Главная стр 1
скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» ст.Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район

ПРОЕКТ

«Ярмарка! Ярмарка!»

(подготовительная логопедическая группа)

Карташева Наталья Ивановна,

воспитатель,

Подмогильная Светлана Владиславовна,

музыкальный руководитель

ст. Брюховецкая

2012
Край родной!.. Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей...


Был бы ты, а мы - то будем живы
Щедростью и радостью твоей.

Варавва И.Ф.

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань - родная земля», «Кубань - жемчужина России», «Кубань - наша Родина», «Кубань - мать родная», «Кубань - житница России».

Пожалуй, ни в каком другом крае нет такого творческого своеобразия, такого уникального творческого переплетения, как у нас на Кубани. В кубанской народной культуре соединились разом богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, вечное стремление к прекрасному, и тут же чисто украинская располагающая задушевность, мягкость и доброта.



Актуальность темы проекта.
Меняются времена, эпохи, люди. Но остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине и интерес к истокам национальной культуры, особенно нашей родной кубанской возрастает.

Но, к сожалению, мы растеряли многие ценности души человеческой. Мы недостаточно знаем свои традиции, культуру, свои корни. А ведь мы должны знать и бережно хранить свои национальные традиции, праздники, обряды, песни, танцы. И такая великая нация, как русская, должна передавать их из поколения в поколения.

Детство - пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте найдется душевный отклик на происходившие и происходящие события, их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве - самый непосредственный искренний и чистосердечный. В старшем дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит, и осознанное отношение к окружающей его действительности: природе, быту, общественным явлениям, укладу семьи, проявляется первый интерес к народным традициям, народным ценностям и искусству.

Начиная работу по реализации проекта, мы пришли к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами, бытом, традициями, праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладным искусством поможет обрести прекрасные образцы поведения, речи, подражание которым позволит ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.

Народные кубанские песни, игры, поговорки, пословицы называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие на чувства человека: они прекрасны и образны. Знание и соблюдение народных обычаев, традиций дает широкие возможности в воспитании детей.

Народное творчество, народные традиции – источник добра и мудрости.



Цель и задачи проекта.

Цель: Познакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества, воспитывать в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.

Задачи:

- знакомить с обычаями и традициями кубанских казаков;



- познакомить старших дошкольников с историей возникновения кубанского женского и мужского костюма;

- прививать детям любовь к народному творчеству, дать представление о вышивке – как основном виде народного изобразительного искусства на Кубани;

- продолжать знакомить с кубанскими народными песнями и играми, кубанским диалектом;

- формировать интерес к изучению культуры своих предков.


Сроки реализации: октябрь – ноябрь 2012 года
Участники: педагоги, воспитанники подготовительной логопедической группы и их родители
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный




мероприятие

сроки

ответственный

1.

Изучение литературы:

«Кубань – ты наша Родина» под редакцией Хлоповой



1,2 неделя окрября

Муз.рук.

Воспитатель



«Приходи к нам праздник», составители: И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова 1999 Академия развития

«Праздники в детском саду», сост. Михайлова М.А.изд.1998 Академия развития

«Музыкальная палитра» - №5 2009-2012г.

«Музыкальный сундучок», сост. Н. Щербакова -2012

«Так играли наши предки», автор В. Тетерюк изд.2011г.

«Музыка в детском саду» вып 4., составители: Н.Ветлугина, И. Дзержинская, Т. Ломова.

«Популярные песни кубанских композиторов» вып. 1, составитель В. Кеворков.

«Танцевальная ритмика для детей», вып.2.

«Музыка и движение», составители: С. Бекина, Т.Ломова, Е.Соковнина.



«Ребёнок в детском саду»


2.

Поиск информации в сетях:

«Дошколенок. ру»,



Октябрь

Муз.рук.

Воспитатель



-festival.1september.ru

Сайт для педагогов


3.

Прослушивание, подготовка фонограмм:

«Хлебушко», муз. Г. Пономаренко, сл.В.Лазарева;



1,2 неделя октября

Муз.рук.,

Воспитатель


«Кубань-отчий дом», муз.В. Бабкина, А. Журавлёва;

«На Кубани мы живём», муз. В. Захарченко, сл. А. Костарева;

«Ярмарка», муз. Б. Савельева, сл.Овсея Дриза;

«Кубаночка», муз. Г. Селезнёва, сл.О.Левицкого,

«Кубанский перепляс», муз. р.нар.;

«Балалаечка», р.н.п.;

«Коробейники», р.н.п.;

«Барыня», р.н.п.


4.

Опрос воспитанников:

«Что я знаю о традициях»



1 неделя октября

Муз.рук.,

Воспитатель



2 этап – основной




мероприятие

сроки

ответственный

1



Беседы:

  1. Кубанская ярмарка.

Октябрь


Воспитатель





  1. Коробейник на ярмарке – главный

продавец!

  1. Рассказ об истории возникновения кубанского костюма (женского и мужского)

4 неделя октября

Муз.рук.

Воспитатель




  1. Рушник – дорога жизни

Начало октября

Воспитатель



  1. Волшебная вышивка Кубани

  1. Обычаи и традиции казаков

Начало ноября

2.

Рассматривание картин и иллюстраций:

  1. Рассматривание костюма казака.

Сентябрь

Муз.рук.


Воспитатель


  1. Рассматривание костюма казачки.

Октябрь


  1. Рассматривание орнамента кубанских вышивок.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением коробейников с коробами.

4 неделя
октября



  1. Рассматривание иллюстраций - что продают на ярмарке.

  1. Рассматривание вышивок на рушниках

3.

Слушание произведений кубанских композиторов в исполнении кубанского казачьего хора:

  1. Русская народная песня «Коробейники».

Октябрь ноябрь



Муз.рук.



  1. Песни Кубанского народного хора.

4.

Разучивание песен:

  1. «Молодыця гарна».

Октябрь,


ноябрь

Муз.рук.


Воспитатель


  1. ЧАСТУШКИ «Во саду ли, в огороде».

5.

Разучивание танцев:

  1. «Кубань - мой отчий дом», муз. В. Бабкина.

Октябрь
Ноябрь


Муз.рук.


Воспитатель

  1. «Танец с ложками», муз.

  1. «Танец с платками», муз Г.Плотниченко.

  1. Хоровод «На горе-то калина», муз.

  1. «Виноград», муз.

6.

Разучивание кубанских игр:

  1. «Сон казака».

Октябрь

Муз.рук.

Воспитатель




  1. «Пугало».

  1. «Передай подкову».

7.

Знакомство с диалектом кубанских жителей:

  1. Разбор слов часто встречающихся в разговоре старшего поколения.

октябрь

Муз.рук.

Воспитатель




  1. Разбор слов встречающихся в тексте песен.

  1. Знакомство с диалектом кубанского народа.

8.

Дидактические игры:

  1. Найди деталь костюма казака

Октябрь
Октябрь


Воспитатель




  1. Назови деталь костюма казачки и казака.

  1. Собери костюм казака и казачки (пазлы)

9.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Без будущего нет прошлого»

Октябрь


Воспитатель




  1. Рассказ на родительском собрании о работе с детьми: ознакомлению детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества, знакомить детей с кубанской традицией, бытом казаков.

Конец сентября





Воспитатель




  1. Привлечение родителей к участию в подготовке к «Кубанской ярмарке».

октябрь ноябрь

Муз.рук.


Воспитатель

Муз.рук.


Воспитатель

  1. Привлечение родителей к участию в праздничном мероприятии «Кубанская ярмарка»

Октябрь

ноябрь


10.

Посещение музея:

Рассматривание хаты, предметов быта…



1 неделя октября

Воспитатель




11.

Работа с педагогами:

  1. Буклет с одеждой казачки

4 неделя октября


Муз.рук.


Воспитатель


  1. Буклет «Пословицы о казаке и его верном друге его – коне».

  1. Буклет «Рушник – дорога жизни»

  1. Изготовление брошюры со словами кубанского говора (для педагогов и родителей).

12.

Выступление перед детьми старшего дошкольного возраста детского сада (обыгрывание программы)

3 неделя октября

Муз.рук.

Воспитатель


3 этап – заключительный






мероприятие

сроки

ответственный

1.

Развлечение «Кубанская ярмарка»

Ноябрь 2012 г

Муз.рук.

воспитатель



2.

Опрос воспитанников

«Что я знаю о традициях»



Ноябрь 2012

Воспитатель


Технология реализации проекта
После реализации группового проекта «На Кубани мы живем!» возникла идея закрепления полученных раннее сведений, расширения представлений детей об истории, культуре, быте кубанского казачества посредством песенного, музыкального, устного народного творчества.

На первом этапе проекта была изучена представленная выше методическая литература, подписные издания, публикации на сайтах дошкольного образования.

С целью определения уровня знаний старших дошкольников об истории, культуре, быте кубанского казачества был проведен опрос воспитанников подготовительной логопедической группы по следующим вопросам и получены определенные результаты.



Вопрос

Дети ответившие

на вопрос



Дети не ответившие

на вопрос



Кол-во

детей


%

Кол-во

детей


%

1.

Что вы знаете о ярмарке?

8

47%

9

53%

2.

Кто такой коробейник?

-

0%

17

100%

3.

Назовите детали кубанского мужского костюма

2

2,5%

15

97,5%

4.

Назовите детали кубанского женского костюма

4

23,5%

13

76,5%

5.

Чем занимались девушки вечерами?

3

17,6%

14

82,4%

6.

Чем украшали хаты? Что такое рушник?

1

2,7%

16

97,3%

7.

Какие старые слова вы знаете, объясните значение.

6

35,2%

11

64,8%

8.

Как встречали гостя на Кубани?

-

0%

17

100%

9.

Кто воспитывал младших детей, пока мама занималась хозяйством?

-

0%

17

100%

10.

Кого нужно было спрашивать при начале нового, важного дела?

-

0%

17

100%

11.

Как называлась посуда?

2

11,7%

15

88,3%

12.

Что такое «глэчик», «макитра», «горка», рубель?

-

0%

17

100%

13.

Какие игры кубанских казаков вы знаете?

16

94,2%

1

5,8%

14.

Из чего строили и чем крыли хату?

2

11,8%

15

88,2%






На втором этапе согласно разработанному плану проведен комплекс образовательных мероприятий.

1. Проведены беседы «Кубанская ярмарка» и «Коробейник на ярмарке – главный продавец». Из которых дети узнали кто такой коробейник, что означает слово «ярмарка».

Были проведены беседы с показом женского и мужского костюма. Дети примеряли на себя костюм казака и казачки, узнали, что истоки костюм берет от украинского народного костюма. В беседах «Рушник – дорога жизни», «Волшебная вышивка» педагоги рассказали детям о рукоделии, украшении дома рушниками, которые в свою очередь были вышиты различными орнаментами. В ходе беседы дети узнали о неписаных правилах, традициях, обычаях, по которым жили казаки, передавали их от поколения к поколению. Дети познакомились с традицией встречать гостей, узнали, как уважительно относились казаки к старшим, пожилым людям, а также о воспитании детей в семье.

2. На музыкальных занятиях и в совместной деятельности проходило слушание песен казачьего Кубанского хора, а также знакомство детей с народными песнями и разучивание их на кубанском народном диалекте.

3. Разучены подвижные народные кубанские игры «Сон казака», «Пугало», «Передай подкову».

4. Посетили краеведческий музей, где дети рассмотрели хату казака. Экскурсовод очень подробно рассказал о хате казака от начала строительства, какой материал использовали для возведения стен и чем белили стены, чем крыли крышу, до внутреннего убранства хаты. Дети узнали, как называлась посуда, об убранстве хаты и многое другое.

5. Для закрепления деталей костюма казака и казачки изготовлена дидактическая игра «Назови деталь костюма», а также игра - пазлы «Собери и назови».

6. Параллельно осуществлялась работа с родителями по данному вопросу. На родительском собрании дана информация о начале проекта, его целях, задачах. Поэтому родители стали активными участниками данного проекта. Помогали в сборе слов кубанского диалекта, встречающихся еще у старшего поколения. Помогли в украшении музыкального зала для музыкального развлечения «Ярмарка! Ярмарка! На Кубани ярмарка!». Были изготовлены куклы, принесены рушники, деревянные, глиняные свистульки, крынки, самовар.

7. Так же параллельно проводилась работа и с педагогами. Для них были выпушены буклеты «Буклет с одеждой казачки», «Пословицы о казаке и его верном друге его – коне», «Рушник – дорога жизни», брошюра со словами кубанского диалекта и пословицами о казаке и друге его коне, «Кубанские пословицы и поговорки», «История возникновения костюма кубанской казачки».

Авторы проекта разработали и провели на Совете педагогов деловую игру «Что мы знаем о Кубани?», в рамках которой педагоги проверили свои знания в области краеведения.

В ходе реализации второго этапа был собран, оформлен практический материал, который содержится в приложениях: конспекты бесед и кубанских игр, фотографии и иллюстрации, тексты песен, подборка диалектных слов, консультации для родителей и педагогов, буклеты, сценарий развлечения.

На третьем, заключительном, этапе, по окончании работы над проектом был проведен итоговый опрос воспитанников для определения уровня усвоения материала.






Вопрос

Дети ответившие

на вопрос



Дети не ответившие

на вопрос



Кол-во

детей


%

Кол-во

детей


%

1

Что вы знаете о ярмарке?

17

100%

-

0%

2

Кто такой коробейник?

15

88,2%

2

11,8%

3

Назовите детали кубанского мужского костюма

13

76,5%

4

23,5%

4

Назовите детали кубанского женского костюма

15

88,2%

2

11,8%

5

Чем занимались девушки вечерами?

17

100%

-

0%

6

Чем украшали хаты? Что такое рушник?

12

70,5%

5

29,5%

7

Какие старые слова вы знаете, объясните значение.

14

82,4%

3

17,6%

8

Как встречали гостя на Кубани?

15

88,2%

2

11,8%

9

Кто воспитывал младших детей, пока мама занималась хозяйством?

17

100%

-

0%

10

Кого нужно было спрашивать при начале нового, важного дела?

11

64,8%

6

25,2%

11

Как называлась посуда?

10

58,8%

7

41,2%

12

Что такое «глэчик», «макитра», «горка», рубель?

12

70,5%

5

29,5%

13

Какие игры кубанских казаков вы знаете?

16

94,2%

1

5,8%

14

Из чего строили и чем крыли хату?

15

88,2%

2

11,8%

Далее в таблице представлены сравнительные результаты знаний, представлений детей подготовительной логопедической группы об истории, культуре, быте кубанского казачества.






Вопросы

Начало проекта

Завершение проекта

1.

Что вы знаете о ярмарке?

47%

100%

2.

Кто такой коробейник?

0%

88,2%

3.

Назовите детали кубанского мужского костюма

2,5%

76,5%

4.

Назовите детали кубанского женского костюма

23,5%

88,2%

5.

Чем занимались девушки вечерами?

17,6%

100%

6.

Чем украшали хаты? Что такое рушник?

2,7%

70,5%

7.

Какие старые слова вы знаете, объясните значение.

35,2%

82,4%

8.

Как встречали гостя на Кубани?

0%

88,2%

9.

Кто воспитывал младших детей, пока мама занималась хозяйством?

0%

100%

10.

Кого нужно было спрашивать при начале нового, важного дела?

0%

64,8%

11.

Как называлась посуда?

11,7%

58,8%

12.

Что такое «глэчик», «макитра», «горка», рубель?

0%

70,5%

13.

Какие игры кубанских казаков вы знаете?

94,2%

94,2%

14.

Из чего строили и чем крыли хату?

11,8%

88,2%

Ярким итогом работы всех участников реализации данного проекта стало музыкальное развлечение «Ярмарка! Ярмарка! На Кубани ярмарка!» с участием педагогов, воспитанников подготовительной логопедической группы и их родителей.




Библиографический  список

  1. «Кубань – ты наша Родина» под редакцией Т.П. Хлоповой

  2. «Приходи к нам праздник», составители: И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова 1999 Академия развития

  3. «Праздники в детском саду», сост. Михайлова М.А.изд.1998 Академия развития

  4. «Музыкальная палитра» - №5 2009-2012г.

  5. «Музыкальный сундучок», сост. Н. Щербакова -2012

  6. «Так играли наши предки», автор В. Тетерюк изд.2011г.

  7. «Музыка в детском саду» вып 4., составители: Н.Ветлугина, И. Дзержинская, Т. Ломова.

  8. «Популярные песни кубанских композиторов» вып. 1, составитель В. Кеворков.

  9. «Танцевальная ритмика для детей», вып.2.

  10. «Музыка и движение», составители: С. Бекина, Т.Ломова, Е.Соковнина.

  11. «Ребёнок в детском саду»

  12. «Традиции и обычаи казаков», Топорков А.Л. 2002.

  13. А также поиск в информационных сетях:

- «Дошколенок. ру»,

-festival.1september.ru



Беседа об одежде казачки

Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. 



Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева. Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Одежду шили из ситца, шелка, бархата.

Традиционная кубанская женская рубаха была длинной, с длинными же прямыми рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда с воротником, прямым разрезом и застежкой на пуговицу или с завязками.



В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Девочки в одной рубашке, подпоясанной поясом или бечевой, ходили до 10—12 лет, а в старину — до самого замужества.

Орнамент на рубашке

Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отделкой
А вот праздничные кофты ("кирасы") шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев и белорусов, чем для русских. Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок), на вздернутом шнуре —учкуре. Юбок одевалось иногда даже по две-три одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.





Передник, фартук, завеска не был у кубанских женщин такой обязательной частью костюма, как у женщин других районов России. Его надевали главным образом для работы.

Со второй половины прошлого века среди кубанских женщин распространяется городская одежда — юбки и кофты из покупных тканей (парочка, если они шились из одного материала). В богатых семьях парочку шили из шелковых и шерстяных тканей, в бедных — из ситца. Кофточки были разнообразных фасонов, в зависимости от моды.

Старинной и общераспространенной раньше на Кубани верхней женской одеждой был зипун, по покрою такой же, как и мужской. Однако во второй половине XIX в. казачки носили его уже сравнительно редко и далеко не везде. Верхней одеждой казачек была кохта — прямосшитая одежда, немного ниже колен, с широкими косыми полами, образующими глубокий запах, без воротника, с застежкой на одну пуговицу у горда. Она шилась на стеганой подкладке из разнообразных материалов, в зависимости от достатка. Эта одежда считалась очень удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло.

На Кубани, как и почти везде в России, женщины заплетали волосы в косы и укладывали их на затылке в пучок. Однако здесь не было принято полностью закрывать волосы — весьма тщательно закрывался только пучок. «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и на двор не вый­дет»,— говорили на Кубани. Шлычка — род маленькой шапочки, состоявшей из круглогодонышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. А еще и кичка.



На шлычку и кичку женщины летом надевали легкие ситцевые или шелковые платки, зимой — теплые вязаные платки или шали.




Девушки зимой носили такие же платки, как и замужние женщины, а летом могли ходить с открытой головой и со спущенной на спину косой, перевязанной лентой.



В западных районах пожилые женщины вспоминают о девичьих венках украинского типа из живых и искусственных цветов, которые они носили в дни своей юности.





Из украшений самыми распространенными были дешевые бусы и особенно серьги и кольца. В бывших черноморских станицах бусы называли намисто



Рабочей обувью у женщин, как и у мужчин, были чирики, башмаки, башмаки с ушками..  среди женщин было принято носить сапоги. Причем особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках, как у украинок.



У кубанцев было хорошей традицией собираться за рукоделием у кого-нибудь в доме. Ручная работа, которая выполнялась на посиделках, не всегда была необходимостью и имела больше характер эстетический: девушки вязали кружева, вышивали платочки.


скачать


Смотрите также:
Проект «Ярмарка! Ярмарка!»
278.86kb.
Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В. Я. Ерошенко Белгород, 2009 Оформление зала: надпись «Сорочинская ярмарка»
99.84kb.
Урок путешествие «Сорочинская ярмарка». Народные промыслы
58.97kb.
Выставка ярмарка для дошкольников Праздничным мероприятиям ко Дню учителя дала старт районная выставка – ярмарка методических идей «Палитра мастерства»
52.05kb.
Защита творческих работ. «Ярмарка вакансий»
131.43kb.
Ярмарка педагогических идей
164.41kb.
Сценарий праздника " ярмарка"
47.98kb.
Урок «Ярмарка знаний» Тема урока: Решение задач.
52.48kb.
Ярмарка умельцев
42.49kb.
25 мая 2013 года на Театральной площади г. Кирова прошла ярмарка товаров народного потребления «Созвездие ремёсел», на которой была представлена продукция, изготавливаемая образовательными учреждениями г
9.64kb.
"Ярмарка достоинств"
74.89kb.
Сценарий праздника «Ярмарка народных промыслов России»
70.67kb.