Главная стр 1
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша



Проект программы

экологического воспитания

«Экология души,

экология здоровья, экология природы»


Авторы:

Клементьевская Елена Александровна,

учитель биологии,



Павлова Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы



Кандалакша 2011



Содержание проекта


  1. Общие положения………………………………………………………………3 стр.

  2. Актуальность и социально-экологическая значимость………………………5

    1. Цель и задачи………………………………………………………………..7

    2. Объект и предмет исследования…………………………………………...7

    3. Гипотеза исследования………………………………………………….….7

    4. Прогнозируемый результат…………………………………………….…..8

III. Сроки реализации………………………………………………………………...8

IV. Участники программы……………………………………………………………8

V. Этапы реализации проекта………………………………………………………..9

VI. Основные направления работы………………………………………………….11



  1. Направление «Экология души»………………………………………..11

  • Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология души………………………..…12

  1. Направление «Экология здоровья»……………………………………14

  • Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология здоровья………………………15

  1. Направление «Экология природы»………………………………….…17

  • Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология природы…………………….…18

VII. Управление и обеспечение проекта……………………………………….……22

VIII. Предполагаемые результаты реализации программы……………………..…22

IX. Формы представления результатов программы……………………………...…23

X. Заключение…………………………………………………………………………23

Используемая литература…………………………………………………………..…24

Приложение



I. Общие положения проекта

Проект программы экологического воспитания «Экология души, экология здоровья, экология природы»



Номинация «Экологическое образование в среднем общеобразовательном учреждении»

Законодательная часть

В Российской Федерации приняты нормативно-правовые документы по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, в которых в качестве одного из приоритетных направлений решения экологических проблем определены экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. создает предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) одним из основных принципов государственной политики в области образования провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2).

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) устанавливает систему всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях (Статья 74 п.1 закона Российской Федерации об охране окружающей среды гласит: «Для того чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний»).
Утвержденная Указом Президента России от 01.04.96 г. № 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию человеческого общества подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны является воспитание населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Вопросы развития экологического сознания отнесены в этом документе к числу приоритетных. Информирование населения, его экологическое воспитание и образование рассматриваются как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в окружающей среде.

В «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 года, определены основные задачи построения эффективной системы экологического образования. В их числе такая важнейшая задача, как включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные, региональные и местные программы развития территорий.

В связи с этим для реализации приоритетных направлений развития экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры населения, определенных законодательными и нормативно-правовыми актами федерального значения, необходима разработка нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и создание нормативно-методической базы образовательных учреждений.

Государственная политика Мурманской области в сфере образования (Закон Мурманской области от 19 декабря 2005 г. N 707-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области")

Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере образования является региональная Программа развития образования Мурманской области, разрабатываемая с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Мурманской области и утверждаемая Правительством Мурманской области. В данный момент времени проект национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования проходит апробацию и содержание его определяется образовательным учреждением самостоятельно и направлено на решение следующих основных задач:



  • создание условий, способствующих адаптации и социализации выпускников в региональных образовательных учреждениях и социальном окружении;

  • формированию культуры межнациональных отношений;

  • формирование компетенций, обеспечивающих успешное вхождение выпускника в региональный рынок;

  • знание экологии, валеологии и истории родного края;

  • знание культуры, традиций и фольклора народов Кольского Севера;

  • умение использовать здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии в современных социокультурных условиях.

II. Актуальность и социально-экологическая значимость

«Экология» - слово, которое очень часто звучит в средствах массовой информации. В рамках Примерной программы мы редко изучаем вопросы экологического содержания. Воплощать идею экологического образования в школе достаточно трудно, сделать это через уроки практически невозможно. Можно ли в этом случае говорить об экологическом образовании как системе формирования у детей экологического мировоззрения и природоохранной деятельности? Конечно, нет. Действительно, научить ребенка любить и оберегать природу, предлагая лишь материал учебников, невозможно. Но именно в школе детей легко увлечь идеями об улучшении условий окружающей среды, охране животных, заботе о своем здоровье, о природе. Именно сейчас появилась острая необходимость в экологическом образовании детей. Естественная среда все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то остановить. Экологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители.

Экологическая проблема для людей, живущих на Севере, является еще более острой, так как здоровье и работоспособность в этих условиях поддерживать очень сложно. Активно воздействуя на природу Севера, человек испытывает еще более сильное воздействие самой среды. Климатические условия Заполярья достаточно суровы и предъявляют к организму повышенные требования. Именно здесь, у нас, проверяется «запас прочности человека». Обеспечить полноценную жизнь на севере становится все труднее и труднее, так как значимость экологических факторов на здоровье северянина растет год от года.

Уровень экологической воспитанности определяется не тем, что знает ребенок о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их, а так же насколько его эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней. Что касается поведения, важно обращаться не к знаниям ребенка, а прежде всего к его чувствам и осмыслению имеющихся знаний. Нужно воспитывать компетентность и экологическую ответственность у детей. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознание – поведение – деятельность. Следовательно, традиционная образовательная технология не может быть положена в основу образования и воспитания экологической культуры, где главное не знание проблем экологии, а их успешное решение. Компетентность складывается из трех составляющих: теоретических знаний (что я знаю?); применения своих знаний на практике (что я умею делать?); проверенные на практике знания и умения (что я уже сделал?) Именно учитель может помочь ученику способствовать становлению компетентности в принятии решений и развитии экологической ответственности [2, с. 12-18]

Уровни модели становления компетентности:


        1. Неосознанная компетентность – человек не осознает, что его действия экологически нецелесообразны

        2. Осознанная некомпетентность – человек на данном уровне способен к самоанализу

        3. Осознанная компетенция – человек неуверенно владеет приобретенными навыками, но он понимает, что от него требуется и может шаг за шагом решать поставленную задачу

        4. Неосознанная компетентность – высший уровень, когда человек автоматически выполняет правильные действия, все внимание человека сосредоточено не на самой проблеме, а на ее решении.

Усилия учителей должны быть направлены на становление такого человеческого качества, как экологическая ответственность. Учитель должен создать условия для приобретения знаний, умений, навыков, становления и развития опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, необходимых для практического решения экологических проблем.

Для формирования экологической ответственности учитель должен опираться на следующие мотивы:



  • гражданско-патриотические (основаны на желании приумножить богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по сохранению природы своей Родины);

  • гуманистические (выражаются в стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому, желание его защитить);

  • эстетические (проявляются в потребности сохранять красоту природной среды);

  • научно-познавательные (основаны на понимании сложных взаимосвязей общества, человека и природы, на стремлении познать их законы);

  • гигиенические (исходят из понимания значения окружающей среды для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные биологические и биохимические параметры);

  • экономические (базируются на признании природы как источника ресурсов для устойчивого развития)

  • правовые (связаны с реализацией гражданских прав и обязанностей по отношению к окружающей среде) [2, с. 12-18]

Экологическая ответственность основана на убеждении, что жизнь на нашей планете уникальна, неповторима, что природа принадлежит всему обществу, настоящим и будущим поколениям.

В нашей школе опыт работы по экологическому воспитанию представлен достаточно широко, но пока это направление не является значимым, и нам предстоит сделать его приоритетным.



Цель: создание широких возможностей для развития творческих способностей детей, воспитания ответственности и любви к природе родного края, формирование и развитие экологической культуры, экологического мировоззрения, активной гражданской позиции по отношению к  проблемам человечества.

Задачи:

  1. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  2. Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

  3. Развитие потребностей учащихся в здоровом образе жизни;

  4. Развитие творческих способностей;

  5. Ознакомление с методами научно-исследовательской деятельности учащихся.

Объект исследования:

Экологическое образование и воспитание школьников

Предмет исследования

Организация и содержание экологического образования и воспитания учащихся.



Гипотеза исследования

Образовательная и воспитательная деятельность школы будет способствовать экологическому образованию и воспитанию школьников, если будет направлена на реализацию:

- социально-политического аспекта, включающего в себя тревогу за хищническое отношение к природе, которое отрицательно влияет на окружающую среду;

- здравоохранительного аспекта как необходимого условия жизнедеятельности людей, благоприятно воздействующей на здоровье людей;

- воспитательного аспекта, включающего в себя общение с природой, делающее человека добрее, рачительнее, разумнее и расчетливее в отношении к природе, будит в нем лучшие эстетические чувства;

- научно-познавательного аспекта, направленного на изучение природы при сохранении ее многообразия, выяснения закономерностей изменений, вносимых человеческой деятельностью, разработку практических мер по охране природы. [5]



Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воспитание творческой личности, способной к самореализации на основе принципов целесообразности своей практической деятельности, гуманности и гражданской ответственности по отношению к окружающей природе.



III. Сроки реализации: 2010-2015 гг., 5 лет

IV. Участники программы:

  • учащиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • школьный фельдшер;

  • специалисты психолого-педагогической службы: психолог, логопед, социальный педагог;

  • хореограф;

  • родители;

  • педагоги дополнительного образования;

  • сотрудники центра медицинской профилактики, наркологического диспансера; цен­тра планирования семьи, центра реабилитации;

  • сотрудники учреждений культуры города.

  • сотрудники Кандалакшского государственного природного заповедника.



V. Этапы реализации проекта


Этапы деятельности по построению воспитательной системы

Задача

Ведущие методы

Содержательная характеристика компонентов деятельности



I этап – организационный

2010-2011



Создание условий для построения процесса экологического воспитания в образовательном учреждении на основе на основе системного подхода.

-Прогнозирование

- Проектирование

- Моделирование


  • Создание временной творческой группы по разработке программы экологического воспитания.

  • Изучение теорий, методик, подходов, передового опыта образовательных учреждений по внедрению программ экологической направленности

  • Разработка проекта программы экологического воспитания.

  • Ознакомление педагогического коллектива с основными концепциями программы экологического воспитания

  • Ознакомление обучающихся, родителей с основными концепциями программы экологического воспитания

Экспериментальный

II этап - формирующий эксперимент

2011-2012



Внедрение в учебно-воспитательный процесс программы экологического воспитания

- Мотивация

- Коррекция

- Стимулирование

- Анализ


- Планирование


  • Осмысление теоретических и методических основ реализации программы экологического воспитания

  • Работа педагогического коллектива, классных руководителей по поиску новых форм, методов, технологий реализации системного подхода в работе, направленной на экологическое воспитание учащихся.

  • Совершенствование воспитательной работы классных руководителей. Создание временной творческой группы педагогов (учителя биологии, химии, географии, физкультуры, ОБЖ, психолог) «Экологическое воспитание как основа развития созидательной личности»

  • Реализация комплексно-целевых программ на уровне образовательного учреждения «Здоровый ребёнок», на уровне классных коллективов «Земля отцов – земля детей» и др.

  • Развитие проектной деятельности учащихся.

  • Совершенствование профилактической работы через реализацию программы «Жизнь без риска».

  • Поиск новых форм работы в рамках традиционных школьных мероприятий.

  • Работа школьного детского объединения «Эврика».



IIIэтап - диагностический

2012-2014



Организация работы по отслеживанию результатов работы педагогического коллектива по апробации программы экологического воспитания

- Диагностика

- Анализ


- Анкетирование

  • Освоение нововведений в воспитательном процессе.

  • Формирование методических разработок педагогов.

  • Обновление нормативно – правовой базы по экологическому воспитанию в образовательном учреждении.

  • Отслеживание результативности процесса экологического воспитания

IV этап - заключительный

2014-2015



Объективное оценивание процесса и результатов деятельности

- Сравнительная оценка

-Индивидуальная и групповая самооценка

- Анализ и обобщение опыта

- Мониторинг






  • Обобщение и презентация опыта и результатов в реализации программы экологического воспитания.

  • Определение перспектив развития


1. Направление «Экология души»

Цель: воспитание нравственных и духовных ценностей учащихся (духовно-нравственной личности), основанных на изучении культуры родного края

Задачи:

        1. Формировать:

  • интерес и положительную мотивацию к изучению традиций Кольского края

  • эстетическое отношение детей к окружающей среде

  1. Развивать:

  • чувство любви к прекрасному и потребность в общении с прекрасным

Результаты успешного обучения учащихся:

Развитие личности ученика, обладающей духовно-нравственными потенциалом:



  • эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;

  • коммуникативными способностями;

  • этической культурой;

  • гражданским сознанием;


Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология души

п\п

Формы деятельности

Участники воспитательного процесса

Сроки реализации

1.

Использование воспитательных возможностей учебных предметов:

- литература, русский язык, история, обществознание, краеведение и др. (формирование экологического воспитания)




Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники,


2011-2015

2.

Использование возможностей элективных курсов, спецкурсов, факультативов:

  • Литературное краеведение 5-6 класс

  • Язык Кольских поморов как история развития края 7-8 класс

  • Слово о Севере 8-9 класс

  • Сказки Белого моря 5 класс

Учащиеся 5-9 классов, учителя русского языка, литературы


2011-2015

3.

Проектно исследовательская деятельность

Участие в региональных литературно-художественном конкурсе «Храмы России» и историко-литературном конкурсе «Берег России»




Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники, классные руководители


2011-2015

4.

Организация исследовательской деятельности этнографической и природоохранной направленности

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники,

классные руководители



2011-2015

5.

Создание Рукописной книги «Зеленые страницы»

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники,

классные руководители



2011-2015

6.

Научно-практическая конференция «Зеленая планета»

Учащиеся 5-9 классов, учителя предметники

Раз в год, весной

7.

Этнографические экспедиции

  • Ковда

  • Варзуга

  • Лабиринт

  • Терский берег

Учителя истории, литературы, краеведения, классные руководители
учащиеся 5-9 кл.

2011-2015

8.

Работа музея

Создание библиографического справочника «Литература твоего края»

Создание миниэнциклопедии «Искусство моей земли»


Учителя истории, литературы, краеведения,

учащиеся 5-9 кл.



2011-2015

9.

Использование возможностей школьного сайта для экологического воспитания и образования учащихся

Информационное наполнение страницы школьного сайта «Край мой – Кольская земля»



Виртуальные экскурсии:

  • «Экологическими тропами родной земли»

  • «7 чудес Кольской земли»

Фотогалереи, фотовыставки, фоторепортажи

Учителя русского языка, литературы, информатики, учащиеся 5-9 кл

2011-2015

10.

КТД – как механизм формирования экологической культуры и повышения уровня эколого-этнографических знаний

  • «Поморские посиделки»

  • «Фольклорный месяцеслов»

  • «Пестрая карусель» (народные игры)

Учителя русского языка, литературы, краеведения, классные руководители, учащиеся

2011-2015

11.

Изучение этнических традиций, преданий, мифов, легенд, топонимики, искусства нашего края

Учителя русского языка, литературы, краеведения, учащиеся

2011-2015



2. Направление – экология здоровья

Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование устойчивой мотивации на здоро­вый образ жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Задачи:

  1. Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии, формирование чувства ответственно­сти за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.

  2. Обучение детей нормам здорового образа жизни (включая саморегуляцию таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков, системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.

  3. Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической и просветительской работы.

Результаты успешного обучения учащихся:

  • анализируют взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • знакомы с факторами, отрицательно влияющими на здоровье человека, и здоровьеформирующими факторами;

  • контролируют свое поведение, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • проявляют инициативу в проведении акций по ЗОЖ, с желанием участвует в них и привлекает других;

  • распространяют информацию о здоровом образе жизни.


Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология здоровья

п\п

Формы деятельности

Участники воспитательного процесса

Сроки реализации

1.

Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения для обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства. Оборудование и открытие кабинета здоровья

Администрация, учителя, учащиеся

2011-2013

2.

Создание комнаты психологической разгрузки

Администрация

2011-2012

3.

Создание кабинета лечебной физкультуры

Администрация

2011-2012

4.

Приобретение кабинета Базарного (увеличение двигательной активности)

Администрация

2011-2012

5.

Реализация в учебный план образовательного учреждения образовательных программ предметов валеологической направленности

Администрация, учителя-предметники, учащиеся 5-9 классов

2011-2012

6.

Проведение еженедельных тематических уроков здоровья

Администрация, учителя-предметники, классные руководители, учащиеся 5-9 кл

2011-2015

7.

Использование воспитательных возможностей учебных предметов:

- биология, география, химия, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и др.



Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники,

Классные руководители



2011-20015

8.

Использование возможностей элективных курсов:

  • Твое здоровье

  • Человек и Север

  • Работоспособность и здоровье человека на Севере

  • Экология города

Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии, химии


2011-2015

9.

Работа детского объединения эколого-познавательной направленности: научное общество «Эврика» (естественно-научное направление)

Тематика работ:



  • Стресс и здоровье человека

  • Полноценное питание школьников в условиях Крайнего Севера

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники


2011-2015

10.

Профилактические Декады:

  • «SOS»

  • «Сохраним своё здоровье, свою жизнь» (предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, пожарная безопасность)




Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники,

классные руководители



2011-2015

11.

Традиционные физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • Дни здоровья

  • Городской лёгкоатлетический кросс «Золотая осень»

  • Неделя туризма

  • Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

  • Соревнования по русской лапте

  • Оздоровительный праздник «Лыжня России»

  • Военизированная эстафета, посвящённая Дню победы

Учащиеся 5-9 классов, учителя физкультуры, ОБЖ,

классные руководители



2011-2015

12.

Работа пришкольного оздоровительного лагеря «Моржата»

Администрация школы, воспитатели, учащиеся 5-7 классов

2011-2015

13.

Традиционные праздники здоровья с учетом экологического календаря и регионального компонента

  • 7 апреля Всемирный день здоровья

  • 31 мая Всемирный день без табака

  • 1 декабря Всемирный день по борьбе со СПИДом

  • 5 декабря Международный день волонтеров




Классные руководители, учащиеся

2011-2015


3. Направление «Экология природы»

Цель: воспитание у детей компетентности и экологической ответственности.

Задачи:

        1. Формировать:

  • знания о природе и экологии своего региона

  • нравственную экологическую позицию личности

  • активную жизненную позицию, творческую инициативу в охране природы родного края

  • эстетическое отношение детей к окружающей среде

Результаты успешного обучения учащихся:

  • анализируют взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • знакомы с экологическими правами и обязанностями гражданина РФ, со способами участия населения в решении местных экологических проблем;

  • контролируют свое поведение, чтобы не причинить вред окружающей среде;

  • осведомлены о глобальных и локальных экологических проблемах, знаком с возможными путями и примерами их решения;

  • выявляют местные экологические проблемы, формирует, оценивает и выбирает варианты их решения;

  • проявляют инициативу в проведении экологических акций, с желанием участвует в них и привлекает других;

  • распространяют экологическую информацию.


Система мероприятий, направленных на реализацию проекта программы экологического воспитания направления – экология природы

п\п

Формы деятельности

Участники воспитательного процесса

Сроки реализации

1.

Использование воспитательных возможностей учебных предметов:

- Биология, география, химия, русский язык, история, литература, (формирование экологического воспитания)



Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники

2011-2015

2.

Работа детского объединения эколого-познавательной направленности: научное общество «Эврика» (естественно-научное направление)

Тематика работ



  • Мониторинг зеленых насаждений города Кандалакши

  • Огороды Заполярья и средней полосы России

  • Экологический мониторинг г. Кандалакша

  • Кандалакшский государственный природный заповедник: судьбы человека и природы неразделимы

  • Роль города в жизни птиц на Севере в зимний период времени

  • Фауна и экология шмелей Севера России

  • Дневные бабочки Севера России

Учащиеся 5-9 классов, учителя-биологии, химии, географии, физики


Продолжается с 2000 г.

2011-2015




3.

Социальное проектирование в области экологического движения

Конкурс проектов:



  • Человек разумный

  • Экология глазами детей

  • Наш двор

  • Здоровый город

  • Цветики-семицветики

Создание и реализация социально-экологического проекта

«Территория моего детства»,



Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники, классные руководители

Осуществляется с 2008 г.

2011-2015



4.

Социально-значимые экологические и природоохранные акции:

  • «Благоустройство территории школы, микрорайона »

  • «Спешите делать добрые дела»

  • «Сделай лес чище»

  • «Избежать беды»

  • «Шагни в природу»

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники, классные руководители

2011-2015

5.

Благоустройство школьной территории

Создание школьного дендропарка

Конкурс «Ландшафтное проектирование»


Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники, классные руководители

2011-2015

6.

Создание уголка природы в классе

Учащиеся 5-7 классов, классные руководители

2011-2012

7.

Юннатская неделя добра

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники, классные руководители

2011-2015

8.

Содружество с научными сотрудниками Кандалакшского государственного природного заповедника (КГПЗ)

Изучение природного наследия родного края



Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии

Осуществляется с 2000 г

2011-2015



9.

Создание банка исследовательских проектов краеведческого содержания (о растениях и животных Кольского Севера на базе библиотеки КГПЗ)

Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии

Создается с 2006 г

2011-2015



10.

Предоставление данных фенологических наблюдений в «Летопись природы» КГПЗ

Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии

Осуществляется с 2004 г.

2011-2015



11

Участие в конкурсе юных натуралистов им. П. А. Мантейфеля

Учитель биологии, учащиеся

Ежегодно с 2003 года

2011-2015



12.

Летняя полевая практика

«Ботанические и зоологические исследования Кольского Севера»



Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии

2011-2015

13.

Цикл нравственно-ценностных бесед «Пусть добрым будет ум у нас, а сердце добрым будет»

Учащиеся 5-9 классов, учителя предметники, классные руководители

2011-2015

14.

Школьные выставки творческих работ обучающихся в рамках муниципальных, региональных, Всероссийских творческих конкурсов

Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники

2011-2015

15.

Традиционные экологические праздники с учетом экологического календаря и регионального компонента

  • 11 января - день заповедников и национальных парков

  • 2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий

  • 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих

  • 20 марта Всемирный день Земли
    21 марта Международный день леса

  • 22 марта Всемирный день Воды

  • 1 апреля Международный день птиц

  • 15 апреля День экологических знаний

  • 21- 29 апреля «Марш парков»

  • 22 апреля День Земли

  • 25 мая День нерпенка

  • 11 декабря Международный день гор

  • 29 декабря Международный день биологического разнообразия

Учащиеся 5-9 классов, учителя биологии, химии, географии

2011-2015


VII. Управление и обеспечение проекта

Управление проекта экологического воспитания осуществляется методическим советом школы.

Отчеты участников проекта по результатам его реализации предоставляются раз в четверть на методических советах, ежегодные отчеты по результатам реализации – на педагогическом совете.

Кадровое обеспечение проекта: учителя-предметники, классные руководители, медицинский работник, психолог, мотивированные на создание в школе условий для реализации проекта экологического воспитания.

Материально-техническая база. Укрепление материально-технической базы школы, приведения условий обучения и воспитания в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами. Приобретение оборудования и материалов для реализации проектов программы экологического воспитания учащихся.

Финансовое обеспечение. Увеличение статьи расходов «Учебная работа» на приобретение необходимого для реализации программы оборудования, материалов. Использование школой возможностей для привлечения финансовых средств за счет участия в грантовых мероприятиях.


VIII. Предполагаемые результаты реализации программы


  • Сформированность здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, экологически комфортной образовательной среды образовательного учреждения.

  • Обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, со­вершенствование ресурсного обеспечения образовательного и воспитательного процесса школы.

  • Ориентация научно-методической и экспериментальной работы на реализацию экологического воспитания.

  • Содержание образования и воспитания, обеспечивающее формирование и развитие у учащихся экологической культуры, экологического мировоззрения, активной гражданской позиции по отношению к  проблемам человечества.

  • Увеличение доли учащихся, охваченных спортивной работой, природоохранной деятельностью.

  • Увеличение количества учащихся, принимающих участие в спортивных соревнова­ниях, мероприятиях экологической и краеведческой направленности различного уровня.


IX. Формы представления результатов программы


  • Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации экологической программы «Экология души, экология здоровья, экология природы»

  • Написанные педагогами школы методические рекомендации и разработки по про­блеме экологического воспитания

  • Материалы научно-практических семинаров, конференций, проведенных в образо­вательном учреждении.

  • Авторизованные программы факультативных, элективных курсов здоровьесберегающей, экологической, краеведческой, направленности.

  • Опубликованные в информационных изданиях информационно-методического центра города Кандалакши материалы реализации проекта.

  • Размещенные на сайте образовательного учреждения аналитические отчеты о ходе реализации программы, методические рекомендации и разра­ботки, материалы по технологиям организации экологического воспитания.


X. Заключение

Экологическое образование и воспитание целенаправленный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе. В школе существует большой опыт для развития экологической культуры учащихся, необходимо работу в этом направлении привести в систему. Для развития экологической культуры можно активно использовать урочную, внеурочную и внеклассную работу, разнообразные технологии, формы, методы и приемы. Очень полезны будут коллективные творческие дела практической направленности.



В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
Используемая литература

  1. Глущенко О., Чугайнова Т. Завтра начинается сегодня. Программа по формированию экологической культуры детей / Воспитательная работа в школе №6, 2010, - с. 44

  2. Ермаков Д. С., Зверев И. Д, Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя - И.: Школьная пресса, 2002, - 112 с (с. 12-18)

  3. Зимин Д. Разноцветье. Программа воспитания учащихся 5-9 классов / Воспитательная работа в школе №9, 2009, с. 99

  4. Константинова О. П. Основные мероприятия программы «Школа здоровья» / Справочник классного руководителя, №5/сентябрь, 2007, с. 47

  5. Корепанова В. Н. Программа экологического воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» города Тобольска / festival.1september.ru

  6. Организация экологического воспитания в школе: опыт, традиции, проблемы / аsb-school-9.ucoz.ru

  7. Тимофеева С. Ф. Ландшафтное проектирование пришкольного участка / 1 сентября. Биология. №8, 2007,- с. 7

  8. Федорова Д. А. Практические занятия по экологии для школьников / Справочник классного руководителя, №9/сентябрь 2007, - с. 67

  9. Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности./ www.ecosistema.ru




скачать


Смотрите также:
Проект программы экологического воспитания «Экология души, экология здоровья, экология природы»
286.36kb.
Экология Мира экология Духа
83.55kb.
Экология и культура будущее России
144.23kb.
Экология №1dvd экология. Охрана природы
87kb.
«Экология и культура- будущее России»
73.88kb.
Основы экологии. М.: Дрофа, 2012 Региональная программа курса Общая экология
258.3kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Экология» «Экология человека»
168.5kb.
Конкурсе научно-исследовательских работ «юнэско-2010»
29.84kb.
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая среда. Экология человека. Экология в целом 20. 18
108.83kb.
Социальная экология
1539.6kb.
Экология Введение
28.51kb.
Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы»
119.82kb.