Главная стр 1
скачать
Утверждаю Согласовано
Председатель Председатель Совета по образовательной
Комитета по образованию политике при Комитете по образованию

«___»__________20___г «___»__________20___г




ПРОЕКТ

опытно-экспериментальной работы по теме:

«Разработка и апробация эффективных моделей деятельности образовательного учреждения в условиях поликультурного и межконфессионального образования. Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа»

  1. Краткая аннотация ОЭР

В связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Для этого в стране делаются определенные шаги: в 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности.

В Санкт-Петербурге 6 октября 2004 года принят Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», действует «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (Программа «Толерантность»).

Необходимость учета этно-педагогических аспектов работы в современной школе, создание целостной системы сопровождения ученика, учителя, администрации ОУ, преподавателя системы ДППО, родителей в условиях зарождающейся в Петербурге полиэтнической школы предполагают создание эффективных моделей, стратегий адаптации детей-мигрантов в петербургское образовательное и культурное пространство. Одной из подобных моделей, которые сегодня только появляются в опыте петербургских школ, может стать «Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа».

В ГОУ школе № 122 Центрального района Санкт-Петербурга обучаются дети 15 национальностей, и она по праву может считать себя самой многонациональной школой района и города. Дети мигранты составляют 30% от общего количества учащихся. Причем, если для подавляющего числа образовательных учреждений города проблема обучения детей мигрантов ярко обозначилась только в последние годы, то перед педагогическим коллективом школы № 122 она встала еще в 2003 году. Именно тогда контингент учащихся школы пополнился 150 учащимися грузинской национальности из частной школы, прекратившей свое существование. Этот этап в жизни школы № 122 проходил под девизом «Учимся жить рядом!». С 2006 года классы перестали формироваться по этническому признаку. Усилившийся в последние годы поток мигрантов в Санкт-Петербург из Средней Азии коснулся и школы № 122. Контингент учащихся пополнился детьми из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. И здесь оказался полезен ранее накопленный опыт в работе с детьми-мигрантами. Пришло время реализации принципа «Учимся жить вместе!».

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 г.г. «Петербургская школа 2020» сформулирована главная стратегическая цель петербургской Школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. «Равные и разные» – это и дети-мигранты, требующие к себе повышенного внимания не только школы, но и общества в целом. Осознавая важность этой проблемы, педагогический коллектив школы в 2011 году включился в международный проект «Качество образования в условиях полиэтнической образовательной среды».

В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации обучения и воспитания детей-мигрантов выявлены проблемы:

1. Слабое знание детьми-мигрантами русского языка.

2. Наличие различий между ребенком-мигрантом и основными учащимися школы в языке, способе думать, образе жизни, привычках, в результате чего возникает культурная и социальная дистанция.

3. Недостаточная психолого-педагогическая культура преподавателей, слабое знание возрастных психологических личностных особенностей учащегося-мигранта.

4. Затрудненность контакта родителей с учителями-предметниками, классным руководителем и членами родительского комитета в силу объективных причин.



II. Цель ОЭР:

Разработать модель деятельности образовательного учреждения по сопровождению детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа и апробировать ее эффективность через урочную и внеурочную деятельность.



III. Задачи ОЭР:

1. Изучить опыт и достижения науки и практики в России и за рубежом в области построения и применения системы обучения и сопровождения детей-мигрантов.

2. Проанализировать состояние организации учебно-воспитательной работы в школе.

3. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование методик к обучению детей-мигрантов русскому языку с учетом уровня владения языком, психологическими особенностями и закономерностями этнокультурной адаптации.

4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование методик сопровождения детей-мигрантов.

5. Разработать модель сопровождения детей-мигрантов в образовательном учреждении.

6. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве школы.

7. Создать информационный банк по теме ОЭР.



IV. Программа ОЭР

Этап

Задачи этапа

Основное содержание

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки выпол-нения

I этап.

Диагнос-тико-прогности-ческий



Разработка развернутой программы ОЭР, нацеленной на ликвидацию выявленных противоречий, решение актуальных проблем в школьном образовании; подготовка учителей, учащихся, родителей к включению в ОЭР.

1. Анализ учебно-вос-питательного процесса, выявление проблем и противоречий.

2. Определение нап-равлений мониторин-говых исследований, критериев, показате-лей, исполнителей исследований.

3. Осуществление отбора методик и способов получения информации о качестве образования.

4. Уточнение каталога критериев качества полиэтнической школы.

5. Изучение матери-ально-технической базы школы и определение ее готовности к ОЭР.

6. Формирование творческих групп учителей-экспери-ментаторов по направлениям ОЭР. Организация работы творческих проблемных групп.

7. Теоретическое изучение и практичес-кая проработка следующих вопросов:


  • интересы, склонности, спо-собности учащихся; психологические особенности детей-мигрантов, направле-ния педагогической коррекции и развитие детей-мигрантов.

  • принципы разгрузки учебного материала для детей-мигрантов.

  • развивающие и компенсирующие компоненты в учебных программах.

  • пути интегрирования обучения в школе.

8. Разработка и составление индивидуальных карт ОЭР учителей-экспериментаторов.

9. Организация работы учителей-экспериментаторов по составлению экспериментальных учебных программ, корректировки альтернативных учебных программ с целью адаптации к условиям школы.

11. Разработка комплекса методов и методик исследований хода и результатов ОЭР.

12. Подготовка для детей-мигрантов «книжек о себе» как методики изучения и развития уровня самопознания, самовоспитания, включения их в поиск самих себя.

13. Участие в научно-практических конференциях, проводимых на базе АППО.

14. Обучение учителей школы на курсах повышения квалификации по теме: «Изучение русского языка как иностранного», «Психолого-педа-гогические основы работы педагога полиэтнической школы»

15. Разработка школьной модели воспитательной системы адекватной целям и задачам ОЭР.

16. Подготовка и проведение семинаров для учителей школы по вопросам обучения детей-мигрантов.



Создание программы ОЭР.

Модель воспитательной системы школы.

Семинар для учителей школы.


Программа ОЭР.

Модель воспитательной системы.

Программа семинара.


2012 г.

II этап –

основной, практичес-кий. Исследова-тельско-преобразу-ющий



1. Апробация модели деятельности школы, экспериментальных учебных программ, нового содержания, способов и форм организации воспитательной работы, 2. Выявление их влияние на развитие детей-мигрантов, уровень подготовленности к жизни.

1. Организация педагогического лектория и прак-тикума по проблемам конструирования новой педагогической системы на основе ежегодного анализа нововведений.

2. Организация работы творческих групп учителей-экспериментаторов:



  • апробация учебных программ, анализ результатов, корректировка;

  • апробация интегрированных учебных курсов и программ, анализ, корректировка.

3. Систематическое проведение консуль-таций для учителей-экспериментаторов.

4. Апробация системы воспитательной работы, анализ, корректировка.

5. Определение методов, разработка и реализация соответствующих методик изучения результативности работы учителей-экспериментаторов.

6. Оказание психологической помощи классным руководителям и учителям-предмет-никам в организации работы с детьми-миг-рантами (на основе исследований школь-ного психолога).

7. Организация психолого-педагоги-ческих исследований особенностей детей-мигрантов, их развития, уровня сформированности социально-практичес-ких знаний, умений и навыков.

8. Организация психологической помощи детям-мигрантам и их родителям (индивиду-альные консультации, специальные занятия с психологом).

9. Апробация прог-рамм двуязчного преподавания.

10. Реализация программ внутри-школьного повыше-ния квалификации: «Подготовка детей-инофонов к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку».

11. Анализ хода ОЭР, его обсуждение на педсоветах, совещаниях, родительских соб-раниях, методических объединениях.

12. Подготовка и публикация пакета локальных актов для учреждений подобного типа.



Создание учебных программ, интегрированных учебных курсов, комплекса методик для изучения результативности ОЭР.

Повышение квалификации учителей.

Повышение результатов ЕГЭ по русскому языку детей-мигрантов.


Учебные программы, интегрированные учебные курсы.

Анализ результативности ОЭР.

Анализ результативности ЕГЭ.

Пакет локальных актов для полиэтни-ческих ОУ.



2013-2014

III этап – обобщаю-щий, внед-ренческий

Соотнесение результатов ОЭР с поставлен-ными целями.


1. Проведение необходимых коректировок, оформление и описание хода ОЭР.

2. Организация распространения опыта по реализации разработанного.



Методичес-кие матери-алы для организации деятельности образовательного учреж-дения в соот-ветствии с предложен-ной моделью

Программа деятельности ОУ «Сопровождение детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа»

2015

V. Конечные продукты ОЭР:

1. Создание и описание модели деятельности образовательного учреждения в условиях поликультурного и межконфессионального образования: «Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа»

2. Разработка и публикация локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной модели.

3. Методические материалы для организации деятельности образовательного учреждения в соответствии с предложенной моделью:



  • разработка и корректировка образовательных программ:

- разработка экспериментальных учебных программ (например, билингвальная программа преподавания русского языка, литературы, истории и культуры города (программа на двух языках один из которых является родным для ученика-инофона),

- корректировка существующих учебных программ с целью адаптации к условиям школы.



  • создание каталога критериев качества полиэтнической школы;

  • разработка и апробация внутрикорпоративных программ повышения квалификации педагогических работников по направлениям:

- создание школьной модели воспитательной системы;

- изучение русского языка как неродного для педагогов начальной, основной школы;

- подготовка детей-инофонов к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

VI. Ресурсное обеспечение.

Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР

Педагогический коллектив школы имеет достаточно высокий потенциал для ведения опытно-экспериментальной работы по данной теме.

Педагоги систематически повышают свою квалификацию в рамках курсовой подготовки в СПбАППО, НМЦ.

Предложения по кандидатуре научного руководителя:



Материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР.

Школа располагает достаточной материальной базой для реализации ОЭР: школа открыта после капитального ремонта по «Программе комплексного капитального ремонта государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга» в 2009 году. Все кабинеты оборудованы техническими средствами обучения (персональный компьютер учителя, телевизор, DVD-плеер). В семи кабинетах имеются интерактивные доски. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть с выходом в Интернет.

Школа располагает кабинетом психологической разгрузки, медицинским кабинетом с процедурной, сырьевой современно оборудованной столовой.

VII. Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента

В соответствии с поставленными целями эффективность реализации проекта определяются исходя из следующих групп критериев:



Учить и учиться:

  • цели обучения/методы преподавания;

  • успех школы – экзамены.

Жизненное пространство – школа:

  • организация внеурочной деятельности;

  • социальный климат в классе и школе;

  • внутришкольные факторы адаптации детей-мигрантов;

  • факторы социокультурной среды, окружающей школу, влияющие на адаптацию детей-мигранов.

Школьный менеджмент:

  • взаимодействие с учителями – родителями – учащимися;

  • готовность детей-мигрантов и их родителей к сотрудничеству.

Профессионализм и повышение профессионализма персонала:

  • личностная и профессиональная готовность педагогов и других сотрудников школы к организации сопровождения детей-мигрантов.

Показатели: позитивные изменения в динамике эксперимента в сопоставлении с данными других образовательных учреждений.

Способы измерения: психологические, педагогические, социологические и др. методы, позволяющие оценить различные аспекты по выявленным критериям.

VIII. SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР, в т.ч. описание опыта работы в данном направлении

Внутренние ресурсы школы

Преимущества:

  • Педагогический коллектив школы в целом готов к инновационной деятельности; педагоги школы:

– имеют опыт участия в инновационных проектах, готовы заниматься ОЭР;

– имеют опыт применения технологий дифференцированного обучения;

– понимают необходимость и направления преобразования образовательной среды школы при введении ФГОС нового поколения.

– некоторые учителя имеют второе образование – психолог.



  • Школа имеет хорошую материально-техническую базу.

  • В школе широко представлен спектр дополнительного образования в рамках кружковой работы.

Недостатки:

  • В кадровом составе школы не представлен специалист – логопед.

  • Отсутствуют учебники и учебно-методические пособия для обучения детей-мигрантов.

  • Имеющаяся оценочная школа не позволяет оценить положительную динамику развития и обученности детей-мигрантов.

Внешние ресурсы школы

Возможности

  • Школа имеет опыт социального партнерства с учреждениями и организациями района и города, решающими проблемы адаптации детей-мигрантов.

  • Школа – участница международного проекта в области оценки качества образования в образовательных учреждениях с миграционным компонентом. Результат данного проекта – система методической поддержки образовательных учреждений Санкт-Петербурга в области управления качеством образования в условиях поликультурного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, родителей, учащихся, создание каталога критериев качества школы с полиэтническим составом учащихся.

Угрозы.

  • Тенденция к увеличению потока детей-мигрантов, подвижный состав учащихся.

  • Недостаточное финансирование.


Директор школы И.Р.Кулиева
скачать


Смотрите также:
Этапы опытно-экспериментальной работы
90.05kb.
Об организации опытно-экспериментальной работы
49.6kb.
Проект опытно-экспериментальной работы по теме
117.31kb.
Положение об экспериментальной площадке и опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы
174.65kb.
Программа опытно-экспериментальной работы по теме
96.13kb.
Как разработать планирование опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении?
36.32kb.
Программа опытно-экспериментальной работы в рамках областной экспериментальной площадки тема оэр: «Технопарк в учреждении дополнительного образования детей»
322.53kb.
Программа опытно-экспериментальной работы по теме
74.29kb.
Проект приложения к приказу ко абмр перечень площадок по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в оу бмр в 2012-2013 учебном году Федеральная экспериментальная площадка
185.36kb.
Программа опытно-экспериментальной деятельности по теме
235.04kb.
Отчет опытно-экспериментальной работы по теме
943.3kb.
Отчёт об опытно-экспериментальной работе в моу «сош №12» г. Братска за 2008-2009 учебный год Актуальность, новизна, значимость проблемы эксперимента. Противоречия и проблемы, которые предполагается решить в ходе экспериментальной работы
102.92kb.