- мотивировать обучающихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;
- совместная постановка целей и задач урока
-
|
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.
-
Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут -
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук – волк.)
-
Он на дне морском живет, боком движется вперед.
Клешни режут словно нож, с пауком большим он схож. (краб)
-
Когда черен- кусач и задорен, а покраснеет – сейчас же присмиреет. (рак)
-
Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (бабочка)
Муха, муха, Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку нашла!
Каждому знакомы эти стихи К.И.Чуковского. Так же, как все помнят с детства Попрыгунью Стрекозу и Рака из басен И.А.Крылова. Все эти персонажи – представители одного типа, типа Членистоногие.
Слайд №1
Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока
| -
Личностный: проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на разгадку тайны многоообразия членистоногих;
-
Предметный: умение распознавать животных типа членистоногие, называть их;
-
Коммуникативный: умение работать с информацией на опережение, умение работать в группе
|
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- формировать научное мировоззрение и коммуникативные навыки;
- вооружить обучающихся знанием о признаках типа Членистоногие, многообразии, чертах строения;
- развивать умения сравнивать и делать выводы
|
II. Изучение нового материала: лекция, с элементами беседы сопровождается показом информационных объектов (ИО) на большом экране с помощью мультимедийного проектора).
- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?
-А знаете ли вы животных, которые относятся к данной группе?
«Черный ящик». Угадай животное по его описанию.
Тихо, чтоб никто не слышал,
В озере из норки вышел,
Повернулся, а потом
Зашагал... вперед хвостом.
Ответ: Рак
Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет.(демонстрируется влажный препарат речного рака)
- Может еще вы что-то знаете о этой группе животных? (слайды)
Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл. видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.
- Как вы думаете, почему он такой многочисленный?
- Какие членистоногие обитают в Курганской области?
Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.
Класс Ракообразные: (Слайд №5,6,) Стихи о ракообразных (ученик)
Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка
Как называются усики у ракообразных? Стр.145(стар)
. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
По учебнику найдите материал о конечностях раков(выпишите в тетрадь названия конечностей)
(Слайд №7)В чём особенность внешнего строения речного рака?
Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином.
Учитель: Что такое хитин? Какова особенность хитинового покрова?
Ответ на вопрос найдите на стр.146 учебника.
Ученик: Хитин – это особое органическое вещество. Хитиновый покров почти не растяжим. Это мешает росту молодых раков. Поэтому, раки периодически линяют. Под старым покровом образуется новый. Старый хитиновый покров лопается и сбрасывается. Рак быстро растет. По мере того, как хитин пропитывается известью, рост замедляется и затем совсем прекращается до следующей линьки. Изнутри к хитиновому покрову прикрепляются мышцы, и он играет роль наружного скелета.
Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Как же происходит процесс линьки? (фрагмент видеофильма)
Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.
Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.
Найдите в учебнике понятия «Статолиты» и «Статоцисты»
Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом
Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.
Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена “зелеными” железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Класс Паукообразные. (Слайд №8,9,) Стихи о паукообразных
(пауки, скорпионы, клещи).
Размеры паукообразных варьируют от сотен микрон (некоторые клещи) до нескольких сантиметров. Длина тела сенокосцев обычно не превышает 2—3 см. Наиболее крупные представители класса (скорпионы) могут достигать 20 см в длину. Ещё большими размерами обладают некоторые пауки-птицееды.
Клещи.(Слайд № 10) Верхний ряд –слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд- слева направо: зерновой клещ, паразитические клещи
!!! АРАХНОЛОГИЯ- наука о пауках
Класс Насекомые. (Слайд № 11,12) Стихи о насекомых
Размеры тела от 0,2 мм до 30 см и более. Насекомые являются самым многочисленным классом живых существ на Земле, занимающим всевозможные экологические ниши. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов, они могут приспосабливаться к любым условиям существования.
!!! ЭНТОМОЛОГИЯ - наука о насекомых
-
Физкультминутка. По всему классу развешаны фотографии различных представителей типа Членистоногие. Учащиеся встают, расходятся по классу и выбирают фото, определяют по различным классам. (звучит музыка)
-
Интересные факты из жизни Ракообразных (сообщение учащегося)
ІІІ. Лабораторная работа №5.“Знакомство с ракообразными”.
Оборудование:
На стола у детей натуральные объекты – речной рак, креветки. фото креветок (слайды). Алгоритм выполнения работы.
Ход работы:
1. Рассмотрите рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечности. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Какую функцию выполняет хитиновый покров? (используйте учебник)
2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?
3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие. Вывод записать в тетрадь.
( Работа с рабочей тетрадью к учебнику)
IV Значение Ракообразных (слайды), запись в тетради
Вначале учащиеся сами рассказывают о роли, затем показывается слайд
А как вы думаете? Как называется наука о ракообразных?
!!! КАРЦИНОЛОГИЯ - наука о ракообразныхНа протяжении всего урока идет работа с понятийным аппаратом (см. выше)
|
- познавательный: умение работать с понятийным аппаратом урока; умение объяснять особенности строения членистоногих во взаимосвязи с их функциями; умение находить сходство и отличие между объектами, обобщать полученную информацию;
Умение узнавать объект по словесному описанию и фотографии;
- регулятивный: умение выполнять учебное задание по алгоритму действий;
- коммуникативный: умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы;
- предметный: умение сравнивать животных одного типа и разных классов;
|
Научить школьников:
- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;
- верно определять степень усвоения нового материала;
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности
|
Самоанализ
-
Задание на самоанализ.
Анкета
-
На уроке я работал активно/пассивно
-
Своей работой на уроке я доволен/недоволен
-
Урок для меня оказался коротким/длинным
-
За урок я не устал/устал
-
Мое настроение стало лучше/стало хуже
-
Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
-
Домашнее задание мне кажется легким/ трудным
интересно/не интересно
Самооценка
-
Задание на самооценку.
Составьте синквейн на тему «Членистоногие»
*Д/з Приготовить сообщения о представителях разных классов типа Членистоногие
|
Личностный:
-позитивный, эмоциональный заряд учащихся, направленный на разгадку типа Членистоногие поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса
Познавательный:
- реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме;
- овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным
Регулятивный:
- учащиеся обучены выполнять учебное задание в соответствии с планом;
Коммуникативный:
- разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально
|
- соотнести полученный результат с поставленной целью;
- оценить результат своей деятельности;
-определить степень самоконтроля освоения учебного материала
|
Цели темы:
- Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие; показать многообразие типа Членистоногие;
- Формировать умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных; рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные;
- Развивать умения практической деятельности на уроке;
- Воспитывать бережное отношение к живой природе;
- Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека
Планируемые ключевые умения темы:
Личностные:
- проявление позитивного отношения к процессу познания многообразия форм жизни на Земле на примере Членистоногих
Познавательные:
- умение использовать приобретенные знания для осознания роли Членистоногих
Регулятивные:
- умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания
Коммуникативные:
- умение работать в атмосфере сотрудничества
Предметные:
- умение описывать особенности строения типа Членистоногие, многообразие форм, давать определения ключевым терминам и понятиям темы.
|
Личностный:
- сформированы умения учащихся работать с понятийным аппаратом урока;
-удалось удивить ученика, разбудить в нем интерес к теме, создать ситуацию успеха;
- расширен арсенал способов подачи информации с применением Интернет-ресурсов
Регулятивный:
-учащиеся научились выполнять эксперимент (лаб.работу) по алгоритму действий с выдвижением гипотезы
Коммуникативный:
-учащиеся умеют выполнять учебные задания в паре, группе, совместно выполнять задания, формулировать выводы
Предметный:
- учащиеся логически верно выстроили цепочку доказательств о специфических чертах животных типа Членистоногие, их сходстве и отличии от других организмов, о многообразии типа, о роли в природе и жизни человека, показали умение анализировать, предполагать, доказывать
|