Главная | стр 1
Председатель Председатель Совета по образовательной Комитета по образованию политике при Комитете по образованию «___»__________20___г «___»__________20___г ПРОЕКТ опытно-экспериментальной работы по теме: «Разработка и апробация эффективных моделей деятельности образовательного учреждения в условиях поликультурного и межконфессионального образования. Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа»
В связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Для этого в стране делаются определенные шаги: в 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. В Санкт-Петербурге 6 октября 2004 года принят Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», действует «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (Программа «Толерантность»). Необходимость учета этно-педагогических аспектов работы в современной школе, создание целостной системы сопровождения ученика, учителя, администрации ОУ, преподавателя системы ДППО, родителей в условиях зарождающейся в Петербурге полиэтнической школы предполагают создание эффективных моделей, стратегий адаптации детей-мигрантов в петербургское образовательное и культурное пространство. Одной из подобных моделей, которые сегодня только появляются в опыте петербургских школ, может стать «Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа». В ГОУ школе № 122 Центрального района Санкт-Петербурга обучаются дети 15 национальностей, и она по праву может считать себя самой многонациональной школой района и города. Дети мигранты составляют 30% от общего количества учащихся. Причем, если для подавляющего числа образовательных учреждений города проблема обучения детей мигрантов ярко обозначилась только в последние годы, то перед педагогическим коллективом школы № 122 она встала еще в 2003 году. Именно тогда контингент учащихся школы пополнился 150 учащимися грузинской национальности из частной школы, прекратившей свое существование. Этот этап в жизни школы № 122 проходил под девизом «Учимся жить рядом!». С 2006 года классы перестали формироваться по этническому признаку. Усилившийся в последние годы поток мигрантов в Санкт-Петербург из Средней Азии коснулся и школы № 122. Контингент учащихся пополнился детьми из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. И здесь оказался полезен ранее накопленный опыт в работе с детьми-мигрантами. Пришло время реализации принципа «Учимся жить вместе!». В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 г.г. «Петербургская школа 2020» сформулирована главная стратегическая цель петербургской Школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. «Равные и разные» – это и дети-мигранты, требующие к себе повышенного внимания не только школы, но и общества в целом. Осознавая важность этой проблемы, педагогический коллектив школы в 2011 году включился в международный проект «Качество образования в условиях полиэтнической образовательной среды». В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации обучения и воспитания детей-мигрантов выявлены проблемы: 1. Слабое знание детьми-мигрантами русского языка. 2. Наличие различий между ребенком-мигрантом и основными учащимися школы в языке, способе думать, образе жизни, привычках, в результате чего возникает культурная и социальная дистанция. 3. Недостаточная психолого-педагогическая культура преподавателей, слабое знание возрастных психологических личностных особенностей учащегося-мигранта. 4. Затрудненность контакта родителей с учителями-предметниками, классным руководителем и членами родительского комитета в силу объективных причин. II. Цель ОЭР: Разработать модель деятельности образовательного учреждения по сопровождению детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа и апробировать ее эффективность через урочную и внеурочную деятельность. III. Задачи ОЭР: 1. Изучить опыт и достижения науки и практики в России и за рубежом в области построения и применения системы обучения и сопровождения детей-мигрантов. 2. Проанализировать состояние организации учебно-воспитательной работы в школе. 3. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование методик к обучению детей-мигрантов русскому языку с учетом уровня владения языком, психологическими особенностями и закономерностями этнокультурной адаптации. 4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование методик сопровождения детей-мигрантов. 5. Разработать модель сопровождения детей-мигрантов в образовательном учреждении. 6. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве школы. 7. Создать информационный банк по теме ОЭР. IV. Программа ОЭР
V. Конечные продукты ОЭР: 1. Создание и описание модели деятельности образовательного учреждения в условиях поликультурного и межконфессионального образования: «Разработка и апробация эффективной модели сопровождения детей-мигрантов в жизненном пространстве – школа» 2. Разработка и публикация локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной модели. 3. Методические материалы для организации деятельности образовательного учреждения в соответствии с предложенной моделью:
- разработка экспериментальных учебных программ (например, билингвальная программа преподавания русского языка, литературы, истории и культуры города (программа на двух языках один из которых является родным для ученика-инофона), - корректировка существующих учебных программ с целью адаптации к условиям школы.
- создание школьной модели воспитательной системы; - изучение русского языка как неродного для педагогов начальной, основной школы; - подготовка детей-инофонов к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Педагогический коллектив школы имеет достаточно высокий потенциал для ведения опытно-экспериментальной работы по данной теме. Педагоги систематически повышают свою квалификацию в рамках курсовой подготовки в СПбАППО, НМЦ. Предложения по кандидатуре научного руководителя: Материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР. Школа располагает достаточной материальной базой для реализации ОЭР: школа открыта после капитального ремонта по «Программе комплексного капитального ремонта государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга» в 2009 году. Все кабинеты оборудованы техническими средствами обучения (персональный компьютер учителя, телевизор, DVD-плеер). В семи кабинетах имеются интерактивные доски. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. Школа располагает кабинетом психологической разгрузки, медицинским кабинетом с процедурной, сырьевой современно оборудованной столовой.
В соответствии с поставленными целями эффективность реализации проекта определяются исходя из следующих групп критериев: Учить и учиться:
Жизненное пространство – школа:
Школьный менеджмент:
Профессионализм и повышение профессионализма персонала:
Показатели: позитивные изменения в динамике эксперимента в сопоставлении с данными других образовательных учреждений. Способы измерения: психологические, педагогические, социологические и др. методы, позволяющие оценить различные аспекты по выявленным критериям. VIII. SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР, в т.ч. описание опыта работы в данном направлении Внутренние ресурсы школы Преимущества:
– имеют опыт участия в инновационных проектах, готовы заниматься ОЭР; – имеют опыт применения технологий дифференцированного обучения; – понимают необходимость и направления преобразования образовательной среды школы при введении ФГОС нового поколения. – некоторые учителя имеют второе образование – психолог.
Недостатки:
Внешние ресурсы школы Возможности
Угрозы.
Директор школы И.Р.Кулиева Смотрите также: Этапы опытно-экспериментальной работы
90.05kb.
Об организации опытно-экспериментальной работы
49.6kb.
Проект опытно-экспериментальной работы по теме
117.31kb.
Положение об экспериментальной площадке и опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы
174.65kb.
Программа опытно-экспериментальной работы по теме
96.13kb.
Как разработать планирование опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении?
36.32kb.
Программа опытно-экспериментальной работы в рамках областной экспериментальной площадки тема оэр: «Технопарк в учреждении дополнительного образования детей»
322.53kb.
Программа опытно-экспериментальной работы по теме
74.29kb.
Проект приложения к приказу ко абмр перечень площадок по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в оу бмр в 2012-2013 учебном году Федеральная экспериментальная площадка
185.36kb.
Программа опытно-экспериментальной деятельности по теме
235.04kb.
Отчет опытно-экспериментальной работы по теме
943.3kb.
Отчёт об опытно-экспериментальной работе в моу «сош №12» г. Братска за 2008-2009 учебный год Актуальность, новизна, значимость проблемы эксперимента. Противоречия и проблемы, которые предполагается решить в ходе экспериментальной работы 102.92kb.
|