Оборудование набор простых механизмов, ножницы, кусачки, компьютер, проектор, презентация « Простые механизмы»
Литература: Ц.Б.Кац, Биофизика на уроках физики,
А.И.Семке, Задачи по физике.
Ход урока
Этап урока
СУМ (содержание учебного материала)
МО ( методы обучения)
ФОПД ( формы организации познавательной деятельности учащихся)
Уровень усвоения учебного материала
социализирующий аспект, компетентностные задания
подготовка к ПГК, ЕНТ
индивидуально-коррекционная работа
1 этап
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
словесные
фронтальные
1
Сообщение темы и задач урока.
Физминутк на внимание.
ЗОЖ
2 этап
Актуализация опорных знаний
Таблица «Рычаги»
Рычаг первого рода
( силы приложены по обе стороны от точки опоры)
Рычаг второго рода
( силы приложены по одну сторону от точки опоры)
Общее:
Простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе за счет проигрыша в расстоянии.
Условие равновесия одинаковы.
Различия:
Точка опоры расположена между точками приложения сил.
Силы направлены вертикально вниз.
Точка опоры расположена на конце рычага.
Одна сила направлена вверх, а другая вертикально вниз.
проблемные
групповые
4
Таблица «Блоки»
Неподвижный
Подвижный
Общее:
Блоки – простые механизмы, служащие для подъема и опускания грузов.
Блок – устройство ,представляющее собой колесо с желобом, по которому пропущен трос.
Различия:
Ось вращения неподвижна.
Не дает выигрыша в силе.
Позволяет изменять направление действия силы.
Ось вращения перемещается при подъеме груза.
Дает выигрыш в силе в два раза.
Направление прилагаемой силы не меняет.
3 этап
Исследование простых механизмов в технике
Ответить на вопросы по загадкам:
У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут. (тиски).
Вопрос. Почему при зажатии в тисках детали вы беретесь не за середину, а за край ручки?
Ответ. Чтобы увеличить плечо и уменьшить силу.
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (ножницы).
Вопрос. Можно ли ножницы назвать рычагом?
Ответ. Да.
Частично-
поисковые
фронтальные
3
Два брата, одно сердце.( ножницы).
Вопрос. Чем отличаются ножницы по резке бумаги от ножниц по резке металлов?
Ответ. Ножницы по резке бумаги имеют длинные лезвия и почти такой же длины ручки, так как для резки бумаги не требуется большой силы. У ножниц по металлу лезвия короткие, а ручки длинные, так как для резки металла необходимо прилагать достаточно большую силу.
Этап урока
СУМ (содержание учебного материала)
МО ( методы обучения)
ФОПД ( формы организации познавательной деятельности учащихся)
Уровень усвоения учебного материала
социализирующий аспект, компетентностные задания
подготовка к ПГК, ЕНТ
индивидуально-коррекционная работа
И у нас
И у вас
Поросенок увяз. (клин).
Вопрос. Какие простые механизмы дают выигрыш в работе?
Что за чудо великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается трудом,
Помогает строить дом. ( подъемный кран).
4 этап
Простые механизмы в живой природе
У кошек рычагами являются подвижные когти.., у многих рыб шипы спинного плавника, у членистоноги большинство сегментов их наружного скелета, у двустворчамых моллюсков- створки раковины.
Репродуктивные
фронтальные
2
Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере с силе. Особенно большие выигрыши в скорости получаются у насекомых.
Соотношение длины плеч рычажного элемента скелета находится в тесной зависимости от выполнения данным органом жизненных функций. Например, длинные ноги борзой и оленя определяют их способность к быстрому бегу, короткие лапы крота рассчитаны на развитие больших сил при малой скорости. Длинные челюсти борзой позволяют быстро схватить добычу на бегу, а короткие челюсти бульдога смыкаются медленно, но сильно держат.
В растениях рычажные элементы встречаются реже. Типичный рычаг- ствол дерева и корни.( сосна и ель, сравнить). Рычажные механизмы можно найти в цветах ( тычинки шалфея).
Когти, рога, клыки, зубы животных напоминают клин, клину подобна и форма головы быстроходных рыб.