочная деятельность

Общественно-научные предметы, Естественно-научные предметы, Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности, внеурочная деятельность




Ценностный и эмоциональный

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.



Филология, Общественно-научные предметы, внеурочная деятельность


Деятельностный (поведенческий)

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес;




Все предметные области, внеурочная деятельность

Получат возможность научиться

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Все предметные области и внеурочная деятельность

Регулятивные УУД


Перечень познавательных УУД, формируемых в 5-6 классе

Предметные области, отвечающие за формирование названных УУД

• целеполагание, включая постановку целей под руководством учителя, преобразование практической задачи в познавательную;

• планирование пути достижения целей;

• установление целевых приоритетов;

• умение выполнять задание в установленное время;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания;

• адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

•  прогнозирование как предвидения будущих событий и развития процесса.




Все предметные области, внеурочная деятелньость

Получат возможность научиться:

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.







Коммуникативные УУД


Перечень познавательных УУД, формируемых в 5-6 классе

Предметные области, отвечающие за формирование названных УУД

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• овладеть основами коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.



Все предметные области, внеурочная деятельность

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции мнения других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;








Познавательные УУД
Выделено два блока:

  1. Общеучебные умения, включая знаково-символические умения

  2. Логические

Блок умений

Перечень познавательных УУД, формируемых в 5-6 классе

Предметные области, отвечающие за формирование названных УУД

Общеучебные умения, включая знаково-символические умения


  • выделение и формулирование познавательной цели под руководством учителя;

  • поиск и выделение необходимой информации из указанных источников;

  • осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса;

  • хранить информацию на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете;

  • передавать информацию в устной форме, сопровождаемой визуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения).

  • сопоставлять полученную информацию с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

  • овладеть стратегий смыслового чтения, основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

    • выделять главное и второстепенное;

    • выделять главную и избыточную информацию;

  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана, таблиц, графических схем, составлять опорный конспект под руководством учителя);

    • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

  • освоение обучающимися алгоритма основ проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять наблюдение и эксперимент под руководством учителя




Все предметные области, внеурочная деятельность



Логические

    • давать определение понятиям;

    • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

    • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, по указанным критериям для указанных логических операций;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;




Все предметные области




• овладеть основами рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



Все предметные области


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый из предметов учебного плана, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков - вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.



Образовательные области


Смысловые акценты УУД

Филология


- формирование гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека;

- нацеленность на личностное развитие ученика; духовное, нравственное, эмоциональное, творческое, этическое и познавательное развитие

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе освоения системы понятий и правил



Математика и информатика


- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

- развитие логического и математического мышления, получение представления о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях


Общественно-научные предметы

- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

-понимание основных принципов жизни общества, владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

-приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.


Естественно-научные предметы

-формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

-овладение научным подходом к решению различных задач;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

-овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

-осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач


Основы духовно-нравственной культуры народов России

-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности


Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

-физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся;

-формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности,

-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

-развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях





  1. Содержание формирования УУД в рамках отдельных предметов

Русский язык, 5-6 класс

УУД

Характеристика основных видов деятельности ученика

Речь и речевое общение

Коммуникативные

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;


Речевая деятельность

Познавательные

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).


Познавательные

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жан-ров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему.


Познавательные и коммуникативные

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравст-венно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литератур-ного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.



Познавательные и коммуникативные

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• совместно с учителем обсуждать и формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников и систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литератур-ного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.




Познавательные и коммуникативные

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, неофициальное письмо, отзыв);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


Познавательные и коммуникативные

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.


Функциональные разновидности языка

Познавательные и коммуникативные

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, как жанры научного стиля; выступление, интервью, как жанры публицистического стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествователь-ного характера, описание);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями;

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров разговорной речи (рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи) и художественной литературы;


Общие сведения о языке

Познавательные


• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;



Фонетика и орфоэпия. Графика

Познавательные

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;



Морфемика и словообразование

Познавательные


• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.



Лексикология и фразеология

Познавательные

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.



Морфология

Познавательные


• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.


Правописание: орфография и пунктуация

Познавательные

и коммуникативные



• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;



Язык и культура

Личностные и коммуникативные

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;




Литература, 5-6 класс


УУД

Характеристика основных видов деятельности ученика

Устное народное творчество

Личностные и познавательные

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;



Древнерусская литература. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Личностные, коммуникативные, познавательные

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.



  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа формирования и развития универсальных учебных действий
899.54kb.
Программа формирования универсальных учебных действий
346.25kb.
Программа формирования универсальных учебный действий начального общего образования
367.86kb.
Программа формирования универсальных учебных действий Пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
346.55kb.
Упражнения для развития личностных универсальных учебных действий Упражнение «Путешествие по Стране Эмоций»
102.02kb.
Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе Принята на мо учителей Утверждена приказом
447.04kb.
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
778.17kb.
Приказ №47/5-0 от 01. 06. 2012г. Программа развития универсальных учебных действий Срок реализации 5 лет
398.11kb.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
312.59kb.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности мкоу ермоловская сош научно-исследовательская лаборатория
238.91kb.
Управление образования Прокопьевского муниципального района
4087.92kb.
Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий
897.44kb.